Что такое свадьба? История свадьбы. Годовщины свадеб и их названия по годам (юбилеи свадеб)

Свадьба является достаточно древним ритуалом, корни которого находятся в глубине веков, это не просто проштампованные паспорта. Услышав слово \»свадьба\» у многих сразу возникают образы невесты в белом и жениха в чёрном, катание на наряженных машинах, а впереди кавалькады машина с кольцами, шампанское, голуби. А если посмотреть глубже, откуда произошло это слово? Давайте разбираться.

И так, слово \»свадьба\». Историки с лингвистами пока не нашли общего определения, откуда оно пошло. Выдвигается много гипотез и все они заслуживают внимания и очень любопытны.

В древнеиндийском языке \»свас\» означает \»свой\», то есть жених и невеста становятся \»своими людьми\», родственными или родными. А вот в древнеславянском есть корень \»вед\», означавшее под словом \»свадьба\» как \»сводьба\», иначе сведение молодых в . И \»невеста\», как слово имеет те же корни и означало \»не изведавшая\». Есть мнение учёных, что \»свадьба\» разбивается на три слога, и вот тут выходит целая концепция: \»сва\» означает небеса или просветление, \»дь\» обозначается как добро, а \»ба\» обозначает уважение, в некоторых случаях обряд. Нельзя с абсолютной достоверностью сказать ни про одну из приведённых версий, что она единственно верна. Все они гласят об одном, что благословляют молодожёнов на совместное и счастливое житьё-бытьё.

Немного об истории свадеб на Руси. Ещё до Крещения Руси, как таковых свадебных обрядов не наблюдалось, часто можно было встретить многожёнство. Но в конце XVI века складывается некий свадебный обряд, который совмещает язычество и христианство во едино. Считалось обыденным и даже полезным делом, что ранняя свадьба это не порок. Уберегая от пороков 11 летних девочек, до XVII века, запросто выдавали замуж, в то время как жениху едва исполнялось 15 лет. Однако невеста могла быть и старше, потому как нужна была работница в первую очередь, а не жена как таковая. Все бракосочетания делались по воле и договорённости родителей.

Сам обряд состоял из сватовства, сговора, и пиршества. Считалось, что невесту нельзя увидеть до сватовского обряда (смотрины проводил сват), а на жениха нельзя было взглянуть до обряда венчания. Родители обоих сторон подписывали некую \»рядную запись\», состоящую из двух частей: брачный договор и опись приданного. После скрепления подписями, практически не возможно было . Столоваться начинали за день до обряда венчания и продолжалось потом ещё три дня после. Молодожёнов после первого дня пиршества отводили в специальное место — \»сенник\», где и проходила первая брачная ночь. Было принято показывать невестину сорочку на утро, доказывая, что она , и празднество продолжалось по прежнему.

Пётр I привнёс более раскрепощённое отношение к браку. Стали возможными браки с разницей в возрасте и по по принадлежности к состоянию. Разрешались браки с иноземцами, священослужителями и даже разведёнными. Им был отменён традиционный показ сорочки невесты и брачный договор. Был издан указ о расторжении всех насильственных браков и одобрялась добровольная женитьба. Однако родительская воля по этому вопросу ещё долго оставалась значимой.

Не менее интересны и свадебные обычаи.

Считалось, что свадьба состоялась только тогда, когда были соблюдены все необходимые в таких случаях обряды. К примеру — друзья со стороны невесты в шутку похищают её на кануне свадьбы. Это непременно означало расставание с отчим домом. При этом жених должен был выкупить невесту, доказывая свою любовь. Он проходил ряд чудных испытаний. Сам выкуп означал искупление грехов от прежней жизни. Для отпугивания злых духов от невесты, её подружки должны были облачаться в такие же одежды как и невеста. Считается обетом верности, если оно одевается на безымянный палец правой руки. Она олицетворяет управление. По этой причине кольцо одевает противоположная сторона, а не сам. Ещё в античные времена осыпали молодожёнов зерном, мелкими монетами и цветочными лепестками. Именно так им желалось благополучие. Свадебный каравай был так же в обрядах древних римлян и дошёл до наших дней. Молодожёны кусают каравай и по порции откушенного можно было говорить о главенстве в семье. Этот кусочек следовало макнуть в соль и только после этого съесть. Такой жест означал, что не только сладкие дни должны переносить супруги совместно. И не маловажным действом считается родительское благословение. Тайное венчание считалось всегда противозаконным. Считалось, что бракосочетание против воли отца с матерью не приводит к добру.

Свадебные традиции в наше время.

Свадебный каравай. Из далекого прошлого пришли к нам традиции делать на свадьбу богатое застолье и выкупать невесту, но по сегодняшний день они не теряют своей актуальности. Со временем у нас стали появляться новые свадебные традиции.

Совсем недавно у нас образовался обычай выпускать в небо белых голубей. Но какой смысл заключен в этот удивительно прекрасном обычае, знают далеко не все. К лапкам голубей привязывают голубую и розовую ленточку. Если взлетит выше птица с голубой ленточкой, то значит, что в семье первым родится сын.

Ещё один современный обычай - бить свадебные бокалы, из которых молодожены сделали первый глоток. Это обещает новобрачным семейное счастье.

Сев за свадебный стол, жениху и невесте наливают шампанское или вино из разных бутылок, до тех пор, пока те не станут пустыми. Молодые хранят эти пустые бутылки первый год семейной жизни, чтобы жизнь у них была весёлой.

Еще одним популярным свадебным атрибутом сделался первый танец молодоженов. Для танца музыку молодожены обычно подбирают заранее. А иногда берут даже уроки танцев. Очень трогательный обычай - это танец невесты со своим отцом.

В конце празднества невеста кидает букет в толпу своих подружек. И всем известно, что поймавшая его должна в течение года выйти замуж. У друзей жениха тоже есть шанс проститься с холостой жизнью. Все идет по той же схеме: жених с ножки своей невесты снимает подвязку и бросает ее через голову в кружок своих приятелей.

Не имеет никакого значения, будете ли вы соблюдать общепринятым свадебные обычаи или сочините свой своеобразный ритуал. Самое основное, сделать этот день настоящим праздником и, чтобы он остался в вашей памяти на всю жизнь.

Говорят, что браки создаются на Небе, а празднуются на Земле. Так вот свадьба – это тот самый праздник, который старается отобразить атмосферу небес, когда создаётся новая семья. Это праздник двух людей, которые становятся одним целым. И этот праздник имеет особое значение только для них. Свадьба – это день наступления счастья, и чаще всего, такой день бывает только раз в жизни, а счастье, которое он приносит, длится всю жизнь.

Для девушки существует три самых важных события в жизни: выпускной, свадьба и рождение ребёнка. Эти три события никак нельзя вычеркнуть из её судьбы. На выпускном балу она хочет быть самой красивой среди подружек и получить больше внимания окружающих, да и просто почувствовать себя принцессой. Когда рождается ребёнок, женщина становится самой счастливой, потому что она стала мамой, и эти чувства ни с чем нельзя сравнить. Свадьба – это когда девушка не просто становится королевой красоты, она ещё и обретает спутника жизни, который никогда её не оставит и не предаст. Это как найти половинку своей души, и кажется, что теперь вас ничто не разделит.

При слове «свадьба» возникают только нежные и светлые мысли. В этот день весь мир для молодой пары становится замечательным и чудесным. Смех, радость, улыбки, море счастья – всё это передается от молодоженов и заполняет сердца гостей, друзей и родных. Танцы, конкурсы, брызги шампанского – это запомнится на всю жизнь. Об этом дне можно писать бесконечно, хотя иногда свадьба проходит не совсем так.

Сейчас многие пары предпочитают тихо, мирно расписаться в ЗАГСе, посидеть с родителями в кафе и всё, этим свадьба ограничивается. А иногда и кафе не входит в планы молодоженов. Правильно ли это? Нельзя ответить однозначно на этот вопрос. Здесь срабатывает право выбора каждого. Пара может быть счастлива в этот день не только потому, что много людей вокруг, всё так красиво и торжественно, а потому, что теперь они могут быть вместе навсегда. И всё же, наверняка у девушки в душе остаётся мечта стать красивой невестой.

Некоторые делают так: сначала распишутся, а потом через несколько лет, когда появляются деньги, играют свадьбу. Здесь никто однозначно не скажет, правильно это или нет, ведь ситуации бывают разные. Даже если у людей нет возможности «широко гулять» и праздновать сейчас, а быть друг без друга - уж мочи нет, чем не выход из ситуации?

Бывает, что не для всех это событие радостное и весёлое. Родители. Далеко не все они хотят отпускать своих детей во взрослую жизнь. Согласитесь, ну как теперь можно находиться в доме, где больше не живёт «кровинушка», пусть даже и взрослая. Раньше, в любой момент могли с ней поговорить, наставить на путь истинный, а теперь, дитятко будет самостоятельно воспитывать своих детей... Как бы грустно ни было, но это духовный закон жизни, и родители должны быть готовы отпустить своего ребёнка, когда настаёт время. И вместо, печали и слез, они должны порадоваться за него, разделить его счастье и отпустить в жизнь, зная, что рядом с ним будет надёжный человек: его вторая половинка.

Свадьба - это самый лучший праздник, который должен быть в жизни каждого. Именно каждого, ведь не только девушке хочется побыть невестой, парень тоже обязательно будет приятно волноваться перед этим событием, ему предстоит принимать поздравления, внимание всех гостей, но самое главное, он услышит долгожданное «да» на вопрос «согласна ли...». И это «ДА» будет сказано при всех свидетелях присутствующих на церемонии. А это очень приятно, волнительно и трогательно.

К какому же выводу мы пришли? А вот: играйте свадьбу, когда женитесь или выходите замуж! Она обязательно добавит в вашу семейную жизнь приятных, добрых и радостных воспоминаний. Будьте счастливы вместе со своим супругом или супругой!

Свадьба — нечто большее, чем просто штамп в паспорте. Это древний ритуал, уходящий корнями в глубь веков.

Сегодня при слове «свадьба» каждый из нас представляет чёрно-белые фигурки жениха и невесты, золотые кольца, лимузин, шампанское и белоснежных голубей. Копнем поглубже и попробуем разобраться, с чего всё начиналось.

Происхождение слова «свадьба»

Лингвисты и историки до сих пор не пришли к единому мнению о том, откуда пошло это слово. Но все варианты весьма любопытны. Есть, например, такая точка зрения: «свадьба» происходит от древнеиндийского «свас», что означает «свой». Подразумевается, что муж и жена становятся друг другу «своими людьми», родными.

А по другой теории, «свадьба» родилась от древнеславянского корня «вед» и изначально звучала как «сводьба» — сведение жениха и невесты в одну семью. Кстати, слово «невеста» тоже произошло от этого корня, но приобрело другое значение — «не изведавшая».

Отдельные учёные разбивают слово «свадьба» на три слога и получают целую концепцию:
«сва» — просветление, небеса, «дь» — добро и «ба» — уважение.

Конечно, ни одной абсолютно достоверной теории на этот счёт нет. При этом ясно, что «свадьба» издавна заключала в себе светлый смысл: благословение на счастливую совместную жизнь.

История свадьбы на Руси

До Крещения на Руси свадебных обрядов не было. Нравы были примитивными, часто встречалось многоженство. К XVI веку сложился свадебный обряд, совмещающий языческие и христианские верования.

До ХVII века ранняя женитьба считалась обычным и полезным делом. Чтобы уберечь 11-летних девочек от порока, их выдавали замуж за 15-летних мальчишек. В простых семьях, где нужна была не столько жена, сколько работница, невеста могла быть старше жениха.

Все браки на Руси заключались по воле родителей. Свадебный обряд включал в себя сватовство, сговор, венчание и пир. Невесту нельзя было видеть до сватовства (на смотрины приезжал сват), а жениха — до самого венчания.

Родители жениха и невесты подписывали «рядную запись». Она состояла из двух частей: своего рода брачного договора и описи приданого. После этого расторгнуть брак было практически невозможно.

Застолье начиналось за день до венчания и продолжалось ещё три дня после. После первых суток пира молодожёнов отводили в «сенник» — пришло время первой брачной ночи. Наутро всем гостям показывали сорочку невесты в доказательство её утраченной невинности, и праздник шёл своим чередом.

С приходом к власти Петра I отношение к свадьбе стало гораздо свободнее. Были разрешены неравные (как по возрасту, так и по сословному положению) браки, союзы с иностранцами, священниками и разведёнными. Царь отменил брачные договоры и традицию показа невестиной сорочки. Он одобрял добровольную женитьбу и приказал расторгнуть все насильственные браки. Тем не менее воля родителей в этом вопросе ещё долго была значимой.

Свадебные обычаи

Издавна свадьба считается настоящей только тогда, когда соблюдены все обряды. Например, друзья невесты шуточно похищают её перед свадьбой, что обозначает расставание с родительским домом. Жениху полагается пройти ряд забавных испытаний, чтобы доказать свою любовь, и выкупить суженую. Выкуп считался ещё и искуплением грехов прежней жизни.

Подружки невесты должны быть одеты в платья, похожие на невестино. Это нужно, чтобы отпугнуть от неё злых духов.

Кольцо, надеваемое на безымянный палец правой руки — это обет верности. Именно правая рука символизирует управление. Потому кольца надевают не каждый себе, а друг другу.

Из античности к нам пришли обычаи осыпать новобрачных зерном, лепестками и монетками, желая им благополучия. Удивительно, но даже традиция свадебного каравая позаимствована у древних римлян. Кто из молодожёнов откусит больший кусок, тот и будет главой семьи. Затем этот кусочек нужно обмакнуть в соль и съесть его в знак того, что супруги готовы пережить вместе не только «сладкие», но и «солёные» моменты.

Родительское благословение — ещё один важный старинный обряд. Венчаться тайно считалось противозаконным. Считалось, что брак против воли родителей к добру не приведёт.

Современные свадебные традиции

Обычаи вроде щедрого пира или выкупа невесты пришли к нам из старины, но по сей день не теряют актуальности. Со временем в России появились новые свадебные обряды.

Совсем недавно обосновалась у нас традиция выпускать из рук белых голубей. Не все знают, какой смысл заложен в этот удивительно красивый обычай. К голубиным лапкам привязываются голубая и розовая ленточка. Если выше взлетит птица с голубой лентой, значит, первым в семье родится сын.

Ещё одна современная традиция — разбивать фужеры, из которых сделан первый глоток. Это сулит новобрачным счастье.

Когда жених и невеста садятся за свадебный стол, шампанское или вино им наливают из двух разных бутылок, пока те не опустошатся. Две эти пустые бутылки супруги должны хранить первый год совместной жизни - для весёлой семейной жизни.

Другим популярным атрибутом свадьбы стал первый танец молодых. Музыку для него молодожёны, как правило, подбирают заранее. А нередко берут и танцевальные уроки. Не менее трогательный обычай — когда невеста танцует со своим отцом.

В конце торжества новобрачная бросает в толпу подружек букет. Как известно, поймавшая его счастливица выйдет замуж в течение года. Друзьям жениха тоже выпадает шанс распрощаться с холостой жизнью. Схема та же: жених снимает подвязку с ножки своей любимой и кидает через голову в кружок томящихся приятелей.

Совершенно неважно, будете ли вы следовать общепринятым свадебным традициям или придумаете свой оригинальный ритуал. Самое главное — чтобы этот день стал для вас настоящим праздником и запомнился на всю жизнь.

Вот и отшумела веселая свадьба, жизнь молодых супругов постепенно входит в привычное русло. Но даже среди серых будней иногда так хочется праздника! И очередная годовщина торжества – чем не повод вновь собрать родных и близких? В этот день супруги вновь могут почувствовать себя счастливыми молодоженами. Но какие подарки можно дарить в этот день на разные годовщины свадьбы? Не попасть бы впросак с презентом…

Самый первый праздник новой семьи называется «Зеленая свадьба» — этой датой называют день бракосочетания и весь первый год после торжества. По замечательной традиции на праздник супругам дарят много цветов – вероятно, отсюда и пошло название.

В этот день молодоженам советуют посадить свое семейное деревце, чтобы оно росло вместе с вновь созданной семьей. Если в свадебной суматохе совершенно нет времени на выполнение подобного обряда, помогут родные и близкие – пусть подарят счастливой паре небольшое деревце в горшке. Оно будет символизировать юность и невинность молодых супругов.

1 год – ситцевая или марлевая свадьба

Это годовщина так названа потому, что отношения супругов еще совсем некрепкие, как ситец или марля. Ведь именно эти ткани легче всего рвутся.

По этой причине на первый год свадьбы принято дарить все ситцевое – постельное и нательное белье, салфетки, платочки, кухонные фартуки, ткань на пеленки и т.п.

2 года – бумажная

В этот год в семье уже обычно появляется малыш, и молодые родители снова проверяют свои отношения на прочность. В этот год они рвутся так же легко, как бумага – ведь постоянное напряжение и непривычные роли родителей могут подкосить кого угодно.

Чтобы можно было рвать бумагу, не опасаясь ее нехватки, паре дарят различные полиграфические изделия: книги, календари, фотоальбомы, путевки на отдых. В случае нехватки фантазии в качестве подарка вполне подойдут бумажные деньги.

На эту годовщину вполне можно подарить что-либо пластмассовое или предметы мебели.

3 года – кожаная свадьба

Конечно, кожа – это уже не бумага, но еще и не золото. Однако многие трудности уже преодолены, отношения не порвались, как бумага. Супруги стали терпимее и гибче по отношению друг к другу – ведь кожа отлично гнется!

В этот год уместны любые подарки из кожи – диваны, пальто, сумки, портмоне, ключницы, брелки. Каждый может выбрать по желанию и финансовым возможностям.

4 года – льняная или восковая

Лен – это вам не ситец, его так просто не порвешь. Это благородная и дорогая ткань, символизирующая растущий достаток семьи. В этот день принято дарить изделия изо льна – одежду, скатерти, занавеси и т.д. А данью уважения второму названию может стать вечеринка при свечах.

5 лет – деревянная свадьба

Вот и подошел первый значительный юбилей молодой семьи. Отношения уже прочны и надежны, как дерево. Однако им еще могут грозить семейные пожары, способные разметать в пух и прах даже самое крепкое деревянное строение.

Напоминанием о юбилее будут служить деревянные и плетеные подарки – можно дарить шкатулки, корзинки, рамки для фото, украшения, посуду, мебель. Не возбраняется дарить и дома.

6 лет – чугунная

Чугун – хоть и металл, но все же и он может расколоться от сильного удара. Поэтому отношения нужно оберегать и стараться «не бить» их слишком чувствительно.

В этот год дарят чугунную посуду, любые изделия из этого металла. Если на предыдущий юбилей все-таки подарили дом, то в этом году в качестве презента идеально подойдет каминная решетка.

Для семьи, ведущей здоровый образ жизни, отличным подарком станут чугунные гантели.

6,5 лет – цинковая свадьба

Молодые решили пошутить и отдохнуть лишний денечек? Тогда и гости могут себе подурачиться – например, подарить семье цинковые ведра.

7 лет – медная или шерстяная

Медь – красивый благородный металл. И отношения в семье уже такие же – крепкие и красивые. Правда, медь время от времени все-таки чистят – и об этом супругам не стоит забывать.

Шерсть в этой дате символизирует тепло и домашний уют. Но иногда и она бывает колючей – ведь даже после стольких лет совместной жизни могут возникать конфликты.

В этот день принято дарить изделия из меди и шерсти – монеты, посуду, носки, собственноручно связанный свитер. В последние годы вошло в моду дарить вместо медной посуды полезные кухонные приборы – мультиварки, блендеры и т.п.

8 лет – жестяная свадьба

Этот металл символизирует прочность отношений, а его блеск – их новизну. Ведь за такой срок они могли постареть и потускнеть в болоте обыденности.

На эту годовщину дарят кухонную утварь, чай и конфеты в жестяных коробках. Можно преподносить любые подарки, напоминающие блеск этого вещества – электроприборы или предметы обстановки.

9 лет – фаянсовая или ромашковая

Как расцветает летом ромашка на лугу, так в этот год расцветают теплые отношения супругов. В этот год принято дарить красивую фаянсовую посуду или хрусталь.

10 лет – оловянная или розовая свадьба

Первая круглая дата для семьи. Олово здесь символизирует крепость и гибкость отношений. В этот год не нужно делать подарки с намеком на различные невзгоды семейной жизни, как это было в начале образования семьи. На десятилетие презенты должны означать лишь красоту отношений между супругами.

В этот день муж с женой должны позвать на свой праздник всех тех, кто когда-то гулял на их свадьбе и устроить грандиозное торжество. Оно ничем не должно уступать тому, которое было 10 лет назад. Муж должен подарить жене 11 роз – 10 алых и 1 белую. 10 красных цветов означают любовь супругов, которую они сохранили, а 1 белая – надежда на такие же счастливые следующие 10 лет.

В этот день из цветов дарят только красные розы, на столе – розовое или красное вино, лепестки роз и торт, щедро украшенный розами. Очень хорошо, если и в одежде супругов будет присутствовать этот цвет.

На первый юбилей можно дарить изделия из олова, хорошее красное вино, постельное белье красного или розового цвета. Да и вообще, подойдет все, что отличается подобным колером.

11 лет – стальная

Символизирует прочные и почти нерушимые отношения – недаром в старину из булатной стали делали самые крепкие клинки.

Дарят различные изделия из стали – украшения, кухонную утварь, сувениры.

12 и 12,5 лет – никелевая свадьба

Празднуется обычно «неполный» юбилей – 12,5. Эта цифра означает, что половина пути до четверти века совместной жизни успешно преодолена. По своему смыслу она идентичная жестяной свадьбе – блеск никеля означает новый виток в отношениях, их новое сверкание.

Дарить можно все блестящее – посуду, зеркала, украшения, люстры и даже зажигалки.

13 лет – кружевная или ландышевая свадьба

Как известно, кружевницы тратят на создание своих шедевров не один месяц. А иногда такие изделия плетутся и не один год. А сколько эта работа требует аккуратности и терпения: одна неверная петля – и начинай все сначала. Вот и с семейными отношениями так же – требуется много такта, умения и гибкости.

В этот год муж может подарить жене кружевное белье или букетик ландышей. Правда, в этом случае он сильно ограничен по срокам – цветут-то они только в мае. Гости пары преподносят салфетки, скатерти, постельное белье с кружевами. Допускаются и вязаные из тонкой шерсти платки.

14 лет – агатовая свадьба

Этот полудрагоценный камень символизирует верность и взаимопонимание. В этот день супруги открывают друг другу все тайны, чтобы между ними не оставалось недомолвок. В качестве презента подойдут ювелирные украшения с агатом, а также шкатулочка для их хранения.

15 лет – хрустальная или стеклянная свадьба

Эта дата означает чистоту и ясность отношений между супругами. На праздничный стол в этот день лучше поставить хрустальную посуду – салатники, рюмки, вазы и т.д. Гостям лучше облачиться во что-то светлое, возможно, с прозрачными вставками.

В качестве подарка само название годовщины подразумевает изделия из хрусталя либо украшения с кристаллами Сваровски. Подойдет даже аквариум с золотой рыбкой для исполнения желаний.

А в конце застолья существует традиция разбивать хрустальный бокал или рюмку – конечно же, только на счастье.

16 лет – бирюзовая свадьба и 17 лет – розовая свадьба – обычно эти даты не отмечаются.

18 лет – бирюзовая свадьба

К этому времени дети подрастают, становятся взрослыми. Между супругами заканчиваются возможные кризисные и спорные ситуации. В этот год подарки дарят не только мужу с женой, но и старшему ребенку. Как понятно из названия, гостинцы должны быть либо с бирюзой, либо просто содержать этот цвет.

19 лет – гранатовая свадьба – не празднуется.

20 лет – фарфоровая свадьба

Отношения в семье так же прекрасны и гармоничны, как дорогой китайский фарфор. В подарок можно преподнести сервизы или отдельные предметы посуды из фарфора – ведь предыдущие уже разбились за столько лет совместной жизни. Также хорошим подарком будет изящная фарфоровая статуэтка.

21 год – опаловая свадьба

Эту годовщину принято отмечать вдвоем мужу с женой без посторонних глаз. Из подарков отлично подойдут украшения с опалом либо изделия из него.

22 года – бронзовая свадьба

Такую медаль очень непросто заслужить на Олимпиаде. И в семейной жизни то же самое – добраться до такой годовщины способна не каждая пара. Ведь создания крепкого домашнего очага – такой же ежедневный труд, как и тренировки спортсменов.

В этот день можно подарить любые изделия из бронзы.

23 года – берилловая свадьба и 24 года – атласная свадьба

Эти даты принято праздновать в узком семейном кругу. Подарки друг другу необязательно должны быть дорогими – главное ведь просто оказать внимание.

25 лет – серебряная свадьба

Об этом знаменательном юбилее известно все и всем. Тем не менее, можно напомнить, что дарить лучше всего серебряные или посеребренные изделия. Эту дату можно вполне официально отметить в том же ЗАГСе, где супруги зарегистрировали свои отношения. Они снова обменяются кольцами, правда, теперь уже серебряными.

26 лет – нефритовая свадьба

В этот день можно дарить украшения или изделия из нефрита – камня, который почти невозможно разрушить. По аналогии с этим минералом и семья считается крепкой и нерушимой.

Для этого года есть красивая традиция: муж с женой снова дают друг другу клятвы верности, как это было 26 лет назад, когда они – молодые, красивые и безумно влюбленные друг в друга – держались за руки и смотрели в глаза друг другу.

27 лет – свадьба красного дерева

В качестве подарков можно преподнести любые изделия из этого благородной и очень крепкой породы дерева

28 лет – никелевая свадьба – не отмечается

29 лет – бархатная свадьба

Без бархатной нежности и мягкости в обращении друг к другу невозможно сохранить семью. И супруг, прожившие вместе столько лет, прекрасно об этом знают. Отмечать эту дату можно в ресторане: бархат – очень дорогая и даже «королевская» ткань.

30 лет – жемчужная свадьба

В этот юбилей жена вправе ожидать от мужа ожерелье из 30 прекрасных жемчужин, символизирующих совершенство взаимоотношений супругов.

Гости могут подарить подарки с отделкой из искусственного или речного жемчуга.

31 год – солнечная или смуглая свадьба

Вероятно, здесь имеется в виду, что некогда «зеленые» отношения супругов за такой долгий срок изрядно подзагорели на солнышке, став смуглыми.

В качестве подарка подойдут любые коричневые предметы: шоколад, кофе, кожаные сапоги, глиняный горшок и т.д.

Также на эту годовщину дарят все, что ассоциируется с летом и солнцем: солнцезащитные очки или крема, абонемент в солярий, поездку на море и т.п.

32 года – медная свадьба и 33 года – клубничная или каменная свадьба – не отмечаются.

34 года – янтарная свадьба

Янтарь рождается из тягучей смолы, со временем твердея и превращаясь в драгоценный камень. Так и отношения супругов со временем становятся все крепче и ценнее. В этот день можно подарить любые изделия из янтаря.

35 лет – коралловая или полотняная свадьба

Красные веточки кораллов символизируют дни, совместно прожитые супругами в любви и взаимопонимании.

Муж в этот день дарит своей супруге 35 красных роз, а гости могут преподнести полотняные скатерти, полотенца, постельное белье и т.п. Также актуально будет красное вино и сувениры из кораллов.

36 лет – агатовая свадьба – не отмечается. За океаном эту дату называют «днем костяного фарфора».

37 лет – муслиновая свадьба – обычно не справляется.

В этот день дарят любые подарки из ткани.

37,5 лет – алюминиевая свадьба

Актуальны будут любые изделия из алюминия.

38 лет – ртутная свадьба

Этот металл символизирует придание совместной жизни новых форм – рождение внуков, переезд в загородный дом, экзотическое путешествие.

В этот день принято дарить не только ртутные градусники, но и любые предметы с подвижными частями – часы песочные или с маятником, мобиль. В эту же компанию отлично впишется робот-пылесос.

39 лет – креповая свадьба

40 лет – рубиновая свадьба

«Кровавый» цвет этого драгоценного камня символизирует уже ставшие кровными отношения между супругами. В этот год супруги могут украсить свои обручальные кольца рубином в знак крепости своих отношений.

В этот день на праздничном столе обязательно должно присутствовать красное вино и пирог из красных ягод: вишни, клубники, брусники и т.п.

На 40-летний юбилей совместной жизни неплохо было бы подарить украшения с рубином. Но если финансовые возможности не позволяют этого сделать, то стоит хотя бы упаковать свой подарок в красную бумагу, если сам презент не этого благородного оттенка.

41 год – железная свадьба, 42 года – перламутровая свадьба и 43 года – фланелевая свадьба – не празднуются.

44 года – топазовая свадьба

В этот день желательно преподносить подарки из этого драгоценного камня, но в связи с его очень высокой стоимостью что-то попроще. Например, хрусталь или нечто имеющее такой же прозрачно-голубоватый оттенок.

45 лет – сапфировая или алая свадьба

По преданию, этот камень обладает способностью бороться с различными болезнями, избавлять от усталости и плохих мыслей.

Созывая гостей, в первую очередь надо по возможности пригласить тех, кто был свидетелями на свадьбе 45 лет назад. Супруги в этот день могут инкрустировать в свои кольца этот камень. Или обменяться новыми, в которых будет сапфир.

46 лет – лавандовая свадьба

Обычно эту дату не празднуют, но в подарок можно преподнести веточку лаванды. Как вариант, это может быть нечто с ее запахом: свечи, духи и прочее.

47 лет – кашемировая свадьба

Идеальным подарком станет любая одежда или аксессуар из этого драгоценного пуха.

48 лет – аметистовая свадьба

В этот день допустимы любые подарки, но широко эта годовщина не отмечается.

49 лет – кедровая свадьба

Подарить можно любые изделия из этого крепкого дерева-долгожителя. Это может быть шкатулка, подставка под горячее, подушки с кедровой стружкой, кедровое масло.

50 лет – золотая свадьба

Об этой знаменательной дате слагают стихи и песни. Подобно золотой медали спортсмена, эта дата символизирует апогей семейных отношений.

В этот день существует совершенно особая церемония – супруги обмениваются новыми кольцами, а старые отдают неженатым внукам. С этих пор они будут храниться как семейная реликвия. Этот ритуал можно провести в торжественной обстановке во Дворце бракосочетания. .

К этой дате можно приурочить и обряд венчания – конечно, по желанию супругов.

Дарят в этот день изделия из золота или с позолотой.

51 год – ивовая свадьба

55 лет – изумрудная свадьба

Изумруд – очень редкий камень, как и подобный юбилей. В подарок можно преподнести различные ювелирные украшения с пожеланиями долгой жизни и любви.

60 лет – бриллиантовая, алмазная или платиновая свадьба

Отношения длиной в 60 лет – это поистине ценнейший алмаз. Такую семью не смогли разбить никакие житейские бури.

В подарок можно преподнести украшения с бриллиантами. Однако это очень дорого. В таком случае драгоценный камень можно заменить хрусталем.

61 год – богатая свадьба

62 года – аквамариновая свадьба

63 года – ртутная свадьба

64 года – веселая свадьба

65 лет – железная свадьба

Казалось бы, незаметный и недорогой, но такой долговечный и нужный всем металл. Так и юбиляры являются опорой целой семейной династии.

66 лет – неоновая свадьба

67 лет – волшебная свадьба

67,5 лет – каменная свадьба

Название наводит на мысль о нерушимой скале в океане жизни, которую били и ветер, и дождь, но она устояла всем назло.

68 лет – ромашковая свадьба

70 лет – благодатная свадьба

Этот юбилей – отличный повод высказать свою благодарность основателям рода. А юбиляры благодарят Бога за ту любовь, которую они пронесли через всю свою жизнь. В этот день в подарок они получают все, что только захотят.

75 лет – коронная свадьба

Эта годовщина венчает годы семейной жизни. И супруги, отмечающие этот юбилей, вполне достойны коронации!

80 лет – дубовая свадьба

Это дерево является символом долголетия – недаром его именем назвали эту дату.

в Греции заключ. брака сопровожд. празднич. торжествами, связанными с рядом религ. обычаев. Для С. выбирался благоприят. день, большей частью зимой. Новобрач. готовились к С., принося очистит. жертву. Невеста должна была принять свадеб. ванну. Подготовка к С. начин. со встречи в доме родителей невесты со свадеб. трапезой, где невеста снимала вуаль и получ. подарки. Вечером молодую торжеств. вводили в дом мужа, происх. встреча в доме мужа, вступл. в брач. покои, перед к-рыми в честь молодых пели эпиталамии - свадебные песни. С. предшеств. заключ. брач. договора (помолвка). К знаменитейшим картинам античности на свадебные сюжеты относят «Свадьбу» Альдобрандини. Наряду с ней сущест. множ. росписей на вазах, изображ. отдельные моменты свадеб. церемоний (в т.ч. подготовку свадеб. ванны, украшений, подарков невесте в день С.). Свадеб. обычаи в Риме неск. отлич. от греч. Здесь точнее выбирался счастливый и благоприятный день для С. Более благоприят. для С. здесь считалась 2-я пол. июня. Для всех форм рим. брака непременным было торжеств. шествие в дом мужа. Для патрициев существ. также дополнит. церемонии и символич. обычаи. Обмен кольцами при обруч. появл. лишь в позднерим. время. Невеста снимала свое девич., особого покроя платье и надевала тунику с поясом, завязыв. определ. образом. Лицо и волосы покрывал. оранжевым шлейфом. Ранним утром проводились ауспиции (гадания по полету птиц). Призывая брачных божеств, дружка невесты (женщина к-рая один раз могла быть замужем и выполн. функ-ции посланца Юноны), соед. правые руки новобрачных. Далее следовало принош. объед. жертвы обрученных. Невесту в ее новое жилище обычно сопровожд. вечером при факельном шествии и звуках флейт. При этом также распевались шуточ. и отчасти неприст. стихи (фесценнины). Через порог празднично украш. дома жених переносил на руках невесту, чтобы не обеспок. демонов. Затем следовало свадеб. пиршество с музыкой и пением свадеб. песен (эпиталамии, гименеи). После свадеб. ванны дружка невесты вводила молодую жену первой в спальные покои. Наутро молодой супруг давал трапезу, к к-рой родственники и гости приносили подарки.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СВАДЬБА

торжественный обряд, совершаемый при заключении брака. Есть множество описаний свадеб XIX - н. XX в. из разных районов России, и позднее зафиксированы воспоминания старых людей о их молодости, о рассказах старших на эту тему. Изучение этих материалов показывает, что в народном ритуале нет такого эпизода, в котором в том или ином виде не проявилось бы христианское мировоззрение его создателей и исполнителей.

Оно заметно уже в предсвадебный период в серьезном отношении к выбору брачной пары (см.: Жизненный цикл) и к родительскому благословению (см.: Родители и дети), без которого, по народному убеждению, опирающемуся на церковные положения, не могло быть счастья в последующей жизни. Пословица "Родительское благословение дом созидает, а материнская клятва (проклятие. - Т. Л.) до основания разрушает" явно повторяет текст из православного чина венчания: "Помяни Боже и воспитавшыя их родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов" (Требник). Угроза со стороны родителей не дать благословения на брак заставляла часто молодых людей отступать от своих планов. Получив благословение, невеста благодарила родителей, а также всех, к кому она обращалась, такими словами: "Спаси, Христос, мово родимого батюшку на Божьем благословеньице" (лишь детям отвечала "Спаси, Христос, на добром словечке") (Калужская губ.).

Обряд родительского благословения считался столь обязательным, что иногда, если у жениха или невесты не было ни родителей, ни крестных, выполнявших в таких случаях роль посаженых родителей, то их, как писал очевидец из Шуйского у. Владимирской губ., "благословляли чужие, соседи или же те, у кого они жили; совершение обряда приводило к тому, что богоданные дети начинали почитать их как новых родителей и считать их дом за свой родной дом".

Значение благословения при заключении брака определялось сложившимся в православной среде неписаным нравственным законом: начинать любое жизненно важное дело с испрашивания на него благословения. В комплексе крестьянских религиозно-этических оценок благословение рассматривалось как признание нравственной правоты задуманного и вследствие этого как залог успеха; оно расценивалось не только как одобрение или разрешение того лица, у которого было испрошено, но и как гарантия поддержки Бога и всего мира христианских святых: обычная формула ответа при просьбе благословить "Бог благословит".

По общерусской традиции для окончательного договора о свадьбе стороны собирались в доме у невесты. Названия этой встречи ("заручины", "рукобитье", "запоины", "образованье") отражали ее содержание. Обрядовая часть начиналась с того, что хозяева зажигали перед иконами свечи или лампадку. Кроме обязательного рукобитья, имевшего массу вариантов исполнения, и завершающей вечер совместной трапезы, согласие сторон всегда закреплялось совместной молитвой и целованием иконы, после чего следовало обычно благословение иконой жениха и невесты их родителями. С этого момента расстройство свадьбы было почти невозможно.

Первый день свадьбы был заполнен приготовлениями и сборами жениха и невесты к венцу. Свадебные акты следовали один за другим по сценарию, принятому в данной местности, и каждый из них предворялся ритуалом благословения. Благословение испрашивалось у всех присутствующих, но прежде всего у родителей: "Ай у тебя, Маринушка, родинушки нету? Некому стоять у конец стола да некому просити у Господа Бога доли и счастья великого? - Есть у меня родинушка, да родимый батюшка. Он будет стоять у конец стола. Он будет просить у Господа Бога доли и счастья великого" (Орловская губ.). Обращаясь к родителям, невеста подчеркивала: "Не прощу у Вас ни злата, ни серебра, а прошу у Вас Божьего благословения". На что родители отвечали: "Бог благословит Божее творить"; "Бог тебя благословит, дорогое дитятко желанное. Надели тебя Господь таланом, участью великой, своей Господней Божьей милостью".

Освященное Церковью, родительское благословение воспринималось одновременно и как Божье.

Вслед за родителями благословляли крестные, роль которых при заключении браков их крестниками по обычаю была очень велика. Они участвовали в семейном совете при выборе брачной пары. Благословение крестных, особенно, пожалуй, крестной матери, считалось столь же необходимым, как и родных родителей. При той опасности порчи, которая "подстерегала" жениха и невесту, благословение духовных родителей, как верили, могло быть особенно действенным. Так, например, в Масальском у. Калужской губ. на женихе и невесте на протяжении всей свадьбы были надеты кресты, которыми их благословляли крестные. К заболевшей крестной ходили домой, чтобы получить благословение. Крестные по традиции несли вместе с родителями нравственную ответственность за целомудрие невесты. На некоторых этапах свадьбы они заменяли родителей. В соответствии с местными традициями они исполняли определенные обрядовые роли. Некоторые обрядовые действия были "закреплены" именно за крестными. Так, в Смоленской губ. крестные везли постель и украшали дом у жениха невестиным рукоделием. В некоторых вариантах свадьбы обрядовый хлеб пекли обязательно крестные матери. Иногда они готовили специальные дары для крестников. Например, в Перемышльском у. Калужской губ. лошадь жениха покрывали большим полотенцем, приготовленным его крестной. В Коротоякском у. Воронежской губ., по сообщению известного этнографа-исследователя Н.П. Гринковой, крестная мать невесты-сироты перед свадьбой обходила всех женщин в селе и каждая давала полотнище ткани, из которого девушка шила поневы. В центральной части Псковской губ. крестные должны были держать в церкви венцы над молодыми и называли их поэтому "венчальные батька и матка".

Вслед за крестными молодых благословляли все родные по степени близости, а затем и все присутствующие на свадьбе. Традиция обязательного участия всего "рода" в свадебном ритуале сказалась и в обрядах прощания с домом.

По общерусской традиции, невеста-сирота, как и жених, перед венчанием посещала кладбище, с тем чтобы проститься с умершими родителями, испросить у них благословения. Но, судя по некоторым сообщениям, прощание с умершей родней ("поклониться праху предков") входило в свадьбу как обязательный элемент. Так, в Калужской области невеста начинала обряд прощания с обращения к умершим предкам - "родителям". Обращаясь в святой угол, она кланялась, плакала и просила предков благословить ее.

Приглашая к благословению, дружка (или лицо, выполняющее функции ведущего) часто прибегал к шутливой манере, смягчающей торжественность происходящего, при этом он выделял присутствующих по степени родства, половозрастным группам, а также разделял приглашенных, неприглашенных, а также желающих посмотреть на свадьбу, так называемых "смотрельщиков", "глядельщиков", которых всегда много собиралось на крестьянскую свадьбу, и случайных гостей. По крестьянской традиции, человек, случайно попавший в дом, где происходила свадьба, становился таким же ее участником, как и все приглашенные. Более того, если какой-нибудь странник или прохожий попадал на свадьбу, то его угощали "как хорошего гостя и появление его считали хорошим предзнаменованием для будущей жизни молодых". Эта примета основана на народных представлениях о случайных встречных, как о посланных Богом в особых случаях жизни.

Иногда свадебный ритуал включал обрядовые действия, символизировавшие, с точки зрения исполнителей, благословение ангелом. Так, на свадьбе в Орловской губ. последним при благословении жениху (видимо, и невесте. - Т. Л.) подносили грудного ребенка, которому он должен был поклониться и поцеловать его. Ребенок этот "изображал собой Ангела, посланного с небес".

Форма обращения ко всем присутствующим при благословении свидетельствует о том, что в данной свадебной ситуации наиболее существенным представлялись не семейно-родственные или соседские связи: на первый план выступало чувство религиозной общности всех собравшихся, осознание ими своей принадлежности к единому православному миру. Вот пример такого обращения: "Народ Божий, народ православный (увесь мир крещеный), Благословите молодого князя... светлое платье надеть и буйную голову гребешком расчесать". На это следовал ответ: "Бог благословит". Обращение "мир крещеный", "мир православный" - характерная и распространенная форма обращения на свадьбе. По дороге в церковь на перекрестках жених и невеста низко кланялись всем встречным и просили благословения.

На свадьбе, как и всегда во время особо важных событий, православные крестьяне обращались к Господу, Богородице и святым, прося у них защиты и благословения. "Благослови-ка, Христос истинный! Мать Божья Богородица! Мне садится молодешеньке под кутное окошечко"; "Благослови меня, Господи, Встать пред божницу золочену, Пред пресвятую Богородицу. Ты создай, Христос истинный, Мир, согласие на чужой дальней стороне С чужим добрым молодцам". В Калужской губ. обряд прощального благословения перед венчанием начинался обращением невесты к образу Богоматери: "Прости меня, Мать Пречистая, Пресвятая Богородица, прости, благослови в святой час к венцу в чужие люди", при этом невеста крестилась, кланялась перед иконой и целовала ее.

Обращалась и к любимому святому русских - Николаю Угоднику. Особой популярностью среди покровителей свадьбы пользовались святые бессребреники Косма и Дамиан - так называемые Кузьма-Демьян. Выделение этих святых на свадьбе объясняется тем, что, по народным представлениям, они считались Божьими кузнецами и поэтому в их власти было не просто благословить молодых, но и соединить их "неразрывной цепью". В обращении к "святым кузнецам" звучала идея нерасторжимости семейных уз и святости брака.

Кроме молитвенного обращения к святым с просьбой о защите и помощи, постоянно звучавшего на свадьбе, в определенные, принятые по ритуалу данной местности, моменты отдельными лицами или всеми присутствующими читались известные любимые в народе молитвы (например, часто встречается упоминание о коллективном исполнении молитвы "Достойно есть"). Обычно для чтения выбирались молитвы, содержание которых, по мнению исполнителей, наиболее соответствовало конкретному моменту. Например, считалось, что от порчи надежно защищала молитва "Да воскреснет Бог".

Ее читал от "лихова глаза" дружок, обходя свадебный поезд, ее нашептывал "сторож" над поясом, которым подпоясывали невесту, или же пояс с текстом молитвы надевали ей на голое тело. Местные традиции рекомендовали читать определенные стихи из Псалтыри. Так, при отправлении к венцу, как считали жители Острогожского у. Воронежской губ., нужно было прочитать 123 псалом, а чтение 31 стиха 67 псалма должно было помочь "совершению удачной свадьбы".

Непременным ритуалом русской свадьбы было благословение родителями и крестными жениха и невесты - порознь каждого у себя в доме и вместе при отправлении к венцу - иконой. Девушку благословляли "женской" иконой, обычно образом Богоматери, жениха - "мужской", обычно Спасителем, иногда Николаем Угодником (в некоторых местах Богородицей). Как писал наблюдатель из Владимирской губ., "обрядом благословения иконой дорожат не только в крестьянском быту, но даже и в высших сословиях".

Благословение иконой - не только завершающий, но и наиболее важный обряд довенчального периода свадьбы, духовно воздействующий на всех участников и зрителей. Благословенные иконы везли в свадебном поезде во все время его передвижения - в дом к невесте, в церковь, к жениху. Как правило, это делали крестные или же специальные участники свадьбы. Так, в Одоевском у. Тульской губ. впереди свадебного поезда вместе с женихом и дружкой ехали два мальчика или девочки с иконами жениха и невесты; в Михайловском у. Рязанской губ. образ жениха и две венчальные свечи, перевязанные розовыми лентами, держал мальчик лет 12, называемый "свешник"; в Мценском у. Орловской губ. вместе с невестой ехал "иконник" с образом.

Благословенную икону девушка везла с собой в новый дом как последнее напутствие и родительскую защиту. Вот как обращалась в Кадниковском у. Вологодской губ. невеста к иконе Божией Матери, называемой местными жителями "сгонною Богородицей": "Уж ты, сгонная Богородица, Ты явись, Богородица, Прежде меня молодешеньки, На чужой дальней стороне Ты меня встреть, Богородица, На пути на дороженьке"; "Ты явись-ка, Богородица, Прежде меня на чужую сторону. Ты вложи-ка, Богородица, чужому отцу-матери жаленье в ретивое сердце обо мне молодешеньке". В некоторых местах икону обязательно вносили в дом прежде, чем туда войдет новобрачная.

После совершения всех обрядов приготовительного характера наступал торжественный момент отправления жениха и невесты в церковь к венчанию. Церковный обряд соединял две важнейшие для создания семьи функции - религиозное освящение и юридическую регистрацию. За своевременным исполнением обряда с момента принятия и по мере утверждения христианства в России следили и церковь, и государство. Во 2-й пол. XIX - н. XX в. церковный обряд, как мы можем судить по многочисленным описаниям, являлся важнейшей частью народного ритуала. При описании обрядовой жизни народа бытоописатели и исследователи прошлого, как и советские ученые, уделяли мало внимания освящению христианских обрядов, преуменьшая их значение и даже вынося за рамки традиционной духовной культуры народа. Рассматривая по источникам традиции русского крестьянства XIX - н. XX в., мы не можем разделять "народные", то есть родившиеся в разное время в народной среде, и "христианские", то есть привнесенные церковью элементы, обряды и представления, поскольку такого разделения не существовало в самой крестьянской культуре.

При всем многообразии русской свадебной традиции нам не встретилось случаев, когда бы венчание следовало за свадьбой и узаконивало бы совместное проживание до венца. Таинство венчания не просто вошло в свадебный ритуал; среди разнообразных обрядов первого дня, назначение которых - постепенный перевод жениха и невесты в новый половозрастной и социальный статус, венчание заняло место кульминации перехода. Все акты довенчального периода как бы подготавливали молодых людей к предстоящему событию, поэтому, например, одевание, причесывание, провожание сопровождалось плачами и причитаниями. После венчания причитания прекращались и начинались обряды, символизировавшие совершившийся переход. Одним из доказательств сказанного может служить постепенность изменения прически новобрачной. До венца происходило обрядовое расплетение косы - прощание с девичеством. К венцу ехала (и венчалась) с распущенными волосами. Необычность этой прически - ведь ни девушки, ни женщины с распущенными волосами не ходили, свидетельствует об отношении к венчанию как к обряду переходному. После венца, часто сразу же в церкви (в притворе, в сторожке), совершался обряд повивания, то есть заплетения волос "по-бабьи" и надевание головного убора замужней женщины. Одевание женского головного убора по русской традиции происходило после венчания, но до брачной ночи, то есть до того, как девушка фактически становилась женщиной. Таким образом, по народным представлениям, венчания было достаточно для признания перехода девушки в половозрастную категорию женщин. С этого момента девушка уже считалась женщиной, а жених и невеста назывались "молодыми".

В отношении к таинству венчания мы видим убежденность в том, что венчание соединяет молодую пару "вечно-навечно". Народный взгляд на нерасторжимость брака соответствовал церковному.

Одно из основных народных представлений, определяющих поведение на свадьбе, - боязнь порчи жениха и невесты и стремление избежать ее. Обычно большое внимание уделялось и уделяется в литературе применению широко известных оберегов нехристианского происхождения. Естественно желание авторов обратить внимание на экзотические, необычные эпизоды народного обряда. Между тем на протяжении всей свадьбы мы постоянно видим предохранительные действия, имеющие христианскую основу. Кропление святой водой совершалось во время различных свадебных актов: ею кропили лошадей, постели молодых. При одевании жениха и невесты произносили молитвы, прятали им под одежду переписанные тексты молитв. Кроме нательных крестов, которые носили постоянно, жениху и невесте надевали кресты на верхнюю одежду. Невесте такой крест надевался иногда поверх большого платка, которым она была покрыта от сглаза. Для защиты новобрачных постоянно прибегали к изображению креста: дружка крестил кнутом три раза дверь помещения, в котором должны были ночевать новобрачные, крестил каждое кушанье: крестообразные движения хлебом-солью над женихом и невестой делали все благословляющие; даже солома, которой были покрыты полы в день свадьбы, посредине избы, в переднем углу и у двери настилалась крестообразно - с целью предохранения от прихода злых людей. Перед повиванием после венца священнику подавали женский головной убор, который предстояло надеть молодой, с тем чтобы он прочел над ним молитву и окропил святой водой. Во избежание порчи перед отправлением поезда дружка три раза обходил его с иконой, с той же целью часто просили священника вывести из церкви и проводить молодых до дома с крестом.

Обязательным элементом русского свадебного ритуала было публичное признание факта невинности невесты. Однако способы, которыми присутствующие оповещались об этом, были различными. На юге, западе и в меньшей степени центре России происходило прилюдное предъявление доказательств невинности девушки (простыни, рубашка). На свадьбе русского Севера девушка была избавлена от принудительной проверки, она сама, посредством определенных обрядовых действий, заявляла о своем "честно-похвальном девичестве". Во время причитаний при расплетении косы невеста с гордостью заявляла о своем праве прикрепить по обычаю "дивью красоту" - ленту к иконе Божьей Матери: "Я возьму да дивью красоту, я снесу ко Миколе Святителю. Я повешу дивью красоту на Пресвятую Богородицу. Придут люди добрые, они Богу молитися, дивьей красоте дивитеся. Она честно изношена, она к месту приложена". Поведение девушки по севернорусской традиции определялось лишь ее внутренними религиозно-нравственными убеждениями, страхом Божьего наказания не только за нецеломудрие, но и за еще больший грех - осквернение священных предметов, с которыми ей нужно было соприкоснуться. Так, например, в Пермской губ. по обычаю невеста в церкви клала ленту из косы - "дивью красоту" в Евангелие, что служило для всех знаком ее невинности. В случае же нецеломудрия, несмотря на возможное осуждение окружающих, девушка не делала этого, боясь совершить грех. Как писал исследователь Пермской свадьбы В. Серебренников, крестьяне уверены, что если невеста, будучи "недостойной", все-таки положит ленту в Евангелие ("от людей неловко"), то наверняка будет несчастлива.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Похожие публикации