Что сделать с ребенком который не слушается. Причины непослушания детей

Малыш уже рождается с некоторыми чертами характера, которые позже начинают проявляться. Но во многом натура крохи зависит от родителей. Он смотрит на них, копирует модели поведения, начинает разбираться в понятиях «хорошо-плохо» и вести себя соответствующе. Следует не забывать, что «ломать» малыша нельзя. Его нужно воспитывать в рекомендательной манере, обязательно учитывая его индивидуальность. Что делать и как себя вести, если ребенок не слушается? Где найти золотую середину между понятиями хорошего поведения и уникальностью ребенка? Постараемся отыскать ее вместе в этой статье.

Причины возмутительного поведения

Порой ребенок совершенно не слушается и складывается ощущение, что он над вами просто издевается. Вы кричите – он ревет, вы спокойно говорите – он швыряет игрушки, вы стараетесь ласково посоветовать и обнять – он отталкивает, вы шутите – он еще больше распускается. Хочется плюнуть на воспитание и бросить все на самотек. Но вооружитесь силами, ведь если делать все правильно и набраться терпения, можно добиться, чтобы вас уважали.

В чем причины детских капризов?

1. Возрастные кризисы. Это 3 года, поход в школу (6-7 лет) и подростковый возраст. Личность переходит этапы и меняется. В каждый кризис кроха проявляет свою индивидуальность по-разному, но родители подсознательно боятся перемен и утрату контроля над чадом, поэтому ставят запреты. Но любой запрет лишь усиливает желание малыша делать по-своему.

2. Все нельзя. Иногда мамы с папой в своих запретах переходят черты. Они требуют, упрекают, ругают. От этого малыш бунтуется еще больше. Ребенок сначала не слушается, а после и вовсе перестает воспринимать слово «нельзя» . Оно становится своеобразным фоном. Что же делать? Запрещать только то, что навредит здоровью ребенку. Ругать за рассыпанные игрушки, беганье по дому и открытые фломастеры бесполезно. В таких случаях нужно рассказывать о последствиях: игрушки «убегут» на ночь, соседи будут ругаться, а фломастеры высохнут. Если кроха вас не воспринял, то воплотите последствие в жизнь – уберите ночью игрушки или не покупайте фломастеры после высыхания.

3. Родители сами не знают, чего хотят. Мы часто думаем, что так идеальны. Как же мы ошибаемся! Ребенок может не слушаться не от того, что он такой балованный, а от родительской непоследовательности. Сегодня разрешили бросаться игрушками, а завтра уже ругаете, так как устали. Запрет должен быть запретом всегда, иначе ребенок становится дезориентирован.

4. Все можно. Если не ставить запретов, ребенок перестает слушаться и начинает дерзить. Вы хотите создать ему беззаботное детство, но с каждым годом все сложнее становится установить контроль над ним. А ведь полностью без контроля нельзя, особенно в подростковом возрасте.

5. Одни слова. Нет смысла ругаться, когда ребенок вас не слушается. «Не ори, а то приедет дядя врач и заберет» , — говорите вы малышу. Кроха продолжает орать, а дядя врач не приезжает. Вы малыша обманули, а значит, он перестанет вам верить. Если пообещали, что не купите ему конфет сегодня, не покупайте.

6. Отсутствие единства. Ребенок вас не слушается, вы его наказали, запретив смотреть мультики. Но тут приходит ему на выручку сердобольная бабушка и включает «Смешарики» , пока вы на работе. Кроха схему усвоил, и значит, в будущем будет бежать к ней от вас. Или же так: папа дает поиграть инструментом, а мама ругает. И вот наш малыш снова дезориентирован. Соберите семейный совет и добейтесь единства во мнениях. Пусть бабушка спросит малыша: «А мама разрешила мультики смотреть? Иди ее и спроси» и так далее.

7. Несмышленыш. Часто ребенок может не слушаться от того, что вы его не уважаете. У него тоже есть свое мнение и какой бы он маленький ни был, ему необходимо чувствовать себя значимым в семье. Выслушайте его желания, не гните только свою линию и найдите компромисс. Если так действовать, то в будущем вы вырастите личность, которая умеет находить компромиссы с людьми и налаживать контакты. А это необходимо, особенно для будущего мужчины.

8. Невнимательность. Если родители поглощены работой или семейными разборками, малышу будет не хватать внимания. Он начнет его добиваться всякими способами – от инициирования болезненного состояния до шалостей. Мама ругает – и то хорошо, хоть какое-то внимание. Дайте малышу свою любовь в свободное время и вы увидите, что он станет спокойнее.

Хорошее поведение – это реально. Методы воспитания, когда ребенок не слушается

1. Отзеркаливание. Так можно воспитать любого ребенка. Этот метод используют даже дрессировщики. Пускай вас не пугает слово «дрессировка» . Мы не собираемся относиться к малышу как к животному, а всего лишь учим его нормам поведения в обществе. Малыш ведет себя плохо – меняем лицо на строгое и металлическим голосом говорим, что «так делать не надо» . Ведет себя хорошо – радуемся и обнимаем. Будьте четкими в этом правиле. Если он дерется с вами, не надо смеяться, иначе кроха подумает, что бить других – очень весело. Об азах отзеркаливания вы можете прочитать в книге «Не рычите на собаку» (П. Карен).

2. Искренность и спокойствие. Расскажите малышу, как вас задело его поведение, покажите свое расстройство. Так можно воспитать чуткого и внимательного ребенка. Только не делайте это долго, иначе превратитесь в «жертву» и будете играть на чувстве жалости. Достаточно сказать об обиде один раз и после просьбы о прощении «забыть» об инциденте и снова стать любящей мамочкой. Также перестаньте кричать на ребенка. Он копирует вас, а вы же не хотите вырастить крикуна?

3. Нотка творчества. Чтобы воспитать у ребенка послушание, научитесь творчески подходить к запретам. Говорите их другим тоном. Например, скажите шепотом» «Ой, не шуми так, все спят, слышишь как на улице тихо? И где-то собачка вдали лает, давай прислушаемся» . Малышу станет интересно и он забудет о капризах. Это намного лучше, чем повторять надоедливые «хватит», «прекрати», «спи», «не шуми» . Иногда от наших «не» у малышей голова идет кругом.

4. Долой истерики. Вам надоело, что малыш истерит по любому поводу? Да, воспитывать в ребенке спокойствие действительно трудно. Если малыш кричит и бунтует, выйдите из комнаты. В момент затишья можно сказать «Успокоешься – поговорим» . Но только один раз скажите эту фразу и занимайтесь своими делами. Будьте уверены, кроха услышал и скоро поймет, что вас не продавить.

5. Друзья. Для воспитания ребенка с ним надо подружиться. Станьте его главной поклонницей. Малыши хотят чувствовать себя самыми крутыми. Восхищайтесь силой и смелостью своего мальчика и красотой/добротой своей девочки. Кто как ни вы воспитают в них уверенность в себе? Родители совершают огромную ошибку тогда, когда ставят в пример других детей, если ребенок перестает слушаться.

6. Интересы. Цените хобби своего малыша. Когда кроха увлечен машинками и говорит о них сутками – это нормально. Если ему трудно оторваться от любимого мультика – это тоже нормально. Было бы совсем грустно, если бы у малыша развилась апатия ко всему. Будьте уважительны, и тогда вам станет проще повлиять в ситуациях, если ребенок не захочет слушаться.

1. Если же ваш ребенок не слушается, вам надо стать другом и одновременно авторитетом. Добейтесь доверия со стороны малыша. Что это значит? Научитесь все воспринимать спокойно. Это вам поможет не только в тех случаях, если ребенок не слушается, но и в отношениях с мужем. Пусть малыш говорит вам все без страха быть поруганным или наказаным. Тогда вы действительно станете его лучшим другом.

2. Обнимайтесь почаще, особенно если ребенок не хочет слушаться. Как советует детский психолог Наталья Кучеренко – обнимайте ребенка не менее 7 раз в день. Тактильный контакт поможет почувствовать себя любимым. Даже если ребенок не будет слушаться, он позже поймет, что вы любите его и не захочет вас расстраивать.

3. Когда человек благодарен, для него хочется делать больше. Если ваш ребенок не слушается, не скупитесь на благодарные слова, не воспринимайте его действия как должное. Поставил тарелку в раковину, навел порядок, расставил красиво машинки – поблагодарите.

4. Чтобы научить ребенка слушаться родителей, нужно показать, что в доме руководит тот, кто старше. Пусть это станет незыблемым правилом. Как сказано, так должно быть сделано.

Разбор основных вопросов послушания

1. Возраст капризов. Дети не слушаются своих родителей в любом возрасте. Это может быть как 2 года, так 4, 5 или 7. Откуда берется плохое поведение? Малыш может посмотреть на своих друзей по садику и взять капризы на вооружение. Иногда причиной плохого поведения становятся мультики или фильмы. Здесь важно помнить, что если дети не слушаются своих родителей, их нельзя оправдывать и тем более потакать. Когда малыш бунтует и отстаивает свою самостоятельность – это абсолютно нормально. Кроха хочет одеться сам? Разрешите ему.

2. Двухлетние. Если ваш ребенок перестал слушаться в свои 2 годика, то это случается по причине формирования характера. В этом возрасте следует особенно строго вести себя с крохой. Важно оставаться спокойной и стараться занять малыша либо же переключать его внимание.

3. От 3-ех до 4-ех. Очень часто ребенок перестает слушаться своих родителей в этом возрасте. Сейчас кроха пытается продавить родителей и настоять на своем. В данный период вы должны быть особенно упорны и последовательны. На самотек ничего пускать нельзя. Помимо методов воспитания, описанных выше, добавьте задушевные разговоры, и тогда вы этот этап пройдете безболезненно.

4. От 6 до 7 лет. Ваш ребенок перестал в этом возрасте слушаться? Это вполне возможно, только причина будет другой – кроха все станет делать назло. Сейчас ему тяжело, идет переоценка ценностей, добавляется нагрузка в виде школы. Хвалите малыша за любые успехи, и он почувствует себя более защищенным.

5. Требования покупок. Если ребенок в магазине перестал слушаться, топает ножками и требует купить ему игрушку, важно не поддаться искушению побаловать чадо. Не нужно поощрять недопустимое поведение, если не хотите повторения сценария. Если ребенок перестал слушаться и даже не воспринимает ваши слова, подождите его успокоения и объясните, почему вы не можете ему купить требуемую вещь.

6. Ничего не помогает. Вы перепробовали все способы, но ребенок перестал слушаться и не думает исправляться. Значит, вы уже когда-то допустили ошибку. Главные ошибки – это потакание, крики и разговоры о недопустимом поведении при ребенке. Не следует никому жаловаться на малыша.

Как наказывать малыша?

Желательно не наказывать кроху в плохом настроении. Пусть ребенок знает, что капризы ему с рук не сойдут и если он вредничает, то это приведет к последствиям. Так вы формируете чувство ответственности. Сначала скажите, что последует в результате такого поведения. Если малыш продолжает баловаться, воплотите наказание в жизнь. Что делать:

1. Лишить приятного (сладости, мультиков). Причем сделать это необходимо сразу же после плохого проступка.

2. Если сказали «нет». Следуйте этому до конца. Передумывать нельзя, иначе вырастите манипулятора.

3. Бить детей нельзя. Этот вид наказания очень деструктивен – вызывает обиду и снижение самооценки.

4. Давайте ребенку воздух , то есть не лишайте его самостоятельности. Старайтесь мягко направлять на жизненном пути.

Почему ваш ребенок начинает вредничать? Возможно, вы его не так воспитываете. В этом нет вашей вины, ведь все мы воспитываем деток так, как это видели на примере своих родителей.

1. Когда вы выражаете свою просьбу, смотрите крохе в глаза – так информация лучше воспринимается.

2. Давайте по одной задаче, а не сразу несколько.

3. Говорите мало и четко, обязательно спокойным тоном. Не нужно демагогии о том, что данное поведение недопустимо в вашем доме. Просто скажите: «убери игрушки сейчас» .

4. Не ждите мгновенного исполнения просьбы. Дайте на это как минимум 2 часа.

5. Забудьте о частице «не» и переключитесь с негатива на позитив. Это значит, вместо «сколько можно баловаться, надоело уже» скажите «давай говорить тише, так приятно посидеть в тишине» .

1. Для умных детей. Некоторые дети обладают таким мощным интеллектом, что им просто не сидится без дела. Если ребенок ваш постоянно вредничает, это не говорит о его плохом характере. Может быть ваш малыш слишком любознательный? Такие дети обожают компании взрослых, часто вставляют свое мнение и очень не любят давления. Забудьте об авторитарном стиле воспитания. Учитывайте его индивидуальность, просите совета и мягко наставляйте.

2. Для маленьких детей. Не требуйте взрослого объяснения поведению, если ребенок вредничает. Убедитесь, что ваши просьбы ему по силам и делайте скидку на несмышленый возраст.

3. Ребенок слушается. Всегда. Это тоже нехорошо. Конечно, родителям не нравится, когда их ребенок огрызается, но и беспрекословное послушание должно насторожить. Такое часто случается при гнетущей атмосфере в семье, тогда и кроха начинает копировать стиль вселенской депрессии. Учите малыша выплескивать злость, грусть, гнев. Играйте в злых волшебников, где нужно злиться и топать ногами или войнушки, где разрешается кричать и бегать. Установите для этого определенные часы.

Дополнительные советы:

Если ваш ребенок не слушается и делает назло, учите его доброте. Кормите птичек и собачек, извиняйтесь перед поломанной игрушкой, разговаривайте от имени обиженного мишки. Это помогает развить сочувствие. Часто причины непослушания ребенка – это негатив родителей. Будьте сами позитивны, тогда и ребенка вырастите позитивным.

Большинство родителей убеждены, что дети должны слушаться. Это одна из главных их забот в воспитании детей: как научить ребенка слушаться? Как заставить ребенка слушаться? Что делать если ребенок не слушается? Конечно, иметь дело с совершенно неуправляемым чадом нам очень неудобно.

Но тут есть один нюанс: а кому нужно, чтобы ребенок был послушным? Спросим себя, чего мы на самом деле хотим от ребенка? Мы хотим, чтобы он просто слушался ради послушания — потому, что так надо, и точка. Или мы хотим, чтобы с ним можно было договориться, как с человеком, в каких-то совместных делах?

Эти наши позиции в воспитании подразумевают не только разный стиль отношений с ребенком, но и имеют совершенно разные последствия. Самое странное, что безусловное послушание многими считается не только удобным для себя, но в первую очередь, полезным для самого ребенка — правильным, чуть ли не добродетелью. Бытует миф, что ребенок не послушный и не признающий безусловный родительский авторитет, несчастен и неспокоен. Но так ли это на самом деле или это миф, придуманный родителями для оправдания своего властолюбия и удобства?

Если посмотреть на взрослых людей, то очевидно, что больших успехов в чем бы то ни было достигают те, кто облает ответственностью и самостоятельностью. Чтобы добиваться своих целей, и даже иметь нормальные отношения, человеку нужно четко понимать эти самые цели, уметь принимать решения, иметь свою точку зрения, быть способным настоять на своем. Даже просто знать, чего хочешь и умение сказать об этом другому — одна из составляющих нормальных отношений, например. Но как человек приобретет все эти качества, если он воспитывался в стиле безусловного послушания? Как ему поможет в этом привычка ориентироваться на авторитет родителей? Ответ очевиден — никак.

Тем не менее общепринятый подход родителей к воспитанию основывается на послушании. Вплоть до того, что считается, что послушный ребенок — это хороший ребенок, а непослушный — плохой. Плюс к этому, считается, что родители непременно должны ребенку что-то «прививать», какие-то качества, которые им кажутся положительными и соответственно, препятствовать развитию качеств отрицательных — это громко называется .

Воспитание или манипулирование?

По умолчанию считается, что отрицательные качества врожденны — и наша задача их задавить, а положительные — только приобретаются, и их нужно насаждать любой ценой, преодолевая сопротивление порочной природы ребенка. Для достижения этих результатов мы применяем метод «кнута и пряника», а также различные манипуляции, превращая процесс воспитания в скорее в дрессировку. Нам не приходит в голову учить малыша сидеть или ходить — мы знаем, что он научится этому и без нас. Но в отношении его личности мы полагаем, что необходимо наше вмешательство.

Воспитание тождественно помощи ребенку в реализации его возможностей. Это те способности ребенка, которые могут не получить развития: способность любить, быть счастливым, разумным и такие особые способности, как художественный талант. Это семена, которые прорастают и дают плоды, если для их развития созданы надлежащие условия, но они могут и зачахнуть, если такие условия отсутствуют. Одним из самых важных условий является вера в возможности ребенка людей, особенно значимых в его жизни. Наличие этой веры отличает воспитание от манипуляции.

Противоположностью воспитанию является манипуляция , которая основывается на отсутствии веры в развитие возможностей и на убежденности, что с ребенком будет все в порядке, только если взрослые вложат в него то, что желательно, и устранят то, что кажется нежелательным. Нет необходимости верить в робота, поскольку в нем нет жизни.

Эрих Фромм «Человек для себя»

Э. Фромм полагает, что манипулировании в воспитании выражает страсть властолюбия родителей, их , а никак не заботу о ребенке, сколько бы они не говорили о заботе. Ребенку, чтобы развиваться, нужно познавать мир, ставить эксперименты и совершать ошибки, а не слушаться родителей. Родители только и делают, что мешают ему заниматься познанием. Они все время твердят, что это — плохо, то — опасно, другое — просто «нельзя».

Та же самая беда с развитием. Родители заранее знают, какие черты, что и как нужно развивать в ребенке, и осуществляют это любой ценой, чаще именно манипуляциями, разнообразными подлогами. Либо они притворяются, что ребенок делает выбор сам, лишая его реального выбора, либо давят на его чувства или угрожают лишением своего расположения — так называемая «условная любовь».

В общем и целом, задача воспитания авторитарным родителем видится не в том, чтобы помочь ребенку развить свои задатки и способности и стать уникальной и , а в том, чтобы любой ценой втиснуть его в те рамки, которые родителям кажутся правильными, пока это не породит естественную реакцию в виде испорченных . И сколько потом проблем возникает у человека в результате внутреннего конфликта между родительскими рамками и ожиданиям и своими собственными, на корню задавленными способностями и задатками!

Но почему не предположить, что ребенок не порочен от природы, а рождается чистым и имеет здоровые и добрые задатки, которые можно помочь ему развить, а вот плохому он, наоборот, учится? Ведь именно наша вера в ребенка передается ему. В раннем детстве он слишком нам доверяет, чтобы критически оценить наше о нем мнение. Если мы считаем его глубоко порочным и нуждающимся в рамкам — он нам верит и вырастет таким. А если мы будем считать его добрым, разумным, способным и относиться к другим и себе с уважением — он впитает это самоощущение.

Основы личностного подхода в воспитании детей

  1. Стоит забыть о понятии родительского авторитета и перестать считать свою волю единственно верной в отношении ребенка. Конечно, мы за него отвечаем, но ведь задача воспитания — вырастить человека, который отвечает за себя сам, правильно, не самоутвердиться за счет него?
  2. Если мы хотим, чтобы ребенок уважал себя и окружающих, то единственное средство этого достичь — уважать его . Других способов привить уважение нет. Страх наказания или лишения расположения — не прививает уважение. Если мы не уважаем ребенка, его мнение и выбор, то он учится так же относиться к себе и другим, и к нам, в частности. Мы можем этого не заметить, если очень запугаем малыша, на корню пресекая любые проявления неуважения, но когда он подрастет — почувствуем это в истинной мере!
  3. Уважение к ребенку начинается буквально с пеленок . По каждому поводу, вместо того, чтобы утверждать своей монаршей властью: «да будет так!» можно спрашивать ребенка, чего хочет он? Кушать или нет, взять ту игрушку или эту, надеть рубашечку или футболку, куда идти гулять и идти ли вообще… Да, он еще не говорит, но мы можем с ним советоваться, побуждая его к принятию решений и показывая свое небезразличие к его мнению и он довольно рано может отвечать знаками на наши вопросы. При этом мы, конечно, должны честно объяснить ему и последствия того или иного выбора, чтобы он мог его совершить разумно.
  4. Бывают случаи, когда что-то безусловно необходимо , например, врачебный осмотр. Таких случаев сравнительно не много, и это тоже хороший опыт для малыша — уметь принимать неизбежные обстоятельства. И в этих случаях так же можно объяснить, что и почему надо, а не давить своей волей: «потому что я сказал»
  5. Если ребенок делает что-то нежелательное для нас , опять-таки можно пойти по пути объяснения вместо обмана и манипуляций. В первую очередь тут стоит задуматься, а почему это нежелательно? Например, годовалый малыш «дерется» с мамой. Для него это игра — он еще не понимает, что маме больно. Можно авторитарно сказать: «нельзя так делать, это плохо!» с выражением праведного гнева. А можно сказать, что маме больно, и она не хочет так играть. Если малыш настаивает — уйти от игры. Так мама просто защищает себя и дает ребенку обратную связь. Не авторитарный суд: «ты-плохой» или «делаешь плохо», а «мне не нравится в это играть». И это честно. Такие игры не говорят, что ребенок зол или испорчен, просто малышу крайне сложно поставить себя на место другого человека. Будем терпеливы — пусть учится, а заодно подадим пример защиты своих интересов.
  6. Оценочных суждений «хорошо-плохо» вообще лучше избегать . Для человека разумного естественно желание понимать причины и следствия своих поступков и совершать сознательный выбор, и ребенок хочет все понять. Когда мы ему все объясняем, то у него не возникает недопонимания и желания проверить, докопаться до объяснения самому. Бессмысленные же запреты оставляют его наедине с вопросом. Но страшнее всего тут то, что если ребенок наши оценки хорошо усвоит, то тем самым у него блокируется , иногда навсегда. Место нравственного суждения на основании понимания своих мотивов и поступков занимает бездумное воспроизведение родительской программы, так что даже взрослый человек не в состоянии объяснить почему «плохо» то, что родители считали плохим (а им просто было так удобно), но прилежно смотрит на жизнь сквозь эту призму.
  7. В случаях реальной опасности — огонь, острые предметы, машины и т. п, также вполне реально не запрещать, а объяснять и даже демонстрировать. И всегда ли опасность настолько велика, как нам кажется? Чем пытаться внушить ребенку иррациональный страх, скажем, перед ножом, и создавать тягу к запретному плоду, дадим ему нож в нашем присутствии, объяснив что он острый. Пусть уколется — как иначе он узнает, что такое «острый»? Тогда он начнет учиться обращаться с ножом осторожно — в чем и состояла наша цель, не так ли? Или мы хотели, чтобы он никогда в жизни не брал в руки нож? То же самое, например, с вопросом: «как научить начинающего ползать малыша осторожности на краю кровати?» — дать пару раз свалиться на ковер, и проблема решена!

Личностный подход в воспитании (он же личностно ориентированный или гуманистический ) придумала не я. Он давно уже разрабатывается ведущими психологами и педагогами. Для некоторых эти принципы до сих пор непривычны — слишком сильны авторитарные установки, впитанные с молоком матери. Кому интересно, почитайте о таком понятии, как « «, его истоках и значении. И не забудьте подписаться на новые статьи

А резюмируя сказанное сейчас, можно сделать вывод, что не нужно заставлять или учить ребенка слушаться. Если ребенок не слушается — это здорово ! Это значит, он уже имеет свою точку зрения и способен ее отстаивать, и еще значит, что он нас не боится! На мой взгляд, дети слушаться не должны. Это неестественно. И если ребенок очень послушен, то это тревожный звоночек. С ребенком что-то не так: он запуган или потерял здоровый исследовательский интерес к миру. Он старается угодить родителям вместо того, чтобы развиваться. Согласны? Жду комментариев!

© Надежда Дьяченко

Ваш малыш совсем не слушается и не хочет слушаться ? Эта проблема присуща многим семьям. Прочитав эту статью вы узнаете о причинах такого непослушания, об основных методах и способах правильного воспитания крохи.

Ребенок в 6 лет не слушается: причины

Почему ребенок не слушается в 6 лет? Не может быть так, чтобы ребенок не слушался сам по себе. Как говорится, дыма без огня не бывает, и в таких ситуациях, родительские ошибки в процессе воспитания приводят к таким негативным последствиям. Поэтому прежде чем искать причины непослушания в детях, мамам и папам, необходимо, оценить свое поведения и отношения к чаду.

Обычно, когда ребенку 6 лет, не слушается , огрызается он из-за следующих причин:

  • непонимания взрослых.

Стандартная ситуация, после тяжелого рабочего дня мама пришла домой и видит в детской бардак и начинает срываться на кроху. Даже после того, как детская была приведена в порядок, родитель, под воздействиям негативных эмоций начинает придираться к чаду. Малыш не в понимании о том, что происходит, что же он сделал не так, вследствие чего, он психует и не слушается;

  • притеснение свободы.

Если родители слишком ограничивают детскую свободу запретами, не ждите послушания. Ребенок будет бороться за свои права и желания, и это абсолютно нормально;

  • детская обида.

Часто ли вы сравниваете свое чадо с другими детьми? Кроха не слушается и дерется - это результат вашего действия.

  • недолюбленный ребенок.

Данная проблема очень знакома неполным и многодетным семьям. В первом случае, малыш не понимает отчего папа и мама больше не живут вместе и почему все занимаются выяснениям своих отношений и не обращают на его внимания. Во втором варианте, когда появляется новый член семьи, ребенок не слушается родителей в 6 лет из-за ревности к новорожденному. Мама постоянно находится с младенцем, уделяет ему все свое внимание, целует, обнимает, а старшему достаются только родительские задания и указания (принеси то, сделай это, помоги);

  • психологическое давление на детей.

Данная возрастная категория характеризуется большими требованиями к ребенку со стороны родителей. Ведь малыш обязан быть лучше, быстрее, умнее своих сверстников, должен справляться со всеми своими обязанностями, быть активным воспитанником подготовительной группы детского сада, помогать маме и папе, чтобы все окружающие говорили «ах какой ребенок, какие же молодцы родители, что сумели воспитать такого маленького гения». Вот только мамы и папы не понимают, что полное послушание - это не нормально для малыша. Постоянное давление на кроху может привести к непониманию в будущем.

Ребенок 6 лет не слушается, что делать , советы

  • Начните понимать друг друга. Это сделать непросто, но вполне возможно. Почаще разговаривайте, дети в этом возрасте не глупы, они все могут понять, если детально, понятно, и спокойным тоном объяснить. Если вы устали в конце дня, и не намерены вести разговор, предупредите чадо, что сейчас неблагоприятное время для бесед. Согласитесь, лучше перенести разговор, чем нечаянно обидеть кроху.
  • Приводите себя в пример. Если ребенок не слушается в 6 лет , не только объясняйте ему о том какое должно быть его поведение и действия, но и приводите свою жизненную ситуацию в пример.
  • Хвалите за все случаи послушного поведения. Это поднимает самооценку малыша и на следующий раз он обязательно задумается о том, стоит ли нарушать правила.
  • Следите за интонацией. Тон не должен быть строгим и приказным. Если с вами говорят в подом тоне, согласитесь, это не очень приятно, и подчинятся сказанному ни капельки не хочется. Вот и малыш постоянно не слушается и бунтует против таких действий со стороны мамы и папы.

Необходимо заметить, что ребенок в возрасте 6-7 лет уже научился хитрить и может очень хорошо управлять мамой и папой. Не идите у него на поводу, ни к чему хорошему этот путь не приведет.

Что делать если чадо хамит, грубит и огрызается, узнайте, посмотрев данное видео:

Николай, 40 лет, Курск

В семье 2 детей, старшему 6,5 лет, младшей дочке 1,4 года. Не понимаем с женой, что случилось с сыном. Вроде уже взрослый, но ведет себя как маленький: капризничает, огрызается, грубит и дерется. Уговоры и наказания не действуют. Что мы упустили при воспитании сына? Не хотим то же самое повторить с дочкой.

Ситуация данного характера является совершенно стандартной. Бесспорно, 6-ти летний ребенок в какой-то степени уже взрослый: он может обслуживать себя, помогать маме с папой, смотреть за сестренкой. Но, не забывайте, что каким бы взрослым ребенок не казался, он нуждается в родительской любви, поддержке, похвале, поощрении. Сын ведет себя отвратительно из-за ревности к младшей сестричке, таким образом, он мстит за невнимание к нему. Конечно, за младшим карапузом нужно ухаживать больше и это все требует большого количества вашего времени, но лучше найти лишних 10-20 минут для беседы с сыном, чем потратить час на выяснение отношений с ним. Объясните старшему малышу, что вам тяжело, ведь его сестренка еще маленькая, и вы нуждаетесь в его помощи. Поверьте, места для истерик и капризов в вашей семье больше не будет.

Светлана, 31 год, Магнитогорск.

Сыну 6 лет, растет без отца. Хочу воспитать его настоящим мужчиной, поэтому много чего контролирую и запрещаю. Я не думаю, что это плохо, ведь настоящий мужчина это, в первую очередь, дисциплинированная личность. А добиться дисциплины без запретов - невозможно. Но я не понимаю, что произошло с моим сыночком, вот уже 3 месяца как он грубит мне, огрызается, не в настроении целыми днями. Я не узнаю его. Что делать? Почему так происходит?

Конечно, запреты нужны, но вы забыли еще об одном важном моменте - наличие свободы у малыша. Может в 2 года такая система и работала, но ребенок уже повзрослел, у него есть собственная точка зрения, которая, видимо, не совпадает с вашей. Очень жаль, но в таком стиле воспитания, настоящего мужчину воспитать вам не удастся. Представьте себя в его ситуации , все запрещается, все пути сделать что-то по-другому закрыты, желания проявить инициативу не поддерживается мамой. Нет поддержки, понимания и одобрения. Что остается ему делать в данной ситуации? Только бунтовать против такого режима воспитания. Если родитель не переосмыслить свои действия по отношению к чаду, это может очень негативно сказаться на его будущем.

6 летний ребенок не слушается : полезное видео

Трудные дети - вечная головная боль родителей и педагогов. С детским непослушанием так или иначе сталкиваются 99% мам и пап. И как бы это ни казалось парадоксальным, но в большинстве случаев плохое поведение детей удается победить, первым делом в корне пересмотрев поведенческие реакции самих родителей!

Чаще всего родители начинают жаловаться врачам и педагогам на то, что ребенок стал непослушным, «отбился от рук» и ведет себя плохо, в тот момент, когда этому ребенку «стукнуло» уже лет 5-7 и своими выходками и истериками он уже успел «допечь» всех своих родственников - и близких, и дальних. Но приемы воспитания, помогающие растить адекватного и послушного ребенка, необходимо начать практиковать гораздо раньше - едва только малышу исполнился год. Тем более, что этих приемов-то в сущности - всего ничего...

Главный закон педагогики всех времен и народов: маленькая птичка не управляет стаей

Пожалуй, большинство детских психологов и педагогов всего мира, какие бы концепции воспитания они ни пропагандировали, сходятся в едином мнении: ребенок в семье всегда должен занимать место подчиненного (ведомого), а не подчинителя (ведущего).

Главный закон педагогики гласит: маленькая птичка не может управлять стаей. Иными словами: ребенок не может подчинять себе (с помощью своих криков, истерик и капризов) волю взрослых людей. В противном случае это явное и страшное допущение со стороны родителей и других домочадцев может в будущем навредить всей семье, причинив существенный урон психике самого ребенка.

Однако родители должны понимать, что «подчинение воле взрослых» это отнюдь не насилие над личностью малыша или постоянное принуждение его воли желаниям взрослых членов семьи. Нет! Но ребенок должен понимать с самых юных лет, что все решения в семье принимают именно родители, и что любой запрет должен исполняться беспрекословно - в первую очередь потому, что он обеспечивает безопасность самого ребенка.

Как только этот закон семьи переворачивается «с ног на голову» и голос ребенка становится в семье доминирующим (проще говоря: взрослые «пляшут под дудку» малого) - вот в этот самый момент в семье и появляется непослушный ребенок...

Откуда берутся «трудные дети»?

Прежде, чем научиться бороться с детскими капризами и истериками, стоит выяснить, как и когда вообще милые крохи превращаются в «трудных» непослушных детей. На самом деле, поведение ребенка в семье (как и поведенческие реакции детеныша в стае) в первую очередь и самым тесным образом зависят от поведения взрослых. Есть несколько типичных и наиболее распространенных ситуаций, когда дети-«ангелочки» превращаются в «монстров», садясь родителям «на шею». Дети становятся капризными, непослушными и истеричными, когда:

  • 1 В семье отсутствуют педагогические принципы. Например: родитель общается с ребенком исключительно на фоне собственного настроения - сегодня папа добрый и разрешил смотреть мультики до полуночи, завтра папа не в духе и уже в 21:00 загнал ребенка спать.
  • 2 Когда педагогические принципы взрослых членов семьи резко разнятся. Например: на просьбу ребенка посмотреть мультики после 21 вечера папа говорит «нельзя ни в коем случае», а мама - дает добро. Важно, чтобы родители (а желательно - и все прочие домочадцы) были едины в своих позициях.
  • 3 Когда родители или прочие домочадцы «ведутся» на детские капризы и истерики. Маленькие дети выстраивают свое поведение на уровне инстинктов и условных рефлексов, которые они улавливают мгновенно. Если малыш с помощью истерики, ора и плача может добиться от взрослых то, чего он хочет, он будет пользоваться этим приемом всегда и до тех пор, пока он срабатывает. И только в том случае, когда вопли и истерики перестанут приводить его к желаемому результату, ребенок наконец перестанет орать.

Обратите внимание, что детки никогда не капризничают, не кричат, не плачут и не устраивают истерик перед телевизором, мебелью, игрушками или совершенно посторонним человеком. Как бы ни был мал ребенок, он всегда четко различает - кто реагирует на его «концерт», а чьи нервы бесполезно «расшатывать» с помощью крика и скандала. Если вы «даете слабину» и пасуете перед детскими капризами - вы будете жить с ними бок о бок все то время, пока ребенок делит с вами одно пространство.

Как прекратить детские истерики: на раз-два!

Большинство родителей полагает, что превратить «трудного» непослушного и истеричного ребенка в «ангела» - это сродни чуду. Но в действительности этот педагогический «маневр» совсем не сложный, но требует от родителей особых моральных усилий, выдержки и воли. И оно того стоит! Причем, чем раньше вы начнете практиковать этот прием - тем более спокойным и послушным будет расти ваш ребенок. Итак:

Старая схема (так обычно поступают большинство родителей) : как только ваш малыш заливался плачем и криками, топал ногами и бился головой об пол - вы «подлетали» к нему и были готовы на все, чтобы его успокоить. В том числе - соглашались исполнить его желание. Одним словом, вы вели себя по принципу «Сделаю что угодно, лишь бы дитя не плакало...».

Новая схема (так следует поступать тем, кто хочет «перевоспитать» непослушного ребенка) : как только малыш стал кричать и «скандалить», вы спокойно улыбаетесь ему и выходите из комнаты. Но ребенок должен знать, что вы продолжаете его слышать. И пока он кричит, вы в поле его видимости не возвращаетесь. Но как только (хоть на секунду!) ребенок прекратил орать и плакать - вы опять же с улыбкой возвращаетесь к нему, демонстрируя всю свою родительскую нежность и любовь. Увидев вас, малыш снова начнет орать - вы так же спокойно вновь покидаете комнату. И снова возвращаетесь к нему с объятиями, улыбкой и всем своим родительским обожанием ровно в тот момент, когда он снова прекращает орать.

Однако, почувствуйте разницу: одно дело, если малыш ударился, у него что-то болит, его обидели другие ребятишки или его напугала соседская собака... В этом случае его плач и крик совершенно нормален и объясним - малышу нужна ваша поддержка и зашита. Но кидаться утешать, обнимать и нацеловывать ребенка, который просто устроил истерику, который капризничает и пытается слезами и криками добиться своего - совсем другое дело.
В этом случае родители должны быть непреклонны и не поддаваться "на провокации".

Таким образом рано или чуть позже ребенок «сообразит» (на уровне рефлексов): когда он истерит - его оставляют одного, его не слушают и не слушаются. Но как только он перестает кричать и «скандалить» - к нему снова возвращаются, его любят и готовы выслушать.

Известный популярный детский врач, доктор Е. О. Комаровский: «Как правило, на формирование у ребенка стойкого рефлекса «Когда я ору - я никому не нужен, а когда я молчу - меня все любят» уходит 2-3 дня. Если родители продержатся это время - они получат послушного малыша, если нет - будут и дальше сталкиваться с детскими истериками, капризами и непослушанием»

Волшебное слово «Нельзя»: кому и зачем нужны запреты

Никакое воспитание детей невозможно без запретов. И от того, насколько правильно вы пользуетесь запрещающими словами (типа «нет», «нельзя» и т.п.), зависит в большей степени и поведение ребенка. Так называемые «трудные» дети чаще всего встречаются в семьях, в которых взрослые произносят запреты «нет, нельзя» либо слишком часто (по поводу и без), либо не произносят их вовсе - то есть ребенок растет в режиме полной вседозволенности.

Меж тем, родители должны правильно и максимально осторожно использовать запреты при воспитании детей. В первую очередь потому, что от этого зачастую зависит безопасность самого ребенка и его окружения.

От того, насколько адекватно (а стало быть - быстро и системно) ребенок реагирует на запрет, зависит в первую очередь его безопасность. Если малыш катится на самокате, увлекшись процессом, и тут же останавливается перед потоком машин, четко и послушно среагировав на мамин крик «Стой, дальше нельзя!» --это спасет ему жизнь. А если ребенок не приучен «железно» реагировать на запреты, вы не сможете уберечь его от несчастного случая: не реагируя на «нельзя», он полезет руками в огонь, выскочит на проезжую часть, опрокинет на себя кастрюлю с кипятком и т.п.

В определенном смысле запретное слово «Нельзя» имеет для малыша охранное свойство. Ваша родительская задача приучить ребенка мгновенно реагировать на сигнал и послушно ему следовать.

Именно потому, что запреты играют столь важную роль в воспитании послушных детей, родители должны уметь ими правильно пользоваться. Есть несколько правил, которые им в этом помогут:

  • 1 Употреблять само слово «нельзя» надо редко и только по делу (чаще всего - либо если запрет касается безопасности самого ребенка и других людей, либо для того, чтобы соблюсти общепринятую социальную норму - нельзя бросать мусор где попало, нельзя обзываться и драться и т.п.)
  • 2 Ребенок должен четко понимать, что если ему что-то запрещают - этот запрет действует всегда. Например: если у ребенка сильнейшая аллергия на молочный белок и ему нельзя мороженое, то даже если он принесет из школы 15 «пятерок» разом - мороженое все равно будет нельзя.
  • 3 Запреты типа «нет» или «нельзя» никогда не обсуждаются. Безусловно, родители должны максимально подробно и доходчиво растолковать малышу, почему они запрещают ему то или иное, но сам факт запрета никогда не должен становится предметом дискуссии.
  • 4 Недопустимо, чтобы позиции родителей на предмет какого-либо запрета расходились. Например папа сказал «нет», а мама - «ладно, разочек можно»;
  • 5 Любое «нет» должно соблюдаться повсеместно: и в Африке спустя 5 лет - оно тоже будет «нет». В большей степени это правило касается даже не детей и родителей, а более дальних родственников - бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек и проч. Нередко ведь случается такая ситуация: например, дома сладости после 17 вечера есть нельзя (это портит зубы), а у бабушки на каникулах - можно сколько угодно и когда вздумалось... Ничего нет хорошего в том, что в разных местах ребенок живет по разным правилам.

Если ничего не помогает

В 99% случаев плохого поведения у ребятишек, проблема эта носит исключительно педагогический характер. Как только родители начнут правильно выстраивать свои взаимоотношения с малышом (научатся адекватно использовать запреты и перестанут реагировать на детские крики и слезы) - капризы и истерики ребенка сойдут на «нет»...

Доктор Е. О. Комаровский: «Если родители ведут себя правильно и несгибаемо, последовательно и принципиально, если они сохраняют присутствует духа перед детскими капризами и истериками и их силы воли хватает на то, чтобы не сдаться, то любые, даже самые сильные и шумные, истерики у ребенка пройдут стопроцентно и буквально за несколько дней. Мамы и папы, запомните: если ребенок не добивается своей цели с помощью истерик, он просто прекращает орать».

Но если вы все делаете правильно, не реагируете на капризы и истерики, четко следуете вышеупомянутым правилам, а эффекта так и не добились - и малыш по-прежнему сильно кричит, требуя своего, и продолжает истерить - с большой долей вероятности вам нужно показать такого ребенка специалистам (неврологу, психологу и т.п.), потому что причина в этом случае может быть не педагогическая, а медицинская.

Самые важные принципы воспитания

Тема детского воспитания - необъятна, многогранна, многослойна и вообще трудна для восприятия обычными людьми. Ежегодно в свет выпускаются тонны умных книг, посвященных воспитанию детей, но как и сто лет назад, большинство родителей то и дело оказывается перед лицом проблем, связанных с непослушанием их детей. И этим родителям при решении проблем необходима некая опора, некие основные принципы, на которые они должны были бы ориентироваться. К таким принципам можно отнести:

  • 1 Всегда щедро хвалите ребенка, когда он ведет себя правильно. Увы, но большинство родителей «грешат» тем, что воспринимают хорошие поступки малыша как должное, а плохие - как из ряда вон выходящее. На самом деле, ребенок еще только выстраивает свои поведенческие реакции и модели, для него зачастую еще не существует оценок «хорошо» и «плохо», и он ориентируется на оценку близких ему людей. Хвалите и поощряйте его послушание и хорошее поведение, и он с радостью будет стараться как можно чаще поступать именно так, как вы одобряете.
  • 2 Если малыш капризничает и ведет себя не правильно - не судите ребенка как личность! А судите только его поведение в конкретный момент. Например: допустим, мальчик Петя плохо ведет себя на детской площадке - толкается, обижает других ребятишек и отбирает у них совки и ведра. Взрослым так и тянет поругать Петю: «Ты - плохой мальчик, ты - злюка и жадина!». Вот это и есть пример осуждения Пети, как личности. Если такие посылы станут системными - в какой-то момент Петя действительно превратится в плохого мальчика. Ругайте Петю правильно: «Ты почему себя так плохо ведешь? Почему толкаешься и обижаешь других? Только плохие ребята обижают других, но ты ведь хороший мальчик! А ведешь себя сегодня как плохой - придется мне тебя наказать...». Так ребенок будет понимать, что он сам по себе - хороший, его любят и уважают, но вот его поведение сегодня - неправильное...
  • 3 Всегда берите в расчет возраст и развитие вашего ребенка.
  • 4 Требования, которые вы предъявляете ребенку, должны быть разумны.
  • 5 Наказания за проступки должны быть последовательны во времени (нельзя лишать трехлетнего малыша вечерних мультиков за то, что он утром плевался кашей - маленький ребенок не сможет осознать связь проступок-наказание).
  • 6 Наказывая ребенка, вы сами должны быть спокойны.

Любой психолог вам подтвердит: всякий собеседник, в том числе и ребенок (каким бы маленьким он не был), гораздо лучше вас слышит, когда вы не кричите, а говорите спокойно.

  • 7 Разговаривая с ребенком (особенно в ситуациях, когда он не слушается, капризничает, истерит, а вы - раздражены и сердитесь), всегда ориентируйтесь на свой тон и манеру разговора - хотели бы вы сами, чтобы с вами разговаривали таким образом?
  • 8 Вы всегда должны быть уверены, что ребенок понимает вас.
  • 9 Личный пример всегда работает намного лучше, чем посыл о том, как правильно или не правильно поступать. Иначе говоря принцип: «Делая как я» воспитывает ребенка в разы эффективнее, чем принцип «Делай так, как я говорю». Будьте примером для своих ребятишек, помните, что осознанно или нет, но они во многом - ваша копия.
  • 10 Как родитель, как взрослый, вы всегда должны быть готовы к пересмотрю ваших решений. Особенно это касается родителей детей 10 и страше лет, когда ребенок уже способен вступать в обсуждения, приводить аргументы и доводы и т.п. Он должен понимать, что решение - всегда за вами, но что вы готовы выслушать его и при определенных обстоятельствах вы можете изменить свои решения в пользу ребенка.
  • 11 Стремитесь донести до ребенка, каким будет результат его поступков (особенно в том случае, если он поступает неправильно). Если малыш выбрасывает из кроватки игрушки - не поднимайте их, и кроха быстро усвоит, что в результате такого поведения он лишается игрушек. С детьми постарше и в более серьезных ситуациях можно просто проговаривать - что случится, если малыш поступит так-то и так-то...

Растить послушного и адекватного ребенка не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Родителям лишь необходимо анализировать и контролировать собственные поведенческие реакции - быть малышу достойным примером, не «идти на поводу» у детских истерик и капризов, охотно разговаривать с ребенком, спокойно растолковывая ему те или иные свои решения.

Дети любят доминировать в семье. Довольно часто они диктуют свои правила родителям, любыми способами стараются добиться желаемого. Особенно ярко такое поведение проявляется в дошкольном возрасте, ребенок не слушается 5 лет.

Почему ребенок не слушается в 5 лет?

В период взросления дети осознает свою самостоятельность, понимает, что может влиять на решение, принимаемое родителями. Когда ему говорят что-то сделать, он отказывается, знает: любая угроза со стороны взрослых не осуществится. Он уверен: пожалеют. Поэтому будьте внимательны при обращении к нему.

Помните, что дети считаются отражением своих родителей. Когда ребенок 5 лет не слушается родителей: продумайте свои действия, проанализируйте мысли. Главная причина - это не правильные действия взрослых.

Также следует проанализировать окружение малыша. Отношение к нему взрослых играет часто более важную роль. Разобраться в данной ситуации поможет знание следующих моментов.

Причины непослушания пятилетнего ребенка:

Непонимание ребенка. Взрослые абсолютно игнорируют желания малыша. Подобное поведение способствует зарождению чувства ненужности. Малыш ощущает их нелюбовь.

Умение анализировать. Третья причина связана с ростом умений, знаний, навыков. Дети знают, что они хотят, однако, родители не могут себе позволить им это дать. Отсюда вытекает бунт, желание поступать наперекор. Девятилетний ребенок не слушается и огрызается в данной ситуации точно, как пятилетний.

Манипуляция. Часто малыш манипулирует родителями. Когда он видит, что на просьбу откликаются, бунт прекращается.

Строгость и рукоприкладство. Первую причину надо искать в отношении родителей к тому, как малыш себя ведет. Когда ребенок 5 лет не слушается, взрослые начинают проявлять строгость. Наказывают, угрожают. Малыш теряется. Он старается осознать: почему вчера это было можно делать, сегодня нельзя. Взрослые должны понимать: использование слишком строгих методов воспитания, может только навредить.

Здесь возможны два результата:

  • будет нарушена психика малыша;
  • ребенок, отстаивая свою точку зрения, перестанет вообще подчиняться взрослым.

Баловство. Вторая причина скрывается среди противоречий. С одной стороны дети должны жить по правилам поведения, принятым семьей. С другой – они попадают в окружение вне дома. Это школа, улица. Там действуют свои правила, с которыми надо считаться. Они получаются дезориентированы.

В поведении детей четко видна хаотичность. Для них нет запретов, все можно, разрешается. Затем наступает момент, когда они не воспринимают слова «нет», «нельзя». Начинается истерика, требование своего.

Что делать, если пятилетний ребенок не слушается?

Прежде всего, помните: дети во всем подражают взрослым. Когда мама, папа забывают свои обещания, игнорируют просьбы, малыш поступит также.

Если ребенок 5 лет перестал слушаться, задумайтесь: возможно, причины данного поведения надо искать внутри самих родителей.

Как научить ребенка слушаться в 5 лет:

  • обращайтесь к нему уважительно. Используйте разъяснительные интонации. Тон не должен быть приказным. Малыш слышит повелительные нотки, выражает сразу протест. Постарайтесь, чтобы в словах, обращенных к нему, была просьба, объяснение;
  • для малыша очень важно, чтобы его услышали. Слушайте его. Он увидит тогда: его понимают. Помните о его правах, выставляя только свои требования. Это будет способствовать формированию отрицательного поведения;
  • когда малыш капризничает, пересмотрите свое поведение, задумайтесь над взаимоотношениями внутри семьи;
  • дети быстро учатся манипулировать взрослыми. Они усваивают, что с помощью таких действий можно быстро всего добиться. Эта тактика часто распространена во многих семьях. Когда родители видят манипуляции малыша, понимают, что 5 летний ребенок не слушается, желая что-то получить, идти у него на поводу не надо.

Воспитывая малыша, не отстраняйтесь полностью от запретов. Прививайте ему знание определенных правил. Они повлияют на формирование поведения в дальнейшем. Помогут стать дисциплинированным, ответственным. Малыш научится правильно распределять время. Это поможет избежать многих проблем.

Чтобы найти единственно верное решение для возникшей ситуации, родителям следует четко видеть причины непослушания. Они должны понимать нецелесообразность использования жестких мер воспитания, осознавать отсутствие положительного результата.

Похожие публикации