Что означает "время разбрасывать камни и время собирать камни".

. время плакать, и время смеяться; время сето­вать, и время плясать;

. время раз­брасы­вать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время укло­няться от объятий;

. время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;

. время раз­дирать, и время сши­вать; время молчать, и время говорить;

. время любить, и время не­на­видеть; время войне, и время миру.

В конце второй главы Екклезиаст подошел к главной причине неосуществимости человеческого стремления к счастью. Между человеческим хотением и его выполнением стоит Некто, Кто может отнять хлеб у одного и дать другому. Теперь, в 3 главе, он углубляется в эту мысль и распространяет ее на всю сферу человеческой жизни. И здесь Екклезиаст находит то же беспрогрессивное круговращение, то же неустранимое влияние законов, и здесь все человеческие желания и предприятия стоят в постоянной зависимости от времени и обстоятельств и, подобно явлениям внешней природы, проходят в строгой последовательности. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом ». Hephez значит, собственно: склонность, намерение, предприятие. Екклезиаст говорит здесь не о предметах природы, а о деятельности человеческой, о явлениях человеческой жизни, как это видно и из дальнейшего развития мысли. Он хочет сказать, что факты человеческой жизни не суть продукты вполне свободной воли человека, лежат вне пределов его сознательных желаний.

. Что по­льзы работа­ю­щему от того, над чем он трудит­ся?

В этой зависимости человеческой жизни от посторонних влияний, неустранимых волею человека, лежит главная причина бесплодности человеческих усилий, неосуществимости человеческого стремления к счастью.

. Видел я эту заботу, которую дал сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том.

А между тем, человек не может погасить в себе жажды высшего блага. Его стремление к счастью, вложенное в него Самим Богом, постоянно и неудержимо толкает его на новые труды, на новые искания.

. Всё соделал Он пре­красным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может по­стигнуть дел, которые делает, от начала до конца.

Мир полон гармонии, и дух человека носит на себе печать вечности; однако, Божественный миропорядок остается непостижимым для человека и не может быть приведен в гармонию с человеческой волей. «Все соделал Он прекрасным в свое время », т. е. все, созданное Богом, прекрасно в свое время и в своем месте, в общей системе мирового бытия.

"И вложил мир в сердце их «. Еврейское слово olam в переводах передается различно: «вечность» (LXX), «мир » (Вульгата и перевод), «разум», «покров» и т. д. Но так как это слово вообще в Библии и, в частности, в книге Екклезиаста ( и др.) значит «вечность», то и в данном месте следует держаться этого значения. Лишь в послебиблейской литературе словом olam стал обозначаться и мир, как бесконечно продолжающийся. «Вложить в человека вечность» значит одарить его Богоподобными свойствами, наложить на человеческую природу отпечаток вечности, Божественности. Стремление человека к высочайшему благу, к вечному счастью, служит выражением его Богоподобности.

. Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей.

. И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это – дар Божий.

Глубокое противоречие, скрытое в природе человека, с одной стороны – стремление к вечности, с другой – ограниченность его разума, являются главной причиной неудовлетворенности человеческого духа, его всегдашних разочарований. Чтобы более или менее избежать последних, человек должен примириться раз навсегда с мыслью о том, что высшее счастье (Ithron) под солнцем невозможно. Он должен, так сказать, понизить свои требования к жизни и, отбросив искание высочайшего блага, удовольствоваться относительным благом, тем, что сравнительно хорошо, что «лучше » (tob). Если высшее благо – Ithron невозможно, то относительное благо – Tob вполне доступно человеку. В чем же заключается это Tob?

"Познал я, что нет для них ничего лучшего (Tob), как веселиться и делать доброе в жизни своей «. Благой труд и спокойное наслаждение земными радостями – вот единственно доступное для человека счастье. Пока человек стремится к абсолютному счастью на земле, он осужден на постоянные разочарования. Даже и лучшие моменты его жизни отравляются мыслью о непрочности счастья, удручающей заботой о будущем.

Напротив, человек, отказавшийся от искания полного счастья, бывает доволен и тем немногим, что дает ему жизнь, радуется, веселится без заботы о завтрашнем дне. Он, как дитя, отдается всякой радости посылаемой Богом, отдается полным своим существом, непосредственно, не разрушая ее анализом, критикой, бесцельными сомнениями. И эти малые радости, соединенные с добрым трудом и чистой совестью, делают жизнь приятной, относительно счастливой. Стихи 12–13 нисколько не выражают эвдемонистического взгляда на жизнь, который ставит целью жизни одно наслаждение. Во-первых, рядом с земными радостями Екклезиаст ставит другое необходимое условие относительно счастливой жизни, именно – «делание добра»; во-вторых, пользование земными благами соединяется с сознанием зависимости от воли Божией, с благодарной мыслью, что «это дар Божий ». Таким образом, то наслаждение жизнью, к которому призывает Екклезиаст, покоится на религиозном миросозерцании, предполагает, как свое необходимое условие, веру в Божественный промысл.

. Познал я, что всё, что делает Бог, пре­бывает вовек: к тому нечего при­бавлять и от того нечего убавить, – и делает так, чтобы бла­го­говели пред лицем Его.

В начале 3-ей главы Екклезиаст говорил о постоянстве и неизменности законов, управляющих человеческой жизнью. Теперь он говорит о них определеннее. Законы эти являются выражениями вечной и неизменной воли Божией. Человек бессилен что-либо прибавить к ним или отбавить от них. В том и заключается цель Божественного промысла, чтобы показать людям их полную зависимость от Бога и, таким образом, научить их страху Божию.

. Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, – и воз­зовет про­шедшее.

"Бог воззовет прошедшее «. LXX и сирийский переводят: взыщет преследуемого (слав. »гонимого «). Но, согласно с контекстом, лучше понимать в среднем роде: прогнанное, удаленное, прошедшее.

. Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда.

. И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; по­тому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там».

Промысл Божий обнаруживается не только в естественных явлениях, но и в нравственной жизни человека. В человеческом суде живут неправда и беззаконие. Но над судом людей есть суд Божий, который воздаст должное праведным и нечестивым. Для этого суда, как и для всякой вещи, настанет свое время. »Праведного и нечестивого будет судить Бог, потому что время для всякой вещи и над всяким делом там ". Слово "там « (sсham) не совсем ясно. Вульгата передает его словом «тогда» (tunс), Иероним – «во время суда» (in tempore judiсii), но евр. sсham есть наречие не времени, а места. Вероятно, оно значит здесь: на суде Божием, в параллель слову «там » в ст. 16 для обозначения суда человеческого. Некоторые экзегеты вместо schara (מט ) читают sam (מט ) и переводят: всeму (Бог) назначил свое время. Мысль совершенно согласна с контекстом, но действительно ли повреждена здесь еврейская пунктуация, сказать трудно.

. Ска­за­л я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;

. потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека пре­имущества перед­ скотом, по­тому что всё – суета!

. Все идет в одно место: все про­изошло из праха и все воз­вратит­ся в прах.

. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?

Эти стихи подробнее выясняют цель Божественного промысла, кратко указанную уже в словах .: «чтобы благоговели пред лицом Его ». Зависимость человека от Божественного провидения имеет целью научить людей тому, что сами по себе, с своими естественными силами, естественной волей и разумением, думая жить без Бога, вне Божественного промышления, они подобны животным и не могут иметь никаких оснований к уверенности в бессмертии своего духа. Если факты естественного сознания с непобедимой силой убеждают человека в том, что и человек и животное одинаково умирают, теряют дыхание и источник жизни, превращаясь в прах, то, живя без Бога, не признавая Божественного промысла, откуда он может знать, что дух животного снисходит вниз, а дух человека восходит вверх? В ст. 18–21, как видно, не выражается собственный взгляд Екклезиаста на человеческое существо, его личное сомнение в духовности и бессмертии человеческой природы. Это противоречило бы , где прямо говорится, что не все в человеке идет в одно место, но что в прах превращается лишь тело, а дух возвращается к Богу, Который дал его. В приведенных стихах Екклезиаст выясняет, как должен смотреть на себя человек, живущий «сам по себе», руководящийся лишь естественной точкой зрения, не признающий Божественного провидения.

"Сказал я – о сынах человеческих «. Русский перевод не точен. Следует перевести: «сказал я – (это) для сынов человеческих». Для пользы людей установлен тот порядок вещей, в силу которого человеческая жизнь стоит в постоянной зависимости от Божественного промысла и суда. Чтобы испытал их Бог . Barar значит: выделить, испытать, очистить (ср. : "пострадают некоторые и из разумных для испытания (lebarer) их, очищения и убеления к последнему времени «). Цель Божественного промысла – довести людей до сознания собственного ничтожества и, таким образом, очистить их.

"Все идет в одно место » – не в шеол, как думают некоторые экзегеты, а в землю, как видно из дальнейших слов.

. Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами сво­ими: по­тому что это – доля его; ибо кто при­ведет его по­смотреть на то, что будет по­сле него?

Выяснив цель Божественного промысла, Екклезиаст возвращается к своему прежнему выводу, сделанному уже в . Если человек во всем зависит от Божественного провидения, если сам по себе он бессилен и ничтожен, то должно отказаться от мысли о полном счастье на земле и удовольствоваться радостями Богоугодного труда. «Наслаждаться человеку делами своими ». В этом выражении Екклезиаст объединяет два условия относительного счастья: наслаждение жизнью и добрую деятельность (), так как то и другое, по нему, неразрывно. «Ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него ». Здесь речь не о будущей, загробной жизни человека, как в , а о том, что будет «после него », т. е. как сложится жизнь на земле после его смерти. Человек не должен обременять себя и отравлять доступные ему радости излишними беспокойными заботами о далеком будущем.

Есть время разбрасывать камни, и есть время собирать камни.

Зачем разбрасывать камни?
А тем более, зачем камни собирать?
Какой смысл в сборе и разбрасывании камней?
Почему люди так говорят?

Ответы на вопросы о камнях см. в настоящем посте.

Первоисточник рассуждения о камнях - глава 3 Экклезиаста. В ней говорится о камнях в контексте цикличности изменений, происходящих в природе, человеке и его деятельности. Причём, как и явления природы, деятельность человека имеет конструктивную составляющую и деструктивную.

В природе, с течением времени, одни явления сменяются на противоположные. А их совокупность представляет собой две стороны одного процесса. Так устроен мир. За ветром следует дождь, за дождём следует Солнце и т. д.

Аналогичное имеет место и в жизни человека: неизбежно приходит время, когда одни события сменяются противоположными («время родиться и время умирать»; «время хранить и время тратить»; «время молчать и время говорить», «время насаждать и время вырывать насажденья»; «и при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль»)

Всему в мире есть начало и всему есть конец, а кроме того, всё должно свершаться в предназначенное для него время.

Всё произошло из праха, и всё возвратится в прах. (Екклес., 3:20)

Что пользы творящему в том, над чем он трудится?
Я понял задачу, которую дал бог решать сынам человека:
Всё он сделал прекрасным в свой срок. (Экклезиаст, гл. 3)

Такова диалектика природы и естественный ход вещей. Это всё понятно, но причём тут камни?

Очевидно, когда-то разбрасывать и собирать камни было значимым деянием. А в настоящее время оно лишено для нас какого-либо практического смысла. В давние времена для постройки многих сооружений нужно было именно собрать камни, а когда строение начинало разрушаться от времени, его приходилось разбирать и сносить. Кроме того, во время набегов всяких там «варваров» враги разрушали эти сооружения и разбрасывали составляющие этих сооружений до состояния отсутствия «камня на камне». (Круговорот камней в природе. 🙂)

Вот и всё. Для современного человека присказка о камнях - это иносказание, т.е., выражение, заключающее в себе скрытый смысл. И этот смысл таков: есть необходимость, время и условия для разрушения и есть необходимость, время и условия для созидания. Ни раньше, ни позже. Деятельность разумного человека полностью сообразуется с этим принципом. Что касается дурака, то он поступает, «как Бог на душу положит». Собственно, из-за такого своего поведения он и оказывается в дураках. 🙂 «Вчера было рано, завтра будет поздно, а сегодня - в самый раз!» - сказал Владимир Ильич и приказал стрелять из «Авроры». 🙂

Некоторые люди вкладывают в эти слова дополнительно и связку причина-следствие. В том плане, что все наши поступки со временем приносят свои плоды. Посеял доброе, доброе и собрал. Разбросал семена зла… не обессудь, - получи то, что посеял.

Когда слышишь соображение о камнях из чьих-то уст, всегда пробуй разобраться, что тот имеет в виду. Скорее всего, это обычный попугай, который не понимает слов, которые он произносит. Если нет возможности задать оратору уточняющие вопросы, то можно смело не обращать на эти слова никакого внимания. Просто человек старается выглядеть очень умным! А тот, кто стремится выглядеть очень умным, как правило, в силе своего разума сильно сомневается. Не огорчай его! 🙂

Примечание

2. Библейской тематике в блоге посвящены следующие статьи:





Типа, «Постскриптум».

Камни нужны были всегда. Поэтому их всегда и собирали. Первым, с чего начинали римляне освоение завоёванных территорий, было создание дорог, а на месте своего постоянного поселения - водоснабжения и канализации. Кроме того, нужно было строить крепости и укрепления. Только для каменных стен, носящих название «Вал Адриана» и «Вал Антонина», которые защищали римлян от древних британских варваров, было собрано огромное количество камня. Каждый вал имеет объём примерно как куб с длиной ребра в 100 метров. Поскольку камней в полях и лесах не было, то их тащили за «3-9 земель».

В средние века в Британии практически все камни были собраны для постройки замков с привидениями. Поэтому в настоящее время строительство в тех местах ведётся исключительно из бетона и дерева.

В 1714 году для мощения улиц Петербурга власть велела народу собирать камни и везти их в город. (Действительно, откуда камни на болоте?!) Суда, приходившие в город через Ладожское озеро, в зависимости от своей величины, должны были привозить 10, 20 или 30 камней, а каждая крестьянская подвода - 3 камня весом не менее 5 фунтов. За неисполнение указа налагался штраф в размере одной гривны за каждый камень. Так что таскали все! Надо полагать, и шведские послы - тоже. Мостовые сперва мостили булыжником, а затем - и брусчаткой. Со временем, булыжник стал орудием пролетариата, и власть решила, что настала пора камни прятать. Поэтому, от греха подальше, мостовые закатали в асфальт.

Когда-то в Париже была крепость-тюрьма под названием Бастилия. Народу надоело сидеть без толку в этой тюрьме, и он решил: «Пора разбрасывать Бастилию!» Собрались люди толпой - да и разнесли это ненавистное сооружение по камушку на сувениры.

Итого!

В физическом плане «собирать камни» означает созидание, а «разбрасывать» означает разрушение.

В социальном плане собирать камни означает объединяться, а разбрасывать - разъединяться.

В жизненном смысле разбрасывать - трудиться и сеять «доброе-вечное», собирать - пожинать плоды своих трудов.

Домашнее задание.

1. Прогуглить и выучить всё о камнях. В частности, выяснить какие камни не разбрасывают никогда и почему. А также, куда делись камни, привезенные экспедициями по программе «Аполлон» с Луны.
2. Вычислить сколько камней пошло на строительство Великой Китайской Стены и пирамиды имени товарища Хеопса.

Те граждане,кто еще помнят славные 90 -е,могут многое рассказать о той рекламе,которая буквально затопила голубые экраны.После 80 -х,когда в магазинах ничего не было и все вещи которые выбрасывались в магазинах,быстро сметали с полок.
Реклама,как говорится двигатель торговли,однако в 80 -х рекламировать ничего не надо,всё и так разбиралось за считанные часы.
Другое дело - это 90 -е годы.Граждане не привыкшие к буйству красок и форм,смотрели открыв рты на по большей части низкопробную и дешевую рекламу.Однако среди такой рекламы встречались шедевры.Одна из них рекламировала банк Империал,по сюжету Тамерлан предложил каждому воину положить камень и вырос курган.
Когда войско вернулась с победой из грабительского набега,воины приблизились к этому кургану и стали собирать камни .Однако очень много камней так и осталось лежать не поднятыми.
Это одна из трактовок крылатого выражения " ".

Эта поговорка означает, что надо сначала приложить много усилий, что бы потом получить ожидаемый результат.
Например крестьянину нужно вспахать землю,затем засеять ее зерном,которое хранилось всю зиму.Ухаживать за поднявшимися колосьями,потом скосить пшеницу и отдать ее на мельницу,что бы изготовить из зерен муку.
И только теперь можно собирать камни ,то есть испечь из этой муки вкусные лепешки.

История возникновения выражения "время разбрасывать камни и время собирать камни"

По свидетельству исследователей впервые эта фраза была озвучена в книге Екклесиаста.Эта старинная ветхозаветная книга.Историки склоняются к мысли,что ее написали около третьего века до нашей эры.
Название этой книги произошло от ивритского слова "кохелет ",что в переводе означает "собирать".

Кто написал книгу Екклисиаст?

Традиционными историками авторство этой книги приписывается еврейскому царю Соломону.Который был настолько мудр,что о его деяниях помнят до сих пор.
В книге Екклисиаста всего 12 глав.Рассматриваемая нами идиома "время разбрасывать камни и время собирать камни " упоминается в третьей главе,которая называется "Всему своё время и место".

Помимо этой крылатой фразы в книге Екклисиаста можно найте еще очень много мудрых изречений,например:"кто умножает познания,будет умножать скорбь","и нет ничего нового под нашим солнцем","кто умножает познания,тот умножает скорбь","что было когда то,то и будет вновь","суета сует".

Куча камней.

Старейшим, но весьма популярным и в наши дни остается одно из таких интересных выражений, как время собирать камни. А интересным, потому что мало кто знает его истинное и первоначальное значение. Да и вообще историю происхождения данного выражения. Но что означало и что означает выражение время собирать камни

В наши дни?

На самом деле история происхождения данного выражения слегка вызывает жуть, а история ее начинается с упоминания такого выражения в Ветхом Завете (Екклесиаст, глава 3), как «время разбрасывать камни и время собирать камни». Но что самое примечательно смысл и значение данного выражения там не раскрыто.

Версии происхождения выражения «время собирать камни»

1. Первая версия заключается в том, что у некоторых древних народов существовал обычай, согласно которому, преступника осужденного на смерть закидывали камнями. А первыми кто это делал – свидетели преступления. Поэтому когда приходило время казнить преступника они и говорили, что пришло «время собирать камни» для битья этого человека. Т.е. смысл выражения в то время заключался в том, что справедливость восторжествует или время расставит все на свои места.

2. По второй версии, выражение связано с сезонностью крестьянского труда в Израиле. А дело в том, что на самом деле почва в Израиле на 40 процентов каменистая и при весенней вспашки земли необходимо было убирать достаточно много камней с полей за их пределы. Вследствие чего и произошло данное выражение, значение которого согласно этой версии заключалось в том, что необходимо вначале сделать что-то сложное, для благоприятного момента в будущем.

3. Третья версия не менее правдоподобна и суть ее состоит во враждебных действиях между людьми. Т.е. во время войн всегда было множество разрушений. А, как известно, в древние времена все постройки и даже стены целых поселений практически были построены из камня. И после любой войны следовал период восстановления. Т.е. собирания камней от разрушенных построек для их восстановления. И значение выражения по данной версии трактуется так: «Время созидания после разрухи, время восстановления».

Из этого можно сделать вывод, что общий смысл выражения в современности заключается в том, что какой бы наихудший момент не наступал, непременно последует противоположный момент, и время разрушения будет постепенно замещено временем созидания и восстановления.

О камнях пришла в современный обиход из Книги Книг – Библии. В главе 3 Книги Экклезиаста читаем:

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время ; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время , и время миру».

Из становится , что речь идет о том, что для всего приходит свое время и всему наступает свой срок. Смысл, действительно глубокий и, как и множество библейских цитат, философский.

Но все же не совсем понятно, зачем разбрасывать камни, чтобы потом собрать их. На самом деле речь в данной фразе речь идет всего лишь об одном из видов крестьянского труда. Земли, на которых жил народ Израиля не отличались плодородием, были каменистыми, и для того, чтобы возделать поле, его сначала необходимо было от камней очистить. Этим и занимались крестьяне, т.е. собирали камни. Но не разбрасывали их, а складывали из них изгороди для земельных наделов.

Как это часто бывает с цитатами из Библии, переводчика подвело незнание реалий крестьянской жизни израильтян, более точно цитату можно было бы перевести как «время собирать и время складывать камни».

И это неудивительно: книги переводились священнослужителями - людьми, далекими от крестьянских реалий.

Но кто знает, стала бы в таком виде фраза так популярна. Скорее всего, нет, потому, что теряется таинственный смысл.

Современное значение фразы

Оказывается, трактуют его неоднозначно. Есть, как минимум три объяснения данного выражения, хотя и близкие друг к другу, но все же имеющие ряд отличительных нюансов.

Наиболее распространенная трактовка – о цикличности бытия. События в мире и в жизни каждого человека последовательно сменяют друг друга: за наступает утро, после рождения следует развитие, а потом дряхление и смерть, меняются времена года, рождаются и гаснут звезды… Все в свое время и все преходяще.

Вторая трактовка словно следует из первой: всему приходит свой срок, и важно, чтобы любое дело было сделано вовремя – только тогда деяние принесет желанные . Любой поступок должен иметь свои причины и условия для его осуществления. Бездумные , совершенные не вовремя, могут лишь навредить.

И, наконец, третья трактовка наиболее глубокомысленна, но все же не противоречит первым двум: все в жизни человека имеет свою причину и свое следствие, каждый поступок влечет за собой «воздаяние».

Эта трактовка близка к принципам кармического закона.
Если человек совершает благие дела – получит заслуженную награду, а если его деяния несут зло – зло к нему и вернется.
Похожие публикации