Пестушки: русские традиции и обычаи. Пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы и перевертыши для своих чад

Традиционно на Руси большую роль в воспитании детей играл фольклор - пестушки, прибаутки, потешки. Каждая мама знает стишки и сможет спеть детские песенки, но немногие слышали о пестушках.

Это короткий стишок, который произносится нараспев и сопровождает действия малыша - пробуждение, потягивание, улыбку, гуление, кормление, умывание, купание. В эти моменты мама нежно поглаживает пальчики и ладошки ручек, ножки, животик, щечки ребенка.

Когда малыш только проснулся, прочтите ему с выражением:

"Потягууушечки, потягууушечкиии!

Где игрууушечки, погремуууушечки?"

Не все дети спокойно относятся к процедуре умывания. Потешка "Водичка" поднимет настроение:

"Водичка, водичка,

Умой Маше личико!

Чтоб глазки блестели,

И щечки алели,

Улыбался роток,

И кусался зубок!"

Всем известная в "Сороку-Ворону" очень нравится малышам и развивает воображение. Игра в "Козу рогатую" отлично тренирует внимание и реакцию крохи, а массаж ладошки лучше проводить под стишок "Пальчик-мальчик":

"Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С первым братом

В лес ходил!

С вторым братцем

Борщ варил,

С третьим братом

Кашку ел,

С младшим братцем (мизинчик)

Песни пел!"

Какое воздействие пестушки оказывают на ребенка?

1. Пестушка - это средство для эмоционального и малыша с мамой. Общение с самым близким человеком, голос которого знаком ребенку еще с развивает кроху лучше, чем любая интерактивная игрушка. Именно голос мамы активизирует максимальную поэтому песенки и стихи в мамином исполнении необходимы малышу для развития.

2. Произнесение мамой пестушек дает ребенку первый пример речевого общения и закладывает предпосылки для своевременного произношения первых слов. Именно на кончиках пальцев крохи расположены нервные окончания, отвечающие за речевые центры головного мозга. Текст пестушки построен таким образом, что каждые 2 строки рифмуются между собой, облегчая запоминание стишка.

3. Пестушка - это не только озвученное стихотворение, но и поглаживания, похлопывания и другие движения, выступающие в роли общеукрепляющего массажа. Благодаря стимуляции множественных рецепторов и нервных окончаний, повышается тонус нервной системы, улучшается кровообращение тканей и органов, насыщение их кислородом. Детки, получающие массаж, быстрее развиваются и набирают вес.

4. Народные пестушки носят характер заклинания и направлены на благополучное взросление ребенка. Тем самым мама создает определенный психологический климат, настраивая малыша на гармоничное и безопасное развитие.

Как правильно исполнять пестушки?

Чтобы достичь максимального эффекта для развития малыша, пестушки нужно исполнять правильно, придерживаясь сложившихся традиций.

1. Наилучшее время для пестования ребенка - доречевой период, который длится до 1 года, поскольку исполненные мамой в этот момент песенки стимулируют ускоренное развитие речи. Повторяющиеся слоги, простые и звучные рифмы облегчают запоминание звуков и слов.

2. Пестушка - это своеобразное песенное сопровождение игры, в которой текст произведения носит ситуативный характер, применяемый к младенцу. Многие стишки содержат имя малыша как главного действующего лица, поэтому определенные строфы должны сопровождаться действиями мамы и ребенка.

3. Исполняя песенку, мама придерживается особых интонаций, растягивая и тем самым подражая гулению младенца. Помните, ваша речь должна быть эмоционально разнообразно окрашена, это облегчит процесс выделения ребенком отдельных слогов и звуков, их запоминание и воспроизведение в дальнейшем.

Благодаря своим свойствам, пестушка выступает универсальным инструментом физического и психологического воспитания ребенка.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Анжеро-Судженского городского округа «Детский сад №39»

«Пестушки и потешки»

Воспитатель:

Помыткина Елена Александровна

ПЕСТУШКИ

«Потягунюшки,
Порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки
А в ручки - хватунюшки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок».

«Потягушечки!
Порастушечки!
Поперек толстушечки,
Руки - хватушечки.

Ноги - бегушечки».

«Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай!
Головоньку - валяй, валяй!» -

Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам -
В ямку - бух!

Хороша дорога,
Хороша дорога,
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже,
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет,
На мостике, под мостиком,
На мостике, под мостиком,
Бух в ямку!

Токи-токи-тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке,
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края.

Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота;
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ - топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

«Ладушки-ладушки,
Где были? - У Аннушки.
Что ели? - Оладушки.
Где оладушки? - Съели...
Нет оладушек!» (Руки ребенка разводятся в стороны).

Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке:

Ладушки-ладушки,
Где были? --У Панечки.
Что ели? -Прянички!
Где прянички?
Съели...
Нет пряничков! (Руки ребенка разводятся в стороны).

Г. Лагздынь

Г. Лагздынь

Потягушечки

Вот проснулись.
Потянулись!
С боку на бок
Повернулись.
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки?
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми!
Нашу дочку подними!


Топ-топ-топотушки,
Пляшет зайка у ворот,
Ходят ушки на макушке,
Глазки смотрят в огород.

Раз шажок!

Раз шажок! Два шажок!
Левый! Правый сапожок!
Я учу Алёшку
Топать понемножку!

Три-та-туш-ки

Три-та-туш-ки! Три-та-туш-ки!
Едет Маша на подушке!
На подушечке верхом!
Бух! С подушки кувырком!

Положили на подушки

Положили на подушки:
Куклы – щёчки,
Зайки – ушки,
Козлик – рожки,
Свинка – ножки.

Балалайка

Балалайка, балалайка!
Ну-ка, песенку сыграй-ка!

Ладушки

Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки!
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб да ложки!

Ребенок лежит на спинке, его оглаживают по бокам от плечиков до ступней, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,

Потолстунюшки, повертунюшки…

Ребенок лежит на животе, его поглаживают по спинке с приговоркой:

Что в горбу?

Денежки!

Кто наклал?

Дедушка!

Чем он клал?

Уполовничком!

Каким?

Золотым!

С. Вязовка Ковернинского р-на

После мытья ребенка «окачивают» (обливают) прохладной водой с приговоркой:

С гуся вода, с Дашеньки вся худоба! (худоба = болезнь), после чего еще и прыскают на ребенка святой или наговорной водой.

Когда ребенок делает свои первые шаги, кто-нибудь из взрослых, обычно бабушка, несколько раз ножом проводит перед ним короткие черточки на полу, приговаривая: «Рублю стращь (страсть, т.е. страх), рублю стращь» - это чтобы он ходил смело, не боялся.

С. Лапша Первомайского р-на

Когда девочке расчесывают волосы и плетут косу, приговаривают:

Рости, коса, из корню,

Приедет жених из городу,

По косу, косу,

По невесту хорошу!

С. Рожок Сосновского р-на

Ребенок лежит на спинке, бабушка, последовательно поглаживая волосы, лоб, рот с подбородком, грудь, животик, приговаривает:

Лес, полянка,

Бугор, ямка,

Ду- у –шенька, брю-ю-шенька,

А там королечек живет!

Взрослый берет рчки ребенка в свои и, хлопая ими, приговаривает:

Ладушки, ладушки, где были?

У бабушки.

Чаво ели?

Кашку!

Чаво пили?

Бражку!

Чаво на закуску?

Хлеба да капустку!

С. Федулово Ковернинского р-а,

Ладушки, ладушки, де были?

У бабушки.

Чево ели?

Кашку!

Чево пили?

Бражку!

Ели кашку с семечком, били его (её) веничком!

С. Рожок Сосновского р-на

Ладышки, д ладышки, где были?

У бабушки.

Чево ели?

Кашку!

Чево пили?

Бражку.

Кашка масленькыя,

Бражка слатенькыя.

Попили, поели,

Ши-и-ш, улетели! (При последних словах ручки ребенка разводят в стороны и слегка машут ими, как крылышками).

Ладушки, ладушки,

Испечем оладушки.

На окно поставим,

Остывать заставим.

Остынут – поедим

И воробушкам дадим.

А воробушки поели,

Шу-у, полетели,

На головку сели.

Г. Арзамас

Усадив ребенка к себе на колени, взрослый слегка подбрасывает его и приговаривает:

Таты, таты, таточки,

Да поморозил пяточки.

Стал на дыбочках ходить,

Стал девчоночек любить.

Берет в руку по очереди ножки ребенка и, похлопывая по подошвам ладонью другой руки, продолжает:

А мы ножку подкуем,

Чтобы бегала бегом.

И другую подкуем,

Чтобы бегала бегом.

С.Богоявленье Семеновского р-на

«Значит, вот я сажаю его (ребенка) на колени, и вот одной ногой о другую (подошвами):

Пошел мужик дрова рубить.

Отрубит да бросит,

Отрубит да бросит.

Уж так ему нравится!»

С. Белбаж Ковернинского р-на

«Хлопаю в ладошки (ручки ребенка в руках взрослого) и приговариваю ему:

Ты сорока- белобока,

Научи меня летать.

Не высоко и не низко,

Чтобы бабушку видать!»

Д. Казанцево Ковернинского р-на,

«Качаю на коленках и припеваю:

Ай туту, туту, туту,

Не вари кашу круту,

Вари жиденьку,

Вари сладеньку,

Корми Ваню маненьку.»

С. Б.Макателём Первомайского р-на,

Ребенок сидит на коленях у взрослого, который слегка подбрасывает его и приговаривает:

Тушки, тутушки,

Пекла баба витушки,

Пекла баба витушки

Про зятя про Илюшку.

(резко меняя ритм и интонацию)

Зять - говно,

Да не бывал давно!

С. Богоявленье Семеновского р-на,

Взрослый слегка переваливает ребенка с колена на колено, имитируя езду на телеге:

По кочкам, по кочкам,

По гладенькой дорожке,

По ухабам! По ухабам!

В ямку бух!

(роняет его между колен, подхватывая у самого пола).

Д. Долгушата Котельнического р-на Кировской обл.,

Иван-болван молоко болтал

(раскачивают ребенка в разные стороны),

Жена крива, молоко пролила

(«роняет» ребенка)

С. Б. Макателём Первомайского р-на,

Покачивая ребенка на своих коленях, взрослый приговаривает:

Кати, кати, катеньки,

Едет поп на кляченьке

(ссаживает ребенка с колен),

Попадья взади пешком

Подгоняет кляч мешком!

С. Липовка Арзамасского р-на

Взрослый перебирает пальчики ребенка, начиная с мизинчика:

Этому кашки, этому бражки,

Этому пивца, этому винца,

А этот сам пересоленький,

Хлеба съест.

Шу-у, полетели на головку,

С головки на брюшко,

А с брюшка Сереженьке за ушко.

С. Рожок Сосновского р-на

Сорока – ворона кашку варила,

Деток кормила:

(перебирает пальчики, начиная с мизинца)

Этому дала в чашке,

Этому в плошке,

Этому в ложке,

Этому в поварешке,

А этому ничего не дала:

(теребя большой палец)

Ты дров не рубил,

Ты воды не носил,

Ты кашу не варил.

Сам дров наруби,

Сам воды наноси,

Сам кашу свари,

Сам кашу и ешь!

Вот пень

(касается ребром ладони запястья),

Вот колода,

Вот холодная вода,

Вот горячая вода,

Вот кипяток

(перемещает ребро ладони все выше, приближаясь к подмышке),

А вот щекоток, щекоток, щекоток!

(неожиданно шекочет ребенка).

Д. Долгушата Котельнического р-на Кировской обл..,

Сорока, сорока,

Кашу варила, гостей манила,

На порог скакала, гостей созывала.

Этому дала, и этому дала,

И этому дала, и этому дала,

А этому не досталось.

Якимка, Якимка, сходи за мякинкой,

Дам тебе я кашки

На красной ложке,

На пешным (печном) окошке.

Кы-ы-ш, на головушку, кы-ы-ш!

С. Крутец Бутурлинского р-на

Сорока,сорока, где была?

Далёко.

Кашу варила,

Гостей манила.

Кашу на стол,

Гости за стол.

Кашу со стола,

Гости со двора.

Вариант:

Гости на двор,

Кашу за стол,

Гости со двора,

Кашу со стола.

Ши-и-ш, полетели,

На головку сели,

Песенку спели,

Опять улетели.

(ребенка покачивают в разных ритмах или хлопают его ладошками, а затем поднимают вверх и опускают на головку).

С. Б.Макателём Первомайского р-на

Как у дедушки Петра

Нет ни печки, ни шестка,

Одна липова доска.

Как на этой на доске

Лежал серенький коток,

Лежал серенький коток,

Раскудрявенький лобок.

Вот повадился коток

К двум старушкам в полгребок,

К двум старушкам в погребок

Красть сметану и творог.

Как заметили кота

Две старушки из окна,

Побежали за котом

С дубиною, с батогом.

Как ударили кота

Поперек да живота,

Повернулся наш коток

С боку на бок раз пяток.

Г. Арзамас,

Ах ты, котенька-коток,

Кудреватый твой лобок.

Вот повадился коток

Лазить в чужой погребок.

Лазитьв чужой погребок

По сметанку и творог.

Вот споймали кота,

Отлупили и бока

И повесили кота

На шабровы ворота.

Вот те, котенька-коток,

И сметанка, и творог,

И сметанка, и творог,

И парное молоко!

Д. Лапша Первомайского р-на

Сказка – побаска

Ехала по лавке,

Задком, задком, на боярский двор.

Там и шапочки пушат, перепушивают,

Одна шапочка упала,

А татарочка украла.

Татарочка маненька,

Ударила в доску,

Поехала в Москву

А в Москве калачи.

Как огонь горячи.

А в Петербурге вино

По копейке ведро.

Хошь пей, хошь лей,

Хошь укачивайся,

С боку на бок перворачивайся.

С. Абрамово Арзамасского р-на

Как у бабушки Варвары

Сидят курочки н амбаре (на амбаре).

Они росются, в избу просются.

Надо бабушке вставать,

Пашенца курам давать.

Напоила, накормила,

Полетели на дубок.

А дубок сломился,

Другой ук(о)ротился.

Маленьки татарочки

Взяли все по палочке,

Стукнули в доску,

Поехали в Москву.

А в Москве не рано

Убили барана.

У барана попа драна,

У быка под бока.

У быка под бока

Надоили молока,

Кринку да юнку

Серому котенку.

Хошь пей, хошь лей,

Хошь окачивайся,

С боку на бок, на бочок

Перворачивайся.

С.Крутец Бутурлинского р-на

Летели две птички,

Собой невелички.

Шуба рвана, без кармана,

Без подметок сапоги,

Нахлобучена фуражка,

А в карманах пироги.

Как они летели,

Все люди глядели.

Шуба рвана без кармана,

Без подметок сапоги.

Нахлобучена

Как они садились,

Все люди дивились.

Шуба рвана без кармана,

Без подметок сапоги.

Нахлобучена фуражка,

А в карманах пироги.

С. Богоявленье Семеновского р-на

Потягу-тягунюшки.
Порасту-растунюшки!
Ножки ходунюшки!
Ручки хватунюшки!
В роток говорок,
А в голову разумок.

Тяги, тяги, потягушеньки!
На Катю порастушеньки!
Расти, доченька, здоровая,
Как яблонька садовая!

По большой дороге
Шли БОЛЬШИЕ ноги -
ТОП! ТОП! ТОП!
А маленькие ножки
бежали подорожке-
топ, топ, топ.

Ах,ты, моя девочка,
Пушистая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
Ой, ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек.

Ой ладки-ладок,
Скоро Ванечке годок,
Вырастай с дубок,
Достанешь потолок;
Расти и повыше -
Достанешь до крыши.
Вот такой расти,
Чтоб все видеть могли!

Ване-соколочку,
дам я три цветочка.
Один цветок игривый,
Другой цветок сонливый,
А третий - счастливый.
Чтобы Ваня не болел,
На сердечко не скорбел.
А в роток говорусеньки,
А в ножки - ходусеньки,
А в ручки - ладусеньки.
Вырастай здоровенький,
Хорошенький, пригоженький,
Матушке - на забаву,
Батюшке - на славу.

Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода,
С тебя худоба,
Вода книзу,
А дитя кверху.

С гуся вода,
С лебедя вода,
С моего дитя -
Вся худоба
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду.

У волка - боли.
У зайца - боли,
У медведя - боли,
У Павлуши - заживи!

Ай, не плачь, ты не плач!
Я куплю тебе калач.
Ой, не вой, ты не вой!
Я куплю тебе другой.
Не реви, не реви,
Куплю сухари!

Ладушки,ладушки,
Где были? - У бабушки.
А у нашей бабушки
На столе оладушки
И с малиной пирожок -
Ну-ка съешь его, дружок!

Тпрушки, тпрушки,
На столе преснушки,
На столе преснушки,
А в печи ватрушки.
Тпрушки, тпрушки
Пекла баба ватрушки.
Всем по преснушке,
А Андрюшке - ватрушку.
Тпрушки, тпрушки,
Всем - по ватрушке,
А две - Андрюшке.

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли!
Не ворчите вы, кастрюли!
Не ворчите, не ш ипите,
Кашу сладкую варите,
Кашу сладкую варите.
Наших деток (нашу детку) накормите.

Пришел кисель,
На залавочке присел.
На залавочке присел
Поесть (есть...) Ванечке велел.

Пышка-лепешка
В печи сидела,
На тебя глядела-
В рот захотела.

Пошел Степа на бережок.
Нашел каши горшок.
Толоконца комок.
Каша масленая,
Ложка красненькая.
Ложка гнется!
Степка смеется,
Душа радуется!

Ой, ладушки ладушки,
Испечем оладушки.
На окно поставим,
Остывать оставим.
А остынут - поедим
И воробышкам дадим.

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

На моей тарелочке
Рыженькая белочка.
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна!

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы. А ты?

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет - нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки,
А вручки - хватунюшки,
А в роток - говорок,
А в умок - разумок!

Птички, птички полетели,
На головку сели.
Сели, сели, посидели
Да опять полетели.

Чку, чук, чучки,
На горе - стручки,
Под горой - лопатки,
Бегают ребятки.

Вода текучая,
Дите растучее,
С гуся вода -
С тебя худоба.
Вода книзу,
В дитя кверху.
С гуся - вода,
С лебедя - вода,
А с тебя худоба.

У кошки болит,
У собаки болит,
У лошадки болит,
А у Ванюши не болит.

У лисы болит,
У волка болит,
От Катюши боль
На березу в лес улети!

Та-та-та-та-та-та-та,
Вышла кошка за кота.
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.

Большие ноги
Шагали по дороге:
ТОП, ТОП, ТОП!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ!

Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
- Что на закуску?
- Щи да капустку.
- Что на заедку?
- Сладенькую репку.
- Шуу, полетели,
На головку сели,
Ладушки запели!

Сорока, сорока,
Где была?
- Далеко:
В лесу на опушке,
На попрядушке,
Кашу варила,
на порог становила,
Деток кормила,
Гостей собирала,
Всех угощала:
Одному - ложечку,
Другому - ложечку,
А третьему - целую поварежечку!

Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила:
- Этому дала,
Этому дала,
- Этому дала,
А этому не дала:
Ты в лес не ходил,
Дров не рубил,
Воды не носил,
Печь не топил -
Не дам тебе кашки!

Пальчик-пальчик,
Где ты был?
- С этим пальцем
В лес ходил,
С этим пальцем
Щи варил,
С этим пальцем
Кашу ел,
С этим пальцем
Песни пел.

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками - топ-топ,
Глазками - хлоп, хлоп.
- Кто каши не ест, молока не пьет -
Забодаю, забодаю, забодаю!

Ваня, Ваня-простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород.

От моей Оли
Уйдите, боли,
На чистое поле,
На синее море,
На темный лес,
На калину, на малину,
На горькую мать-осину.

Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки -
Для Машиной потешки.

С гуся вода,
С лебедя вода,
А с моего дитятки
Вся худоба -
На пустой лес,
На большую воду
Под гнилую колоду!

Ах ты моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка!

Ой ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек!

Чики-чики-чикалочки,
Сидит зайчик на палочке,
Белка на тележке,
Щелкает орешки.
Иди зайчик, не проси,
Сам орешком натруси.

Дыбочек-дыбок,
Скоро Ванечке годок,
Вырастай с дубок,
Достанешь потолок,
Расти и повыше -
Достанешь до крыши,
Вот такой расти,
Чтобы видеть все могли!

А лады, лады, лады,
Не посажены сады.
А мой Сашенька пойдет,
Он посадит и польет,
Топ, топ, топ...

Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели. (Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке).

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша куколка пойдет,
Через киску упадет!

Или:

Уходи с дороги кот!
Кукла Танечка идет,
Кукла Танечка идет,
Ни за что не упадет!

«Дыбок, дыбок,
Скоро Сашеньке годок!
Дыбок-дыбок! Целый годок!»

Умывая, можно сказать:

Водичка-водичка,
Умой наше личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Купая малютку, мама ласково произносит:

«Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!»

Одевая ребенка на прогулку, мама может его развлечь следующими строчками:

Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.

Пришел кисель,
На лавочке присел,
На лавочке присел,
Поесть Оленьке велел.

Возможен и совсем короткий вариант:

Будем кашку варить,
Будем Сашеньку кормить.

Наша деточка в саду,
Словно яблочко в меду!

На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,

У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку...

В светлом теремочке
Выросла Лизуша!
Люди ее любят,
Все ее голубят.
Вариант для мальчика:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька хороший,
Коленька пригожий.

Ладушки, ладушки,
Курочки-рябушки.
Ладушки, ладушки,
Курочки-кладушки.
Петушок с хвостом,
Гребешок торчком.
Крылышками - хлоп-хлоп!
Ну а мы их - хоп-хоп!
И поймали!

Прилетели, прилетели
Воробышки в огород.
Загалдели, загалдели:
- Чей горох, чей горох?
Прибежал старик хромой:
- Мой, мой, мой, мой!
А воробышки клюют -
- Чик да чок! Чик да Чок!
За стручком стручок
Рассердился старичок:
- Ишь!
Размахнулся старичок:
- Кыш!

Эх топни, нога,
Топни правенькая,
Пошла деточка плясать -
Хоть и маленькая!

Гоп-гоп, гули, гоп,
Кто сел Машеньке на лоб,
Крылышками хлоп, хлоп!
Маша ножкой топ, топ!

Летела пчела около чела -ж-ж-ж!
Летела оса около носа - дз-дз-дз!
Летела мушка около ушка - бз-бз-бз!
Летел жук - в голову - бух!

Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить,
Мишке-среднему - печку топить,
Гришке-сиротке - кашу варить.
А крошке Тимошке- песенки петь.
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.

Ехали дрожки
По стежке-дорожке,
По стежке-дорожке
Ровнее ладошки,
Лугом, лесочком
С кочки на кочку.
Вприпрыжку, вприскочку.
По оврагам, по камням,
По ухабам, по корням.
Прямо в яму - БАМ!

Ехали мы, ехали
К белке за орехами.
По кочкам, по кочкам,
По маленьким пенечкам,
Да в ямку бух!
Раздавили сорок мух!

Поскакали, поскакали,
С румянными калачами.
В три прыжка, вприскочку
По пенькам, по кочкам.
На молоденькой лошадке -
Трюх, трюх, рюх, трюх!
На усталой старой кляче -
В ямку - бух!

Тюшки, тю-тюшки,
Веселы все душки.
Подыму Егорку
На крутую горку.
Бух, покатился,
С горки свалился!

Шла веселая собака,
чики-брики-гав!
А за ней бежали гуси,
голову задрав,
А за ними поросенок,
чики-брики-хрю!
Чики-брики, повтори-ка
, что я говорю!

Ай, ай, айчик!
Приходи к нам зайчик!
И Ванюшу забирай,
Непослушненького,
Балавушненького.

Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки -
Тебе для потешки.
Если будешь плакать -
Дадим рваный лапоть.

Уходите, боли, в пол.
Уходите, боли, в лес.
К лисе хитрющей,
К волку в пущу,
К вороне в гнездо,
К рыбке на дно,
К медведю в берлогу,
Ко всем по-немногу.
Улетели боли,
Не вернутся боле.

Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода,
С тебя худоба,
Вода книзу,
А дитя кверху.

С гуся вода,
С лебедя вода,

Глубоко - не мелко!
Корабли в тарелках:
Луку головка,
Красная марковка,
Петрушка, картошка
И крупки немножко.
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!

Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
На зеленом на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Как они летели,
Мы на них глядели,
Как они садились,
Все на них дивились.
Ам, ам, ам, ам.
Ах, ах, ах, ах.

Ладушки, ладушки,
Испекли оладушки,
На окно поставили,
Остывать оставили.
Остынут, поедим
И воробышкам дадим.
Воробышки сели,
Все оладьи съели.
Кыш, кыш - полетели!
На головку сели

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Ножками топ-топ!
Глазками хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Молока не пьет,
Того забодает, забодает, ЗАБОДАЕТ!

Идет коза рогатая,
Идет по боку дратая!
Кто молочка не пьет,
Того рогом бьет -
Пыр, пыр, пыр!

Гроза идет!
Коза бредет!
Травку жует!
Молочко дает!
Кто кашку не ест,
Молочко не пьет?
Того забодает,
На рогах унесет!

Люли, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки.
Стали гули говорить,
Чем Танюшу накормить.
Один скажет - кашкою,
Другой - простоквашкою,
Третий скажет - молочком
И румяным пирожком.

Водица-царица,
Всем помошница!
Помогала лугам,
Помогай и нам!

Котик-коток
Просыпался ранешенько,
Бежал на мосток,
Умывался белешенько.
Носик мыл, хвостик мыл,
И про лапки не забыл.

Тили-тили-тили-тили,
Мы по воду не ходили.
Приходил Егорка,
Приносил ведерко.
Мыли-мыли-мыли-мыли,
Бело-набело отмыли.
Лишь головушка одна
Все-равно черным-черна!

Заинька, приди к нам,
Серенький, приди к нам.
И так и сяк, приди к нам,
И так и сяк, приди к нам!

Заинька, умойся,
Серенький, умойся.
И так и сяк, умойся,
И так и сяк, умойся!

Заинька, причешись,
Серенький, причешись.
И так и сяк, причешись,
И так и сяк, причешись!

Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
И так и сяк, попляши,
Серенький, попляши!

Кран,
Откройся!
Нос,
Умойся!

Мойтесь
Сразу,
Оба
Глаза!

Мойтесь,
Уши,
Мойся,
Шейка!

Шейка, мойся
Хорошенько!

Мойся,
Мойся,
Обливайся!

Грязь,
Смывайся!
Грязь,
Смывайся!!!

Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико.

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Буль, буль, буль, карасики.
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата, рыбки и утята.

Кто тут будет куп-куп,
По водичке - хлюп-хлюп?
В ванну быстро - прыг, прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

Расти, коса, до пояса,
Не вырани ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся.

Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
ты расти,расти, коса,
Всему городу краса


древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…
Пестование - это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. Оказывается, все старославянские “игры для самых маленьких” (типа “сороки-вороны”, “трех колодцев”, “ладушек”) - и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе акупунктуры.

Если вы ребенка просто пеленаете, моете и кормите - это вы за ним ухаживаете.
Если вы говорите при этом нечто вроде: “Ах ты мой сладкий! Давай-ка эту ручку сюда, а вот эту - в рукавчик. А теперь мы наденем памперс” - это вы его воспитываете: ибо человек должен знать, что его любят, с ним общаются и вообще пора когда-нибудь начать разговаривать.

А вот если вы, умывая дитятю, произносите пестушку вроде:
Водичка, водичка,
Умой мое личико -
Чтоб глазки блестели
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Так вот, если вы пичкаете ребеночка этими приговорками-пестушками, то вы устанавливаете ритм, включаетесь в общий энергетический поток земли. На земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов… День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы.Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, кстати, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят “здоровый ритм” и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку - свой стих.

Лучшие образцы фольклора помогают родителям сделать свое общение с ребенком более насыщенным в эмоциональном и эстетическом плане. Однако сегодня они почти не используются в общении с малышом. Что же скрывается за загадочным понятием «пестовать» малыша? И нужно ли это современным мамам?

Эмоциональное общение - одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это называлось и называется емким словом – фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, прибаутки, присказки и пр. Они составляли основу материнской педагогики, испытанной веками. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.

ПРА-БАБУШКИНО СЛОВО
Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры для самых маленьких. Все они незатейливы по содержанию и просты по форме, однако таят в себе немалые эстетические и дидактические (от греч. didaktikуs - поучающий) достоинства. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.

Следует отметить, что все жанры соответствуют психофизическим возможностям маленького ребенка, поэтому их можно использовать и сейчас, ориентируясь на микропериоды раннего детства - от рождения до 3 мес.; от 3 до 6 мес.; 6-9 мес.; 9-12 мес. Новорожденный ребенок растет «не по дням, а по часам». Малыш интенсивно меняется каждые три месяца, поэтому ставятся новые, более сложные задачи в овладении движениями тела и руки, речевыми навыками, эмоциональными проявлениями, познавательными реакциями на окружающий мир и, конечно, коммуникативными возможностями в общений со взрослыми. Интересно, что для каждого названного микропериода можно подобрать народные произведения, соответствующие именно его генетически обусловленным задачам. Это касается также 2-го и 3-го годов жизни.

Пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы и перевертыши, отличаясь друг от друга по своей педагогической направленности, привносятся в жизнь ребенка по-разному, в зависимости от возраста.

ПЕСТУШКИ
Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры - все это придет к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:

«Потягунюшки,
Порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки
А в ручки - хватунюшки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок».

Массаж, повороты головки, закидывание ручек на голову, помахивания кистями рук с маминой помощью и др. – все это не только физически оздоровляет малютку, но и доставляет ему массу удовольствия. Если при этом мама весело произносит:
«Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай!
Головоньку - валяй, валяй!» -

происходящее вызывает у ребенка эмоциональный «всплеск», потребность контактировать со взрослым, а главное, желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. С каждой повторной игрой мама чувствует нарастающую активность в выполнении движений со стороны малыша. Прислушиваясь к ласковому речитативу мамы, кроха предвосхищает игровые движения, смеется и уже подставляет головку, протягивает ручки, вытягивает ножки и т.п., ожидая знакомого поворота в игре. Так с помощью пестушек начинается игровое «обучение» малыша.

Так же занимательны для детей качание на ноге, «подскоки» и колыхание на маминых или отцовских коленях, бабушки, изображающие конскую скачку, катание с горы, пляску и т.п. Конечно, такие игры полезны для малышей более старшего возраста, когда кроха умеет уже хорошо сидеть и подниматься самостоятельно на ножки:

Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам -
В ямку - бух!

Взрослый подбрасывает ребенка на коленях, а затем делает вид, что опускает вниз (зажимает коленями и вновь сажает на «коня» («саночки», «тележку» и т.п.).

Хороша дорога,
Хороша дорога,
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже,
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет,
На мостике, под мостиком,
На мостике, под мостиком,
Бух в ямку!

Полезны ребенку упражнения, подготавливающие к овладению ходьбой.

Токи-токи-тошки,
Кую, кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке,
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края.

Проговаривая рифмованные строчки, мама попеременно пошлепывает лежащего на спинке малыша по стопам, которые рефлекторно реагируют на легкие прикосновения. Так взрослый формирует ощущение ритма ходьбы при переступании то одной, то другой ножкой.
Когда дитя начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки, например:

Та-та-та, та-та-та,
Вышла кошка за кота;
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.

Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведет его за собой. Ритм стиха задает и ритм ходьбы: «топы-топы», «цапы-цапы» совпадают с шагами, переступающего ребенка. Малыша можно водить и по-другому: взрослый придерживает его сзади за подмышки и, широко расставив ноги, побуждает переступать ножками.

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ - топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Занимательны для ребенка и пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Взрослый обхватывает ручки малыша и, сближая их, приговаривает:

«Ладушки-ладушки,
Где были? - У Аннушки.
Что ели? - Оладушки.
Где оладушки? - Съели …
Нет оладушек!» (Руки ребенка разводятся в стороны).
Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке:
Ладушки-ладушки,
Где были? -У Панечки.
Что ели? -Прянички!
Где прянички?
Съели…
Нет пряничков! (Руки ребенка разводятся в стороны).

Затем взрослый предлагает «пойти» к Микешке есть орешки, потом к Трошке есть картошку, а потом к Сенечке - за семечками (по аналогии). Важно то, что играя ребенок научается при слове «ладушки» складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки.

ПОТЕШКИ
Постепенно пестушки сменяются потешками - так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к головке («ушки») и т. п.

Так, например, потешка «Ладушки, ладушки» преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, когда малыш делает ручками «фонарики», затем хлопает ладошками.

Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у…
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели. (Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке).

В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем. Ему будет очень интересно, если мама разыграет эту потешку перед ним с куклой:

Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша куколка пойдет,
Через киску упадет! (Игрушечная кошка ставится на пути шагающей куклы, а затем убирается).

Для малышей начала 2-го года жизни подбираются потешки, которые, не только понятны малютке по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т.п. Хорошо, если взрослые владеют фольклорным словом и могут «расцветить», эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации. Играя с ребенком, помогая подняться на ножки, можно приговаривать:

«Дыбок, дыбок,
Скоро Сашеньке годок!
Дыбок-дыбок! Целый годок!»
Купая малютку, мама ласково произносит:
«Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху!»

Одевая ребенка на прогулку, мама может его развлечь следующими строчками:
Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.

Желание матушек, нянюшек вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребенка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком и пр.

Пришел кисель,
На лавочке присел,
На лавочке присел,
Поесть Оленьке велел.
Любовь к ребенку, ласка и материнская нежность выражаются в таких строчках:
Наша деточка в саду,
Словно яблочко в меду!
Важно, чтобы мама при этом улыбалась и ее речь была очень эмоциальна:
На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Все про Галеньку
Все про маленьку…

С тех пор, как появились эти потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово - непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь.

Следует принять во внимание, что для маленького ребенка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чем-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки и др. в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент.

В светлом теремочке
Выросла Лизуша!
Люди ее любят,
Все ее голубят.
Вариант для мальчика:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Коленька хороший,
Коленька пригожий.
При этом можно гладить ребенка по головке, держать за ручки и водить хоровод.

(1 голос : 5 из 5 )

С рождения детей знакомят с пестушками, песенками, прибаутками. Что же скрывается за загадочным понятием «пестовать» малыша?

Эмоциональное общение - одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом - все это называется емким словом - фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, прибаутки, присказки, составлявшие основу материнской педагогики, испытанной веками. Можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.

Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры.

Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.

От слова «пестовать» - в старину означало нянчить маленького ребенка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле - заботливо, любовно выращивать, воспитывать.

Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения за него, играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры - все это придет к нему в течение первого года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:

Потягунюшки,

Порастунюшки,

Поперек толстунюшки,

А в ножки - ходунюшки,

А в ручки - хватунюшки,

А в роток - говорок,

А в головку - разумок.

Потягушечки!

Порастушечки!

Поперек толстушечки,

Руки - хватушечки.

Ноги - бегушечки.

Все слова сочетаются с действиями, что доставляет ребенку массу удовольствия. Если при этом мама еще эмоционально пропевает с малышом слова потешек, песенок, то всплеску эмоций нет конца.

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай!

Головоньку - валяй, валяй!

У ребенка устанавливается тесный контакт со взрослым, а главное - желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно.

Последующие повторы помогут малышу запомнить движения и выполнить самостоятельно, так при помощи народного фольклора обучали малышей.

Ребенок никогда не забудет, как папа качал его на ноге и напевал:

Поехали, поехали

С орехами, с орехами!

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами!

Вприпрыжку, вприскок,

По кочкам, по кочкам.

В ямку - бух!

Одни игры готовили ребенка к ходьбе. Дедушка брал табуретку, водил малыша и приговаривал:

Токи-токи-тошки,

Кую, кую ножки.

Ножки у Антошки

Едут по дорожке,

Дорожка кривая,

Ни конца, ни края.

Та-та-та, та-та-та,

Вышла кошка за кота.

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки.

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки.

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Другие игры развивали речь малыша:

Ладушки-ладушки,

Где были?

У Аннушки.

Что ели?

Оладушки.

Где оладушки?

Нет оладушек!

Потешки учили действиям:

Ладушки, ладушки!

Где были?

У бабушки.

Что вы ели?

Что пили?

Простоквашку.

Простоквашка вкусненька,

Кашка сладенька,

Бабушка добренька!

Попили, поели, шу-у-у:

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша куколка пойдет,

Через киску упадет!

Уходи с дороги, кот!

Кукла Танечка идет,

Кукла Танечка идет,

Ни за что не упадет!

Для детей начала второго года жизни подбираются потешки, которые помогают при кормлении, подготовке ко сну, умывании. Очень важно, если взрослые владеют фольклорным словом и могут эмоционально передать слова потешек.

Водичка-водичка,

Умой наше личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода,

С дитя худоба!

Вода книзу,

А дитя кверху!

Одевая ребенка на прогулку, можно отвлечь его словами:

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая.

Наша Маша черноброва.

Причесывая девочку, приговаривали:

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету.

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса!

Потешки можно использовать, делая растирание или массаж.

Трушечки-потрушечки,

Пекла бабка ватрушечки,

Ватрушечки, колобушечки.

Поглаживая ручки, можно приговаривать:

Ладошка-локоток,

Ладошка-локоток,

Локоток-ладошка,

Будь здорова, крошка! (Приговаривают девочке.)

Расти крепеньким, сынок! (Приговаривают мальчику.)

Есть такая бесконечная сказочка про сову, перед которой деткам говорят: «Слушай и не перебивай!»:

Летела сова -

Веселая голова.

Вот она летела, летела,

На березку села,

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела,

Песенку спела

И опять полетела.

Вот она летела, летела,

На березку села,

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела,

Песенку спела

Кушать из ложечки веселее, если во время еды взрослый припевает или приговаривает:

Ай, люленьки, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Стали гули говорить:

«Чем же (имя) накормить?»

Один сказал: «Кашкою!»

Другой: «Простоквашкою!»

Ну а третий: «Молочком

И румяным пирожком!»

От икоты рассказывают прибаутку:

Икота, икота,

Поди на Федота,

С Федота - на Якова,

С Якова - на всякого.

(Иногда добавляют: «А со всякого уходи ты, икота, на зеленое болото».)

Если малыш плачет, можно рассказать:

Ты не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач.

Если будешь плакать -

Куплю худой лапоть!

Фольклор и традиции русского народа, богат и бесценен, ведь за все свое существование, мамами, бабушками, нянями было придумано огромное количество потешек, песенок и пестушек. Благодаря этому, теперешним мама не стоит фантазировать и придумывать что-то новенькое, все уже давным-давно придумано. Прошло не одно столетие, как появились эти потешки, но они до сих пор не утратили своей актуальности. И сегодня дети ожидают от близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове.

Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство, и в этом нам помогает народное слово - непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело включать их в повседневную речь.

Проснувшись с утра, малыш начинает требовать обращения к себе внимания. При этом ребенок начинает плакать, можно убаюкать и успокоить его с помощью какой-нибудь утренние пестушки, потешки. Для этого можно взять малыша на руки и, качая его, в такт петь ему потешки, ни один малыш, не устоит и уже скоро успокоится. Вот такие интересные и забавные потешки для маленьких детей, стоит использовать каждый день, при общение с малышом.

Наряду с потешками, не менее популярными и распространенными считаются пестушки. Пестушки – это те же самые потешки, единственное чем они отличаются, это то, что при напевание веселых убаюкивающих песенок, следует массажировать тело ребенка с помощью определенных движений. Такие вот интересные знания, как потешки-пестушки, оставили нам наши предки. Не стоит пренебрегать ими, а уж точно и не пользоваться.

Педагоги детских садов используют в практике этот богатейший материал «народной азбуки», составляют памятки для родителей, например, такие как «Вместе с малышом пропой, проговори и выполни».

Малыш с первых дней своей жизни впитывает все увиденное и услышенное. Часто молодые мамы не знают, как разговаривать с младенцем, который не может поддержать беседу. Наши предки общались с грудничками при помощи коротеньких стишков, которые получили название - пестушки. В самом названии заложен глубинный смысл: пестовать, нянчить, получать возможность наладить связь мать - ребенок. Общаясь с ребенком во время грудного вскармливания, смены подгузников, пробуждения малыша, купания мама передает ребенку свою любовь, нежность и заботу.
При пробуждении малыша:

Тяги-тяги-потягушеньки,
На дочку порастушеньки.
Ты расти здоровая во все времечко,
Как пшеничное тестечко.

Тяги-тяги-потягушеньки,
На (имя ребенка) порастушеньки!
Расти, доченька, здоровая,
Как яблонька садовая!
На кота потягушеньки,
На дитя порастушки,
А в ручки хватушки,
А в рот говорунок,
А в голову разумок!

Потягушеньки, потягушеньки,
Поперек толстунушки!
A в ножких ходунушки,
А в ручки хватунушки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Потягунюшки, порастунюшки.
Роток говорунюшки,
Руки хватунюшки,
Ноги ходунюшки.

Если ребенок заплакал:

Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки
Для (имя малыша) потешки.
Если будешь плакать,
Дадим худой лапоть.

Чтобы приласкать малыша:

Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.

Ой ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек.

При гулении ребенка:

Ах, поет, поет
Соловушка!
Ах, поет, поет
Молоденький,
Хорошенький,
Пригоженький!

Чтобы успокоить боль:
У лисы боли,
У медведя боли,
А Петенькины боли
Уйдите за горы.

От моей Оли
Уйдите, боли,
А Олины боли
Уйдите за горы.

От моей (имя ребенка)
Уйдите, боли,
На чистое поле
На синее море,
На темный лес;
На калину, на малину,
На горькую мать-осину -
Там им умереть,
Последний день болеть.

Когда малыш начинает вставать, а потом делает первые шаги:

Дыбки, дыбки, дыбки,
Стой дыбки, стой дыбки!

Ах, дыбок, дыбок, дыбок,
Скоро (имя ребенка) годок!

Ах, дыбок, дыбок, дыбок,
Нашей (имя ребенка) платок -
Во всю голову цветок!

- Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
- В лесок по мошок -
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить.

Дыбок-дыбочек,
Cкоро (имя ребенка) годок,
Вырастай с дубок -
Достанешь потолок,
Расти и повыше -
Достанешь до крыши.
Вот такой расти,
Чтобы видеть все могли!

А дыбы, дыбы, дыбы,
Шел дед по грибы,
Шел по орешки -
Ванюше для потешки.

А лады, лады, лады,
Не посажены сады.
А мой Васенька пойдет,
Он посадит и польет.
Топ, топ, топ...

Гоп, гоп, гули, гоп,
Сели Машеньке на лоб.
Крылышками хлоп, хлоп!
Маша ножкой топ, топ!

Когда у ребенка царапина или ушиб :

У кошки боли,
У собаки боли,
У лошадки боли,
А у (имя ребенка) не боли.

У лисы боли,
У волка боли,
У (имя ребенка) боль
На березку в лес улети.

У пчелки хвори
У ласточки хвори,
А (имя ребенка) хвори
Уйдите за море!

Ай, не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач.
Если будешь плакать -
Куплю худой лапоть!

Сынок, не плачь -
Испеку калач!
Сынок, не вой -
Испеку другой!
Сынок не реви -
Испеку все три!

Цыть, цыть, не плачь,
Несет котик калач.
Недалечко на мостике -
Несет калач на хвостике.

При купании ребенка:

С гуся - вода,
C лебедя - вода,
А с (имя ребенка) - худоба.

C гуся вода,
С лебедя вода,
C моего дитя
Вся худоба -
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду!

С гоголя вода,
C дитя худоба.
С гоголихи вода,
Детке сон да дягота,
Доброго здоовья!

Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода -
С тебя худоба.
Вода книзу -
А дитя кверху.

Перекладывая голову ребенка из руки в руку:

Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место.
Пеку, пеку каравай -
Переливай, валяй!

Разводя ручки ребенка в стороны:

Тяни холсты -
На покроечку.
На рубашечку.
Тяни-потягивай,
Поперек подкладывай.

Тяни холсты,
Потягивай!
В коробочку
Накладывай!
Это маме холст,
Это тяте холст,
А (имя ребенка) холст
С мышиный хвост!

Таюшки-татюшки,
На горе пичужки,
Там Ванюшка был,
Пичужку поймал.

Держа ребенка на коленях:

Тяну-тяну, рыбу ловлю,
В передничек кладу.
А один ершок
Кладу в горшок -
Юшку варить,
(Имя ребенка) кормить!

Тяну-тяну,
Рыбу ловлю.
В кошель кладу,
Домой несу:
Щурки и кучки,
Плотички и полички.
Один ершок
Да и тот в горшок.
Щей наварю,
(имя ребенка) накормлю.

Тюшки-тютюшки,
Веселы все душки.
Подыму Фролку
На крутую горку.
Бух! Покатился,
С горки свалился!

Ехал Тит на дрожках
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам -
Да бух!

Ехали мы, ехали
В город за орехами,
По кочкам, по кочкам
Да в ямку - бух!
Раздавили сорок мух!

По кочкам, по кочкам,
По маленьким пенечкам,
В ямку - бух!
Провалился петух!

Я рыжая лисица,
Я бегать мастерица.
Я по лесу бежала,
Я зайку догоняла
И в ямку - бух!

Делая ребенку массаж:

Шел Бабай по стене,
Нес мешок на спине.
Что в мешке, то мне!
Что в корыте, то Никите!

Как у нас ли журавель!
Как у нас ли молодой,
На политочке сидел,
Лапоточки плел:
И себе, и жене,
Ребятишкам по лаптишкам,
А девчонкам
По чулчонкам.

Шел Бабай по стене,
Нес лапти в кошеле:
Всем детишкам по лаптишкам,
И себе, и жене.
Ку-ка-ре-ку, петушок!
На полатях мужичок.
Он лапти плетет:
И себе плетет,
И жене плетет,
Ребятишечкам -
По лаптишечкам!

Сажая обедать:

- Чей нос?
- Данилов нос
- Куда едешь?
- В Киев.
- Что везешь?
- Рожь.
- Что возьмешь?
- Грош.
- Что купишь?
- Калач да блин.
- C кем съешь?
- Один.
- Не ешь, не ешь один!

Играя в ладушки:

Ладушки-лады,
Не поливаны сады,
Недосуг поливать:
Надо в ладушки играть.

Ай, тюк, тюк, тюк,
Наловил дед щук.
Баба рыбку пекла,
Сковородка потекла.

Чики-чики-чикалочки,
Сидит зайчик на палочке,
Белка на тележке
Щелкает орешки,
Иди, зайчик, не проси,
Сам орешки натруси.

Ладушки, ладушки,
Испекли оладушки.
На окно поставили,
Остывать оставили.
Остынут - поедим
И воробышкам дадим.
Воробышки сели,
Все оладьи съели.
Кыш, кыш - полетели!
На головку сели!

- Ладушки, ладушки!
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу-у-у - полетели,
На головку сели,
Лалушки запели.

"Коза рогатая"

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками - топ, топ!
Глазками - хлоп, хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает
.

"Сорока"

Cорока, сорока,
Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Кашки не едали -
Все своим деткам отдала.

Этому - на блюдечке,
Этому - на тарелочке,
Этому - на ложечке,
Этому - поскребышки.

А этому - нет ничего:
А ты, мал-маленок,
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.

Перебирая польчики малыша:

Большаку дрова рубить (большой),
А тебе воды носить (указательный),
А тебе печь топить (безымянный),
А малышке песни петь (мизинец).
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать,
Песни петь да плясать,
Родных братьев потешать.

Загибая пальцы:

- Пальчик-мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Песни пел.

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик гриб нашел (загибаем мизинец)
Этот пальчик чистит стол (загибаем безымянный палец)
Этот резал (загибаем средний палец)
Этот ел (загибаем указательный палец)
Ну а этот лишь глядел (загибаем большой палец)!

Ивану-большаку - дрова рубить,
Ваське-указке - воду носить.
Мишке-середке - печку топить.
Тришке-сиротке - кашу варить.
А крошке Тимошке - песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.

Идут четыре брата
Навстречу старшему.
- Здравствуй, большак! - говорят.
- Здорово, Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка.

Когда ребенок учится ходить:

Три-та-та, три-та-та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке,
А кошечка по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
- Ох ты, котик-коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ!

Три-та-та, три-та-та,
Вышла кошка за кота:
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки,
Топы, топы, по лавочке,
Цапы, цапы, за лапочки!

Катя, Катя маленька
Катя удаленька,
Пройди по дорожке,
Топни, Катя, ноженькой!

Подбрасывая ребенка вверх к потолку:
Тешки-тетешки,
Овсяные лепешки,
Пшеничный пирожок
На опарушке мешон,
Высоконько взошел.
Гоп! гоп! гоп!

Тпрушки, тпрушки,
Пекла баба преснушки.
Всем по преснушке,
А две для Ванюшки!

Тушки-тутушки,
На столе преснушки,
А в печи ватрушки.
Преснушки, ватрушки -
Нашему Андрюшке!




Похожие публикации