Что такое заигрыши на масленице. Традиции масленицы - праздник по дням недели

Каждый день масленичной недели имеет свое название. Второй день праздника в народе прозвали Заигрышами, и он обладает своими уникальными традициями и обычаями.

Ранняя Масленица в 2018 году начинается с 12 февраля и продлится до 18 числа. Праздничная неделя для всех является поводом повеселиться, полакомиться вкусными блинами с различными начинками и провести несколько обрядов, чтобы привлечь в жизнь благополучие и процветание .

Традиции второго дня Масленицы

Второй день Масленицы проводят с участием различных персонажей, которые поднимают людям настроение и зазывают их на веселые гулянья. Обычно это Петрушка и Дед-зазывала, которые развлекают народ, предлагая покататься на горках, коньках и санках, а также на лошадиных упряжках.

Повсюду во время Заигрышей можно встретить людей в масках, которые поднимают настроение окружающим. В современном мире ряженые чаще всего выбирают готовые костюмы и маски, тогда как наши предки сами шили себе праздничные карнавальные наряды. Ряженые ходили по домам, возвещая о начале второго дня Масленицы и обязательно угощались блинами, желая хозяевам благополучной жизни.

Во вторник люди по традициии ходят друг к другу в гости и угощаются приготовленными блинами с различными начинками. Чем больше гостей пожалует в дом, тем радостней хозяевам, ведь пришедшие несут с собой энергетику благополучия и процветания.

Во время Заигрышей парни и девушки присматриваются друг к другу, чтобы определиться с выбором женихов и невест. Молодые люди решали, к кому они отправят сватов для будущей свадьбы, а девушки не теряли время и гадали на суженого. Множество обрядов, которые направлены на привлечение любви , можно провести и сейчас.

Во время празднования большое внимание уделяли украшениям, которые вешали на сани, запряженные лошадьми. Молодежь мастерила чучело Масленицы и с веселыми песнями катала его по деревне, а также в поле, чтобы позвать весну и привлечь обильный урожай.

Развлечения и катания с гор также символичны. Считалось, что чем дальше человек съедет с обледенелой горы, тем больший урожай льна будет у везунчика.

Большое внимание во второй день Масленицы уделялось молодоженам. Они обязательно объезжали деревню на красиво украшенных санях, принимали поздравления и угощали празднующих блинами.

На Масленицу наши предки не употребляли алкоголь: считалось, что он дурно влияет на мысли и отводит удачу от людей. Проведите этот день вместе с друзьями и близкими, обязательно прокатитесь с горки или покатайтесь на коньках. Ваше прекрасное настроение станет залогом удачи на весь год. Желаем вам счастья и радости, и не забывайте нажимать на кнопки и

13.02.2018 01:15

Масленица - славянский праздник, зародившийся в глубокой древности. Раньше его ждали с нетерпением. Особые приметы...

Масленичная неделя - период гуляний на широкую ногу. Как говорили в старину, пришла Масленица-разорительница. Не...

Наступает 2 день масленицы, получивший название в народном календаре Заигрыш, в первой декаде марта. Как следует из названия, в это время начинаются различные игры для взрослых и детей. Список таковых открывают традиционные катания на санках с горки, коньках, прогулки на лошадиных упряжках и прочие забавы. Помимо спортивной части, второй день масленицы характеризуется насыщенной развлекательной программой.

Основные действующие лица праздника

Важной частью масленичной традиции являются Петрушка и хранитель праздника — Дед-зазывала. Их задача — создать праздничное настроение. При этом подход необходимо было найти к любому гостю, пожаловавшему на пир. Сделать это было не всегда просто, поэтому для этой роли подбирались самые харизматичные жители конкретного населенного пункта.

Использовать Дед-зазывала и Петрушка могли только свои таланты и силу красноречия. В связи с этим процесс подготовки к масленичной неделе начинался в конце осени. Непосредственные участники праздника должны были продумать каждое свое действие, чтобы масленичный заигрыш удался на славу. При этом работать им приходилось не только вдвоем.

На протяжении всей праздничной недели по улицам ходили ряженые в масках. Каждый образ не должен был походить на уже существующие, поэтом глашатые торжества тратили два и больше дней на разработку концепции. Столь трепетное отношение сохранилось и в наши дни. Несмотря на возможность приобрести в торговой сети наряд любого фасона, многие продолжают самостоятельно их делать.

Если тяга к созданию уникальных костюмов даже в XXI не ослабла, то с течением времени немного изменились функции ряженых.

В годы наших предков их задача — сообщить горожанам о наступлении 2 дня масленицы. Они имели право зайти в любой дом, чтобы поздравить со столь знаменательным событием. В ответ хозяева должны были угостить пришедших свежеиспеченными блинами.

В наши дни акцент в походах ряженых немного сместился. В большинстве своем они гуляли только по территории, где проходил праздник. В зависимости от местных традиций, они пели, танцевали, рассказывали веселые истории и просто развлекали гостей. Неотъемлемой частью их работы было управления имеющимися на площади забавами:

  • аттракционы;
  • катание на лошадиных упряжках;
  • сани;
  • лыжи;
  • кулинарная часть;
  • ведение конкурсов для различных возрастных групп и пр.

Спортивная часть весеннего праздника

Вне зависимости от того, какая погода стояла за окном, вторничный заигрыш невозможно было себе представить без многочисленных активных способов провести время весело. Как было сказано ранее, открывала список спортивных забав езда на запряженной тройке. Если дело происходило в сельской местности, то гостей везли через заснеженный лес. Благодаря этому получалось в полной мере погрузиться в атмосферу праздника.

Случалось так, что праздник могут проходить в городской черте или без значительного снежного покрова. В этом случае просто меняли тип колесницы. Вне зависимости от того, какую погоду небесная канцелярия приготовила для гостей, катание на лошадях носило обязательный характер. Также существовала традиция перетягивания канатов, покорения измазанного жиром столба.

Не забывали на подобных мероприятиях и о маленьких гостях. Специально для них устанавливали разнообразные аттракционы:

  • горки;
  • «цепные качели»;
  • «качели-лодочки»;
  • «лошадки».

Кулинарные традиции праздника

Вне зависимости от того, какой день Масленицы был за окном, молодые и пожилые активно пекли и кушали блины. При этом начинки были всевозможные. Красная и черная икра, сгущенное молоко, сметана, каша, грибы, жульен — одно только перечисление яств занимает несколько часов. Считалось, что дело каждого гостя скушать как минимум 3-4 блинчика во время каждого праздничного дня.

При этом первый блин, который готовился супругой, надлежало скушать дома.

В последующие дни надлежало ходить в гости на блины к близким и соседям, не забывая при этом угощать тех, кто придет в гости. Одной из значимых традиций вторничной масленицы являются так называемые «тещины блины». Как бы в течение календарного года теща и зять не ссорились, на Масленицу надлежало «закопать топор войны». Делалось это в Прощеное воскресенье.

Обязательные походы в гости на блины имели и еще одну цель. Помимо сближения с соседями и друзьями, неженатые молодые люди получали возможность присмотреть себе невесту. Ведь во второй праздничный день можно зайти в любой дом, где тебя примут и накормят. Благодаря этому молодые люди могли оценить девушек не только с внешней, но и с практической точки зрения.

Если в доме было грязно, блины были невкусными, а общая атмосфера оставляла желать лучшего — то у такой красавицы не было практически никаких шансов обратить на себя внимание потенциального кавалера. Именно поэтому каждая незамужняя старалась показать себя с лучшей стороны. Для этого можно было использовать любые способы, позволяющие даме подчеркнуть свои сильные стороны.

Масленица - это самый раздольный, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. Веселое прощание с холодной, надоевшей зимой и одновременно встреча долгожданной весны, солнца и тепла! Древние славяне устраивали проводы зимы и встречу весны в честь языческого бога плодородия и скотоводства Велеса. После принятия христианства этот праздник на Руси сохранился, а с XVI века он стал называться Масленицей. Ведь на этой неделе, последней перед Великим постом, по православному обычаю мясо есть уже нельзя, а масло и другие молочные продукты - еще можно.

В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.
Безудержное масленичное чревоугодие и веселье рассматривалось как магическое предвестие будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях.

Масленица была принята Православной Церковью как религиозный праздник под названием сырной или «мясопустной» недели. В эту неделю Церковь приводит верующим на память изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание, чтобы нагляднее представить всю важность предстоящего подвига поста.
С субботы уже начинали праздновать "малую Масленку". Ребятишки группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара вопросом "Везешь ли Масленицу?" Кто отвечал: "Нет", того били лаптями. В этот же день ребята с особым азартом катались с гор: существовала примета - кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее.

Последнее воскресенье перед масленицей носило название "мясного воскресенья". Было принято наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать в гости на масленицу. В "мясное" воскресенье тесть ездил звать зятя "доедать барана".
"Заговляюсь на сыр да на масло"- говорили в вечер перед «масляной».
Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.
Вся неделя именовалась "честная, широкая, веселая боярыня-масленица, госпожа масленица". Масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили приветствие масленице: "Звал - позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться…». После этой встречи ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!". Каждый день масленичной недели имеет свое собственное название и значение:

ПОНЕДЕЛЬНИК - ВСТРЕЧА

На встречу наряжали соломенное чучело Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами шли в гости к сватам. Договаривались о времени и месте гуляний. В этот день заканчивали строить снежные города, качели, балаганы.

Без блинов не масленица, без пирогов - не именины. В течение всей масленичной недели положено угощать блинами. Блин как символ солнца ритуально съедался во славу Весны и плодородия земли. Считалось, что чем больше съешь их за неделю, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем году. Поэтому и пекли их в старину по-разному — из различных сортов муки, обычно из гречневой или пшеничной, из дрожжевого или пресного теста, а то и разной формы (круглые, прямоугольные и т. д.). На Масленицу обязательно пекли хворост, пирожные, печенье, пироги, готовили разные творожные смеси. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Блины пеклись большие - во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, варенье, мед, масло, икра. Ели блины и с семгой, и с навагой, и со знаменитым припеком, сыром, огурцами, творогом, рублеными яйцами и запивалось все это сбитнем, пивом или вином.

На масленице - первый блин за упокой.
Действительно, первый блин, испеченный на масленой неделе, клали на слуховое окошко "для душ родительских" со словами:
- Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!

Кое-где первый блин отдавали нищим, чтобы они помянули всех усопших. Русская масленица всегда славилась блинами, их качеством и количеством.

Центральной фигурой все же оказывалась сама «Масленица» - кукла из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево — тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Куклу наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, насаживали на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу устанавливали на снежной горке, и начинались катания. Или делали из тряпок женскую фигуру с длинной косой, одетую в девичий наряд. Фигура изображала девушку; к рукам этой фигуры прикрепляли помазок и блин - главные символы Масленицы. Одежда на кукле должна была быть с растительным рисунком. Куклу украшали лентами, искусственными цветами, вешали тесемки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесемки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Бытовала и «Домашняя Масленица». Ее называли дочкой Масленицы (большой) или ее младшей сестрой. Она представляла собой небольшую, высотой 20—25 см, соломенную или лыковую куклу с белым тряпичным лицом.

«Домашняя Масленица» символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к теще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, «Домашней Масленицей» встречали жениха и невесту.

Масленица — вероятно, древнеславянское имя забытого мифологического персонажа, олицетворявшего мрак, ночь. Масленицу уничтожают, чтобы под щедрыми лучами солнца вырастить щедрый урожай нового года. Поэтому процессия проводов напоминает древний похоронный обряд: чучело жгут, как жгли покойников в древние дохристианские времена, что должно обеспечить не только плодородие, но и благотворно повлиять на скотину и здоровье людей.

Сопровождала Масленицу ряженая молодежь. Чаще всего рядились цыганами. Иногда рядом с Масленицей-чучелом садилась в сани женщина, изображающая Масленицу, которая за прядильным станком крутит масло. Поезд под смех и шутки односельчан проезжал по всей деревне и затем отправлялся в соседнее село.

ВТОРНИК - ЗАИГРЫШИ

С него начинались безудержные игры и потехи: катания на санях, народные гулянья. Центром праздничной масленичной площади были балаганы, катальные горы, всевозможные качели и карусели. В больших деревянных строениях давали представления с Петрушкой и Масленичным дедом. На сценах легких временных театров выступали профессиональные актеры, любители, а так же цирковые артисты.

Пожалуй, ни один праздник на Руси не обходился без веселых карнавальных шествий скоморохов. Они были не только музыканты, но соединяли в себе разные способы развлекать скуку толпы: одни играли на гудке, другие били в бубны, домры, третьи плясали, четвертые показывали народу выученных собак и медведей. Между ними были глумцы и стихотворцы-потешники, умевшие веселить народ прибаутками, складными рассказами и красным словцом. На Масленицу скоморохи и им подобные артисты, так сказать, «правили бал»: именно они руководили народными гуляньями, катанием, встречей и проводами Масленицы, игрищами и ярмарочными увеселениями.
Во вторник по дворам с обрядовыми песнями ходили «ряженные» в козьих масках и соломенных шапках с голым веником на длинном шесте. К прутьям этого веника за небольшую плату (обычно блинами) можно было привязать ленточку с наговором от недугов и прочих невзгод: уйдут ряженые и унесут вместе с веником все горести. С утра девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов. Молодежь в этот день собиралась в просторной избе для новых знакомств. Здесь парни высматривали невест, а девицы поглядывали украдкой на суженых.

СРЕДА - ЛАКОМКА

В этот день в каждой семье накрывали столы, пекли блины, в деревнях варили пиво. Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напиток из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было напиться чаю. В среду выносили блины на улицу и угощали ими всех соседей и желающих.

Однако самым главным событием этого дня, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется), а для забавы любимого зятя созывала всех родных. В некоторых местах «тещины блины» могли приурочиваться к пятнице. Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали "тещины вечерки" - приглашали на блины. "Являлся и бывший дружка, который играл ту же роль, как и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок". Званая теща (существовал и такой обычай) "обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов": таган, сковороды, половник, кадушку для опары, а тесть присылал мешок гречневой крупы и коровье масло. "Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей".

ЧЕТВЕРГ - ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРТОК, РАЗГУЛ, ПЕРЕЛОМ

В этот день начиналось основное веселье: чучело возили по улицам, катались с ледяных гор, пели частушки, ходили колядовать, творили кулачные бои, разыгрывали «взятие снежного городка».

Возили на санях мужика с вином и калачами. Сходились в назначенное место пить пиво, брагу, вино и петь песни. К соломенному чучелу за околицей относили и складывали старые вещи. Сюда же приносили веник с наговорами и втыкали рядом.

Дети катались с гор во все дни масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды - четверга. Съезжали с гор на санях, на салазках, на обледенелых рогожах. Катанию с гор придавался особый смысл. В старину, например, существовал обычай "лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше прокатится, будет самый лучший лен". Все поженившиеся пары деревни должны скатиться по одному разу. Катание с гор молодоженов сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, собравшиеся на горе и ожидающие своей очереди покататься. Как правило, со среды к катанью с гор и на лошадях активно подключается и неженатая молодежь.

Вообще катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками, поцелуями и объятьями - типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дому.
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи, найти себе пару. Больше всего внимания и почестей оказывается на масленицу молодоженам. Традиция требует, чтобы они, нарядные выезжали "на люди" в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе; чтобы торжественно, под песни скатывались с ледяной горы.

ПЯТНИЦА - ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ

В этот день зятья угощали своих тещ, иногда - и всю родню. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу. Принарядившийся зять на нарядно украшенных санях подкатывал к тещиному дому и лично приглашал ее к себе на блины.

СУББОТА - ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ

Молодая невестка приглашала своих родных к себе, а своим золовкам - сестрам мужа - дарила подарки. В этот день дети строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем дружина разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были, силой взять его.

ВОСКРЕСЕНЬЕ - ПРОВОДЫ МАСЛЕНИЦЫ, ПРОЩАНЬЯ, ЦЕЛОВНИК

В этот день провожали Масленицу. Соломенное чучело чествовали, приглашали снова вернуться на следующий год, а потом увозили за околицу и сжигали, а пепел рассеивали по полю, чтобы придать силу будущему урожаю.

С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу. В селах в воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжала на озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигала. У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен, и стар, и млад, угощался блинами, горячим сбитнем и булочками жаворонками. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, молодежь выкрикивала: - «Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела! Кидали в костер блины - "Гори блины, гори, Масленица!". Парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать. В первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тещ - "Теща, люли, поджаривай блины!". Когда же Масленица сгорала — молодежь прыгала через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершался праздник Масленицы.
Иногда чучело топили в проруби или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю, или вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика — пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).
Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна — как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.

Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Верили, что все беды унесутся прочь миллионами искр этого костра. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали на жердь, воткнутую посреди костра.
После сожжения Масленицы огня уже в доме никто не разводил, даже свечку в этот день не зажигали. А наутро пепел от костра разбрасывали по полям для богатого урожая. Все оставшееся хлебное угощение отдавали скотине, а то и вовсе выбрасывали. Даже самый бедный человек не ел бы ничего из масленичных остатков.
В преддверии Великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. «Прости меня», — просит один. «Бог простит, и я прощаю», — отвечает другой.
Поэтому последний день Масленицы носит еще название «прощеного воскресенья». Испрашивание прощения должно по обычаю сопровождаться поклонами и троекратным целованием. С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины. Прощание между домашними происходило после ужина, перед сном. В этот день прощаются все обиды и оскорбления. В день Прощеного воскресенья благочестивые люди ходили по монастырям, по древним соборам, чтобы поклониться святым мощам и особо чтимым святыням; заходили принимать благословение к архиереям, настоятелям церквей, почтенным инокам; посещали дома родственников и знакомых, везде и у всех испрашивая прощения и благословения.
В этот день в монастырях, соборах и храмах совершается торжественный обряд взаимного прощения.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно “полоскали зубы”, т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для “вытряхивания блинов” устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

Второй день Масленичной недели называется Заигрыш.
По самому названию этого дня нетрудно догадаться о его происхождении. В этот день приветствовались всякого рода шутки, потехи и увеселения. Молодые парни присматривали себе невест, а девушки, в свою очередь, заглядывались на парней. Холостые мужчины в этот день подвергались шуточному «преследованию» со стороны молодежи и детей.
Надо сказать, что целью этих шуток было пробудить в человеке мысли о том, что пора уже найти себе пару и обзавестись семьей. В ответ на шутки следовали, безусловно, угощения праздничными блинами и сладостями.
Однако основное предназначение этого дня было в другом. Именно во второй день Масленой седмицы проводились смотрины невест. Нельзя не отметить, что наши предки огромное значение и большую важность отводили браку и созданию семьи. Большинство масленичных обрядов издревле сводились к сватовству. С самого утра молодых приглашали кататься со снежных горок. Вместе с ними приглашались и другие родственники. И в такой веселой и непринужденной атмосфере родственники будущих жениха и невесты знакомились между собой, обсуждали совместные планы, относительно предстоящей свадьбы.
Как правило, если смотрины состоялись, и родственники молодых обо всем договорились, то свадьба назначалась на Красную горку - праздник, который отмечался через неделю после Пасхи и символизировал собой окончательный приход весны. В день Заигрыш на веселые катания приглашались также и семьи, которые поженились незадолго до Масленицы. В частности, каждая семейная пара, на свадьбе у которой гуляло все село за одну-две недели до праздника, в обязательном порядке должна была скатиться с горы. Считалось, что таким образом будет привлечено в их семью счастье и изобилие, а в деревенские закрома – щедрый урожай. Ближе к вечеру все родственники и знакомые собирались за праздничными застольями, на которые приглашали друг друга заранее. Столы накрывались с учетом масленичной специфики – множество сладостей, отсутствие мяса, и, безусловно, блины, как основное блюдо, которое подавалось в различных исполнениях и с разными начинками. Самыми распространенными всегда были блины с икрой.
В наше время такой вид начинки носит довольно редкий характер и является предметом небывалой роскоши. Однако сами блины и теперь остались традиционным масленичным угощением.

© "СуперТосты"
При использовании материалов данной статьи активная ссылка на сайт

Алена Скворцова - об угощениях и играх второго дня масленичной недели.

"360 Подмосковье" продолжает рассказывать о традициях и обычаях Масленицы. Колонку о развлечениях второго дня написала Алена Скворцова. Наслаждайтесь!

Второй день масленичной недели называли "заигрышами" неспроста. В этот день приветствовались всякого рода шутки, потехи и увеселения. Если в первый день Масленицы в основном сидели дома, то во второй начинали активно ходить в гости и веселиться, играя в подвижные уличные игры. "На горах катаемся, блинами объедаемся", - пелось в старинной масленичной песне.

Именно с этого дня начинались массовые народные гулянья. На рассвете чучело Масленицы вывозилось на центральное место, вокруг него устраивались хороводы, разгульное веселье, потом молодежь каталась с гор и на санях, а те, что постарше, веселились за столом.

В больших деревянных балаганах, помещениях для народных театральных зрелищ, с клоунадой и комическими сценами устраивались представления, главными героями которых выступали Петрушка и Масленичный Дед - весенний аналог современного Деда Мороза. Ведь Масленица - веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла и обновления природы, до прихода на Русь христианства считалась началом нового года.

На улицах в день заигрышей попадались большие группы ряженых, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты.

Ни одна масленичная неделя в Москве прошлого века не обходилась без медвежьего представления. Медвежья потеха была очень популярна среди всех слоев населения больших и малых городов, сел и деревень. Дрессированные мишки смешили публику, изображая, как девушки красятся перед зеркалом или как женщины пекут блины.

Особое развлечение для молодежи - катания с обледенелых гор.

Для катаний заливали водой естественные горы или специально сколоченные из дерева скаты. Ледяной скат переходил в длинную ледяную дорожку, зачастую спускавшуюся к реке или озеру. Катальные горки старались украсить: рядом с ними ставили елки и развешивали фонарики.

Ближе к вечеру около горки собиралась вся деревенская молодежь. Для катания использовались санки, рогожи, шкуры, коньки, ледянки - круглые расплющенные корзины, заледеневшие снизу, катульки - широкие выдолбленные доски, корежки - деревянные корыта, напоминавшие лодки, короткие скамейки, перевернутые вверх ножками.

Парни, желая показать девушкам свою удаль и молодечество, скатывались с самых высоких гор: садились в верткую корежку и лавировали по крутым склонам, управляя ею, как лодкой, с помощью специальной короткой палки. Или, взяв на руки визжащую девушку, спускались, стоя на ногах.

Катание с гор не запрещалось и женатым. Существовало даже такое поверье, что замужняя женщина, катавшаяся в масленицу с горы, получит хороший урожай льна.

Особенно яркими во вторник были съездки - катания на санях, запряженных лошадьми.

В Петербурге, например, съездки устраивались на Исаакиевской площади, а в Москве катания проводились вдоль Москва-реки от Воскресенских до Троицких ворот.

К праздничному катанию готовились заранее: лошадей мыли, расчесывали им хвосты и гривы, приводили в порядок сани.

Молодежь обычно каталась с утра, молодожены могли выезжать в любое время по своему желанию, а семейные пары, поженившиеся больше года назад, особенно "большаки", "кондовые" и богатые крестьяне, выезжали ближе к вечеру.

Парни и девушки выезжали на катание с шумом и весельем: лошади мчались вперед, звенели бубенцы, развевались полотенца, привязанные к задку саней, играла гармошка, звучали песни. Лихие парни, стараясь показать перед девушками свою удаль, управляли бегущими лошадьми стоя, прыгали в сани на ходу, свистели и кричали.

Молодожены, для которых катание на Масленицу было обязательным, должны были ехать степенно, с достоинством, и останавливаться по просьбам прохожих, чтобы принять поздравления и, если попросят, "посолить рыжики", то есть поцеловаться при всем честном народе.

Молодожены вообще традиционно считались главными героями всей масленичной недели. Но второй день по праву отдавался не только им.

Главное в "заигрышах" - любовная тема. Холостые парни высматривали себе невест, а девушки оценивающе поглядывали на суженых. В этот день традиционно происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы сыграть свадьбу на Красную горку - праздник, который отмечался через неделю после Пасхи и символизировал собой окончательный приход весны.

Нельзя не отметить, что наши предки огромное значение отводили браку и созданию семьи. И в такой веселой и непринужденной атмосфере праздника родственники будущих жениха и невесты знакомились между собой и обсуждали совместные планы относительно предстоящей свадьбы.

На съездках холостой парень мог пригласить понравившуюся девушку в сани. Он должен был вежливо обратиться к ней: "Прошу прокатиться!" Если девушка садилась в сани, то в знак благодарности должна была поблагодарить парня после катания поцелуем. Если она не соблюдала этого правила, молодежь "замораживала" санки, то есть не разрешала встать с них до тех пор, пока парень и девушка не поцелуются.

Ближе к вечеру все родственники и знакомые собирались за праздничными застольями, на которые приглашали друг друга заранее. Для зазывания гостей произносили слова: "У нас горы снежные готовы и блины напечены - просим жаловать!"

Столы накрывались с учетом масленичной специфики – множество сладостей, отсутствие мяса, и, безусловно, главное блюдо - блины, которые подавались в различных исполнениях и с разными начинками.

Похожие публикации