Портфолио для аттестации на первую категорию воспитателя по фгос. Аттестация на первую категорию — критерии и требования Занятия 1 мл для аттестации

Аттестация педагогических работников проводится в 3 этапа: 1) предварительный, 1) письменный квалификационный экзамен, 3) принятие решения о соответствии занимаемой должности.

В рамках настоящего материала мы рассмотрим только только 2 этап в части подготовки конспекта урока как формы квалификационного испытания, так как это напрямую связано со спецификой сайта. Ссылка на полный текст документа представлена в начале статьи.

Подготовка конспекта урока как форма квалификационного испытания

Существует 2 варианта проведения письменного квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности (по выбору аттестуемого педагога):

  1. подготовка конспекта урока (занятия) по предмету, который он преподает в текущем году;
  2. решение педагогических ситуаций.

Цель письменного квалификационного испытания: Оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций, на основе которой выносится суждение о соответствии педагога занимаемой должности.

Задача педагога в ходе написания конспекта урока - продемонстрировать владение материалом по преподаваемому предмету и достаточный уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему эффективно решать педагогические задачи при реализации учебной программы.

Навигация по документу:

Общие требования к написанию конспекта

  1. Педагогу заранее предлагается определить учебный предмет и программу, в рамках которой будет выполняться письменная работа.
  2. При проведении письменного квалификационного испытания педагогу предлагается инструкция, содержащая цель работы, тему урока, по которой должен быть составлен конспект, критерии оценки. В случае необходимости, педагог имеет право исключить ряд тем, представленных в программе, и по субъективным причинам для него не желательных (не более пяти).
  3. Время, предоставляемое аттестуемому педагогу на написание конспекта урока, составляет 1,5 - 2 часа.
  4. Конспект урока должен быть связан с освоением новой темы (нового учебного материала).
  5. Конспект предполагает отражение основных этапов урока: организационный момент, опрос учащихся по заданному на дом материалу, объяснение нового материала, закрепление учебного материала, задание на дом. При написании конспекта педагог может пропустить отдельные этапы или изменить структуру урока в соответствии со своим индивидуальным видением его построения.
  6. Педагогу должны быть заранее известны критерии, по которым будет оцениваться его работа.

В ходе написания письменной работы педагогу предлагается раскрыть структуру и предметное содержание урока, сформулировать цели и задачи урока и его отдельных этапов, продемонстрировать владение методами и приемами мотивации учебной деятельности, организации учебной деятельности учащихся, проиллюстрировав это примерами учета индивидуальных особенностей учащихся и конкретных характеристик класса, в котором будет проводиться урок. Основные этапы урока и их содержание представлены в предлагаемой схеме написания конспекта урока ().

Схема конспекта урока

Таблица 1.

Этапы работы Содержание этапа (заполняется педагогом)
1.

Организационный момент , включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
2.

Включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
3.

Данный этап предполагает:

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;
  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала
4.

Предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
  • определение целей и задач, которые - ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
  • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
5.

Задание на дом , включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Оценка письменной работы экспертом

Оценка письменной работы экспертом производится в соответствии с критериями, представленными в .

Критерии оценки письменной работы педагога

Таблица 2.

Оцениваемые характеристики Критерии оценки
Компетентность

Об уровне развития компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности можно судить по следующим критериям:

  • Учитель разделяет тему урока и цель урока.
  • Цели формулируются в понятной для ученика форме.
  • Поставленные перед учащимися цели способствуют формированию позитивной мотивации и росту интереса к учебной деятельности.
  • Поставленные перед учащимися цели способствуют организации индивидуальной и групповой деятельности.
  • Цели, ставящиеся перед учащимися, содержат критерии, позволяющие им самостоятельно оценить качество полученных результатов.
  • Задачи, выделенные педагогом, конкретизируют цель, представляя собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели урока.
  • На начальном этапе урока учитель ставит цель и задачи, направленные на создание условий для дальнейшей эффективной работы на уроке (организацию рабочего пространства, привлечение внимания учащихся к предстоящей учебной деятельности, учебному предмету и теме урока и т.д.).
  • Цели и задачи опроса носят обучающий характер, они соответствуют предметному материалу, излагаемому педагогом.
  • Цели и задачи, поставленные педагогом, способствуют развитию познавательных способностей учащихся, воспитанию социально значимых качеств личности.
Компетентность в области мотивирования обучающихся

Об уровне развития компетентности педагога в области мотивирования обучающихся на осуществление учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев:

  • Учитель демонстрирует учащимся возможности использования тех знаний, которые они освоят, на практике.
  • Учитель демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме урока.
  • Учитель использует знания об интересах и потребностях обучающихся в организации учебной деятельности, при постановке учебных целей и задач, выборе методов и форм работы и т.д.
  • Учитель использует педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и учебной мотивации учащихся.
  • Учитель планирует использовать различные задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех.
  • Учитель дает возможность обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы
Компетентность в области информационной основы педагогической деятельности

Данная компетентность складывается из следующих компонентов: компетентность в предмете преподавания, компетентность в методах преподавания, компетентность в субъективных условиях деятельности.

Компетентность учителя в предмете преподавания отражает уровень владения учебным материалом по предмету и может быть оценена на основе следующих критериев:

  • Учитель в ходе написания конспекта демонстрирует знание преподаваемого предмета.
  • Учитель хорошо ориентируется в различных источниках (учебники, учебные и методические пособия, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы и др.) по преподаваемому предмету, может дать ссылки на подходящие источники.
  • При изложении в письменной работе основного материала по предмету учитель раскрывает связь новой темы с предыдущими и будущими темами по преподаваемому предмету.
  • Учитель видит и раскрывает связь своего предмета с другими предметами школьной программы, связь теоретических знаний с практической деятельностью, в которой они используются.
  • Учитель представляет материал в доступной учащимся форме в соответствии с дидактическими принципами.

Компетентность педагога в методах преподавания отражает методическую грамотность педагога, включая владение современными информационно-коммуникативными технологиями. Об уровне развития данной компетентности можно судить на основе следующих критериев:

  • Учитель демонстрирует владение современными методами преподавания.
  • Представленные в конспекте методы соответствуют поставленным целям и задачам, содержанию изучаемого предмета, теме урока, условиям и времени, отведенному на изучение темы.
  • Учитель демонстрирует умение работать с различными информационными ресурсами и программно-методическими комплексами, современными информационно-коммуникативными технологиями, компьютерными и мультимедийными технологиями, цифровыми образовательными ресурсами.

Об уровне развития компетентности педагога в субъективных условиях деятельности можно судить на основе следующих критериев:

  • При постановке целей, выборе форм и методов мотивирования и организации учебной деятельности педагог ориентируется на индивидуальные особенности и специфику взаимоотношений обучающихся.
  • Представленные в конспекте методы выбраны в соответствии с возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, с которыми он работает.
  • Педагог планирует работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне усвоения учебного материала различными обучающимися.
  • Педагог демонстрирует владение методами работы со слабоуспевающими обучающимися.
Компетентность в области разработки программ и принятия педагогических решений

Данная компетентность складывается из следующих компонентов: умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы, умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогических ситуациях.

Об уровне развития умения выбрать и реализовать типовые образовательные программы , а также разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, с учетом требований основных нормативных документов можно судить на основе следующих критериев:

  • При подготовке к уроку педагог учитывает требования основных нормативных документов, определяющих содержание и результаты учебной деятельности по предмету: государственный образовательный стандарт, конвенцию о правах ребенка, базовые образовательные программы ОУ, содержание основных учебников и учебно-методических комплексов по преподаваемому предмету, допущенных или рекомендованных Минобрнауки РФ, основные учебные программы, УМК, методических и дидактических материалы по преподаваемому предмету и т.д.
  • Конспект урока составлен с учетом темпа усвоения учебного материала учащимися.
  • Конспект урока составлен с учетом поэтапного освоения (преемственности) учебного материала в рамках преподаваемого предмета и программы.
  • Учитель демонстрирует умение вносить изменения в существующие дидактические и методические материалы с целью достижения более высоких результатов.
  • Учитель использует самостоятельно разработанные программные, методические или дидактические материалы по предмету.

Об уровне развития умения принимать решения в педагогических ситуациях можно судить на основе следующих критериев:

  • Педагог демонстрирует умение аргументировать предлагаемые им решения.
  • Педагогические решения, отраженные в письменной работе, отличаются обоснованностью и целесообразностью.
  • Педагог демонстрирует умение адекватно изменять стратегию действий в случае, если не удается достичь поставленных целей.
Компетентность в области организации учебной деятельности.

Об уровне развития компетентности педагога в области организации учебной деятельности можно судить на основе следующих критериев:

  • Учитель ставит цель и задачи, структурирующие и организующие деятельность учащихся на каждом из этапов урока.
  • Учитель владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности учащихся, направленной на решение поставленных целей и задач.
  • Учитель демонстрирует владение методами и приемами создания рабочей атмосферы на уроке, поддержания дисциплины.
  • Учитель демонстрирует способность устанавливать отношения сотрудничества с учащимися, умение вести с ними диалог.
  • Учитель использует методы, побуждающие обучающихся самостоятельно рассуждать.
  • Учитель демонстрирует умение включать новый материал в систему уже освоенных знаний обучающихся.
  • Учитель демонстрирует умение организовать обучающихся для поиска дополнительной информации, необходимой при решении учебной задачи (книги, компьютерные и медиа-пособия, цифровые образовательные ресурсы и др.).
  • Учитель может точно сформулировать критерии, на основе которых он оценивает ответы учащихся.
  • Учитель показывает учащимся, на основе каких критериев производится оценка их ответов.
  • Учитель умеет сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся.
  • Учитель использует методы, способствующие формированию навыков самооценки учебной деятельности обучающимися.

Примечание: уровень владения учебным материалом оценивается в соответствии с критериями, представленными в рамках компетентности в области информационной основы педагогической деятельности.

Эксперт выносит суждение об уровне развития каждой из компетенций в рамках каждого из этапов урока. Суждения экспертов заносятся в табличную схему оценки письменной работы педагога, представленную ниже ().

Схема оценки письменной работы педагога

Таблица 3.

Компетенции В области личностн. качеств В области постановки целей и задач педагогической деятельности ∑+
_____
Колич. оценок
Этапы урока
Организационный момент
Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Изучение нового учебного материала
Закрепление учебного материала
Задание на дом
∑+ (сумма+) / Колич. оценок
Итог Среднее значение по оценкам базовых педагогических компетенций

В ходе качественной оценки эксперт анализирует представленный педагогом конспект, рассматривая по очереди каждый из этапов урока.

В рамках анализа каждого из этапов урока эксперт выносит суждение об удовлетворительном либо неудовлетворительном уровне развития тех или иных базовых педагогических компетентностей. Соответствующие суждения он заносит в таблицу (), обозначая их знаком «+» в случае положительной оценки или знаком «-» в случае отрицательной. Эксперт выносит суждения только о тех компетенциях, которые возможно оценить в той или иной части урока. Не каждый из этапов урока позволяет оценить все компетентности, поэтому некоторые из ячеек таблицы могут оставаться незаполненными. Свои оценки эксперт выносит на основе критериев оценки письменной работы, представленных в .

Обработка результатов (формула и интерпретация данных)

По итогам оценки суммируются все положительные оценки отдельно по каждой из базовых педагогических компетенций и по каждому их этапов урока. Полученная сумма делится на общее количество оценок по соответствующей компетентности или по этапу урока.

Если итоговый балл >=0,5, можно судить об удовлетворительном уровне развития соответствующего показателя. Если этот балл <0,5, уровень развития соответствующего показателя является неудовлетворительным.

Основными являются оценки, отражающие уровень развития базовых педагогических компетенций. На их основе подсчитывается итоговый балл, представляющий собой среднее значение по оценкам базовых педагогических компетенций.

Он рассчитывается по следующей формуле:

Где: ПС - показатель соответствия занимаемой должности

БПК - оценки по базовым педагогическим компетенциям.

Итоговый показатель может варьироваться в пределах от 0 до 1 балла. Он интерпретируется следующим образом:

От 0,5 до 1 балла - соответствие занимаемой должности: педагог продемонстрировал владение основным содержанием предмета и владение базовыми педагогическими компетенциями.

От 0 до 0,49 балла - несоответствие занимаемой должности: учитель не продемонстрировал знания учебного предмета, недостаточно владеет базовыми педагогическими компетенциями.

Итоговые оценки в отношении каждого из этапов урока являются вспомогательными и служат для подготовки качественного экспертного заключения по аттестуемому педагогу, выявления сильных и слабых сторон его деятельности с целью последующей разработки индивидуальных программ повышения квалификации.

Пример оценки письменной работы педагога представлен в .

Пример оценки письменной работы педагога

Таблица 4.

Компетенции В области личностн. качеств В области постановки целей и задач педагогической деятельности В области мотивации учебной деятельности В области обеспечения информационной основы деятельности В области разработки программ деятельности и принятия педагогических решений В области организац. учебной деятельности ∑+
_____
Колич. оцено
Этапы урока
Организационный момент + + - + 0,75
Опрос учащихся по заданному на дом материалу - - + + 0,5
Объяснение нового учебного материала - - + + + 0,5
Закрепление учебного материала + - - + + - 0,5
Задание на дом + + - 0,66
∑+ / Колич. оценок 0,66 0,4 0,4 1 0,66 0,75
Итог 0,645 - соответствие занимаемой должности

Экспертное заключение

По результатам оценки письменной работы эксперт пишет заключение, в котором, на основе представленных критериев (таблица 2) и итоговой таблицы оценок (), он должен отразить:

Уровень владения учебным материалом: насколько полно раскрыта заданная тема урока.

Уровень развития базовых педагогических компетенций.

Эффективность работы педагога на отдельных этапах урока.

По результатам экспертной оценки могут быть разработаны предложения по индивидуальной программе повышения квалификации, направленной на развитие наиболее слабо представленных педагогических компетенций.

Важно отметить, что принятие решения о несоответствии занимаемой должности не является для учителя необратимым. Работодатель в данном случае может обеспечить обучение, повышение квалификации такого учителя и повторное прохождение им процедуры аттестации.

Ответы на типичные вопросы

1. В методике предлагается значительное количество критериев для оценки конспекта урока. Как ими пользоваться?

Данные критерии позволяют провести развернутый анализ представленного конспекта с точки зрения владения педагогом соответствующим предметным содержанием и базовыми компетенциями. Поскольку в рамках оценки конспекта урока не предполагается балльная оценка по каждому из элементов, представленные критерии можно рассматривать как важный ориентир для проведения оценки и выработки рекомендаций. Напомним, что конспект урока оценивается экспертом по системе «да/нет». «Да» - соответствие занимаемой должности: педагог продемонстрировал владение основным содержанием предмета и владение базовыми педагогическими компетенциями (умение ставить цели и задачи и эффективно организовать учебную и педагогическую деятельность, направленную на их достижение). «Нет» - несоответствие занимаемой должности: учитель не продемонстрировал знания учебного предмета, не владеет базовыми педагогическими компетенциями.

В итоге аттестации, ориентируясь на представленные критерии, педагогу даются рекомендации по развитию тех аспектов, которые не были представлены в письменной квалификационной работе.

2. Если в конспекте урока учитель все внимание сосредоточил на раскрытии содержания преподаваемого предмета и практически не продемонстрировал владения базовыми педагогическими компетенциями, то какое заключение о его соответствии занимаемой должности должны сделать эксперты?

Отрицательное решение может скорее принято в том случае, когда педагог продемонстрировал антипедагогическую позицию при подготовке конспекта урока.

Опыт работы воспитателя ДОУ

Материал может быть полезен для педагогов ДОУ при написании опыта работы для участия в конкурсах.
1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Фамилия, имя, отчество Горьковская Анна Алексеевна
Должность Воспитатель
Дата рождения 15.03.1977 г.
Полный адрес места жительства Ростовская область, г.Волгодонск,*********
Номера контактных телефонов, адрес электронной почты сот. **********
Образование, ученая степень (уровень, учебное заведение)
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Волгодонский педагогический колледж,
присвоена квалификация воспитатель детей дошкольного возраста
по специальности дошкольное образование
Профессиональная карьера (общий стаж работы, даты, места работы, должности)
14 лет в МБДОУ ДС "Весна" г.Волгодонска - воспитатель высшей квалификационной категории

Наличие наград, званий (если имеется)
Городской конкурс "Воспитатель года-2006"-диплом участника 2006г.
Финал областного конкурса « Лучшая подготовительная группа по изучению ПДД и организацию работы по предупреждению ДТП среди ДОУ области (2009г.) -2 место в городском этапе областного конкурса и 1 место в финале областного конкурса.
Почетная грамота Управления образования г.Волгодонска за успешное формирование интеллектуальных, культурных и нравственных основ личности детей дошкольного возраста 2010г.
Почетная грамота городской организации Профсоюза работников образования за активную работу в первичной профсоюзной организации, многолетний добросовестный труд, верность профсоюзному движению 2013г.
Диплом победителя (1 место) Всероссийского конкурса "Умната" в блиц-олимпиаде: "ФГОС дошкольного образования" 2015г.
Диплом (2 место) Всероссийского сетевого издания "Портал педагога" во Всероссийском конкурсе
"ИКТ- компетенции педагогических работников в условиях реализации ФГОС" 2015 г.
Диплом (3место) Всероссийского общеобразовательного портала "Продленка.орг" во Всероссийском педагогическом конкурсе, приуроченному ко дню матери "Родное сердце", "сценарий праздника ко дню Матери" 2016г.

Наименование дошкольного образовательного учреждения (полностью):
____________________________________________________________________
Полный адрес учреждения:
субъект РФ: ____________________________________________________________
индекс: ________________________________________________________________
населенный пункт: _______________________________________________________
улица: _________________________________________________________________
дом: __________________________________________________________________
федеральный телефонный код города: ________ телефон: ________________
факс: ____________________ e-mail: __________________
Заведующий дошкольного образовательного учреждения (ФИО, контактный телефон):
__________________________________________________________________________

Я считаю, что детский сад будущего должен быть вторым домом для детей, где они могут обрести счастье. А счастливый человек - прежде всего здоровый человек. Поэтому в детском саду будущего должны быть созданы условия для полноценного развития физических, творческих, познавательных способностей каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями. Детский сад будущего - это дом положительных эмоций, улыбок и радости, где каждый ребёнок осознаёт себя личностью и умеет радоваться, не только своим,но и чужим достижениям.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Весна» г. Волгодонска
(МБДОУ ДС «Весна» г. Волгодонска)
Я, Горьковская Анна Алексеевна, в МБДОУ ДС "Весна" г. Волгодонска работаю 15 лет. Педагогический стаж 14 лет. В 2005 г. окончила Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Волгодонский педагогический колледж, присвоена квалификация воспитатель детей дошкольного возраста по специальности дошкольное образование. В 2015г. прошла итоговую аттестацию по программе повышения квалификации в АНО "Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования" по теме:"Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС". Имею высшую квалификационную категорию.
В данный момент работаю воспитателем в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

1. Характеристика вклада педагога в реализацию основной образовательной программы МДОУ
МБДОУ ДС «Весна» г. Волгодонска осуществляет образовательную деятельность по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования "Детство" под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогобидзе, З.А.Михайловой. В ней впервые реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста. Своим вкладом в реализации данной программы считаю создание "Образовательной рабочей Программы воспитателя" (приложение №1).
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования: развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
10. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

2. Характеристика эффективности использования педагогом современных образовательных технологий
Реализуя данную Программу, в соответствии ФГОС ДО в своей деятельности использую современные образовательные технологии:
1.здоровьесберегающие технологии;
2.технологии проектной деятельности;
3. информационно-коммуникационные технологии;
4.личностно-ориентированные технологии;
5.игровая технология

1. Здоровьесберегающие технологии.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Мной проводится комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка - технологии развития физических качеств, закаливание босохождением по массажным коврикам с использованием спортивного инвентаря (гимнастические палки, мячи, гантели и т.д.), проведение дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой, психогимнастики по
М. Чистяковой, гимнастики для глаз, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, самомассаж лица, использование подвижных и спортивных игр, ритмопластика, динамические паузы, релаксация и др.
Применение в моей работе здоровьесберегающих технологий привело к достижению следующих результатов:
- повышение уровня развития физических способностей детей;
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
- повышение уровня речевого развития;
- снижение уровня заболеваемости.

2. Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Второй год приоритетным направлением моей работы является "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством нравственно-патриотического воспитания". В связи с этим мной был разработан и успешно реализуется творчески – познавательный проект "Родники России" (приложение №2).
Цель: формирование знаний детей о России, особенностях населения, истории и культуре русского народа, государственных праздников России; расширение знаний о Донском крае; воспитание любви и бережного отношения к своей малой Родине.
В результате у детей сформировалось чувство любви к своей малой Родине с ее далеким прошлым, познакомились с казачьим фольклором и диалектом, с обычаями и традициями донского казачества, с играми казачат, узнали как выглядели предметы казачьего быта и выучили их названия; знают Государственную символику, столицу нашей Родины с ее достопримечательностями, традиции и обычаи русского народа, Государственные праздники РФ.

3. Информационно-коммуникационные технологии.
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
- идти в ногу со временем,
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
- наставником в выборе компьютерных программ,
- сформировать основы информационной культуры его личности,
- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
ИКТ в своей работе использую, чтобы осуществлять:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов.
5. Создание презентаций и фильмов в программах Рower Рoint, Windows Movie Maker для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

4. Личностно-ориентированные технологии.
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
Совместно с детьми создаю условия развивающей среды, изготавливаем пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяем разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладает новая основная общеобразовательная программа дошкольного образования "Детство" под редакцией Т.И.Бабаевой,
А.Г. Гогобидзе, З.А.Михайловой.

5. Игровая технология.
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Считаю, что составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Реализуя проект "Родники России" использую в своей работе народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.

Применение в своей деятельности всех этих педагогических технологий помогает мне делать процесс решения задач упорядоченным, последовательным, продуманным и осознанным, позволяет достичь запланированного результата, помогает облечь содержание своей профессиональной деятельности в оптимальную для его реализации форму, выстроить профессиональные действия в последовательную логическую цепочку.

3. Система деятельности педагога по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края
Реализация национально-регионального компонента осуществляется по программе Н.В. Елжовой «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей донского края», а так же посредством кружковой работы "Казачьи посиделки", которая проводится в рамках проекта "Родники России".
Цель: Развитие познавательного интереса к истории Донского края и воспитание чувства любви к своей малой родине.
Задачи:
- Формировать у детей начала нравственного сознания и начала самосознания личности на основе культурно-этнических норм данного региона содержание сознания ребенка;
- Продолжить расширять содержание сознания ребенка за счет сведений и событий, явлений, недоступных его непосредственному наблюдению;
- Способствовать обогащению представлений о прошлом малой родины;
- Поддерживать познавательно-созидательное отношение к окружающему миру донской природы;
- Поддерживать постоянный интерес к миру взрослых;
- Способствовать возникновению желания у детей передавать свои чувства и мысли в общении со сверстниками;
- Создавать условия для формирования у детей чувства любви к Родине;
- Способствовать развитию продуктивного воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Тема 1: «История Донского края»
1.Знакомство с картами.
2.Карта Ростовской области.
3.Наш город.
4.Степь донская – «Дикое поле»
5.Нашествие монголо-татар.
6.Макет донской степи.
Тема 2: «Казаки – люди вольные»
1.Происхождение казачества.
3.Казачьи городки.
4.Одежда казаков.
5.Казачьи песни.
6.Традиции и обычаи казаков.
7.Создание мини-музея.
Тема 3: «Города Ростовской области»
1.Ростов.
2.Азов.
3.Таганрог.
4.Новочеркасск.
6.Составление путеводителя казачьих городов.
Тема 4: «Животный мир Донского края»
1.Животные.
2.Птицы.
3.Рыбы.
4.Донской жемчуг.
5.Красная книга животных.
Тема 5: «Растения Донского края»
1.Деревья и кустарники.
2.Цветы.
3.Лекарственные травы.
4.Растения, как средство косметики.
5.Красная книга растений Дона.

Тема 6: «Как отдыхали на Дону»
1.Детские игры.
2.Православные праздники (Пасха, Троица)
3.Посиделки на завалинке.
4.Поход к водохранилищу.
5.Заселение макета водохранилища животными, растениями.

Предполагаемый результат.
1. Расширится сознание детей за счет сведений и событий, явлений, недоступных его непосредственному наблюдению.
2. Сформируется познавательное и созидательное отношение к окружающему миру донской природы.
3. Сформируется чувство любви к Родине
4. Желание познавать фольклор данного региона.
5. Сформируется продуктивная деятельность детей по познанию своего края.

4. Система реализации педагогом принципа индивидуализации в образовательной деятельности на основе утвержденной в ДОУ системы педагогической оценки.

В соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения, согласно годового плана работы в группе в начале и в конце учебного года проводится мониторинг достижения детьми положительной динамики результатов освоения образовательной программы, в ходе которой осуществляется оценка индивидуального развития детей. Оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей, связанной с оценкой эффективности педагогических действий, лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики в дальнейшем используются для решения следующих образовательных задач:
1. индивидуализации образования (поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2. оптимизации работы с группой детей.
Педагогическая диагностика проводится в рамках наблюдения за детьми в повседневных ситуациях, с целью сделать вывод о том, что образовательный процесс в целом достигает своего результата, а именно поставленных образовательной программой основных целей: охраны здоровья, создания условий для своевременного и полноценного психического развития детей и радостного проживания ими периода дошкольного детства.
Анализ результатов педагогической диагностики за последние 3 года показал положительную динамику освоения образовательной программы моими воспитанниками. На конец 2013,2014,2015 учебного года количество детей с допустимым уровнем освоения образовательной программы составлял 100%, что подтверждает эффективность применения современных образовательных технологий и методик.
5.Характеристика взаимодействия педагога со специалистами: участие в разработке и реализации индивидуальных программ развития ребенка

Реализация "Образовательной рабочей Программы воспитателя" происходит в тесном сотрудничестве со специалистами:

Учителем -логопедом (развитие артикуляционной моторики, фонематического восприятия, пальчиковой моторики, закрепление поставленных звуков в речи, развитие связной речи по лексическим темам, закрепление лексико-грамматических категорий);
- педагогом -психологом (игры на развитие коммуникативных навыков, игры на развитие познавательных процессов; игры, способствующие развитию навыков общения, установления взаимопонимания, партнерства; развитие саморегуляции, эмоциональное развитие, психогимнастика);
- музыкальным руководителем (логоритмические занятия; пение потешек, закличек; игры-имитации, инсценировки; автоматизация поставленных звуков на фольклорном материале);
- инструктором по физической культуре и инструктором по плаванию (развитие общей и мелкой моторики; речевки, считалки, подвижные игры с речевым сопровождением, речетативы, игры на координацию речи с движением)

Принимаю активное участие в разработке и реализации индивидуальных программ развития ребенка. После проведенного мониторинга данные о ребенке заносятся в карту психолого-педагогического и медико-социального развития (приложение №3) по следующим параметрам:
- Знания, умения и навыки по программе,
- Ориентировочная деятельность,
- Познавательная активность,
- Самоконтроль,
- Ориентировочная деятельность в новых условиях,
- Восприимчивость к помощи,
- Перенос в новые условия.

Индивидуальная программа психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку (приложение №4) реализуется через сферы: лечебную (врач, медсестра, иструктор ЛФК), педагогическую (воспитатели, музыкальный руководитель), речевую (учитель-логопед), психологическую (педагог-психолог). Вначале педагоги выявляют проблему развития ребенка, затем описывают его реабилитационный потенциал, выбирают направления коррекционной работы, подбирают необходимый технологический инструментарий,обозначают прогнозируемый результат.Фактический
результат пишется в конце года.

6. Творческая позиция воспитателя в преобразовании среды развития ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации - одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Созданная в детском саду предметно-пространственная среда влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию, и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. Поэтому для меня этот вопрос сегодня особенно актуален.

Зоны, центры и микроцентры группы.
Зона выбора и самоопределения.
Предназначена для хранения материалов и оборудования, которые обеспечивают возможность организации всех видов детской деятельности в соответствии с возрастом детей. Это пристенные шкафы -накопители, которые представляют тот или иной центр детской деятельности: интеллектуальный, конструктивный, центр экспериментирования; социально-эмоциональный; художественно- продуктивный; игровой; двигательный; речевой, библиотека; уголок дежурств; уголок природы.

Рабочая зона.
В ней осуществляется непосредственно образовательная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей по интересам.
Рабочая зона содержит мебельные конструкции, отражающие конкретику какой-либо деятельности или содержания, и легкие мебельные конструкции: столы- трансформеры на колесах.
Активная зона. Предназначена для реализации двигательной активности детей и деятельности, требующей перемещения в простанстве.
Спокойная зона. Предназначена для отдыха и уединения. В ней расположены: небольшой ковер, легкие банкетки, мягкие пуфы, легкий столик.
При организации ППС учла то, что границы зон должны быть подвижны. При построении ППС использую так называемые передвижные модульные конструкты, ширмы, которые хорошо комбинируются друг с другом, перемещаются, раздвигаются. Такая модульная мебель полифункциональна и мобильна, легко трансформируется и складывается.
К созданию предметно-пространственной среды в группе всегда стараюсь подходить творчески. В своей работе использую разработанные мной авторские пособия, авторские дидактические и развивающие игры, оригинальные средства обучения и воспитания.
Игровое «Поле чудес» и «Поле чудес-2» помогает мне на занятиях по развитию речи:
в автоматизации поставленных звуков («Назови картинку(и) с таким звуком», «Где спрятался звук?»);
в развитии связной речи («Придумай загадку о …», « Придумай предложение» , «Составь рассказ о …»);
в развитии лексики и грамматики («Скажи какой (какая,какое)?», «Подбери словечко» и др.
Пособие содержит два игровых поля по сто картинок.
По данному пособию составлено более 50 игровых ситуаций в различных образовательных областях: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
В логопедическом уголке нашей группы использую ряд разработанных мной игр и пособий: наборы для моделирования сказок: "Колобок", "Репка", "Заюшкина избушка", д/и " В гостях у Тап-Тапыча", д/и "Ниткобуковка"
"Ларец со сказками", наборы для развития воздушной струи (" Снежинки", "Цветочки" , "Листики"), для развития мелкой моторики "Заюшка", "Ловкие пальчики", "Мамины бусы", «Ниткобуковка.»
В уголке безопасности: д/и "Разложи картинки по порядку",д/и "Дорожные знаки", д/и "Причины пожара в доме", д/и "Найди вторую половинку», д/и "Опасные предметы в доме", накидки для сюжетно-ролевых "ДПС", "МЧС", "Полицейский", карточки "Опасные ситуации", картотека игр по безопасности, консультации "Для Вас, родители", памятки "Как сделать безопасной жизнь ребенка".
В уголке "Театральная гостиная" : театр на ложках "Семья Ложкаревых", "Киндер-театр", театр на пальцах "Ножки-топотушки", театр на платках " Маша и медведь", "Театр теней".
В центре "Спорт и здоровье" изготовлены игры: "Ловишки", "Бросай-лови", "Массажные следочки", картотека подвижных игр и упражнений.
В центре краеведения изготовлено наглядное пособие "Донские казаки", д/и "Скажи по-казачьи", д/и "Свари обед казаку", д/и " Наряди казачку", макет "Казачье подворье", наглядное пособие "Государственная символика РФ", картотека казачьих игр.
Созданная в детском саду предметно-пространственная среда и использование разработанных мной авторских пособий, дидактических и развивающих игр, оригинальных средств обучения и воспитания благотворно влияет на развитие детей группы компенсирующей направленности, способствует их всестороннему развитию, и обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие.

7.Характеристика совместной деятельности воспитателя с родителями и общественностью по развитию образовательной среды.
В совместной деятельности с родителями применяю различные формы и методы работы. Реализация деятельности (в том числе и работа родительского клуба "Праздники России") осуществляется по плану:
Сентябрь
Формы
Родительское собрание Тема"Особенности развития ребенка на 7 году жизни"
Анкетирование:"Социальный паспорт семьи", "Здоровье ребенка превыше всего"
Беседа "Ребенок и родитель"
Инструктаж" Основы безопасного поведения детей в детском саду и дома"
Тема:День Знаний.

Информационный уголок 1.График работы специалистов,
режим дня, сетка занятий
2." Что нас ждет в сентябре"
3.Памятки "Опасные предметы в доме"
4.Консультация о пользе овощей и фруктов "Витаминный календарь "
Праздничные мероприятия Тема: День знания «В гостях у сказки»
День летнего именинника.
Акция: «Не будь невидимкой, засветись в темноте»
Выставка детского творчества «Волгодонск – город, в котором я живу»
День воспитателя. "Портрет любимого воспитателя"
Октябрь
Формы
работы с родителями Мероприятия
Индивидуальная работа с родителями Беседа "Ребенок и родитель"
Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: День пожилых людей.
Информационный уголок 1."Что нас ждет в октябре?"
2.Памятки "Как спастись от гриппа?"
3.Консультация « У Вас тревожный ребенок»
Праздничные мероприятия Выставка поделок из осенних листьев «Сказки осенних листьев»
Фотовыставка «Бабушка и я, лучшие друзья» (ко дню пожилого человека)
Осеннее развлечение «Осенний бал»
Выставка совместного творчества детей и родителей «Птица счастья, птица дружбы и добра»
Выставка поделок «Сударыня картофелина»
Осеннее развлечение «Осенние подарки»
Ноябрь
Формы
работы с родителями Мероприятия
Родительское собрание Тема"Новогодние праздники"
Индивидуальная работа с родителями

Беседа "Сенсорное воспитание детей с речевыми нарушениями"
Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: День матери.
Информационный уголок 1."Что нас ждет в ноябре?"
2.Памятки "Играйте вместе с детьми»
3Консультация « Учим ребенка общаться»
Праздничные мероприятия Фотоконкурс «Мое увлечение» - среди сотрудников, родителей и детей
Фотовыставка ко Дню Матери « Загляните в мамины глаза»
Акция «Птичья столовая»
Выставка «У моей мамы руки золотые» (к Дню матери)

Декабрь
Формы
работы с родителями Мероприятия
Индивидуальная работа с родителями Беседа "Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми"
Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: Новый год.
Информационный уголок 1."Что нас ждет в декабре"
2.Памятки " Советы родителям замкнутых детей"
3.Консультация «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.»
Праздничные мероприятия Выставка рисунков «В поисках снегурочки 2016»
Акция «Елочка желаний»
Конкурс поделок «Новогодняя игрушка»

Январь
Формы
работы с родителями Мероприятия
Индивидуальная работа с родителями Беседа "Счастье – это когда тебя понимают "
Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: Рождество Христово.
Информационный уголок 1."Что нас ждет в январе?"
2.Памятки "Как преодолеть рассеянность у ребенка?"

Праздничные мероприятия Прощание с елкой – Васильев день
Изготовление семейных фотоальбомов «Семейные традиции»
Выставка рисунков: «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».
Развлечение «Приключение спички»
Февраль
Формы
работы с родителями Мероприятия
Индивидуальная работа с родителями Беседа "Детей учит то, что их окружает."
Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: День защитника Отечества.
Информационный уголок 1."Что нас ждет в феврале?"
2.Стенд «Сотрудничество с семьёй.
Формы работы.»
3.Консультация «Гиперактивный ребёнок»

Праздничные мероприятия Досуг «Сильные, смелые»
Выставка рисунков «Наша Армия»
Музыкально-спортивное развлечение «Мы военные»
Творческий конкурс «Кукла Веснянка»
Март
Формы
работы с родителями Мероприятия
Родительское собрание Тема "Весеннее настроение"
Индивидуальная работа с родителями

Беседа «Капризы и упрямство детей - дошкольников, их причины проявление»
Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: День 8 Марта.
Информационный уголок 1."Что нас ждет в марте?"
2.Памятки « Нельзя наказывать и ругать когда…»
3. Консультация «В здоровом теле – здоровый дух»
Праздничные мероприятия Праздник «Мама – солнышко моё»
Выставка работ «Весенние мотивы»
Спортивное развлечение «Девочки вперед!»
Фестиваль «Весна театральная»
- смотр театрализованных постановок.
Апрель
Формы
работы с родителями Мероприятия
Тема: Пасха.
Беседа «Правила поведения детей в общественных местах»
Информационный уголок 1. "Что нас ждет в апреле?"
2 Памятка «По дорогам города»
3.Консультация «Ядовитые растения. Прогулки по лесу»

Праздничные мероприятия Развлечение ко дню смеха «Ералаш»
Презентация проекта "Родники России" , праздник «О тебе поем, моя Россия»
Досуг «Берегите природу»
Выставка рисунков «Космическое путешествие»
Выставка детских работ « Светлая пасха»
Смотр-конкурс «Лучший огород на окне»
Выставка рисунков «Цветочная фантазия»
Всероссийская акция «Внимание, дети!» - «Безопасная дорога в школу».
Май
Формы
работы с родителями Мероприятия
Индивидуальная работа с родителями Родительский клуб:"Праздники России"
Тема: День Победы.
Информационный уголок 1.Что нас ждет в мае
2.Консультация «Солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья»
3. Памятка «Уроки безопасности»
Праздничные мероприятия Выставка рисунков и поделок «Этот день Победы»
Творческий конкурс – поздравительная открытка
«С юбилеем мой любимый детский сад»
Путешествие в школьную страну «Корабль знаний» Выпускной бал.
В своей работе применяю также такою форму деятельности как «Почта доверия», где родители с удовольствием делятся со мной своими переживаниями, задают вопросы, решают проблемы.

Родителями оказана благотворительная помощь в приобретении мебели, развивающих игр, игрушек и дидактических пособий.
В рамках проекта "Родники России" организован родительский клуб "Праздники России"
Цель: формирование знаний детей о России, особенностях населения, истории возникновения и проведения праздников в России;
воспитание любви и бережного отношения к своей Родине;
Задачи:
- Стимулировать стремление детей (при помощи взрослого) добывать знания о проведении традиционных праздников России.
- Воспитать в детях черты гражданина своего Отечества.
- Сформировать способность сочувственного восприятия и понимания исторического опыта старшего поколения.
- Воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию России, к истории народа.

Выступления родителей проводятся ежемесячно. Согласно указанным темам, каждый выступающий осуществляет подбор информации: история возникновения праздника, как его издавна праздновали в России, какие традиции и обычаи нес в себе этот день, игры с детьми по теме. Весь накопленный материал собираем в альбом "Праздники России".
В результате дети узнали много нового о проведении традиционных праздников России, стали с интересом и уважением относится к культурному многообразию России, знают множество традиций и обычаев, народных игр, в них сформирована способность сочувственного восприятия и понимания исторического опыта старшего поколения.

7. Характеристика актуального инновационного опыта педагога.
Второй год приоритетным направлением моей работы является "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством нравственно-патриотического воспитания". В связи с этим мной был разработан и успешно реализуется творчески – познавательный проект "Родники России" (приложение №2). Считаю, что проектная деятельность в дошкольной образовательной организации в данный момент является актуальной и результативной современной образовательной технологией.
Проект "Родники России", осуществляется посредством реализации национально-регионального компонента, работы кружка "Казачьи посиделки",а также активной деятельности родительского клуба "Праздники России" .
Цель: формирование знаний детей о России, особенностях населения, истории и культуре русского народа;
расширение знаний о Донском крае;
воспитание любви и бережного отношения к своей малой Родине;
способствование формированию грамматически правильной связной речи, расширению словаря.

Задачи:
1. Воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию России, к истории народов, населяющих нашу страну и Донской край.
2. Сформировать способность сочувственного восприятия и понимания исторического опыта старшего поколения.
3. Воспитать в детях черты гражданина своего Отечества.
4. Формировать представления об истории Донского края и его жителях; познакомить с жизнью и трудом донских казаков;
5.Совершенствовать знания о своем родном городе Волгодонске;
6. Активизировать и обогащать их словарь новыми словами.
7.Развивать связную, монологическую и диалогическую речь.
8. Развивать правильный речевой выдох при пении и чтении стихотворений.
8. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Реализация проекта осуществляется в течение года в три этапа.
№ Мероприятие Цели Ответственные Сроки проведения
1этап
Подготови-тельный
1.
Анкетирование.
Выяснить заинтересованность родителей темой проекта.
Воспитатели:
Горбенко А.П.
Горьковская А.А.

2-я неделя сентября

2.
Подбор и изучение литературы. Осуществление реализации проекта Воспитатели:
Горбенко А.П.
Горьковская А.А. сентябрь
3.
Создание развивающей среды: изготовление дидактических пособий, игр, атрибутов, подбор консультаций для родителей, подбор иллюстраций, создание альбомов, презентаций по теме. Осуществление реализации проекта Воспитатели:
Горбенко А.П.
Горьковская
А.А.
Родители детей группы.
Сентябрь-апрель.
4.
Подбор пословиц и поговорок по теме проекта, песен и стихотворений о России Осуществление реализации проекта Воспитатели:
Горбенко А.П.
Горьковская А.А.

Музыкальный руководитель:
Межерицкая В.В.
Сентябрь- апрель
2 этап - основной

1.
Показ презентации "Россия -Родина моя."
Познакомить с особенностями природных зон и климатическими условиями нашей страны,
городами России, основными достопримечательностями этих городов.

2. Показ презентации
«Москва - столица нашей Родины»
Познакомить с основными достопримечательностями столицы России: зданиями, музеями, театрами, соборами, памятниками архитектуры.
3. Беседа
Тема: Государственная символика РФ: герб, флаг, гимн.
Познакомить детей с символами нашей страны; обсудить содержание текста гимна РФ, познакомить с новыми словами
("Держава", "Священная", "Достоянье") ,
развивать патриотические чувства, любовь к Родине, развивать речь Горбенко А.П.
3.11.
2015
4. Рисование
Тема: Герб России
Продолжать знакомить детей с государственной символикой, развивать патриотические чувства, любовь к родной стране, закреплять умение правильно держать кисть, сочетать цвета.
Горьковская А.А. 11.11.
2015
5. Беседа
Тема: Праздники России. День Матери Познакомить детей с особенностями проведения и традициями праздника День Матери. Воспитывать чувства любви, нежности и уважения к самому дорогому и близкому человеку -маме. Родители:
Комиссар О.А.
27.11.
2015

6. Викторина с показом презентации
Тема: Мой любимый город.
Продолжать знакомить детей с достопримечательностями нашего города, воспитывать любовь к родному краю, учить отгадывать загадки, используя слова- рифмы.
Горбенко А.П.

7. Рисование
Тема: Любимый уголок Волгодонска. Учить самостоятельно (по памяти) изображать любимые сердцу места родного города; воспитывать любовь к родному краю, развивать творческое воображение.
Горьковская А.А.
9.12.2015
8. Беседа с показом слайдов
Тема: Праздники России. Рождество Христово. Познакомить детей с особенностями проведения и традициями праздника Рождество Христово. Учить сохранять и уважать традиции русского народа.
Родители:
Иванова Л.В.
11.01.
2016

9. Рисование
Тема: Флаг Донского казачества.
Продолжать знакомить детей с гербом и флагом Донского казачества, знать значение каждого цвета на флаге, закреплять умение правильно держать кисть, развивать патриотические чувства, любовь к родному краю.
Горьковская А.А.
3.02.
2016
10. Беседа
Тема: Праздники России. День Защитника Отечества. Познакомить детей с особенностями проведения и традициями праздника -
День Защитника Отечества. Учить сохранять и уважать традиции русского народа.
Родители:
Ципун Ю. А.
19.02.
2016
11. Участие в конкурсе «Детство -чудные года, детство- праздник навсегда!» с песней «Там за Доном, за рекой». Знакомить детей с формами казачьего фольклора- песнями, выучить песню, развивать плавный речевой выдох при пении, развивать память, внимание, музыкальное восприятие, развивать патриотические чувства, любовь к родному краю. Горьковская А.А.
Родительский комитет группы Прослушивание и разучивание гимна РФ.
Тема: Россия- священная наша держава.
Познакомить детей с текстом гимна, объяснить смысл малознакомых слов,
выучить его наизусть,
развивать плавный речевой выдох при пении, развивать память.
Горбенко А.П.

13. Рисование
Тема: «Степь раздольная»
Познакомить с понятием «перспектива», учить получать новые цвета путем смешивания красок, распределять пропорционально детали рисунка на листе, учить любоваться красотой степи, развивать патриотические чувства, любовь к родному краю.

3 этап – заключительный
Презентация проекта "Родники России"
Праздник "О тебе поем, моя Россия!" Развивать творческую активность, умение выразительно читать стихотворения, передавать характер героев сценки; развивать речь, внимание, память детей. Воспитатели:
Горбенко А.П.
Горьковская А.А.

Музыкальный руководитель:
Межерицкая В.В.

Родители детей группы. 6.05.2015

В результате реализации проекта совместно с родителями создан и пополняется предметами казачьего быта мини-музей « Мой любимый край Донской», на каждого ребенка пошиты казачьи костюмы, созданы альбомы с иллюстрациями «Там за Доном, за рекой», подборка презентаций по данной тематике, регулярно пополняется картотека казачьих слов, игр, песен, пословиц и поговорок. Дети ежегодно принимают участие в городском конкурсе «Детство – чудные года, детство – праздник навсегда» в номинации «Народная песня».

Расширяется сознание детей за счет сведений и событий, явлений, недоступных его непосредственному наблюдению. Формируется познавательное и созидательное отношение к окружающему миру донской природы. Формируется чувство любви к Родине, желание познавать фольклор данного региона. Формируется продуктивная деятельность детей по познанию своего края.
9. Вклад воспитателя в формирование актуальной педагогической практики в процессе работы в творческих группах, методических объединениях, научно-исследовательской и экспериментальной деятельности и др.

Своим вкладом в формирование актуальной педагогической практики в процессе работы считаю участие в следующих мероприятиях:
Участие в городском методическом объединении

Ольга Никифорова
Аттестационное занятие для средней группы «Путешествие в весенний лес»

Конспект аттестационного занятия «Путешествие в весенний лес»

(Группа общей развивающей направленности для детей 4 – 5 лет)

Подготовила воспитатель Никифорова Ольга Николаевна 2015 год.

Цель: Расширять и обогащать представления детей о жизни диких животных и насекомых весной.

Задачи:

Образовательные:

Формировать умения детей устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе.

Формировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных.

Развивающие:

Развивать интерес к жизни диких животных, умения самостоятельно действовать, при затруднении обращаться за помощью к взрослому.

Развивать любознательность, творческие способности.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Расширять и активизировать словарный запас: пушистая, шерстка, улей, пасечник, рой, нора, логово, стая.

Приемы руководства деятельностью детей в ОД:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей среды, загадывание загадок, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и вывод.

3. Приемы организации практической деятельности детей: показ, комментирование, продуктивная деятельность (изготовление зайца).

4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, предложение по продолжению деятельности в данном направлении во взаимодействии с родителями, чередование видов детской деятельности.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности.

Создание среды для организации и проведения ОД: елки, животные леса (игрушки, картинки с изображением животных, картинки с изображением леса, модель улья, цветы, насекомые, шаблоны зайцев, нарезанные нитки.

Виды детской деятельности в ОД:

Игровая. Коммуникативная. Трудовая. Познавательно-исследовательская. Продуктивная. Музыкально-художественная. Чтение художественной литературы.

Ожидаемые результаты:

Развитие у воспитанников интереса к жизни диких животных; - умение детей действовать самостоятельно; - воспитание у детей бережного отношения к природе; - формирование умения детей устанавливать простейшие связи между изменениями в неживой и живой природе; - формирование умения детей выделять особенности внешнего вида животных; - расширение и активизация словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей на занятии:

1. Ребенок задает вопрос.

2. Активно участвует в продуктивной деятельности.

3. Проявляет самостоятельность.

4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.

5. Эмоционально реагирует.

6. Проявляет волевое усилие.

Ход занятия:

Дети играют в групповой комнате по интересам.

Воспитатель: Ольга Игоревна! (ищет няню по группе)

Ребята! А вы знаете, где наша Ольга Игоревна? (Ответы детей)

Может быть она в спальне? (открывает спальню, вылетает воздушный шарик).

– Ой, к нам ещё и шарик прилетел! Да он не простой! Посмотрим, что он нам принес. Это письмо, прочитаем его?

Воспитатель (читает письмо): " Ребята, письмо от Бабы Яги.

Вашу няню я украла, я ее околдовала,

Будет дома у меня накрывать столы она,

Грязь стирать и мыть полы, вытрясать мои ковры.

А как дом весь уберет, мой слуга ее запрет,

Коль вернуть ее хотите, в лес ко мне вы отправляйтесь,

За заданья принимайтесь,

Их все вы выполняйте, няню забирайте.

Воспитатель: Так вот почему нет нашей Ольги Игоревны.

А что бы ее выручить нам нужно отправиться в лес.

А на чем можно отправиться в лес? (машина, автобус, газель, пешком т. д.).

А на каком транспорте нам будет удобнее отправиться? (на автобусе)

Баба Яга нам положила в письмо билеты с номером места, я их вам раздам, а вы занимайте каждый свое место. Садимся все поудобнее, в наш автобус, мы отправляемся!

Разминка «Мы в автобусе.» (музыкальное сопровождение)

Вот и наш автобус добрался до места назначения! Остановка лесная полянка!

Выходим все из автобуса! (Дети встают со стульчиков)

Ой ребята! Как здесь красиво! А какое время года сейчас? (Весна)

Какие признаки весны вы знаете? (Распускаются листочки, растут цветы, становится теплее, просыпаются от спячки животные и насекомые, прилетают птицы и т. д.)

Посмотрите ребята! Здесь Баба Яга приготовила нам признаки весны и зимы. Только всё перепутала….Как вы думаете, мы сможем навести порядок?

(Дидактическая игра «Когда это бывает»)

Какие вы молодцы! Все правильно сделали! Отправимся дальше?

Посмотрите ребята, мы попали с вами на поляну. Ой, кто же здесь нас ждет? (Насекомые)

(На цветах разложены картинки насекомых)

А вы знаете стихотворения о них?

Дом большой у муравья,

Как и вся его семья,

Дружно носят хворостинки,

На своих широких спинках.

Истребляет тлю жучок,

Что портит листочки,

Носит красный пиджачок,

В черненькую точку.

И зовется очень громко,

Может кто не знает?

Это - Божья коровка,

Листьям помогает!

Лишь деревья зацвели,

Абрикосы, вишни,

Хороводы завели

Пчелки-шалунишки.

Роем весело летают,

На лугу, в саду, в лесу

Мед с цветочков собирают,

И домой его несут.

Чтоб зимой холодной, злой

Было чем кормиться,

Нужно летом и весной

Очень потрудиться!

Молодцы! Нас в гости приглашает Пчелка, и я вам расскажу о том, как и где могут жить пчелы. Посмотрите, какая пчелка маленькая, (показываю фигурку пчелы) но от нее много пользы. Пчела летает целый день и собирает нектар с различных цветов. Пчелы делают мед, он очень полезный. Пчелы бывают дикие. (Показ и рассматривание макета дикого улья). Они живут в лесу и строят свои улья в виде шара на ветках деревьев. А еще пчелы бывают домашние, они живут в деревянных домиках-ульях, которые для них строит человек. Большое количество ульев установленных на лугу называется - пасека, а человек, который разводит и ухаживает за пчелами - пасечник. Пчелы живут большой семьей. Давайте рассмотрим улей поближе.

(Рассматривание модели улья)

Мы немного устали с вами ходить по лесу, давайте разомнёмся?

Физминутка «Червячки»

(Стоит ширма с картинками: заяц, лиса, медведь, еж)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

Летом, осенью, зимой

Идет по тропочке лесной.

След хвосточком заметает.

А как её зовут, кто знает (Лиса)

На спинке иголки

Длинные и колкие.

А свернётся в клубок -

Ни головы нет, ни ног. (ежик)

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы -

Уши больше головы. (Заяц)

Молодцы ребята! Все загадки отгадали!

А что вы знаете об этих животных?

Ребята, посмотрите, с зайчиком что то не в порядке! (Он белый, а должен быть серым)

Ребята, а помните про зайца в лесу? Он не успел поменять шубку.

Что же делать? Давайте мы ему поможем!

Аппликация:

Садитесь за столы. У меня есть необычный материал, который поможет нашим зайчикам поменять белую шубку, на серую. Это – нарезанные нитки.

Какого они цвета (Серого) Нитки, похожи на зайкину шубку? (Да)

Ребята давайте сделаем нашим зайкам шубки из ниток, вот такой зайчик у нас должен получиться (Показ готового зайца).

А сейчас, я вам покажу, как мы будем менять белую шубку на серую. Окунаем кисточку в клей, аккуратно намазываем силуэт зайчика, кладем кисточку на подставку, берем щепотку ниток и посыпаем на зайчика и так обклеиваем всего зайчика.

Приступайте к работе.

После выполнения работы.

Какие замечательные зайчата у вас получились!

Ребята зайкам мы помогли сменить шубку белую на серую.

Дети, к нам кто то спешит!

Под музыку вбегает Баба Яга

Баба Яга:

Что ж, вы дети молодцы, я не ожидала

Да еще вы храбрецы, всех заданий для вас мало!

Что ж немного погрущу,

Ольгу Игоревну отпущу!

Выходит счастливая няня всех благодарит.

Воспитатель: А теперь ребята нам пора возвращаться в детский сад!

Баба Яга:

Произнесем волшебные слова:

Ножкой топнем,

В ладоши хлопнем.

Покружимся, повернемся,

Дружно за руки возьмемся.

Глазки закроем, скажем «Пока!»

В детский сад нам возвращаться пора!

(Баба Яга убегает)

Ребята вам, понравилось наше путешествие в весенний лес?

Для чего мы с вами отправились в лес?

Что вам показалось трудным?

Кого мы с вами встретили?

Что было самое интересное?

Молодцы! Все запомнили, ничего не забыли!

Конспект

коррекционно-развивающего занятия
в старшей логопедической группе
МДОУ "Детский сад комбинированого вида №131"
Кировского района г.Саратова

Цель: 1. Развитие слухового и зрительного восприятия
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие мышления и речи.
4. Развитие общей и мелкой моторики.

Оборудование:
Мягкая игрушка «Пчелка»;
Пластмассовые игрушки-насекомые, бумажные бабочки;
Предметные картинки: пчела, кузнечик, божья коровка;
Карточки с нарисованными насекомыми;
24 картинки (по 4 на каждого ребенка) с изображением насекомых, фруктов..;
тарелочки, листы бумаги, простые карандаши, конверты.

Ход занятия:
Дети заходят в кабинет психолога, здороваются с гостями. На стенах, столах наклеены, прикреплены изображения насекомых (бабочки, стрекозы, жуки, кузнечики и т.д.). Психолог спрашивает:
- Дети, оглядитесь вокруг! Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (о насекомых).
- Каких насекомых вы знаете? (бабочки, стрекозы, жуки, муравьи и т.д.). Молодцы!
- А теперь подойдите к доске (дети встают полукругом у доски).
- Посмотрите, у меня здесь прикреплена картинка. Я сейчас расскажу о предмете, который там изображен. Вы внимательно послушайте и догадайтесь, о ком идет речь:
«Люди называют этих насекомых труженицами, хлопотуньями. Раскрашено насекомое в желто-черный цвет, крылышки у него полупрозрачные. Это очень полезное насекомое, оно опыляет цветы, дарит людям мед и воск» (это пчела).
- Верно (картинка переворачивается).
- А теперь посмотрите, кто пришел к нам в гости (показываю мягкую игрушку-пчелку). Давайте с вами поиграем в игру «Запомни слова». Я вам буду говорить слова, а вы запоминайте их, и когда поймаете пчелку, назовите мне эти слова.
1. оса, комар, жук, муха, муравей.
2. пчела, бабочка, стрекоза, жук, оса.
3. муха, гусеница, муравей, оса, жук.
4. кузнечик, шмель, бабочка, муравей, пчела.
5. комар, муха, таракан, жук, оса.
6. шмель, сверчок, кузнечик, гусеница, жук.
- Молодцы!
- А хотите поиграть в другую игру? (да, хотим). Игра называется «Узнай по описанию». Я вам буду описывать какое-то насекомое, а вы подумайте и скажите мне, о каком насекомом я говорю:
- Есть головка, брюшко, четыре крылышка, шесть ножек; летит-жужжит (жук).
- Есть головка, длинное брюшко, четыре цветных крылышка, шесть ножек; перелетает с цветка на цветок (бабочка).
- Есть головка, брюшко, четыре крылышка, шесть ножек, собирает нектар с цветов (пчела).
- Есть головка, брюшко, четыре прозрачных крылышка, шесть ножек; вредное насекомое (муха).
- Есть головка, брюшко, четыре прозрачных крылышка, шесть ножек, длинный острый хоботок (комар).
- Есть головка, длинное брюшко, четыре крылышка, шесть ножек; прыгает, стрекочет (кузнечик).
- Молодцы! А теперь, давайте пройдем с вами за столы.
Дети садятся за столы. Я рисую на доске фигуру: 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415.
- Ребята, внимательно рассмотрите рисунок и постарайтесь запомнить его. Потом возьмите простой карандаш и лист бумаги и нарисуйте то, что запомнили.
Дети рассматривают фигуру в течение 10 секунд, затем изображение стирается и дети рисуют по памяти.
- Молодцы! А теперь отложите листочки с карандашами в сторонку и мы проведем с вами гимнастику для пальчиков. Повторяйте за мной:
- Я веселый майский жук,
Знаю все сады вокруг,
Над лужайкою кружу,
А зовут меня Жу-жу.
(дети сжимают кулачки, указательный палец и мизинец разводят в стороны (усы) и шевелят ими).
- Пчела села на цветок,
Пьет она душистый сок.
(дети вытягивают указательный палец правой руки и вращают им, затем тоже самое – пальцем левой руки).

Ребята, у каждого из вас в тарелочке лежит конверт. А в нем картинка с изображением насекомого. Возьмите ее, рассмотрите, теперь переверните. Видите – она разделена линиями на несколько частей. Возьмите ножницы и по линиям разрежьте карточку на части (дети разрезают карточки).
- Хорошо! Теперь соберите картинку из частей (дети выполняют задание).
- Молодцы! Вы разделили целое на части и из частей вновь собрали целое. А теперь положите картинку обратно в конверт и уберите на край стола.
- У вас в тарелочках остались еще наборы из 4 картинок. Возьмите их, пожалуйста, и рассмотрите. А теперь каждый скажет мне, какая картинка в наборе лишняя и объясните почему. А все остальные внимательно слушают и поправляют, если что-то неправильно.
- Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. А теперь, давайте выйдем из-за столов и встанем в круг. Представьте, что мы находимся на лужайке, где порхают бабочки, летают пчелки, стрекочут кузнечики. Давайте поиграем в игру «Изобрази насекомое». По моей команде: «Жук» - вы складываете за спиной руки и начинаете жужжать-«жжжжж»; по команде: «Комар» - вы начинаете пищать как комары-«зззззззз»; по команде «Бабочка» - вы руками изображаете, как летает бабочка. Итак, начали!
- Молодцы! Мы с вами здорово поиграли. А теперь, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, в какие игры играли (дети перечисляют, что они запомнили на занятии).
- Молодцы! Мне понравилось как вы работали. Были очень активными, внимательными. Наше занятие подошло к концу и мы пойдем в группу.

Похожие публикации