Учимся работать ножницами. Программа «Ножницы»: где находится, как пользоваться Ножницы с ребенком на руках

Вырезание (нарезание) относится к одному из многочисленных способов развития мелкой моторики. Кроме этого, различные манипуляции с ножницами развивают у детей усидчивость, терпение, точность и координацию движений, а также глазомер. Многие дети самостоятельно начинают проявлять интерес к ножницам, так как видят, что их используют родители и запоминают, что им обрезают ножницами ногтики.

Сложным для родителей является определение возраста , который подходит для «знакомства» с ножницами. Однозначного ответа здесь нет, так все зависит от уровня развития вашего отпрыска, его понимания, интереса к использованию ножниц, усидчивости и других показателей. Кого-то в 2,5 года уже вполне способен справляться с вырезанием, а кому-то это будет даваться с трудом только к 4 годам. Средний возраст - 3 года: в этот период дети уже многое понимают, умеют делать самостоятельно довольно сложные вещи и неплохо владеют своими руками, ведь ножницы - это не карандаш и не мелок, это маленькое устройство, которое без определенных усилий и правильного использования работать не будет.

Фото с сайта www.moi-rebenochek.ru

С чего начать? Во-первых, с интереса вашего отпрыска. Не стоит заставлять ребенка заниматься вырезанием, если ему это не интересно, не нравится, или если у ребенка ножницы ассоциируются с неприятными эмоциями и слезами (при обрезании ногтей) и он их боится. Реагируйте на это нормально: просто ваше время еще не наступило.

Во-вторых, непосредственно с самих ножниц. Конечно же, они должны быть детскими и безопасными для ребенка, а это подразумевает, что ножницы должны иметь:

Закругленные края

Небольшой размер

Удобные ручки (кольца)

Безопасные лезвия, которые подходят для нарезания бумаги, но не являются тупыми, как и слишком острыми.




Фото с сайта www.Aliexpress.com, www.komus.ru

Для начинающих есть ножницы тренировочные - с двойными кольцами, когда ребенку важно показать движение пальцев руки. Деткам бывает сложно разъединять лезвия ножниц: для этого придумали ножницы с регулируемой пружинкой, которая облечает этот процесс:


Фото с сайта www.babyblog.ru и www.skrepka.ua

Для деток-левшей лучше найти специальные ножницы для левшей , у которых соответственно лезвие заточено с другой стороны, так как маленькому левше будет очень неудобно резать обычными ножницами: он будет рвать бумагу и расстраиваться, что не получается резать, как ему показывают.


Фото с сайта www.fiskars.ru

Прежде чем приступить к вырезаниям, сначала дайте ребенку познакомится с ножницами, пусть потрогает их и хорошенько рассмотрит, затем покажите ему на своем примере, как правильно держать ножницы, научите отпрыска двигать лезвиями, «стричь в воздухе». Лучше, если вы купите двое абсолютно одинаковых ножниц, чтобы ребенок мог видеть вашу руку и точно также повторять движения за вами со своими ножницами.

Приступая непосредственно к работе с бумагой, начинайте с самого простого: научите ребенка стричь бахрому по краю листа. (Для нарезания на первых этапах хорошо использовать листы из глянцевых журналов: они имеют хорошую плотность и тонкость и их легко резать). Когда чадо научится этой не сложной технике - переходите к более трудным вещам: вырезайте нарисованные фигуры, разрезайте лист на полоски или вдоль и поперек, срезайте уголки, пробуйте сделать самые простые снежинки или узоры. Если ребенок хочет чем-то заняться самостоятельно - не мешайте ему, даже если «в бахрому» ушел уже третий журнал: ребенку интересно и это главное. Освоив одну технику, рано или поздно отпрыск захочет попробовать что-то новенькое, и вы ему поможете в этом.


Фото с сайта www.amelica.com

Не забывайте о технике безопасности: даже если ребенок режет детскими ножницами, он должен находиться у вас в поле зрения. Объясните малышу, что именно он может резать ножницами (бумагу, картон, журналы и т.д.), а что категорически запрещено (одежду, шторы, полотенца, волосы и др.) Расскажите, что ножницы нельзя брать в рот, совать в нос или тыкать ими в кого-либо, что их нельзя бросать (и почему), научите ребенка передавать ножницы за лезвие. Желательно с первого знакомства донести до отпрыска, что вырезание возможно только сидя за столом, в специальной одежде (или передничке) - по вашему пожеланию и в присутствии кого-то из взрослых. Учите и показывайте, куда необходимо девать нарезанные кусочки (в пакет, коробку, мусорку). Запретите малышу брать ножницы без взрослых и, конечно же, сами позаботьтесь о том, чтобы они хранились в таком месте, где ребенок до них не доберется, даже если он решит нарушить ваш запрет.


Фото с сайта moi-rebenochek.ru

Не спешите расставаться с результатами вырезаний. Складывайте их, а затем творите и фантазируйте вместе с детьми. Делайте коллажи из кусочков, клейте самодельные открытки, лепите елки и фигуры из бумаги, декорируйте шкатулки и стаканчики, собирайте большие и маленькие гирлянды - все, что только придумает ваша совместная фантазия. Не забывайте тактично обходить промахи и поощрять успехи вашего маленького «вырезальщика».

Как с помощью игр научить ребенка пользоваться ножницами, и зачем это нужно, читайте в нашем материале.

Проблемы с вырезанием ножницами у детей указывают на недостаточно развитую мелкую моторику рук, мышечный тонус и проприоцепцию у ребенка.

Среди детей младшего возраста нередко можно заметить, как во время рисования у них в руках ломается карандаш. Дети со слабыми руками, пальцами, ладонями и локтями имеют проблемы с мелкой моторикой, из-за чего им трудно держать ручку или карандаш, стирать ластиком, писать и держать ножницы. Но кроме этого часто дети сталкиваются еще и с проблемой проприоцепции, то есть неспособностью рассчитать давление на предмет, например на карандаш, из-за чего он ломается.

Эту проблему можно заметить, когда ребенка бросает мяч, держит стакан с водой, переворачивает страницы в книге или ударяет по футбольному мячу - ребенок не знает, сколько усилия и давления нужно приложить, чтобы совершить действие.

Проблема мелкой моторики: проприоцепция

Проприоцепция - это ощущение в мышцах, суставах и связках, поэтому она напрямую влияет на развитие мелкой моторики у ребенка. Проблемы такого рода называют проприоцептивной дисфункцией, становящейся , путаницы с направленностью букв и цифр, а также проблем формирования предложений.

Ребенок с нарушением проприоцепции слишком сильно держит ножницы и режет не по линиям, потому что не знает, откуда начинать и где заканчивать. Если у вашего ребенка слабый мышечный тонус и плохо развитые навыки мелкой моторики, возможно, стоит проверить, нет ли у ребенка задержки хватательного рефлекса (рефлекса Палмера), прежде чем пробовать веселые игры для развития мелкой моторики. Если подозрение подтвердится, ребенку, возможно, всегда будет сложно писать, выводить буквы, резать ножницами и использовать мелкую моторику, если не предпринять действий по трансформированию рефлекса Палмера в полноценное хватание.

Если ребенку сложно пользоваться ножницами или сложно понять, как ими пользоваться, причиной также могут быть проблемы со зрением, координацией рук и глаз. Он может казаться неуклюжим, неумело обращаться с предметами в руках, постоянно менять руки и перекладывать ножницы и не иметь пространственного понимания (не понимать, в каком направлении нужно резать). Этот момент стоит обсудить с вашим педиатром.

В случае если проблема только в том, что у ребенка нет навыка, как пользоваться ножницами, предлагаем несколько игр, чтобы его выработать.

Как научить ребенка пользоваться ножницами: игры и упражнения

Ниже приведены упражнения, которые помогут развить мелкую моторику рук и научить ребенка пользоваться ножницами. Позже можно просто давать ребенку ненужные открытки, буклеты или журналы, чтобы он вырезал все подряд.

Вырезаем зигзаги

Страницы с широкими и пунктирными линиями предназначены для детей младшего возраста, которые только учатся пользоваться ножницами. Просто нарисуйте маркером различные зигзаги, волны и линии на полосках из цветной бумаги. Чем младше ребенок - тем крупнее должны быть фигуры. Предложите ребенку вырезать ножницами строго по линии.


Источник www.funwithmama.com

Игра с ножницами "Что прячется в траве"

Чтобы узнать, что или кто прячется в траве, ребенку нужно отрезать все "травинки". Сделать такую игру проще простого: надрежьте полосами цветную бумагу зеленого цвета и приклейте ее к любой картинке.

ВЫБОР РЕДАКЦИИ: ФИГУРНЫЕ НОЖНИЦЫ


Игра в парикмахера

Ребенку нужно вырезать из цветной бумаги прически для нарисованных детей на шаблонах. Детали этой игры с ножницами - по ссылке " .


Игра для детей с ножницами "Вырежи змею"

Когда ребенок научится разрезать бумагу по простым линиям, предложите ему вырезать эту спиральную змею. Шаблон змеи можно бесплатно скачать по ссылке .


Вырезаем перья

Еще одно упражнение для развития мелкой моторики - это разрезание бумажных перьев. Вырежите из цветной бумаги перья и нарисуйте по центру линии. Задача ребенка - делать надрезы по направлению к центру пера, не заходя за линию.

Игра для детей с ножницами "Единорог и радуга"

Чтобы детям было веселее, нарисуйте единорога (можно использовать наклейки) и вырежьте его. Затем приклейте на лезвие ножниц, как показано на видео. На полосках бумаги нарисуйте радугу и дорогу к ней в виде волнистой линии или зигзага. Затем предложите ребенку поиграть: сделать так, чтобы единорог доскакал до радуги.

✂ Как научить ребенка пользоваться ножницами

Использование ножниц требует от ребенка особенных умений и навыков. Для малыша может весьма сложным оказывается задание вырезать что-либо, поскольку ему приходится использовать все пальчики руки несинхронно (большой, указательный и средний пальчики - каждый выполняет свою работу).

✂ В каком возрасте можно давать ребенку ножницы

Чем меньше ручка ребенка, тем сложнее ему пользоваться ножницами. Однако многие дети уже с 3 - 4 лет готовы к тому, чтобы научиться делать разрезы на бумаге. И только к 6 годам навык использования ножниц не будет требовать от ребенка никакого напряжения - все будет происходить «на автомате».

✂ Пора ли давать ребенку ножницы?

Если Ваш малыш проявляет интерес к ножницам, пытается самостоятельно вырезать картинку, то можно попробовать научить его этому! Как это сделать?

✏ Шаг 1. Купите качественные детские ножницы.

В магазинах можно найти ножницы практически любого размера, поэтому постарайтесь выбрать те, которые будут хорошо лежать в ручке ребенка. Хорошие детские ножницы, с одной стороны, должны быть достаточно хорошо заточенными (чтобы ребенку было легко резать) - тупые ножницы рвут бумагу, а не режут ее. С другой стороны, детские ножницы обязательно должны иметь закругленные кончики, чтобы малыш не укололся и не поранил товарища. Если Ваш малыш - левша, следует попытаться найти ножницы, созданные специально для леворуких детей (пользуясь обычными ножницами, держа их в левой руке, дети не видят линию разреза).

✏ Шаг 2. Обсудите с ребенком правила использования ножниц.

Во-первых, расскажите малышу, что ножницы можно использовать только для резки бумаги (нельзя резать одежду, скатерть, мелки, пальцы, волосы и т.д.). Если малыш был уличен в попытке отрезать кошке усы, заберите ножницы. Не отдавайте их до тех пор, пока ребенок не скажет о том, что готов использовать ножницы по назначению.

Во-вторых, расскажите о том, что с ножницами нельзя ходить, бегать и прыгать. Покажите, как правильно нужно передавать ножницы своему товарищу (ручками вперед).

Прежде чем дать малышу ножницы, поиграйте с ним в веселые игры, которые помогут усовершенствовать зрительно-моторную координацию, а также сделают пальчики крохи сильнее.

Чтобы развить умение пользоваться обеими руками (координировать движения обеих рук), дайте задание порвать кусок бумаги на очень мелкие кусочки. Эти кусочки можно приклеить к бумаге (если рвать белую бумагу и приклеить кусочки на синюю - это снежок, если рвать коричневую бумагу, а затем приклеить ее на силуэт птички - это перышки для замерзающего воробья).

Пусть малыш попробует проделать дырки в бумаге с помощью дырокола (под Вашим надзором, конечно) - это сделает его руки сильнее.

Наберите в резиновую игрушку воду. А малыш пусть выдавит всю воду - также поможет сделать пальчики сильнее.

Поиграйте в пальчиковые игры, используя пальчиковые игрушки (это помогает крохе научиться использовать руку, работая разными пальчиками одновременно).

После того, как рука ребенка готова выполнять «трудную работу», научите его правильно держать ножницы.

  1. Пусть малыш держит ручку так, чтобы большой палец смотрел наверх. Наденьте на пальчик одно из колечек ножниц.
  2. Пусть малыш проденет кончик среднего пальца в другое колечко.
  3. Поместите указательный палец ребенка на второе колечко (снаружи).
  4. Безымянный палец и мизинец должны быть подогнуты (упираться в ладонь). Иногда безымянный палец вкладывается во второе колечко вместе с указательным.
  5. Поместите перед ребенком лист бумаги (выше уровня его глаз). Когда ребенок режет бумагу в направлении наверх, он автоматически берет ножницы правильно.

✏ Далее покажите ребенку, как Вы сами режете бумагу на полоски, вырезаете круги и треугольники. Будьте терпеливы, поддерживайте ребенка, даже тогда, когда ему не удается сделать надрез. С течением времени ребенок будет овладевать навыками все лучше (ему необходима практика). Вот как развиваются у малыша навыки использования ножниц:

  1. Ребенок начинает проявлять интерес к ножницам и работе с ними.
  2. Ребенок держит ножницы правильно.
  3. Ребенок открывает и закрывает ножницы произвольно.
  4. Ребенок может отрезать кусок бумаги.
  5. Ребенок отрезает кусок бумаги, делая два или более последовательных надреза.
  6. Ребенок может разрезать лист бумаги пополам.
  7. Ребенок может вырезать квадрат.
  8. Ребенок вырезает фигуры более сложных форм

Прежде чем ребенок будет работать с опасными предметами (ножницами, иглами, клеевыми пистолетами), необходимо объяснить ему правила работы. Эти приспособления могут использоваться дома и на уроках труда в детском саду, школе. О технике безопасности с ножницами рассказано в статье.

Виды ножниц

Есть множество видов этих инструментов: для бумаги, портняжные, столовые, детские и хирургические. У них общие составляющие элементы и предназначение. Парные лезвия, скрепленные по центру, могут быть опасными для человека любого возраста. Поэтому техника безопасности с ножницами необходима для всех, как для домохозяйки, так и для дизайнера одежды. Работать с данными приспособлениями надо аккуратно.

Особую опасность представляют ножницы для детей. Развивающее творчество обычно предполагает использование разных материалов. Для этого есть безопасные пластмассовые ножницы, которыми сложно порезаться. Но даже с ними есть риск защемления, если не соблюдать технику безопасности с ножницами. Давайте узнаем, в чем она состоит.

Основы

Техника безопасности с ножницами заключается в следующем:


Соблюдение техники безопасности при работе с ножницами позволит избежать травмирования. Это касается как взрослых, так и детей. Когда можно приучать ребенка к работе с режущими приспособлениями? Точного ответа нет на этот вопрос. Многие родители приучают к творческой работе с 2-3 лет. Обычно начинают с бумаги. Тогда с 6 лет ребенок будет свободно пользоваться данными инструментами.

Выбор

Важны не только правила ТБ с ножницами, но и выбор качественных приспособлений. В магазинах продаются различные приспособления, отличающиеся размерами. Необходимо приобрести те инструменты, которыми удобны.

Детские ножницы должны быть острыми, иначе будет сложно резать даже бумагу. В то же время у них есть закругленные кончики, которые служат защитой от ранения. Если ребенок является левшой, для него нужно подобрать специальные инструменты, ведь тогда ему будет работать намного удобнее.

Для совсем маленьких деток есть инструменты с пластиковой пружиной на рукоятке, облегчающей резание. В зависимости от положения пружины ножницы закрываются до конца или не полностью безопасности при работе. Также есть инструменты с фигурными лезвиями. Они не только развивают моторику, но и полезны для творческого потенциала.

Объяснение правил

Прежде чем представить ребенку этот инструмент, необходимо рассказать ему о технике безопасности при работе с ножницами. Важно объяснить, что это приспособление острое и опасное. Если дети будут аккуратно им пользоваться, то не поранятся. Пользоваться ножницами нужно лишь по назначению и за столом.

Детские инструменты используются для резки бумаги, поэтому следует пресекать попытки работать с чем-то другим. Ребенок должен брать их только с разрешения взрослых. При этом он не должен оставаться один с ножницами. Такое можно позволить лишь с приближением школьного возраста.

Обучение

Перед началом работы этими предметами с ребенком надо поиграть в веселые игры для совершенствования зрительно-моторной координации. В качестве упражнения малыш должен выполнить задание - порвать кусок бумаги на кусочки. Затем их можно приклеить к бумаге.

Другим упражнением считается выполнение дырок в бумаге дыроколом. Тогда руки будут сильнее. Помогает и такое занятие - в резиновую игрушку надо набрать воду. И пусть малыш выдавить ее. Полезны пальчиковые игры. Когда руки готовы работать с ножницами, следует научить правильно их держать.

Держание

Чтобы научить держать режущий инструмент, необходимо выполнять следующие действия:

  1. Ребенок должен держать ручку так, чтобы большой палец был направлен наверх. Нужно надеть на палец одно из колец.
  2. Затем малыш может продевать кончик среднего пальца во второе кольцо.
  3. Указательный палец надо поместить на второе кольцо.
  4. Безымянный палец и мизинец будут подогнутыми.
  5. Перед ребенком надо поместить лист бумаги. Если процедура резки идет наверх, то все выполняется правильно.

Данные действия помогают быстро натренировать ребенка на использование режущего предмета. Важно, чтобы он понял принцип его действия. Со временем он научится все выполнять самостоятельно.

Затем важно показать простые способы резки. Сначала это могут быть нарезания полосок, из которых можно выполнить цветок, гирлянды или даже елку. Развивают объемные аппликации. После нарезания полосок можно попробовать вырезать по контурам. Сначала надо выбирать простые контуры, а потом можно приступать к сложным.

Поэтому важно аккуратно работать с ножницами всем: взрослым и детям. Соблюдение элементарных правил безопасности позволит не допустить травмирование себя и рядом находящихся людей. А приучать к этому следует с детства.

Похожие публикации