Педразвитие. Конспект нод по направлению «познание» (фэмп) в старшей группе «путешествие в королевство математики

Цель:

Формирование у детей интереса к математике посредством игрового занимательного материала.

Обучающие задачи:

Закреплять знания цифр и умения соотносить их с количеством предметов;

Закреплять знания геометрических фигур, умение их классифицировать;

Закреплять временные отношения: неделя, месяц, части суток.

Развивающие задачи:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Прививать доброжелательное отношение к сказочным героям, сопереживать им.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по фэмп в старшей группе

«Путешествие в сказку»

Цель:

Формирование у детей интереса к математике посредством игрового занимательного материала.

Обучающие задачи:

Закреплять знания цифр и умения соотносить их с количеством предметов;

Закреплять знания геометрических фигур, умение их классифицировать;

Закреплять временные отношения: неделя, месяц, части суток.

Развивающие задачи:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Прививать доброжелательное отношение к сказочным героям, сопереживать им.

Образовательные технологии:

Здоровьесберегающие;

Игровые.

Методические приемы:

Игровой прием – использование сюрпризных моментов.

Наглядный прием – использование наглядного материала.

Словесный прием – напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Раздаточный материал: цветные и простые карандаши, листочки с заданиями.

Демонстрационный материал: магнитная доска, интерактивная доска Smart Notebook, учебно-методическое пособие «Блоки Дьенеша», яблоня из природного материала, яблоки с числами и рыбки из картона, ткань голубого цвета (речка), дорожка со следами.

Предварительная работа: чтение сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке.

Ход НОД:

В: Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Можно встречу начинать!

В: Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и улыбнемся гостям.

В: Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети,

Все хотят в них побывать

И немножко поиграть.

В: Сегодня мы с вами отправляемся в волшебный мир сказки, а какой сказки – вы узнаете, если отгадаете загадку:

У Машеньки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

Д: Гуси-лебеди.

(выставляется картинка – гуси-лебеди с мальчиком)

В: Ребята, вспомните, что случилось в сказке.

Д: …Гуси-лебеди налетели, подхватили мальчика и унесли его на крыльях.

В: Поможем Машеньке, ребята,

Братца ей вернуть обратно?

Д: Да.

В: Нам нужно братца срочно найти,

Но ждут нас преграды на нашем пути.

В: Чтобы преодолеть трудности, для начала проверим свои силы.

Д/и «Отвечай и не зевай»

  • Сколько хвостов у трех котов?
  • Сколько глаз у двух собак?
  • У какой фигуры три угла?
  • Сколько углов у квадрата?
  • Сколько всего дней в неделе? Перечисли.
  • Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера?
  • Назови времена года? Какое сейчас время года?
  • Назови части суток.

В: Молодцы! Вы правильно ответили на вопросы, а значит, готовы к путешествию. Чтобы попасть в сказку, мы должны сказать волшебные слова.

В: В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди,

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке «Заходи!».

В: И вот мы очутились в сказке. Побежала девочка братца искать. Долго бегала по полям, по лесам. Видит, стоит печка на пути.

(выставляется картинка печки)

В: Печка-голубушка, скажи-ка нам ты,

Куда гуси улетели?

Куда братца унести посмели?

В: А печка отвечает:

Я вам, дети помогу

И дорогу укажу.

Но и вы мне помогите.

У меня уже давно испеклись вкусные пироги. Помогите разложить их на подносы.

Д/и «Блоки Дьенеша»

В: На синий поднос мы положим все большие толстые, на красный – маленькие тонкие. А в серединку – большие тонкие.

(дети выполняют задание)

В: Молодцы! Справились с заданием. А еще печка говорит, чтобы лесные звери могли попить чаю с пирогами, нужны чашки. Каких чашек не хватает?

Д/и «Найди недостающую фигуру»

В: Чем чашки отличаются друг от друга?

Д: Цветом – синие, красные, зеленые. Ручкой – нет ручки, с круглой, с фигурной.

В: Какой чашки не хватает?

(дети выполняют задание)

В: Молодцы, ребята! Печка говорит вам спасибо за помощь. Куда же гуси унесли братца?

Печка: Подскажет вам яблонька дорогу.

В: По тропинке мы пойдем,

К яблоньке мы придем.

(выкладывается дорожка со следами)

Яблонька-душенька,

Будь нам подруженькой.

Скажи, куда гуси полетели?

Куда братца унести посмели?

В: Яблонька в ответ:

Я скажу, если вы посчитаете мои яблочки.

В: Сколько яблок на дереве?

Д: 9 яблок.

В: Сколько яблок уже упало?

Д: 5 яблок.

В: Каких яблок меньше?

Д: Меньше яблок, которые на земле.

«Выкладывание числового ряда»

В: Давайте сорвем созревшие яблоки. Яблочки необычные у каждого есть цифра. Выложим их по порядку, начиная слева направо.

(дети выкладывают по порядку)

В: Теперь яблонька просит, чтобы вы посчитали, сколько яблок лежит уже в мешках, которые она приготовила для лесных жителей.

(дети присаживаются за столы)

В: Присаживайтесь.

«Соотнесение количества предметов с цифрой»

В: Сначала подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

С вами мы подружимся маленькие пальчики.

В: Сколько яблок в первом мешке слева, сосчитай. Поставьте нужное количество точек. Соедините с соответствующей цифрой.

(дети выполняют задание)

В: Яблонька говорит: «Спасибо, ребята, что помогли посчитать мои яблочки».

В: Скажи, куда гуси полетели?

К речке бурной вы придете.

В: Но для начала давайте, ребята, немного отдохнем.

(дети встают из-за столов)

Физкультминутка

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть.

Покрутили головой

И усталость вся долой.

Вправо, влево повернись.

На соседа оглянись.

Начинаем приседанья.

Раз, два, три.

Напоследок всем известно,

Как всегда ходьба на месте.

К речке быстрой мы придем.

(дети подходят к речке)

В: Речка, речка, помоги, скажи,

Куда гуси полетели?

Куда братца унести посмели?

В: А речка отвечает:

Я, конечно, помогу,

Путь-дорожку укажу.

Но сначала ответьте на мои вопросы. В моей речке плавают рыбки. Какого цвета рыбки плывут направо? Сколько этих рыбок сосчитайте.

Д: Синие рыбки; 4 рыбки.

В: Какие рыбки плывут налево? Сколько рыбок плывет налево?

Д: Оранжевые рыбки; 4 рыбки.

В: Каких рыбок больше?

Д: Одинаковое количество.

В: Молодцы, ребята! Вы правильно ответили.

В: Как нам найти братца, речка?

В: Через речку вы пройдете,

В лес дремучий вы придете.

Там стоит избушка,

Где живет Яга-старушка.

В: Перебраться через речку на другой берег помогут вот такие кочки.

(выкладываются две кочки)

В: Девочки пройдут по одной кочке, а мальчики по другой.

(дети перешагивают через кочки)

В: А вот и избушка Бабы-Яги.

(выставляется картинка)

В: Здравствуй, Баба-Яга! Верни, пожалуйста, братца.

Баба-Яга: Я верну братца, если вы выполните моё задание. Вы готовы?

Д: Да.

В: У меня есть ступа. Она старая стала. Я хочу, чтобы вы мне сделали новую ступу.

Присаживайтесь за столы.

«Обведи по точкам и раскрась»

В: Вам необходимо сначала простым карандашом соединить числа по порядку по точкам, а потом цветными карандашами раскрасить так, как вы хотите, чтобы ступа понравилась Бабе-Яге.

(дети выполняют задание)

В: Вы так хорошо потрудились, что немного устали.

Гимнастика для глаз

Мы так долго рисовали,

Наши глазки так устали.

Наши глазки закрываем (закрывают глаза)

Тема: «Счёт в пределах 10».

Цель: Создать условия для совершенствования навыков счёта в пределах 10.

Задачи:

1.Способствовать совершенствованию умения считать в пределах 10;

2.Способствовать развитию умения различать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник); делить квадрат на 4 равные части;

3.Способствовать развитию логического мышления, памяти, воображения;

4.Воспитывать самостоятельность, желание прийти на помощь в трудную минуту, чувство сопереживания.

Материал: морковки, зайчики, «валенки и варежки» с геометрическими узорами, салфетка из бумаги. Игрушки зайца, волка, медведя, лисы; фигурка колобка. Сундучок с различными предметами.

1.Создание мотивации.

Обращаю внимание детей на конверт.

— Дети, чей это конверт? Распечатывают конверт и достают из него разрезную картинку с изображением колобка. Как вы думаете, с каким настроением здесь изображён колобок? Почему, он такой грустный и плачет? (обидели, потерялся).

— Зачем он нам про это сообщил? (чтобы мы помогли ему).

— Как мы ему поможем, если мы находимся в д/саду, а он в сказке? (надо попасть в сказку).

— Тогда, как мы сможем туда попасть? (на ковре – самолёте, сапоги скороходы, на поезде, на автобусе).

— Но у нас ничего этого нет, а может, мы можем попасть в сказку при помощи волшебных слов?

— Кто из вас знает, какие волшебные слова?

(Дети предлагают любые волшебные слова).

— А чтобы волшебство произошло, предлагаю всем закрыть глаза.

(Дети закрывают глаза и произносят волшебные слова).

2.Актуализация чувственного опыта и закрепление знаний детей.

Игра «Сосчитай морковки».

Дети открывают глаза, перед ними «указатель дорог» с картинками: направо пойдёшь – в сказку Красная Шапочка попадёшь; налево пойдёшь – в сказку «Колобок» попадёшь, прямо пойдёшь – сказку «Репка попадёшь».

— В какую сторону нам надо идти? (влево).

Обращаю внимание на сундучок. Дети открывают, и смотрят, что там лежит.

Предлагаю взять его с собой, вдруг что – то нам пригодится.

Подходят к домику зайца.

— Здравствуй, заяц! Скажи, пожалуйста, не видел ли ты колобка?

— Да, дети, был здесь колобок. Зайчик поможет нам, если мы поможем ему.

— Целую корзину моркови заяц принёс домой. А не знает, хватит ли всем его зайчатам.

— Как проверить, хватит морковок или нет? (надо сосчитать, каждому зайчику положить одну морковку).

Дети раскладывают моркови на фланелеграфе, считают и сравнивают.

Морковок не хватает. А где взять?(посмотреть в сундучке).

Дети добавляют одну морковку, обобщают, что и зайчиков, и морковок по 8, поравну.

3.Повторение, обобщение, систематизация знаний.

Игра «Подберём валенки и варежки».

— Уважаемый, волк! Не видел ли ты колобка?

— Ребята, волк нам подскажет в какую сторону покатился колобок, но просит ему помочь. Волк сушил валенки и варежки после зимы, но налетел ветер и всё разлетелось. Помогите ему выбрать одинаковые валенки и варежки. (Дети составляют пары, по геометрическим фигурам).

Дети идут и находят записку.

«Ни пеший, ни конный в мой лес не пройдёт, пока на вопросы ответ не найдёт». Леший.

— Ёжик по лесу шёл,

На обед грибы нашёл:

2- под берёзой, 1- у осины.

Сколько их будет, В плетёной корзине? (Ответ:3)

— Ни угла, ни стороны,

— А родня – одни блины … (Круг.)

— Назовите дни недели по порядку.

— Назови соседей числа 5(3,6, 8).

Игра «Вернём пчёлок в ульи»

— Здравствуй, Михайло Потапович! Не встречал ли ты нашего друга колобка? (Был здесь колобок, прокатился, задел мои ульи, и все пчёлки разлетелись. Теперь я не знаю, из какого улья, какие пчёлы?

Предлагаю детям найти пчёл и разместить по своим ульям. (Дети кладут «пчёл» в «ульи», соотнося количество точек на крыльях с цифрой на ульях).

Игра «Раздели поровну»

— Здравствуй, Лисонька! Не видела ли ты нашего друга колобка?

(Лиса не отдаёт колобка). Почему же она нам его не отдаёт?

(Дети высказывают свои предположения).

— Ребята, я знаю, почему лиса не отдаёт колобка, она вас ждала, чтобы вы ей помогли. Лиса ждёт гостей, накрыла стол, а салфетка у неё только одна. Вот она и переживает. Что же делать? (принести ещё, разрезать)

— Чем же нам её разрезать? (достают ножницы из сундучка).

— К Лисе придут гости: Ёжик, Белка, Волк.

Дети считают, сколько всего.

Делят квадратную салфетку на 4 равные части.

— Здравствуй, милый колобок,

Колобок – румяный бок.

Долго мы тебя искали,

Наконец – то ты здесь с нами!

4.Рефлексия.

— Сколько приключений было, колобок, пока мы тебя выручали из беды.

— Расскажите колобку, как вы ему помогали. (Дети рассказывают колобку, кого они встретили, когда его выручали, и как помогли лесным зверям).

Желают Колобку, чтобы он слушался бабушку с дедушкой и не убегал от них. В следующий раз лиса не отпустит.

Прощаются с колобком и возвращаются в детский сад, произнося волшебные слова.

— Ребята, как вы думаете, почему колобок ушёл от дедушки и от бабушки?

(не слушался, скучно ему, нет друзей).

— А мы можем подарить ему друзей – колобков?

— Из чего можно сделать друзей – колобков? (из пластилина, из шариков, вырезать из бумаги).

Дети по желанию изготавливают колобков.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе МБДОУ – д/сад «Берёзка»

Воспитатель Дудорова Нина Викторовна.

Основная общеобразовательная программа МБДОУ - детский сад "Берёзка" (с учётом "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы).

Возрастная группа: старшая.

Тема: Знакомство с народной культурой и традициями

Тема НОД: «В гостях у сказки»

Цель: создание условий для обобщение знаний, полученных на предыдущих занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Задачи : Совершенствовать навыки прямого и обратного счета, соотносить цифру с количеством предметов.

Закреплять знания о времени года, месяцах, дней недели. Закреплять знания о геометрических фигурах. Закреплять умения считать до 10.

Развивать умения разбивать множество по заданным свойствам.

Воспитывать интерес к занятию, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, дидактические игры.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: создание игровой ситуации.

Оборудование: ц ветик-семицветик с заданиями на обратной стороне каждого лепестка, магнитная доска, мяч.

Раздаточный материал: карточки с цифрами от 1 до 10, лепестки цветика-семицветика, кисти для клея.

Предварительная работа: Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», изготовление пособий для дидактических игр, разучивание динамических пауз.

ХОД НОД

1. Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? А путешествовать? Сегодня нас ожидает очень интересное путешествие в мир сказок и чудес. Но прежде чем отправиться в путь, надо ответить на вопросы: давайте вспомним, какое сейчас время года? Какой сейчас месяц? Какой он по счету?

Сейчас утро или вечер?

Сколько вы знаете частей суток?

Назовите части суток.

Сколько дней в неделе?

Назовите дни недели по порядку.

Сколько раз в году бывает день рождения?

Кто громче мычит: петух или корова?

У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки?
Над площадкой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько
птиц всего?
2.
Воспитатель: Молодцы, ребята, к путешествию все готовы. А в какую сказку мы с вами отправимся, вы сейчас угадаете.

Лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели….

Воспитатель: Ребята, а кто говорил эти слова? А из какой сказки девочка Женя? Да, это сказка В. Катаева «Цветик–семицветик». Вам понравились все её желания, которые исполнял цветик-семицветик? Девочка Женя просит нас ей помочь. Она бессмысленно отпустила лепестки от цветика - семицветика и очень хочет собрать их обратно. Чтобы ей помочь, мы должны выполнить задания, которые написаны на каждом лепестке. Вы согласитесь ей помочь? Скажите, пожалуйста, сколько лепестков мы должны собрать? Воспитатель: Тогда вынимаем первый лепесток. На нем такое задание: возьмите карточку с цифрой у себя на столе и найдите для нее пару, так, чтобы в сумме они составляли число 7.

1. Игра «Найди пару» (карточки с цифрами)

Воспитатель: Задаёт вопросы детям по составлению пары.

Молодцы! Справились с заданием. Присоединяем к сердцевине первый лепесток. А теперь мы вынимаем второй лепесток. Читаем задание: это упражнение на устный счёт.

Я задумала число, оно меньше 5 на 1.

Какое число я задумала?

Я задумала число, оно больше 3 на 1.

Какое число я задумала?

Я задумала число, оно больше 7 на 1.

Какое число я задумала? Молодцы и с этим заданием вы справились!

Присоединяем к сердцевине второй лепесток. А теперь мы вынимаем третий лепесток.

3 задание. А сейчас нам нужно решить задачи и поднять карточки с правильным ответом.

Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)

1.Яблоки в саду поспели

Мы отведать их успели

Пять румяных, наливных

И одно с кислинкой, сколько их? 6.

Как вы узнали? 5+ 1= 6. Иди, Дима, к доске и найди карточку с правильным решением. Ребенок показывает карточку 5+1=6.

2.На большом диване в ряд куклы Танины сидят: 2 матрешки, Буратино и весёлый Чипполино. Помогите Танюшке сосчитать игрушки? 4.

Как вы решили? 2+ 1+ 1= 4. Иди, Маша, к доске и выбери карточку с правильным решением. Ребёнок показывает карточку 2+1=1=4.

3.Четыре спелых груши на веточке качалось.

Две груши снял Павлуша, а сколько груш осталось? 2.

Как вы узнали? 4-2=2. Иди, Ваня, к доске и выбери карточку с правильным решением. Ребенок показывает карточку 4-2=2.

Воспитатель: Молодцы, ребята, задачи решили правильно. Прикрепляем третий лепесток к сердцевине.

Пальчиковая гимнастика:
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)
Мы с тобой подружим, маленькие пальчики,
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять,
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца)
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать.
(руки виз, встряхнуть кистями).

4. Воспитатель: Вынимаем следующий лепесток из конвертика. Задание - игра «Назови соседей» Дети встают в круг, бросают друг другу мяч, называют соседей числа 4, 6, 7.

Назовите предыдущее число числа 5, 7 , 9.

Назовите последующее число числа 3,6,8.

Воспитатель: Умницы! С заданием вы справились. Скажите, пожалуйста, сколько лепестков мы собрали, и сколько нам нужно ещё собрать для цветика-семицветика?

5. Воспитатель: Правильно. Вынимаем следующий лепесток и читаем задание. Цифры такие непоседы! Они постоянно путаются. Помогите мне, ребята, поставить их правильно.
Игра "По порядку становись!”.
Дети берут по одной цифре, пока играет музыка, "цифры” гуляют, а по команде "По порядку становись!” дети строятся по порядку. Игра повторяется 1 раз.
А теперь цифры надо поставить наоборот. Игра проводится 2 раза. Собрались все друзья!

Воспитатель: Умницы! И это задание вы выполнили. Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места, а я прикреплю 5-ый лепесток. А теперь вынимаем следующий лепесток, посмотрим, что он хранит. А на этом лепестке Женя просит, чтобы мы нашли ошибку.

Читаю: 6 задание.
Игра «Четвёртый лишний».

Воспитатель называет слова:

Понедельник, вторник, среда, утро.

Март, апрель, июнь, ночь.

Лето, осень, зима, воскресенье.

Утро, вечер, ночь, день, январь.

Дети называют лишнее слово и объясняют почему?

Молодцы, ребята и это задание выполнили правильно. Прикрепляет лепесток.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями. Остался последний лепесток. Вспомните, пожалуйста, как Женя его использовала.

Воспитатель: Да, она оторвала последний седьмой лепесток и загадала, чтобы мальчик Витя, который не мог ходить, стал ходить, стал здоровым, потому что нельзя быть до конца счастливым, если кто-то рядом с тобой страдает. Давайте и мы с вами прикрепим последний лепесток после и пожелаем друг другу быть здоровыми и счастливыми.

3. Воспитатель: Ребята, наше путешествие закончилось. Я очень рада, что вы помогли Жене собрать цветик - семицветик, выполнив такие сложные задания. Вам понравилось путешествие? Какое задание было трудное для вас? Про что вы расскажите дома?

Воспитатель: А теперь мы с вами сделаем подарок нашим гостям. Из лепестков у вас на столе с помощью клея соберите свой цветик -семицветик.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №156 «Волжаночка» г. Ульяновска

Методическая разработка конспекта занятия

по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП)

в группе старшего дошкольного возраста

«Полет на планету «Математика»».

Составила:

воспитатель 1- квалификационной категории

Ильина Людмила Дмитриевна

г. Ульяновск

2016 г.

Программное содержание:

Цель : учить составлять и решать простые математические задачи и примеры.

Задачи:

    Обучающие:

Закрепить состав числа 9;

Учить составлять арифметические задачи и записывать их решения с помощью цифр;

Закрепить знания детей о геометрических фигурах.

    Развивающие:

Способствовать формированию мыслительных операций, активизировать в речи понятия «сложение, вычитание, плюс, минус, больше, меньше, равно», умению аргументировать свои высказывания;

    Воспитательные:

- воспитывать интерес к математическим занятиям и самостоятельность.

Тип занятия: занятие-путешествие

Форма занятия: НОД (фронтальная, индивидуальная форма организации).

Продолжительность: 30 минут

Участники : дети 6-7 лет, воспитатель, музыкальный руководитель.

Оборудование и материалы:

Раздаточный материал на каждого ребенка: счетные палочки, набор геометрических фигур, простой карандаш, линейка, иллюстрированные карточки с заданиями, листок в клетку, медальки (шоколадные в коробке), схема дома из геометрических фигур высотой равная 9 см;

Демонстрационный материал: схема дома из геометрических фигур, конверт с заданиями; карточки с изображением математических знаков и цифр, звезда-приглашение из бумаги, геометрические фигуры из бумаги.

Аудио-плеер, мяч, магнитная доска с магнитами.

Предварительная подготовка:

Отгадывание загадок, решение логических и простых арифметических задач, индивидуальная работа.

Методы и приемы работы с детьми:

Игровой (использование сюрпризных моментов);

Наглядный (использование иллюстрированных заданий, схемы);

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);

Поощрение, анализ занятия.

Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

1. Организационная разминка

Направлена на мотивацию детей. На данном этапе была создана непринужденная, доброжелательная атмосфера для сплоченности группы.

3-5 минут

2.Основная часть

Строилась в основном на использовании всех групп методов: игровой, наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны между собой и направлены на решение поставленных задач.

20-24 минуты

3.Рефлексия

Осуществление обратной связи с помощью ответов детей на поставленные вопросы педагога по всей совместной работе на занятии.

3-5 минут

Ход занятия:

1.Организационная разминка.

Воспитатель:

(на полу лежит звезда (приложение 1)).

Ребята, посмотрите, к нам прилетела звезда, в ней просят о помощи жители из далекой страны «Математики». Они сообщают о том, что их всех злая колдунья заперла в высокой каменной башне. Освободить жителей можно только, решив некоторые математические задания.

Ну, что, ребята готовы помочь жителям планеты «Математика»?

Да.

Присаживайтесь за столы. У каждого на столе лежат листочки с заданием. (Приложение 2- ракета). Если вы правильно справитесь с заданием, мы сможем узнать, на чем мы отправимся в далекое путешествие.

2.Основная часть.

Воспитатель:

Догадались, что нужно сделать?

(ответы детей)

Правильно! Нужно при помощи карандаша соединить цифры по порядку.

С какой цифры начнем? (1).

После цифры 1 какая цифра следует?(2) и т.д.

Соединили все цифры по порядку. Молодцы!

Что у вас получилось?

(ответы детей)

У всех получилась ракета.

На этой ракете мы отправимся в далекое путешествие на планету «Математики».

(звучит композиция mp 3- NiKiNiT «Полет на луну».)

(конверт с заданиями)

Вот мы и на месте. Посмотрите, вот и конверт с заданиями, которые мы должны выполнить, чтобы освободить местных жителей.

    Задание: «Арифметические знаки»

+ ; - ; = ; > ; < .

    Задание: «Пчелка»

Нужно помочь пчелке собрать нектар. Пчелка берет те примеры в ведерко, в которых ответ получается 9.Для начала нужно решить примеры (с помощью линейки или счетных палочек), ответ у которых получится 9,соединим линью при помощи карандаша с ведерком.

(Приложение 3- пчелка).

(индивидуальная помощь педагога при самостоятельной работе детей)

( опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

    Задание: «Веселые задачки».

(выкладывание примеров (решение задачи) на столе из раздаточных цифр и арифметических знаков)

    Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели:

Восемь румяных, наливных,

Один с кислинкой.

Сколько их?

(Восемь румяных, наливных и один с кислинкой).

Какой задан вопрос?

(Сколько всего яблок?).

Для того чтобы узнать ответ, что нужно сделать?

(Надо составить пример:8+1)

( опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

    Десять веселых медвежат

За малиной в лес спешат,

Но один от них отстал,

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

Какое условие в этой задаче (о чем говорят цифры)?

(10 мишек и 1 из них отстал).

Какой задан вопрос?

(Сколько стало мишек впереди?).

Для того чтобы узнать ответ, что нужно сделать?

(Надо составить пример:10-1)

и сколько получится в ответе.(9)

( опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

    *** У бабушки Маши

Внучка Даша,

Кот Пушок и собака Дружок.

Сколько внуков у бабушки всего?

(одна внучка, кот и собака – животные)

( опрос детей, исправление ошибок, поощрение) .

    Задание: «Назови соседей цифры».

(устно)

Назовите число за которым следует число 9?(8)

Назовите число, следующее за числом 9? (10)

Назовите «соседей» числа 9? (8,10)

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

    Задание: «Составь пример»

У вас у каждого на столе лежат разноцветные счетные палочки. Давайте составим примеры на сложение с числом 9.

(самостоятельная деятельность:5+4 ;3+6;4+5;6+3 и т.д.)

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

    Физкультминутка: 2 раза

(показ ведущего- ребенка)

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Я прошу подняться вас – это «раз»,

Повернулась голова - это «два»,

Руки вбок, вперед смотри это «три».

На «четыре» – поскакать.

Две руки к плечам прижать - это «пять».

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

Отдых наш – физкультминутка-это,

Занимай свои места.

    Игра «Дни недели».

(дети встают в круг, воспитатель становится в центре круга и бросает мяч детям, задавая им вопросы, после ответа возвращают мяч воспитателю).

Какой первый день недели?

Какой третий день недели? и т.д.

Четверг. Следующий какой день наступает? и т.д.

Какой день считается выходной?

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

    Задание: «Загадки»

(о геометрических фигурах, дети отгадки вешают на доску)

    1. Три вершины, три угла, три сторонки - вот и я.(треугольник)

    2. Не овал я и не круг, треугольнику я – друг. Прямоугольнику я – брат, а зовут меня….(квадрат).

    3 . Я как обруч, колесо, как чудесное кольцо, и как просто буква о.

(круг)

    4. Я - почти, как круг – малец, я похож на огурец.(овал)

    5. Четыре угла, как квадрат я имею, но только квадратом назваться не смею. Но все же похож на квадрат, между прочим. У меня две длинные стороны и две – покороче. (прямоугольник)

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

    Задание: «Строим дом»

(приложение 4)

(по схеме из геометрических фигур, можно из счетных палочек)

(исправление ошибок, поощрение).

    Задание: «Графический диктант»

(приложение 5-ключ)

У нас осталось последнее задание. У каждого на столе лежат листочки в клетку. Придвиньте к себе поближе, возьмите карандаш и слушайте меня внимательно. На листочке есть черная точка, поставили на точку карандаш. Я буду говорить в какую сторону нужно двигаться и на сколько клеток проводить линии, не отрывая карандаш от бумаги.

И так начнем:

    От черной точки вправо отсчитай 8 клеточек

    Вверх 2 клеточки

    Вправо 4 клеточки

    Вниз 5 клеточек

    Влево 4 клеточки

    Вверх 2 клеточки

    Влево 4 клеточки

    Вниз 3 клеточки

    Влево 1 клеточка

    Вверх 1 клеточка

    Влево 1 клеточка

    Вниз 1 клеточка

    Влево 1 клеточка

    Вверх 3 клеточки

    Влево 1 клеточка

    Вверх 1 клеточка

Что у вас получилось?(ключ)

( опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

Молодцы! Этим ключом мы открыли башню и освободили местных жителей.

Королева «Математики» (приложение 6) награждает вас за ваши старания и помощь медальками.9награждение).

Нам пора отправляться назад. Усаживаемся по удобнее, спинки прямые, закрываем глаза.

(звучит композиция mp 3- NiKiNiT «Полет на луну».)

3.Рефлексия.

Ну, вот мы и вернулись. Вы все сегодня хорошо поработали. Давайте вспомним

( опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

Где мы сегодня побывали? (в стране «Математика»)

Чем мы сегодня занимались? (решали арифметические примеры, играли, …)

Какое число нам встречалось чаще всего? (9)

Что мы делали впервые? (составляли и решали задачки)

Наше путешествие не прошло даром – вы хорошо потрудились и узнали для себя что - то новое. На этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо, вы – молодцы!

Приложение 1.

(Звезда)

Приложение 2.

( Ракета)

Приложение 3.

(Пчелка)

Приложение 4. (Схема дома из геометрических фигур)

Приложение 5.

(схема ключ)

Приложение 6.

(Королева Математики)

Литература:

1. Комплексные занятия по программе " От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет).

2. Программа " От рождения до школы " под редакцией Н.Е. Вераксы , Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС .

4. https://yandex.ru/images/

МБДОУ №8, Нижегородская область, г. Володарск

Коротких Л.С. НОД по ФЭМП в старшей группе "Путешествие по сказкам" // Совушка. 2015. N1..2015.n1.00022.html (дата обращения: 23.02.2019).

Интеграция образовательных областей : познание, физическая культура, коммуникация, музыка, чтение худ. литературы.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, продуктивная.

Цель: упражнять в счете в пределах 10, в умение составлять целое из частей (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник), закреплять знания о составе числа, умения ориентироваться в пространстве, совершенствовать умение решать задачи в стихах, задачи на смекалку, развивать логическое мышление, вызвать интерес к занимательному материалу по математике.

Материал: иллюстрированные странички из сказок ("Золотой ключик", "Малыш и Карлсон", "Незнайка и его друзья", "Красная Шапочка", "Три поросенка", " Крокодил Гена") с главными героями сказок; напольное "Чудо - дерево" с башмачками, чулками, галошами; 6 конвертов разного цвета с загадками; лабиринт; игра "Собери фигуру", "Собери цветок" - 3 цветка с лепестками на состав числа 4, 5, 6; картинка трехэтажного дома с жителями, мяч.

Содержание организованной деятельности детей

Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам. Отгадайте, какая первая сказка ждет нас в гости.

Вот, ребята, чудеса, посмотрите все сюда,

Как у наших у ворот, чудо-дерево растет.

Чудо-чудо, чудо-чудо, расчудесное.

Ни листочков на нем, ни цветочков на нем,

А чулки, да башмачки, словно яблочки!

Из какой сказки это дерево? ("Чудо-дерево" К. Чуковский")

Мама по саду пойдет, мама с дерева сорвет,

Маше - гамаши, Зинке - ботинки, Нине - чулки.

Сколько предметов сорвет мама?

Вот какое дерево, чудесное дерево?! Кроме башмачков, чулок и ботинок здесь висят разноцветные конверты с цифрами. Они не простые, а сказочные. Открывая конверт, мы с вами очутимся в разных сказках, а в каких вы узнаете, отгадывая загадки.

Найдите конверт с цифрой 1.

Слушайте загадку:

Маленькая девочка весело бежит по тропинке к домику, что в лесу стоит.

Нужно этой девочке к бабушке скорей, отнести корзиночку, посланную ей.

Из какой сказки эта девочка? ("Красная Шапочка") Молодцы!

Помогите Красной Шапочке добраться до домика бабушки. (Задание в лабиринте)

Найдите конверт с цифрой 2.

Слушайте загадку:

Их приглашают с другом Геной на день рожденье непременно,

И любит каждую букашку забавный, добрый ….. Чебурашка.

Правильно. Из какой сказки этот герой? ("Крокодил Гена")

Чебурашка очень любит играть в игру "Скажи наоборот" . Давайте мы с вами поиграем в эту игру (игра с мячом).

Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).

Если 2 > 1, то 1

Если Саша вышел из дома раньше Миши, то Миша вышел из дома…(позже).

Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки).

Если правая рука справа, то левая… (слева).

Если дерево высокое, то кустарник… (ниже).

Если ветка тонкая, то дерево… (толстое).

Если дорога широкая, то тропинка… (узкая).

Если гольфы длинные, то носки… (короткие).

Если слон большой, то мышка… (маленькая).

Если солнышко светит днем, то луна светит… (ночью).

Если огонь горячий, то лед… (холодный).

Найдите конверт с цифрой 3.

Слушайте загадку.

Деревянным острым носом всюду лезет он без спроса,

Даже дырку на картине носом сделал….. Буратино.

Из какой сказки этот герой? ("Золотой ключик")

В сказке Мальвина учила Буратино решать задачки, но у Буратино не получалось. Давайте поможем ему решить эти задачки.

1. Потеряла Золушка башмачок, прибежала с праздника и молчок. Стали ей потерянный примерять, сколько же у Золушки их опять? (2)

2. Принесла слону обезьяна два банана, вот обрадовалась подаркам великана. Был один банан у него, посмотрите, теперь сколько стало всего? (3)

3. Три ромашки - желтоглазки, два веселых василька Подарили маме дети. Сколько же цветов в букете?(5)

4. У меня и Аллочки пять счетных палочек. Одна из них сломалась. Сколько же осталось? (4) -

А еще Мальвина любит загадывать математические загадки, загадки на смекалку, которые Буратино никак не смог отгадать. Поможем ему?

1. Какое число встречается в сказке о мертвой царевне, которая заснула мертвым сном, отведав наливное яблочко? (7)

2. Это число обозначает, сколько голов было у Змея Горыныча? (3)

3. Про это число можно сказать по-разному: оно на 1>5 и в то же время на 1

4. Это число обозначает, сколько солнц светит на небе в середине ночи.(0)

5. Бежали 40 волков. Сколько у них на шее хвостов? (ни одного).

6. Какие цифры "пишут" лётчики в небе? (8).

7. Наступил декабрь. Распустились 3 ромашки, а потом еще одна. Сколько цветов распустилось? (ни одного)

8. Из количества пальцев на одной руке вычесть количество рулей в машине. (5-1=4)

9. К количеству ног у лошади прибавить количество солнышек на небе. (4+1=5)

10. К количеству углов в треугольнике прибавить количество колес взрослого велосипеда. (3+2=5)

Молодцы! Помогли Буратино решить задачки. Буратино приглашает на веселый танец - физкультминутка (танец "Буратино").

Найдите конверт с цифрой 4.

Слушайте загадку:

Он не знает ничего, вы все знаете его.

Мне ответьте без утайки. Как зовут его? ... Незнайка.

Из какой сказки этот герой? ("Незнайка и его друзья").

Незнайка жил в цветочном городе. И вот однажды в городе подул сильный ветер. На цветочках облетели лепестки. Незнайка хотел помочь лепесткам найти свой цветок, но не знал как. Давайте поможем ему найти лепестки. Сумма двух чисел равна 4, 5, 6. Молодцы, помогли Незнайке собрать лепестки к цветкам (игра "Собери цветок" ).

Найдите конверт с цифрой 5.

Слушайте загадку:

Толстяк живёт на крыше, летает всех он выше.

Если ляжешь рано спать, ты с ним можешь поболтать.

Прилетит к тебе в твой дом, живой весёлый … Карлсон.

Из какой сказки этот герой? ("Малыш и Карлсон, который живет на крыше") Карлсон очень любил гулять по крышам. Однажды он увидел новый дом и решил узнать кто где живет. Давайте поможем Карлсону познакомиться с жителями этого домика.

Сколько этажей в этом доме? (три).

Покажите 1, 2, 3 этаж.

Кто живет на 1, 2, 3 этаже?

Кто живет слева от Незнайки, справа от Жирафа, выше Буратино, ниже Лисички?

Назовите соседей поросят.

Вот и узнал Карлсон кто живет в этом доме.

Найдите конверт с цифрой 6.

Слушайте загадку:

Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький, крючком, вместо туфелек - копытца.

Трое их - до чего же братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки. Кто герои этой сказки? ("Три поросенка")

Правильно! Три поросенка строили в сказке себе дом, но у некоторых поросят дом получился непрочным. Давайте поможем поросятам построить прочные домики. Домики будут у нас не простые, а геометрические (игра "Собери фигуру" ).

Какой формы у нас получился домик? (опрос детей)

Молодцы! Прочные домики построили.

Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. В какой сказке вам понравилось больше всего и почему? Чем мы сегодня занимались? (математикой).

Математика - очень нужная наука, она может пригодиться всегда и везде, в обычных и совсем невероятных сказочных ситуациях. Ведь математика - царица всех наук, символ мудрости. С математикой мы будем дружить!

Похожие публикации