Воспитание детей в спарте. Воспитание мальчиков в спарте

В этой статье рассказывается о том, как воспитывали детей в Древней Спарте.

Правила спартанского воспитания касались в равной мере всех без исключения граждан Спарты. Исключение составляли представители царского происхождения. Подобных правил придерживались на протяжении 400 лет с VII по IV вв. до н.э.

Каждый рожденный в Спарте мальчик проходил так называемый контроль на здоровье. Его внимательно обсматривали у края пропасти в ущелье Тайгета. В случае, если он не соответствовал определенным критериям, его бросали прямо с горы.

Оставшиеся в живых крепкие младенцы проходили суровую школу жизни. Приучаться к тяготам заставляли с грудного возраста. Малыши спали в жесткой люльке.

В возрасте 7 лет мальчики обязаны были поступить в военный лагерь. Там их ждала истинная школа жизни. Слабые просто не выдерживали и умирали.

Система воспитания юных спартанцев была поэтапной и состояла из трех составляющих

Этапы воспитания

Первый этап (с 7 до 15 лет) предполагал приобретение ребенком навыков письма и чтения. Но ведущим было закаливание организма. В 14 лет мальчика посвящался в эйрены. Эта процедура предполагала самые жесткие испытания. Вступив в общину эйренов, мальчик подвергался последующей проверке на стойкость и мужество.

Второй этап (с 15 до 20 лет) заключался в малом обучении грамоте. В юношах развивали и музыкальные способности. Но воспитание приобретало все более жесткие формы. Подростки учились голодать, добывать себе еду посредством воровства. К 20 годам юноши получали титул воина и полную амуницию.

Третий период - это путь к приобретению статуса члена военной общины, наделенного равными правами.

Результатом всех трех пройденных этапов было то, что молодые воины прекрасно владели копьем и мечом, а также всеми видами оружия того времени.

Жизнь юношей в период воспитания

Пока молодые люди мужали, им постоянно приходилось учиться преодолевать те или иные невзгоды. Если их ловили на воровстве еды, то они жестоко наказывались за проявленную ими медленность.

Дети воспитывались в самых суровых условиях. Круглый год, невзирая на холод, мальчики ходили без обуви, в легком коротком хитоне. Кожа была настолько огрубевшей, что они не чувствовали боли и лазали по горам, цепляясь за них голыми ногами.

Каждый год устраивались поединки на прочность. Целью поединка было столкнуть испытуемого с отвесной скалы прямо в воду. При драке были позволены абсолютно любые приемы, имели право напасть несколько человек на одного. Только запрещалось пользоваться оружием.

На праздник Артемиды юношей нещадно секли в храме богини. Закричать от боли считалось огромным позором.

Спартанское воспитание ставило своей целью получение в результате воина, способного выжить и действовать в любых условиях. Этим и объясняется то, как воспитывали детей в Спарте.

Параллельно подключались такие предметы, как танцы и пение для поднятия боевого духа. Но спартанцев не учили математике. История утверждает, что и риторику им не преподавали, но тем не менее, спартанцы умели изъясняться красиво и лаконично.

Этого было ещё недостаточно: он должен был удовлетворять требованиям военного образа жизни, быть человеком спартанского военного воспитания (agoge). Закон и обычай установили формы этого военного воспитания, чья дисциплина охватывала всю жизнь спартанца от раннего детства до старости и делала его служителем государственных интересов. Дорийцы, вторгнувшись в Лаконику , завоевали её. Силой оружия они покорили себе население гораздо более многочисленное, чем их племя, и поддерживать своё владычества приходилось им силой оружия. Потому военное ремесло должно было оставаться их профессией. Жизнь их должна была навсегда сохранить военный характер, чтобы, как сказал им дельфийский оракул , «мужеством и единодушием поддерживалась их достославная свобода». Главной заботой спартанского государства было делать дорийцев сильным и отважными воинами. Это и достигалось особой системой воспитания.

Спартанское воспитание мальчиков

По словами Плутарха , спартанцы бросали в пропасть Тайгетского хребта младенцев, родившихся слабыми или неправильно сложенными. Это преувеличенное предание, скорее, надо понимать в том смысле, что они выбрасывали таких малюток из дорийского племени, отдавали их периэкам . Здоровые мальчики, по достижении шестилетнего возраста, были переводимы из родительского дома в общественные спартанские воспитательные дома, которыми управлял начальник, называвшийся педономом. Он делил мальчиков на отряды (агелы – буквально «стада»). Воспитание в этих домах было военное, дисциплина в них была строгая. Целью спартанского воспитания было подготовить воспитанников к службе в армии , сделать их способными к перенесению трудностей и лишений, с которыми соединена походная и лагерная жизнь, развить в них физическую силу и крепкое здоровье. Поэтому главным занятием мальчиков и подрастающих юношей в этих воспитательных домах были гимнастические и военные упражнения: бег, борьба, прыжки, бросание диска, метание копья, приобретение искусства владеть оружием, военные маневры.

Упражнения происходили под открытым небом и в ненастье и в холод. Воспитанники ходили босые, хотя грунт земли в Спарте был каменистый; волоса у них были острижены коротко, голова оставалась и под дождем и в холод непокрытою; теплой одежды им не давали; они спали на сене, соломе или камыше, который ломали для себя сами на берегах Эврота. За всякий проступок, всякую небрежность их строго наказывали палками или бичами; педонома всегда сопровождали служители с бичами в руках. Спартанцы полагали, что чем строже воспитание, тем лучше. Пища воспитанников была грубая. Твердость характера мальчиков испытывалась жестоким бичеванием, которому каждый год подвергали их у жертвенника Артемиды Орфийской, и были юноши, без стона умиравшие под бичами – к такому терпению были приучены эти «победители в испытании при жертвеннике». Развивая гимнастикой физические силы мальчиков и юношей, спартанские воспитатели строго учили быть скромными, почтительными к старшим, послушными.

Спартанцы даже и в позднейшие времена мало ценили умственное образование. По их мнению, важно было только уменье понимать и ловко вести житейские дела, приобретаемое опытностью и разговорами с опытными людьми, и уменье выражать свои мысли коротко и сильно; к этому и приучало их воспитание. Спартанцы были изворотливы, хитры, славились искусством давать ловкие ответы, говорить ясно, сильно и коротко, «лаконически». Они были люди практической жизни, воины, потому для них дороже образованности были находчивость и привычка сохранять присутствие духа. Важнейшим умственным достоинством спартанца, военного человека, было искусство быстро сообразить суть дела и без колебаний, не теряя времени, действовать как надо. Жизнь сердца и воображения была у них мало развита.

По достижении 18 лет спартанские мальчики выпускались из воспитательных заведений и получали право носить длинные волосы, не брить бороду. Они теперь назывались меллиренами (будущими юношами), должны были заниматься военными упражнениями и учиться партизанской войне. Меллиренами они оставались до 20 лет; с 20 лет поступали в разряд иренов (юношей) и оставались в нем до 30 лет. Спартанцы-ирены все еще находились под надзором воспитателей и продолжали обучаться военному делу. Из числа их были выбираемы 300 всадников, находившихся в мирное время на службе при эфорах , а на войне составлявших свиту царей . Из дослуживших в этом отряде до 30 лет эфоры выбирали людей, которых посылали исполнять свои распоряжения; эти люди назывались агафоэргами (доброделами); их было пять.

Одним из важнейших средств давать должное воспитание подрастающему поколению спартанцы считали то, чтобы мальчики и юноши имели опытных друзей, были соединены чувствами личной преданности с людьми солидных лет, потому каждый спартанец зрелого возраста постоянно имел при себе мальчика или юношу. Эта близкая дружба могла иногда быть соединена с извращением полового чувства; но вообще мотивом её было желание старших помогать развитию гражданских и военных доблестей в молодом поколении. Если же старший друг позволял себе вступать в порочные сношения к молодому другу, то это считалось постыдным преступлением, и он подвергался презрению.

Воспитание спартанских юношей и девушек. Художник Э. Дега, ок. 1860

Спартанское воспитание девушек

Из рассказа Плутарха мы видим, что спартанское воспитание девушек велось в таком же духе, как воспитание юношей. Места гимнастических упражнений девушек были, вероятно, отдельные от мужских. Но были публичные состязания и игры, на которых юноши выказывали свое искусство при девушках и наоборот; вероятно, на этих праздниках спартанские юноши и слышали от девушек те похвалы или насмешки, которые, как говорят древние писатели; очень сильно возбуждали их усердие заниматься гимнастикой. Но при всей свободе отношений между девушками и юношами, спартанское воспитание обеспечивало безукоризненную нравственность девушек. Отношения спартанцев к спартанским женщинам и девушкам славившимся и красотою, и цветущим здоровьем, имели рыцарский характер. Форма брака имела вид похищения невесты, и был обычай, что в первое время супружества муж должен видеться с женой лишь украдкой; это придавало отношениям молодых супругов романическую прелесть. Брак у спартанцев имел своей целью давать государству крепких телом будущих граждан и гражданок. Обычай видеться с женою в первое время брака лишь украдкой, конечно, был полезен тому, чтобы дети родились крепкими; потому что удерживал молодых супругов от излишества в чувственном наслаждении, предохранял их силы от изнурения. Нередко случалось, что жена, уж родившая детей, всё ещё виделась с мужем лишь украдкой. Положение женщины было в Спарте свободнее и почётнее, чем в остальной Греции. С детства привыкнув благодаря соответствующему воспитанию чувствовать себя гражданками и принимать живое участие в общественных делах, они разделяли политические интересы мужчин, их патриотизм; симпатизировали их воинственности, их образу жизни, и потому пользовались их уважением. Другие греки говорили даже, что в Спарте владычествуют женщины. Но при всей свободе своего положения, спартанки в старые времена славились своими хорошими хозяйственными качествами и своей супружескою верностью.

Считается, что спартанское общество было одним из самых суровых в мире. Со спартанцами считались, их опасались. Жители Спарты не строили городские стены, поскольку считали, что жители города могут справиться с любой атакой. Сам Александр Македонский даже не предпринимал попыток ввести свои войска в Спарту. Считается, что воины были такими мужественными благодаря спартанскому воспитанию, методы которого сегодня кажутся шокирующими.

1. У слабых детей не было шансов на выживание

Если ребенок рождался слабым, больным или с какими-либо увечьями, то его просто оставляли умирать, что случилась довольно часто. Когда ребенок рождался, то отец не новорожденного к старейшинам города. Старейшины осматривали младенца на предмет выявления болезней и уродств. Если что-либо находили, то отцу приказывали выбросить ребенка в яму под названием "apothetae", где его оставляли умирать от голода. Если ребенок выживал, то ему обещали впоследствии свободный участок земли, но шансы на это были довольно низкими. Считается, что около половины всех детей, рожденных в Спарте, умирали в младенчестве.

2. Мальчики жили в казарме с семи лет

Матерям не давали долго заботиться о своих детях. Как только мальчику исполнялось семь лет, его признавали готовым к так называемому "спартанскому воспитанию". Их забирали из семьи и селили в казармах, где те жили под присмотром "надзирателя". Жизнь в условиях спартанского воспитания была нелегкой. Детей активно поощряли драться и провоцировали их друг против друга. Это была не школа, где учителя поддерживали мир - если двое детей начинали препираться, то надзиратель подстрекал их разрешить спор кулаками.

Также надзиратель всегда носил с собой кнут и если какой-либо мальчик был чем-то недоволен, то из него немедленно "выбивали дурь". Более того, если отец ребенка узнавал, что его чадо избили, он был вынужден бить своего ребенка во второй раз. Это все делалось, чтобы не "портить" детей.

3. Воровство как способ выживания

Во время спартанского воспитания мальчики получали только предметы первой необходимости. Обувь считалась роскошью, поэтому мальчики ходили босиком. Из одежды они носили только тонкий плащ. Пищи им давали только самый минимум, чтобы дети не умерли с голода. Но не означает, что мальчики не могли наесться вдоволь - надзиратели поощряли их воровать еду.

Загвоздка заключалась в том, что им нельзя было при этом попадаться — если ребенка ловили на краже продуктов питания, то его жестоко избивали и лишали даже мизерного пайка.

4. Битвы голодных мальчиков

У спартанцев были странные способы скоротать время. Они проводили ежегодный фестиваль, во время которого на алтарь богини Артемиды клали... кусок сыра. Голодающие дети затем сходились друг с другом в отчаянной битве за сыр. Причем, в то время как они боролись друг с другом, пожилые люди "подбадривали" их плетьми, иногда даже забивая до смерти. Для аудитории подобная "забава" была очень веселой. Собирались целые толпы, которые смеялись, смотря на то, как мальчики жестоко калечат друг друга.

5. Спартанская еда была ужасной

То, что ели спартанцы, сегодня не считалось бы даже помоями. Итальянский путешественник, который как-то попал на обед в спартанском лагере, написал: "Теперь я знаю, почему спартанцы не боятся смерти". Он рассказал о неком "черном бульоне" - блюде, сделанном путем варки мяса в смеси крови, соли и уксуса. Спартанцы ели из одного котла в одной палатке, а черный бульон считался основным блюдом. Мяса в этом вареве каждому доставался лишь небольшой кусочек.

Единственным способом получить больше мяса была охота. Если охотник убивал оленя, он должен был разделить его на всех, но ему было позволено получить дополнительную пайку, чтобы отнести ее домой. Это было единственный случай, когда спартанец мог есть у себя дома, во всех прочих случаях подобное было строго запрещено.

6. Избиение во время викторин

Когда ужин заканчивался, помощник надзирателя садился с детьми и начинал задавать им вопросы. Эти вопросы были с подковыркой, наподобие "кто лучший человек в городе?". Ответ мальчиков должен был быть умным, хорошо продуманным и быстрым. В противном случае их били палкой по пальцам. Что интересно, ситуация у помощника надзирателя была не намного лучше. Когда такая устная викторина заканчивалась, помощник шел к своему "начальству", которое в случае если тот был слишком строгим или слишком добрым, избивало его.

7. Образование под запретом

Если мужчина был спартанцем, он был воином. Он не был фермером, торговцем или ремесленником, он был просто воином. Спартанцев обучали сражаться, обучали быть жестокими, а читать их учили только по необходимости. Все остальное образование было строго запрещено. Внеклассное образование считалось опасной роскошью.

Спартанским ученикам не разрешалось проводить свое свободное немногочисленное время на то, чтобы научиться складывать и вычитать или задумываться о философских тайнах бытия. Воины должны были подчиняться любому приказу без промедления, поэтому традиционное образование рассматривалось как нечто, что делало их слабее.

8. Публичное избиение

У спартанцев был ежегодный жестокий фестиваль по названию "Diamastigosis". Во время этого события мальчиков ставили перед толпой и били кнутом до тех пор, пока они не могли уже больше выдержать. Хотя это звучит, как пытки, но для спартанцев подобное было большой честью. Они охотно добровольно давали себя избить перед толпой, желая доказать всем, что могут выдержать гораздо больше, чем любой другой человек.

Это было настолько необычным для других культур, что, когда римляне узнали об этом фестивале, они начали приезжать на отдых в Спарту только для того, чтобы понаблюдать за публичными добровольными истязаниями. К 300 г. н.э., спартанцы даже создали театр и продавали билеты на Diamastigosis, получая прибыль от Римской империи.

9. Ритуал "Криптия"

Спартанцы держали рабов, которых они называли "илоты", и они абсолютно ужасно обходились с ними. Среди многочисленных зверств, совершаемых против этих рабов, был ритуал под названием "криптия", который заключался в их жестоком убийстве и подготовке мальчиков к реальному бою. Спартанским мальчикам выдавали кинжалы и немного еды, а затем посылали их в засады возле дорог и полей, где работали илоты.

Мальчики ждали в засаде до ночи, а затем внезапно нападали на подвернувшихся под руку рабов, жестоко убивая их. Это давало ребятам небольшую практику реального боя и напоминало илотам, где на самом деле их место в обществе.

10. Спартанские надгробья

Если спартанец умирал от старости, он не получал никаких наград. Его хоронили в безымянной могиле, по существу, в знак стыда, что они прожили всю жизнь. Единственным способом получить надгробие с именем было умереть в бою. Если спартанец погибал во время сражения, его хоронили на месте, где он погиб, со всеми почестями. Женщины, которые не принимали участие в войнах, также могли бы получить надгробия только при одном обстоятельстве: если мать умирала во время родов.

Каждый человек, хоть раз слышал словосочетание «спартанское воспитание», что воспринимается нами как строгое отношение к ребенку. Но почему мы понимаем это именно так? И действительно ли воспитание детей в Древней Спарте было настолько строгим и суровым?

Из этой статьи вы узнаете

Система воспитания спартанцев

Начиная с седьмого по девятый век до н.э., в Спарте практиковали целую систему воспитания своих детей. Она была утверждена на государственном уровне и касалась сыновей полноправных граждан страны (сюда не относился царский род). Основная цель этой системы – это создание сильной и непобедимой армии, которая мужественно будет защищать территорию.

Для ребенка низших сословий пройти путь через эту систему воспитания было сравни подарку и считалось великой привилегией, по окончании которого он имел право на прошение о полном гражданстве.

Система брала свое начало от рождения ребенка. Сразу же после появления на свет малыша забирали и относили к пропасти (ущелье в скалах Тайгета). Там ребенка долго осматривали на предмет его здоровья. Если внешне малыш выглядел слабым и вялым, его без зазора совести сбрасывали в ущелье горы. Если же ребенок выглядел крепышом, то с этого момента из него воспитывали настоящего воина и победителя.

Дорога каждого такого отобранного малыша без исключения к званию воина была тернистой, сложной и тяжелой. Многие испытания заканчивались смертельными случаями. С момента отбора возле ущелья детей укладывали в неудобные, грубые и жесткие люльки. Они не знали материнской заботы и ласки.

Основные этапы, которые проходили будущие воины

Цель спартанских лагерей, куда попадали чуть повзрослевшие мальчики, – это воспитание сильных, бесстрашных, мужественных воинов. Всю эту систему в Древней Спарте можно условно поделить на три этапа.

  • Начиная с семилетнего возраста, мальчики уходили в специальные лагеря, которые имели начальную военную направленность, где их обучали этому мастерству. Это был первый этап. Здесь детей учили минимальной грамоте (письмо, чтение), особое внимание уделяли способности слушать собеседника и лаконично высказывать свои мысли. На этом начальном этапе также проходил отбор лучших. Делалось это путем создания искусственных ссор, которые доходили до драк между учениками. Воспитание детей заключалось также в необходимости воровать еду. Но делать это нужно было так, чтобы остаться незамеченным. Те, кому этого сделать не удалось, получали наказание в виде ударов розгами. С каждым годом условия пребывания в лагере становились все жёстче и суровей. В 14-летнем возрасте детей подвергали сложным и мучительным физическим испытаниям. Это было своего рода посвящение в эйрены. До 15 лет детей проверяли в спартанских отрядах.

  • Начиная с 15-ти летнего возраста и до достижения 20 лет, молодых парней учили не только грамоте, но и азам музыки и пения. Но при этом воспитание продолжало ужесточаться. Еда добывалась полностью самостоятельно учениками. Если это по каким-либо причинам у них не получалось, и воспитанник оставался голодным, его жестоко наказывали бечёвками. Нередко такие издевательства заканчивались гибелью молодого спартанца. Но те, кто смог добиться успехов в учебе и военном деле, уже к 20 годам посвящали в воины и выдавали полное вооружение.
  • В возрасте 20–30 лет уже возмужавшие спартанцы становились полноправными членами военной общины, владели в совершенстве несколькими видами оружия, хорошо показывали себя в бою.

Жизнь спартанца

В период обучения в лагерях молодым мальчишкам часто устраивали бои без правил друг с другом. Здесь со своим противником можно было делать все, что угодно, только не применять никакой вид оружия. Ареной выступала площадка, которая была окружена рвом с водой. Побеждал тот, кто сбрасывал своего противника в этот ров.

Воспитание спартанских детей в период пребывания их в лагерях давало им не только силу мужского духа, но и практически всю военную грамоту, начиная от боевых искусств и заканчивая умением шпионить. Если они изучали песни, то они были патриотической направленности, танцы и музыка – это одна из составляющих подъема боевого духа, настроя воина на постоянную борьбу.

Образ жизни спартанцев:

  • жизнь как в военном лагере;
  • постоянные военные действия или подготовка к ним;
  • дети не принадлежали своим родителям;
  • полная изоляция от мира;
  • незнания ремесел, наук.

К женщинам спартанцы относились как рыцари. Их уважали и ценили. Они всегда были олицетворением чистоты и достойны уважения мужчин, так как разделяли их увлечение военным делом.

Жениться спартанец мог только если это ему позволит вся община. При этом после свадьбы молодые не жили вместе довольно долгое время, и часто женщина рожала малышей не от своего мужа. Дети спартанцев относились к ущелью, и если был замечен хоть один изъян, ребенка убивали. Так воспитывалось не одно поколение воинов.

Спартанские девушки

О том, как воспитывались спартанские девочки, история говорит немного. Плутарх писал, что физическими упражнениями они занимались, не выходя из дома, но и им с малых лет прививали любовь к развитию физических сил своего тела.

С ранних лет девушки считались полноценными членами военного спартанского общества, что давало им право в старшем возрасте брать активное участие в спорах и делах. Воспитание девочек также заключалось в хозяйственности, умении содержать дом в чистоте.

В свое время спартанские женщины вели активную общественную жизнь и не раз влияли на ход истории.


Считается, что спартанское общество было одним из самых суровых в мире. Со спартанцами считались, их опасались. Жители Спарты не строили городские стены, поскольку считали, что жители города могут справиться с любой атакой. Сам Александр Македонский даже не предпринимал попыток ввести свои войска в Спарту. Считается, что воины были такими мужественными благодаря спартанскому воспитанию, методы которого сегодня просто невозможны.

1. У слабых детей не было шансов на выживание


Если ребенок рождался слабым, больным или с какими-либо увечьями, то его просто оставляли умирать, что случилась довольно часто. Когда ребенок рождался, то отец не новорожденного к старейшинам города. Старейшины осматривали младенца на предмет выявления болезней и уродств. Если что-либо находили, то отцу приказывали выбросить ребенка в яму под названием "apothetae", где его оставляли умирать от голода. Если ребенок выживал, то ему обещали впоследствии свободный участок земли, но шансы на это были довольно низкими. Считается, что около половины всех детей, рожденных в Спарте, умирали в младенчестве.

2. Мальчики жили в казарме с семи лет


Матерям не давали долго заботиться о своих детях. Как только мальчику исполнялось семь лет, его признавали готовым к так называемому "спартанскому воспитанию". Их забирали из семьи и селили в казармах, где те жили под присмотром "надзирателя". Жизнь в условиях спартанского воспитания была нелегкой. Детей активно поощряли драться и провоцировали их друг против друга. Это была не школа, где учителя поддерживали мир - если двое детей начинали препираться, то надзиратель подстрекал их разрешить спор кулаками.

Также надзиратель всегда носил с собой кнут и если какой-либо мальчик был чем-то недоволен, то из него немедленно "выбивали дурь". Более того, если отец ребенка узнавал, что его чадо избили, он был вынужден бить своего ребенка во второй раз. Это все делалось, чтобы не "портить" детей.

3. Воровство как способ выживания


Во время спартанского воспитания мальчики получали только предметы первой необходимости. Обувь считалась роскошью, поэтому мальчики ходили босиком. Из одежды они носили только тонкий плащ. Пищи им давали только самый минимум, чтобы дети не умерли с голода. Но не означает, что мальчики не могли наесться вдоволь - надзиратели поощряли их воровать еду.

Загвоздка заключалась в том, что им нельзя было при этом попадаться - если ребенка ловили на краже продуктов питания, то его жестоко избивали и лишали даже мизерного пайка.

4. Битвы голодных мальчиков


У спартанцев были странные способы скоротать время. Они проводили ежегодный фестиваль, во время которого на алтарь богини Артемиды клали... кусок сыра. Голодающие дети затем сходились друг с другом в отчаянной битве за сыр. Причем, в то время как они боролись друг с другом, пожилые люди "подбадривали" их плетьми, иногда даже забивая до смерти. Для аудитории подобная "забава" была очень веселой. Собирались целые толпы, которые смеялись, смотря на то, как мальчики жестоко калечат друг друга.

5. Спартанская еда была ужасной


То, что ели спартанцы, сегодня не считалось бы даже помоями. Итальянский путешественник, который как-то попал на обед в спартанском лагере, написал: "Теперь я знаю, почему спартанцы не боятся смерти". Он рассказал о неком "черном бульоне" - блюде, сделанном путем варки мяса в смеси крови, соли и уксуса. Спартанцы ели из одного котла в одной палатке, а черный бульон считался основным блюдом. Мяса в этом вареве каждому доставался лишь небольшой кусочек.

Единственным способом получить больше мяса была охота. Если охотник убивал оленя, он должен был разделить его на всех, но ему было позволено получить дополнительную пайку, чтобы отнести ее домой. Это было единственный случай, когда спартанец мог есть у себя дома, во всех прочих случаях подобное было строго запрещено.

6. Избиение во время викторин


Когда ужин заканчивался, помощник надзирателя садился с детьми и начинал задавать им вопросы. Эти вопросы были с подковыркой, наподобие "кто лучший человек в городе?". Ответ мальчиков должен был быть умным, хорошо продуманным и быстрым. В противном случае их били палкой по пальцам. Что интересно, ситуация у помощника надзирателя была не намного лучше. Когда такая устная викторина заканчивалась, помощник шел к своему "начальству", которое в случае если тот был слишком строгим или слишком добрым, избивало его.

7. Образование под запретом


Если мужчина был спартанцем, он был воином. Он не был фермером, торговцем или ремесленником, он был просто воином. Спартанцев обучали сражаться, обучали быть жестокими, а читать их учили только по необходимости. Все остальное образование было строго запрещено. Внеклассное образование считалось опасной роскошью.

Спартанским ученикам не разрешалось проводить свое свободное немногочисленное время на то, чтобы научиться складывать и вычитать или задумываться о философских тайнах бытия. Воины должны были подчиняться любому приказу без промедления, поэтому традиционное образование рассматривалось как нечто, что делало их слабее.

8. Публичное избиение


У спартанцев был ежегодный жестокий фестиваль по названию "Diamastigosis". Во время этого события мальчиков ставили перед толпой и били кнутом до тех пор, пока они не могли уже больше выдержать. Хотя это звучит, как пытки, но для спартанцев подобное было большой честью. Они охотно добровольно давали себя избить перед толпой, желая доказать всем, что могут выдержать гораздо больше, чем любой другой человек.

Это было настолько необычным для других культур, что, когда римляне узнали об этом фестивале, они начали приезжать на отдых в Спарту только для того, чтобы понаблюдать за публичными добровольными истязаниями. К 300 г. н.э., спартанцы даже создали театр и продавали билеты на Diamastigosis, получая прибыль от Римской империи.

9. Ритуал "Криптия"


Спартанцы держали рабов, которых они называли "илоты", и они абсолютно ужасно обходились с ними. Среди многочисленных зверств, совершаемых против этих рабов, был ритуал под названием "криптия", который заключался в их жестоком убийстве и подготовке мальчиков к реальному бою. Спартанским мальчикам выдавали кинжалы и немного еды, а затем посылали их в засады возле дорог и полей, где работали илоты.

Мальчики ждали в засаде до ночи, а затем внезапно нападали на подвернувшихся под руку рабов, жестоко убивая их. Это давало ребятам небольшую практику реального боя и напоминало илотам, где на самом деле их место в обществе.

10. Спартанские надгробья


Если спартанец умирал от старости, он не получал никаких наград. Его хоронили в безымянной могиле, по существу, в знак стыда, что они прожили всю жизнь. Единственным способом получить надгробие с именем было умереть в бою. Если спартанец погибал во время сражения, его хоронили на месте, где он погиб, со всеми почестями. Женщины, которые не принимали участие в войнах, также могли бы получить надгробия только при одном обстоятельстве: если мать умирала во время родов.

О Спарте и спартанцах помнят и сегодня. Не так давно

Похожие публикации