7 что такое любовь. Ограничение по времени

Что значит любовь? В физиологии этот процесс сопровождается выбросом дофамина и серотонина - гормонов, что вызывают чувства счастья и эйфории. Обычная химическая реакция, которая никогда не будет длиться вечно. Так почему же столь эфемерное чувство, которое нельзя логически объяснить, вычислить и обосновать, становится неотъемлемой частью жизни?

Любовь

Итак, У этого термина есть множество интерпретаций. Казалось бы, такое простое слово, но именно в нем заложена суть и смысл человеческого существования. Любовь - это чувство свойственное только человеку - глубокая привязанность и симпатия к другому.

Это одна из тем в мировой культуре и искусстве. Людям всегда нравится рассуждать о любви. О ней говорили древние философы, писали поэты, судачили знаменитости. Любовь - это заботливое и внимательное отношение к кому-то. О ней можно говорить вечно, но правильному проявлению этого чувства нужно учиться. Любовь - это бескорыстная и радостная забота, она не должна быть слепой, а основываться на разуме.

Точки зрения философии

Понятие любви всегда было частью философских дилемм. В философии ее часто считали субъективным индикатором счастья. Вот только у каждого философа это счастье было разным. Любовь отождествляли с красотой, знанием, вселенной или сексуальностью.

Например, Эмпедокл считал, что любить - значит стремиться к единению с Вселенной. Для Платона это чувство было неразрывно связано со сферой познания. Аристотель и вовсе заявлял, что любовь есть не что иное, как дружба, но никак не чувственное влечение. Но в то же время он написал очень точную цитату о любви: «Любить - это значит желать кому-то того, что считаешь для него благом, и по мере сил доставлять ему эти блага ».

Суфийские философы и литераторы Персии приравнивали любовь к вину. Как красная жидкость наполняет сосуд, так же и любовь наполняет человека духовностью.

В Средние века любовь стала объектом поэзии и религиозной мистики, во времена Возрождения это понятие находит выход в стремлении к красоте, в эпоху барокко любовь считали абсолютным познанием, что приносит наслаждение. В новой философии уже начала прослеживаться взаимосвязь любви и сексуальности, что особенно отчетливо проявляется в учениях Фрейда.

Какой бывает любовь?

И все же это лишь термин, возведенный в рамки диалектических учений. Сколько ни разговаривай о любви, а так и не сможешь дать ей точное описание. Поэтому уже давно принято разделять ее на несколько видов. Русский философ В. Соловьев говорил, что любовь - это влечение одного существа к другому для взаимного дополнения в жизни. В соответствии с этим он определил три ее основные категории:

  • Нисходящая - она дает больше, чем получает взамен. Например, любовь родителей. У человека эта категория может проявляться, как желание защитить слабого и постепенно эта любовь трансформируется в национально-государственный быт.

  • Восходящая - она больше получает, чем отдает взамен. Полностью противоположный пример - любовь детей к родителям или привязанность домашних животных к своим покровителям.
  • Половая - она отдает и получает одинаково, например, любовь супругов. Такое чувство может достигнуть вида совершенной взаимности и стать символом идеального соотношения между эгоистичным «Я» и общественным «Мы»

Составляющие

Также философ говорит, что это чувство состоит из трех основных составляющих:

  1. Жалость. Это чувство свойственно для родительской любви.
  2. Благоговение. То есть почитание и чувство благодарности перед своим защитником и покровителем.
  3. Чувство стыда. Вместе с жалостью и благоговением оно образует форму супружеской любви.

Вот что значит любовь, симбиоз чувств, которые испытывает человек в процессе своей социализации.

Аксиома

Но если на минуту оставить в покое науку и обратиться к человеческим чувствам напрямую. Любовь - это не такая простая вещь, она многогранная, вечная, искренняя и настоящая. Философам свойственно все упрощать, а ведь в мире существует столько прекрасных стихов, песен и рассказов о любви. Да, без сомнений, кто-то из ученых изречет, что все истории о любви это миф, который вводит человечество в заблуждение ради продолжения рода. Вот только это чувство невозможно разложить на молекулы или измерить притяжение двух людей по формуле. Это аксиома, в которую нужно просто поверить, какой бы иррациональной она ни казалась.

Конечно, существует немало историй любви с несчастливым концом. Люди сходятся и расходятся, говорят о вечных чувствах, а потом изменяют, вступают в брак, и страдают от домашнего насилия. Можно привести сотни и тысячи примеров неудачных отношений, но это вовсе не значит, что любви не существует, просто ее очень часто путают с влюбленностью.

Любовь и влюбленность

Все проблемы в любви начинаются с непонимания того, что есть любовь, а что влюбленность.

  • Влюбленность - разрушительное чувство . Любовь благотворно сказывается на человеке. Она дарит силы, способствует творчеству и помогает достигать поставленных целей. Влюбленность же провидит к снижению работоспособности. У человека пропадает желание развиваться, и очень часто, оказавшись в пучине бездумного влечения, личность отказывается от своих прошлых интересов, стремлений, хобби. Со временем появляется раздражительность и усталость. Влюбленные строят воздушные замки, несовместимые с реальностью, любящие же превращают реальность в мечту.

  • Влюбленность мирится с недостатками . Глупое предположение, что любимого нужно принимать со всеми его недостатками. Если действительно любишь человека, то помогаешь ему становиться лучше. Влюбленность - это «розовые очки» за которыми не видно реального положения вещей.
  • Влюбленность не выдерживает разрыв. Если на слабый костер подует ветер, то он непременно погаснет. Сильное пламя от ветра разгорается еще сильней. Любящие люди в разлуке осознают, что их чувства крепнут изо дня в день. Для влюбленных расстояние ставит точку в отношениях, как говорится « с глаз долой - из сердца вон».

Любовь и влюбленность - это разные вещи. Для первой свойственно вечно гореть, вторая же очень быстро гаснет.

Счастье

Любовь и счастье всегда идут рядом. Это высшие эмоции, которыми могут похвастаться только люди. Животным неведомы эти чувства, они могут ощущать только удовлетворение от покоя и сытости. И все же человек не устает удивлять. В нем могут сочетаться как животные, так и божественные начала.

Люди не любят напрягаться, поэтому они мечтают о том, что все их желания свершатся как по мановению волшебной палочки. В таких случаях за счастье принимается сытый покой, а любовь начинает отождествляться с чувством сексуального влечения или социальной установкой «пора заводить семью».

Не всегда любовь может приносить радость и наслаждение. Она никогда не принесет чувства постоянного покоя. И все же она неразрывно связана с понятием счастья, под которым следует понимать ощущение полноты и осмысленности бытия. И здесь речь идет вовсе не о таких показателях, как дом, карьера, семья, а совсем о других характеристиках. Человек может иметь все и быть глубоко несчастным, а может чувствовать глубокое удовлетворение от простого существования в этом мире. Такой человек любит себя, окружающих и свою жизнь. Он принимает мир во всем его многообразии, и жизнь кипит внутри него, наполняя реальность несокрушимым смыслом. А самые яркие эмоции дарит счастье выстраданное, достигнутое собственными усилиями, и оно действительно связано с любовью. Возможно, к человеку, может, к делу или жизни, но в любом случае любовь и счастье - это две стороны одной медали.

Песни

Любовь дарит вдохновение, и даже отношения с печальным концом могут стать успешной историей. Лучшие песни о любви доказательство тому, что это чувство вечное, неподдельное и несокрушимое. Например, композиция Уитни Хьюстон I Will Always Love You считается настоящим гимном любви, этот хит не теряет своей популярности уже несколько десятилетий. Или песня Лары Фабиан Je Taime, от которой действительно мурашки по всему телу. Лучшие песни о любви никого не оставят равнодушными даже если пройдет еще не одно десятилетие их все так же будут продолжать слушать.

Любить или быть любимым?

Любовь - лучшее чувство, которое может испытывать человек. Но слушая музыкальные произведения или читая романтические истории, невольно задаешься вопросом, что же все-таки лучше: быть любимым или любить. Люди, столкнувшиеся с неудачными отношениями, свято верят в то, что лучше быть любимыми, чем полностью отдавать себя человеку, которому это вовсе не нужно. Однако как спросил когда-то один мудрец, отвечая на этот вопрос: «Что для тебя важнее - правая нога или левая?».

Чтобы понять всю важность этого чувства, стоит почитать рассказ о любви Германа Гессе «Август». Здесь рассказывается о матери, которая пожелала для своего ребенка, чтобы его все любили. Так и произошло, вот только избалованный любовью окружающих мальчик вырос жестоким и эгоистичным. Он бесцельно прожигал свою жизнь, пользовался благосклонностью окружающих и даже любовь к женщине воспринимал как кратковременное развлечение. Однажды соседский старик его спросил, какое желание он бы хотел исполнить, на что герой ответил, что хотел бы уметь любить.

Глупости

Людям свойственно совершать множество глупостей. Они могут принимать за любовь чувство привязанности или обычного влечения. Люди могут быть зависимыми от других, скрываться за «розовыми очками» и не принимать реальность мира. Страдая десятилетиями от собственной слабости, незрелости и глупости, многие уверяют, что любви не существует. Это красивая сказка, живущая в книгах или фильмах, но в реальном мире ей нет места.

Настоящая любовь - это союз двух самостоятельных, разумных и зрелых личностей, которые стремятся наполнить жизни друг друга счастливыми моментами, помогают друг другу преодолевать препятствия и становиться лучше. Л.Н. Толстой однажды написал очень точную цитату о любви: «Любовь, в которой есть только жизнь, появляется в душе человека как едва заметный росток. Он так похож на ростки сорных трав, человеческих похотей, что принято называть любовью. Сначала людям кажется, что это именно тот росток, из которого должно вырасти могущественное дерево жизни, и другие ростки точно такие же. Поэтому сначала люди предпочитают хвататься за ростки сорных трав и вскармливать их своими поступками. Вот только бурьян растет быстрее и глушит тот единственный, дающий жизнь. Но хуже всего то, что люди узнают о существовании ростка любви, пытаются отыскать его, и тем временем затаптывают его, принимая за любовь побег совершенно иной травы. А еще хуже, когда люди находят этот единственный росток, хватаются за него грубыми руками, начинают пересаживать и исправлять. И тогда побег умирает, так и не успев расцвести. Потом же эти люди кричат, что все это вздор и сентиментальность. Они просто не понимают - росток любви нежный, он не терпит прикосновений, а могущество обретает только когда разрастается. Ему нужно, чтобы ничто не скрывало от него солнца разума, которое его взращивает ».

В течение многих столетий, поэты и авторы пытались описать понятие — любовь. Недавно за это взялись и ученые. Но ни в одном словаре нельзя найти точное определение этого прекрасного чувства. Хотя многие из нас догадываются о значении этого слова на интуитивном уровне. А для многих, любовь – это главная цель в жизни.

Что такое любовь

  • Забота . У древних греков было много названий различных форм любви: добродетель, привязанность к семье, желание и общая привязанность. Но у всех этих форм любви есть общая черта: забота.
  • Симпатия . Привлекательность и химия создают связь, которая позволяет людям сцепляться. Без этого романтичного составляющего отношения — не что иное, как похоть или простое увлечение.
  • Уважение . Взаимное уважение – это очень важное составляющее настоящей любви. Вы будете знать, что нашли свою половинку, когда сможете честно сказать: «я видел хорошие и плохие твои качества, но я по-прежнему тебя люблю». В то время как ваш партнер чувствует то же самое.
  • Ответственность . Будь это родительская или супружеская любовь, мы несем ответственность друг за друга. Знание, что ваш партнер заботится о вас и прикроет вашу спину, в случае опасности, всегда приятно греет душу. Но не стоит навязывать своим близким то, что, по-вашему, мнению, будет лучше для них. Проявлять заботу и ответственность нужно мягко и осторожно, не ущемляя свободу другого человека.
  • Близость . Это решающий компонент всех отношений, независимо от их характера. Для близости нужно очень хорошо знать другого человека и создать с ним эмоциональную связь. В течение долгого времени эта связь усиливается и даже развивается, так, чтобы два человека слились в одно целое.

Любовь - это не:

  • Манипуляция . «Если ты меня любишь, то должен….» Порой люди манипулируют друг другом и давят на чувства. Но для любви это неприемлемо.
  • Заключение компромисса . Любящие люди часто идут на компромиссы, и это совершенно естественно и нормально. Но если ваш партнер просит вас изменить что-то в себе, то это не настоящая любовь. Любящий человек не станет менять ваш , а примет таким, какой вы есть со всеми достоинствами и недостатками.
  • Страсть . Порой между людьми, вспыхивает желание и безумное влечение. Это происходит на физиологическом уровне и к любви не относится.
  • Влюбленность . Многие люди путают с любовью. Это очень сильное чувство, при котором у человека сужается сознание. Влюбленный человек всегда идеализирует объект своей любви и, как правило, это заканчивается разочарованием. Влюбленность может утихнуть, пройти совсем или перерасти в настоящую любовь.

Мнение о любви экспертов разных областей.

Физик: «Любовь это химия»

Биологически, любовь — это мощное неврологическое состояние, как голод или жажда, только более постоянное. Мы говорим, что любовь слепа, в том смысле, что мы не имеем никакого контроля над этим чувством. В то время как страсть является временным сильным сексуальным желанием, связанным с повышенным выбросом химических веществ, таких как тестостерон и эстроген. При влюбленности мозг может выпустить целый набор химических веществ: феромоны, допамин, адреналин, серотонин, окситоцин и вазопрессин. Тем не менее, с эволюционной точки зрения, любовь можно рассматривать как инструмент выживания — механизм, который мы неосознанно используем, чтобы способствовать долгосрочным отношениям, взаимной обороне и родительской поддержки детей.

Джим Аль- Халили — физик-теоретик и доктор наук.

Психотерапевт: «Любовь имеет много обличий»

В отличие от нас, древние не смешивали все эмоции, которые мы называем «любовью». Они разделяли любовь на несколько видов.

Филиа — это глубокая, но обычно несексуальная близость между друзьями и членами семьи. Ее называют любовь-дружба. Например, она может быть между солдатами, которые боролись плечом к плечу в сражении. Лудус описывает более игривую привязанность, которая основана на половом влечение. Может проявляться во . Сторге – нежная, семейная любовь, которая развивается за длительный период времени и включает в себя доброжелательность, обязательство, компромисс, взаимное уважение и понимание. Агапэ — это жертвенная, бескорыстная и безусловная любовь. Прагма – это любовь, которая контролируется сознанием. Она может быть основана на корыстных побуждениях или на привязанности. Филаутиа – это любовь к себе. Но не стоит относиться к ней как к эгоизму.

Еще Аристотель говорил о том, что, чтобы заботиться о других, вы должны быть в состоянии позаботиться о себе. Эту простую, но гениальную мысль подтвердит любой психотерапевт. Эрос – это стихийная влюбленность. От такой любви теряют голову, но длится она, как правило, недолго. Либо она утихнет, либо перерастет в другой вид любви (филиа, сторге, прагма).

Любовь — это все вышеупомянутое. Но не нужно ожидать, что испытаешь все эти виды только с одним человеком.

Филиппа Перри — психотерапевт

Философ: «Любовь — страстное обязательство»

Ответ всегда остается частично неуловимым, потому что любовь у всех разная . Любовь к родителям, партнерам, детям, стране, соседу, Богу. Существуют разные варианты любви. Она может быть слепой, односторонней, трагичной, устойчивой, непостоянной, безоговорочной, бескорыстной и так далее. В своих лучших проявлениях, однако, вся любовь — это обязательство, которое мы лелеем и развиваем, даже притом, что она обычно прибывает в наши жизни нежданно. Именно поэтому любовь — больше, чем просто сильное чувство. Без обязательства это — простое безумное увлечение. Без страсти это — преданность. Если мы не будем лелеять и оберегать это чувство, будем , оно может зачахнуть и умереть.

Джулиан Баггини — философ и писатель

Писатель романтических новелл: «Любовь вершит все великие истории»

Что такое любовь зависит от того, где вы находитесь по отношению к ней. Если человек любит и любим в ответ, существует в любви, то он чувствует себя счастливым и умиротворенным. Лишенный этого, он может ощущать навязчивые идеи и всепоглощающую, физическую боль. Любовь это отправной пункт для всех великих историй: не только романтическая любовь, но и любовь к родителям, детям, семье, стране.

Джой Мойес — дважды победитель премии «романтическая новелла года»

Монахиня: «Любовь свободна, но все же связывает нас»

Любовь легче пережить, чем определить. Как богословская добродетель, с помощью которой мы любим Бога превыше всего и ближних как самих себя, она кажется отдаленной, пока мы не столкнемся с ее воплощениями: актами доброты, щедрости и самопожертвованиями. Любовь это чувство, которое не должно никому вредить, хотя это может стоить очень дорого. Парадокс любви в том, что она совершенно свободна, но сильно нас связывает обязательствами. Ее невозможно купить или продать, ей нельзя ничего противопоставить. Любовь является величайшим благословением жизни.

Кэтрин Вуборн — бенедиктинская монахиня

А что любовь значит для Вас?

Комплексное аффективное состояние и переживание, связанное с первичным либидинозным катексисом объекта. Чувство характеризуется приподнятым настроением и эйфорией, иногда экстазом, временами болью. Фрейд обозначал любовь как "повторное нахождение объекта", ее можно рассматривать как аффективное воспроизведение состояния симбиотического единства. Вероятно, ребенок впервые переживает любовь в форме привязанности к матери и желания ее во время и после дифференциации репрезентаций себя и объектов.

Развитие любви в раннем детстве во многом зависит от взаимной любовной привязанности матери или того, кто первым заботится о ребенке. Изначально ребенок любит и нарциссический объект, и себя; ранняя любовь характеризуется выраженными оральными и нарциссическими целями и свойствами.

Любовь рассматривают в трех основных измерениях: нарциссическая любовь - объектная любовь, инфантильная любовь - зрелая любовь, любовь - ненависть. При этом важным фактором, влияющим на качество и стабильность любви, является степень сопряженной с ней ненависти, агрессивных целей, противостоящих целям привязанности, то есть амбивалентность. Развитие объектного постоянства, необходимого для дальнейшей зрелой любви, зависит от ряда факторов. Среди них: разрешение интенсивной амбивалентности, консолидация стабильных, связных репрезентаций себя и объектов, сопротивление регрессии Я и утрате привязанности в ситуации фрустрации и сепарации от объекта. Для того чтобы почувствовать себя любимым, необходимы постоянство Самости и здоровый вторичный нарциссизм. Важные элементы любовных отношений - способность находить друг в друге средство восполнения прошлых утрат или исцеления травм, а также установление и закрепление чувства уникальной взаимной близости. Стремление к удовлетворению сексуального желания обычно взаимно, но понятие любовь следует отличать от понятия примат генитальности, под которым в настоящее время понимается способность к достижению оргазма независимо от уровня или характера объектных отношений.

Фрейд обнаружил, что любовь основана на инфантильных прототипах. Любовь-перенос- это оживление реальных и воображаемых инфантильных любовных отношений; ее анализ помогает пациенту понять, как инфантильные цели и привязанности влияют на действия и отношения взрослого. Даже относительно внутренне согласованная и стабильная любовь является объектом регрессии и инфантильной фиксации. При выраженной регрессии или в случае задержки развития индивид может быть не способен к любви. Эта неспособность часто сопровождается примитивной агрессией, ненавистью к себе и объекту.

После того как устанавливается первичная психосексуальная объектная привязанность, любовь обретает много форм и направлений с запретными целями. С точки зрения структуры, любовь включает Оно, Я и Сверх-Я. Любовь, одобрение, удовольствие родителей интернализируются в зрелое и доброе Сверх-Я; грубое же и жестокое Сверх-Я разрушает способность любить и быть любимым. Любовь может смещаться с первоначальных объектов на коллективные объекты и дела, но религию, на художественную, интеллектуальную или физическую сублимацию, на домашних животных, на личные интересы. Границы понятия любовь определить трудно; взрослая любовь включает как зрелые, так и инфантильные бессознательные черты и всегда предполагает тенденцию к идентификации с любимым объектом и его идеализации.

Любовь

ЛЮБОВЬ

Психологи, возможно, поступили бы мудро, если бы отказались от ответственности за анализ этого термина и предоставили это поэтам. Запутывающий беспорядок, возникающий из-за отсутствия мудрости и избытка смелости, можно, однако, систематизировать в соответствии со следующей классификационной схемой. Сначала приведем две наиболее распространенные модели употребления этого термина. 1. Интенсивное чувство сильной привязанности или симпатии, испытываемое по отношению к некоторой конкретной вещи или к человеку. 2. Устойчивое чувство к человеку, вызывающее желание быть с этим человеком и озабоченность счастьем и удовольствием этого человека. Обратите внимание, что оба этих значения могут содержать или не содержать коннотации сексуальности. Конечно, первое значение часто используется в отношении кошек, тенниса, преподавателей или учебных дисциплин, а второе относится к родителям или детям – все без сексуальных или эротических коннотаций. Однако значение 1 может также применяться и в отношении любовников, а значение 2 – в отношении жен, мужей и любимых. Главное же то, что любовь в любом из этих значений является эмоциональным состоянием, окрашивающим все взаимодействия с любимым человеком или вещью и их восприятие. Это тот компонент, конечно, который делает любовь столь привлекательной для психологов.

Кто-то может обратиться к психоаналитической теории в надежде получить разъяснения. Но и в ней придется столкнуться с мнением, подобным тому, что высказал британский аналитик Райкрофт: "Так же много проблем с определением этого многообразного понятия, как и везде". Он употребляется по

разному, например: 3. Любое эмоциональное состояние, определяемое как в основном противоположное ненависти. 4. Эмоция, подлежащая сублимации или торможению. 5. Эквивалент Эроса и инстинктивной силы, близкой или к инстинктам жизни или к сексуальным инстинктам, в зависимости оттого, придерживается ли автор ранней или поздней точки зрения Фрейда (для разъяснений см. либидо).

Значение 3, кажется, не представляет большой ценности для психологов; оно обязательно различает определения. Модели употребления 4 и 5 близки к классическому психоаналитическому значению, особенно в том, что все проявления любви – любовь к себе, к детям, к человечеству, к стране или даже к абстрактным идеям – рассматриваются как проявления основной инстинктивной силы и, следовательно, подвержены действию защитных механизмов. Однако возникают некоторые осложнения, особенно в связи с тем, что некоторые теоретики дополнительно вводят понятие объектной любви и интерпретируют идеи, содержащиеся в значениях 4 и 5, как проявление потребности иметь отношения с объектами, в том числе, конечно, и с людьми.

Употребление понятия любовь как научного термина вызывает несколько типов противоречий. Во-первых, проблема секса и сексуального выражения: является ли это существенным компонентом или может ли любовь существовать полностью отдельно от этого? Во-вторых, проблема инстинкта: является ли любовь врожденной или это приобретенная эмоциональная реакция? В-третьих, проблема способа проявления эмоций: может ли чувство быть не связанным с поведением или эмоция всегда накладывает отпечаток на поведение?

ЛЮБОВЬ

обобщенное понятие, используемое для описания и характеристики переживаний и чувств человека, связанных с его отношением к другим людям, предметам, идеям, миру в целом и самому себе.

В классическом психоанализе под любовью понималось прежде всего такое взаимоотношение между людьми, которое обусловлено аффективным проявлением либидо, то есть сексуальной энергии. Хотя З. Фрейд считал, что существо того, что в психоанализе называют любовью, является не чем иным, как обычным, воспеваемым поэтами пониманием любви, а именно сексуальное взаимодействие между людьми, тем не менее ему не было чуждо представление о любви, выходящее за рамки исключительно интимных отношений. Не случайно в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) он писал: «Мы, однако, не отделяем всего того, что вообще в какой-либо мере связано с понятием любви, то есть, с одной стороны, любовь к себе, с другой стороны, любовь родителей, любовь детей, дружбу и общечеловеческую любовь, не отделяем и преданности конкретным предметам или абстрактным идеям».

В историческом плане любовь соотносилась З. Фрейдом с влечением человека к сексуальному объекту и выступала наравне с внешней нуждой, обусловленной необходимостью совместной жизни людей. В этом отношении Эрос и Ананке (нужда) являлись для него «предками человеческой культуры». Любовь рассматривалась в качестве «основания культуры», вызывающая сильнейшее переживание удовольствия половая (генитальная) любовь – как прообраз счастья человека.

В понимании З. Фрейда, любовь заложила основы семьи еще в древности. Она не отрекается от прямого сексуального удовлетворения и в современной культуре. Более того, любовь продолжает оказывать воздействие на культуру, в том числе и в форме нежности, представляющей собой модифицированную и заторможенную по цели сексуальную деятельность. В обеих формах она выполняет важную функцию, то есть связывает воедино множество людей. Другое дело, что обыденное использование в речи понятия любви оказывается неопределенным, затрудняющим понимание того, о чем в действительности идет речь.

З. Фрейд исходил из того, что неточность употребления слова «любовь» имеет свое «генетическое основание». В работе «Недовольство культурой» (1930) он так пояснил свою мысль: «Любовью называют отношения между мужчиной и женщиной, создавших семью для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Но любовь – это и добрые чувства между родителями и детьми, братьями и сестрами, хотя такие отношения следовало бы обозначить как заторможенную по цели любовь или нежность». Первоначально заторможенная по цели любовь была одновременно и чувственной. Таковой она остается и в современной культуре с той лишь разницей, что оказывается бессознательной. Оба вида любви (чувственная и заторможенная по цели) выходят за пределы семьи, в результате чего устанавливается необходимая связь между теми, кто ранее был чужд друг другу. Таким образом, половая любовь ведет к новым семейным союзам, в то время как заторможенная по цели любовь – к дружеским, культурно значимым объединениям людей, в которых преодолеваются ограничения половой любви. Однако, как считал З. Фрейд, по ходу развития любовь стала утрачивать однозначное отношение к культуре. «С одной стороны, любовь вступает в противоречие с интересами культуры, с другой – культура угрожает любви ощутимыми ограничениями».

Подобное раздвоение проявляется, по мнению З. Фрейда, прежде всего в форме конфликта между семьей и более крупными сообществами людей. Затраченная на цели культуры психическая энергия отнимается от сексуальной жизни, ограничение которой ведет к культурному развитию, но вместе с тем оборачивается невротизацией человека. Уже первая фаза культуры принесла с собой запрет на кровосмешение, нанесший, по словам З. Фрейда, «самую глубокую за все время рану любовной жизни человека». Высшей точкой такого развития культуры и ограничения сексуальности является западноевропейская культура, где под запретом оказались проявления детской сексуальности. И хотя такой запрет психологически оправдан, поскольку без предварительного подавления в детстве было бы безнадежным делом укрощение сексуальных вожделений у взрослых, тем не менее, как считал З. Фрейд, нет оправдания тому, что культура вообще отвергает наличие детской сексуальности как таковой.

С точки зрения основателя психоанализа, противоречие между любовью и культурой заметно сказывается на развитии человека. В первой фазе своего развития, обычно заканчивающейся к пяти годам, ребенок находит в одном из своих родителей первый любовный объект. Последующее вытеснение его влечений приводит к вынужденному отказу от сексуальных целей и видоизменению его отношения к родителям. Ребенок остается привязанным к ним, но его чувства приобретают характер нежности. С возмужалостью ребенка его любовь направляется на иные сексуальные объекты. Однако при неблагоприятных условиях развития чувственные и нежные влечения могут оказаться столь несовместимыми между собой, что полноценная любовная жизнь человека окажется под вопросом.

Так, мужчина может обнаружить романтическое влечение к высокочтимой женщине без какой-либо потребности в любовном, сексуальном общении с ней и будет иметь реальные сексуальные связи только с теми «падшими» женщинами, которых он не любит и презирает. У него будет наблюдаться конфликт между нечувственной, небесной, божественной и чувственной, земной, греховной любовью. Дающая возможность познакомиться с областью любовной жизни невротиков психоаналитическая практика обнаруживает такой тип мужчины, для которого наиболее ценным объектом половой любви становится не добропорядочная женщина, а такая, которая является проституткой. Относящийся к подобному типу мужчина часто оказывается психическим импотентом в общении с добропорядочной женщиной и обнаруживает свою половую силу только с униженным сексуальным объектом, с которым психически связана возможность полного удовлетворения.

Для разрешения конфликта между любовью и культурой в истории человечества выдвигались различные идеальные требования культурного сообщества. Одно из таких требований выступает в форме известной заповеди: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Оценивая это требование, З. Фрейд говорил о психологической несостоятельности его в реальной жизни. Любовь является для человека безусловной ценностью, и он не может безответственно разбрасываться ею, тем более что не все люди достойны любви. Если бы заповедь звучала «возлюби ближнего твоего, как он любит тебя», тогда она не вызывала бы возражений. Но если другой человек не привлекает меня никакими достоинствами и не имеет никакого значения для моих чувств, то, замечал З. Фрейд, любить его трудно, да это и несправедливо по отношению к близким людям, заслуживающим мою любовь. «Если же я должен его любить, причем этакой всемирной любовью просто потому, что он населяет землю – подобно насекомому, дождевому червю или кольчатому жуку, – то я боюсь, что любви на его долю выпадет немного».

Нередко любовь воспринимается человеком в качестве стратегии жизни, способствующей обретению счастья. В этом случае любовь ставится в центр жизненной ориентации любить и быть любимым. Подобная психическая установка проистекает из опыта инфантильной любви к родителям, а также половой любви, приобщившей человека к ранее пережитому чувству наслаждения. Однако, как отмечал З. Фрейд, «никогда мы не оказываемся столь беззащитными перед лицом страдания, чем когда любим; никогда не бываем столь безнадежно несчастными, как при потере любимого существа или его любви».

Представления З. Фрейда о любви получили свое дальнейшее развитие в психоаналитической литературе. Одни психоаналитики уделили большее внимание феномену любви, рассмотренному через призму брачных отношений между людьми, другие – невротической потребности в любви, третьи – любви как решению проблемы человеческого существования.

Так, немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952) провела различие между любовью и невротической потребностью в любви, исходя из того, что «главным в любви является само чувство привязанности, в то время как у невротика первичное чувство – потребность в обретении уверенности и спокойствия, а иллюзия любви – лишь вторичное». В работе «Невротическая личность нашего времени» (1937) она раскрыла часто встречающуюся в неврозе «жажду любви», при которой человек оказывается не способен любить, но испытывает острую необходимость в любви со стороны других, он имеет субъективное убеждение в своей преданности другим, в то время как в действительности его любовь является не чем иным, как «цеплянием за других людей для удовлетворения собственных потребностей». Если невротик приблизится к осознанию того, что ему предлагают истинную любовь, то он может испытать чувство ужаса. По мнению К. Хорни, отличительными чертами невротической потребности в любви являются прежде всего ее навязчивый характер и ненасытность, основными формами которой могут быть ревность и требование абсолютной любви. Если З. Фрейд полагал, что в основе невротической потребности в любви лежит сексуальная неудовлетворенность человека, то К. Хорни отказывалась признавать сексуальную этиологию потребности в любви. Придание сексуальности подлинного значения оценивалось ею в качестве одного из величайших достижений основателя психоанализа. Однако, как подчеркивала К. Хорни, сексуальными считаются многие феномены, которые в действительности являются выражением сложных невротических состояний, главным образом «выражением невротической потребности в любви».

Для американского психоаналитика Э. Фромма (1900–1980) любовь – это искусство, требующее труда и знания, действительная сила в человеке, предполагающая сохранение его целостности. Для большинства людей проблема любви – это проблема того, как быть любимым, в то время как в действительности, по убеждению Э. Фромма, она заключается в том, как любить самому. Любить – значит прежде всего давать, а не получать. Рассматривая любовь с позиций гуманистического психоанализа, Э. Фромм критически отнесся к фрейдовскому пониманию любви как выражению полового влечения. Однако он критиковал З. Фрейда не за то, что тот переоценил роль сексуальности в жизни человека, а за то, что основатель психоанализа «понимал сексуальность недостаточно глубоко». Поэтому если З. Фрейд только коснулся вопроса о различных видах любви, то Э. Фромм уделил значительное внимание рассмотрению специфики любви между родителями и детьми, материнской любви, братской любви, эротической любви, любви к себе, любви к Богу. Это нашло свое отражение в его работе «Искусство любви» (1956), в которой он не только рассмотрел, подобно К. Хорни, невротические расстройства в любви, но и раскрыл такие формы псевдолюбви, как «сентиментальная», «идолопоклонческая» и невротическая любовь, основанная на использовании человеком проективных механизмов для того, чтобы уйти от решения собственных проблем.

В понимании Э. Фромма, любовь – это личный опыт, который человек переживает только сам и для себя: любовь зависит от способности любить, которая, в свою очередь, зависит от способности «отойти от нарциссизма и от кровосмесительной привязанности к матери и роду», от способности развивать плодотворную установку в отношении к миру и к самому себе. Или, как писал он в книге «Здоровое общество» (1955), «любовь – это объединение с кем-либо или чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности своего собственного Я».

ЛЮБОВЬ

1. Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и пр.

2. Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого (-> персонализация) так, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности и прочими, переживаемыми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.

Как родовое понятие, любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью и прочим: от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти. Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности личности быть продолженной, идеально представленной в другом значимом, практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого. Это обстоятельство послужило одной из причин того, что разные философские и психологические направления допускали неправомерную абсолютизацию либо биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту (любовь как секс); либо, отрицая и принижая физиологическую сторону любви, трактовали ее как чисто духовное чувство (любовь платоническая). Хотя физиологические потребности - предпосылка появления и поддержания чувства любви, но в связи с тем, что в личности человека биологическое снимается и выступает в превращенном виде, как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках - общественно-исторически обусловленное чувство, своеобразно отражающее социальные отношения и особенности культуры, выступающее как нравственная основа отношений в институте брака.

Исследования онтогенеза и функций любви показывают, что она играет большую роль в формировании личности и в становлении Я-концепции. Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояния. Имеется тесная связь индивидуального чувства любви с традициями и нормами общества и с особенностями семейного воспитания: обе эти группы переменных являются источником принятых субъектом способов интерпретации своего состояния. В психологии предпринималось много попыток исследования внутренней структуры любви в целом и связи отдельных ее компонент с различными характеристиками личности. Самый важный из полученных результатов - установление связи между способностью к любви и отношением субъекта к самому себе. Этот факт и ряд других аналогичных, а также роль любви в создании семьи делают проблематику любви исключительно важной для психотерапии и консультирования психологического, для воспитания и самовоспитания личности.

Согласно З. Фрейду, ядром любви является половая любовь, имеющая целью половое соединение. Но от этого понятия неотделимо все, причастное слову любовь: себялюбие, любовь к родителям и детям, дружба, человеколюбие, преданность конкретным предметам и абстрактным идеям. Любовь ведет происхождение из способности Я удовлетворять часть своих влечений автоэротически, испытывая наслаждение от функции органов. Первоначально она нарциссична, затем переходит на объекты, кои сливаются с расширенным Я. Она тесно соединяется с проявлением позднейших сексуальных влечений и, когда их синтез закончен, совпадает с сексуальным стремлением в его полном объеме.

Согласно Э. Фромму, любовь - это установка, ориентация характера, задающая отношение человека к миру вообще, а также форма проявления чувства заботы, ответственности, уважения и понимания к другим людям, желание и способность зрелого созидательного характера - к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви. Половое влечение - лишь форма проявления потребности в любви и соединении. Любовь - искусство, требующее разнообразных знаний и умений, в том числе - дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры. В современном обществе любовные отношения следуют законам рынка и реализуются в многочисленных формах псевдолюбви (-> псевдолюбовь: форма нормальная).

На вопрос «Что такое любовь: кратко и ясно?» большинство людей ожидают услышать, что любовь — это болезнь, яд, необъяснимая привязанность, которая со временем проходит. Но с высоты 29 лет своей любви я хочу сказать, что категорически с этим не согласна.

Настоящая любовь — это прежде всего бескорыстное служение любимому человеку и ежедневная забота. Настоящая любовь не проходит, а растёт со временем, как снежный ком, который двое влюблённых катят перед собой по своей жизни.

Со временем начинаешь понимать, что ты любишь своего родного человека, не потому что у него голубые глаза или потому что он круто водит машину , а потому что он нежно заботиться о тебе и о ваших детях. И «нежно заботится» только звучит так мимимишечно , а на самом деле это многотрудная работа.

И это не просто моё мнение , основанное на моём опыте. В древние времена люди по-ругому понимали, что такое любовь. А именно: под любовью они понимали бескорыстное служение, а не романтику отношений. Именно потому они пропускали многие стадии любви, характерные для нашего эгоистического общества — стадии притирок, ссор, самоутверждения. Они сразу переходили от романтической стадии к стадии служения , а затем, к стадии настоящей любви.

Чтобы стала более понятна моя мысль, давайте рассмотрим, что такое любовь с точки зрения психологии в современном мире . Рассмотрим 7 стадий, которые проходит каждая любовь. Дочитайте эту коротенькую статью до конца и Вы узнаете о любви что-то новое .

1-я стадия любви — влюблённость.

1-ю стадию точно все знают — это так называемый «конфетно-букетный период». В этот период ты не замечаешь никаких недостатков у своего возлюбленного. Он кажется тебе идеальным.

2-я стадия любви — привыкание.

Проходит некоторое время и ты уже не так волнуешься и не так восхищаетесь своим любимым. Ты начинаешь воспринимать его более адекватно.

3-я стадия любви — притирка.

Я не открою Америку, если скажу, что во время притирки у большинства влюбленных начинаются первые ссоры. Вы сами, наверняка, проходили эту стадию. Здесь, думаю, всё зависит от размера эго у каждого из влюбленных.

Как известно, людей без недостатков не бывают. Именно на этой стадии многие начинают видеть только недостатки своего партнера. Недостатки и раньше были, но просто на стадии влюбленности благодаря физиологическому и гормональному состоянию влюблённые их не замечали.

Именно на этой стадии, влюбленные чаще всего расстаются , так и не узнав, что впереди их ожидают самые интересные и самые главные стадии их любви . И целая жизнь впереди!

4-я стадия любви — стадия терпения.

Благодаря стадии терпения (которая может длится у некоторых несколько лет), претерпев до конца все неудобства и даже боль, влюблённые получают награду — переходят на следующую стадию. Стадию служения, когда понимаешь, что есть что-то важнее, чем доказывать свою правоту и отстаивать свое мнение.

5-я стадия любви — служение.

На этой стадии получаешь удовольствие от бескорыстного служения, бескорыстной заботы о своём любимом. Настоящая любовь — это не стремление ПОЛУЧАТЬ что-то от партнера, а стремление служить друг другу.

6-я стадия любви — дружба.

Стадия служения переходит в стадию дружбы, когда они претерпели все притирки, им хорошо и комфортно вместе, они говорят на одном языке, понимают друг друга с полуслова. Вы удивитесь, когда узнаете, в какую следующую стадию переходит стадия дружбы.

7-я стадия — НАСТОЯЩАЯ любовь.

Это настоящая награда для тех, кто преодолел все предыдущие стадии. Вы становитесь одним целым. Вы как-будто связаны невидимой резинкой. Многие исследования показывают, что люди, прожившие много лет в любви, имеют даже синхронизированные показатели пульса, давления и т.д.

Особенно ярко такая любовь проявляется в беде, когда ты готов отдать всё, даже свою жизнь , чтобы спасти своего любимого.

Уверяю Вас, это не просто моё мнение, основанное на моём опыте. Об этом говорят многие известные философы и писатели. Вот только несколько цитат:

В древние времена люди не тратили столько времени на стадии ссор, притирок, терпения, потому что они по-другому понимали любовь. А именно: как самоотвержение, как бескорыстное служение друг другу, как дружбу. Это и есть настоящая любовь. Именно об этом слова Цицерона, приведенные выше.

И если кто-то спросит у Вас, что такое любовь с научной точки зрения (философской) и что такое любовь с точки зрения психологии, можете смело отвечать, что это прежде всего нежная дружба, радость ежедневного служения и заботы друг о друге.

Напишите в комментариях, что Вы думаете по поводу этих мыслей? Поделитесь своей историей любви.

До новых встреч на страницах блога. Желаю всем любви и радости!

Посмотрите это потрясающее видео. Эту простую тайну нужно передать детям. Жизнь, не похожа на путешествие, а похожа на танец! Фрагмент лекции британского философа Алана Уотса «почему жизнь не похожа на путешествие»

Тема, которую мы сегодня будем трепетно обсуждать, стара как валенки. Над этим вопросов ломали свои светлые головы великие поэты, композиторы, художники… Каждый понимал ее по - своему и находил свой ответ на этот вопрос. Но их дети, и дети детей, и все люди на планете по-прежнему задаются вопросом -

ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?

Ещё когда мы были маленькими, у нас существовали такие тетрадки, которые назывались «дневниками», и в них мы записывали все свои сокровенные мечты, тайны и т.д. Так вот, в этих дневниках можно найти разные понятия любви.

Любовь – это когда я думаю о тебе 60 секунду в минуту. Любовь – это когда я хожу по улице, и на моём лице не пропадает улыбка. Любовь – Это когда жизнь без тебя теряет всякий смысл. Любовь – это когда иногда хочется заварить утром две чашки кофе, хотя я и одна. Любовь – это ваза, а ваза – стекло… Стеклянные вещи бьются легко!

В общем, что хочу сказать, слова красивы, что кружат голову, а понимания…. Как это ни странно, но даже ученые решили проникнуть в глубину этого вопроса. Они считают, что есть какие - то частички в нашем организме, которые якобы отвечают за наши чувства. Но появляется вопрос ЗАЧЕМ?

Всё это очень сложно и я считаю бесполезное занятие, потому что каждый переживает это чувство по - своему. Любовь считаться более глубоким чувством, которое задевает наше сердце, чем чувство влюблённости и привязанности, и, как это не странно, но и страсти. Поэтому,когда вы собираетесь встретиться со своим «идеалом» , попытайтесь проникнуть в его разум и попробуйте распознать его - перерастет в нечто большее и светлое чувство или растворится, как сода в уксусе.. Для того что бы мне было легче вам объяснить, как не прогадать со своим шансом в жизни, я расскажу о главных вещах этого фундаментального чувства.

На чём строиться любовь?

Скажу вам сразу, что это не формочки лепить в песочнице, тут нужно терпение и упорство.

И так первым пунктом у нас идёт ЗАБОТА . Когда любишь всегда хочется оберегать человека - заботиться о нём. Парни защищают своих девушек от не приятных типов, всегда готовы выслушать любимую, а девушки в ответ, с радостью, готовят суп, подбирают гардероб, и нежно гладят по голове,если у любимого произошли какие-нибудь неприятности. Самое важно это конечно не борщ варить, а заботиться о его эмоциях и чувствах.

Но здесь может скрываться опасность, которая в психологии называется гиперопекой. Это когда ваша девушка забывает о любви и только включает функцию заботы. Пример из жизни.

Девушка названивала своему парню с разными вопросами, например как: А как ты себя чувствуешь? Не болит голова? Я тебе положила таблетку, прими её пожалуйста. А ты меня любишь? А ты взял сегодня собойку? Я тебе ещё не надоела? И 200 раз задавала вопрос - Точно не надоела? Я к тебе сегодня приеду. Привезу 33-й подарочек за неделю. Ведь я тебя так сильно люблю!

Забота – очень широкое понятие, но вкратце оно означает оберегать другого от боли. В том числе и от той, которую ты можешь причинить сама.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Если ты любишь - значит, ты ответственен за того, кого ты любишь. Но не забывайте про то, что ответственность может быть только добровольной! Потому, что, если ты считаешь, что ты должен потому, что у тебя любовь, то это не чувство, а долг- раз люблю значит надо. Никогда не придерживайтесь такой точки зрения, как следствие из этого не выходит ничего хорошего. Помните об ответственности во время ссоры. Если вы считаете что ответственность не делиться ровно поровну между всеми участвующими, то вы глубоко заблуждаетесь. Это значит, что твоей вины в споре ровно столько же, сколько и у оппонента.

Быть ответственным – это взрослеть: отвечать за свои слова и поступки, принимать чувства и мысли другого, уметь чем-то жертвовать в пользу отношений. В общем, целая наука, которой пора начинать учиться уже сейчас.

ЗНАНИЕ. Это основной фундамент в нашем случае. Без него невозможны, ни забота, ни ответственность. Как это странно не звучало, но это действительно так. Что бы знать какой перед тобой человек его нужно постоянно изучать. Какую музыку он предпочитает, что он любит, что ценят в людях и т.д. Только не стоит закидывать парня всеми этими вопросами в первый же день свидания. Изучайте своего партнёра всю жизнь. С каждым днём что- то новое и интересное. Просто будьте внимательны и попробуйте искренне заинтересоваться человеком напротив.

Похожие публикации