Ошо о детях. Воспитание нового ребёнка

Текущая страница: 1 (всего у книги 4 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Ошо
Воспитание нового ребенка в уважении, свободе, заботе

Всевозможные боги, всевозможные суеверия и предрассудки: все это родители стремятся сохранить и увековечить. Когда ребенок рождается, он как tabula rasa, чистый лист, на котором еще ничего не написано. В этом его красота: на зеркале нет пыли. Он может видеть ясно.


ОШО является зарегистрированной торговой маркой и используется с разрешения Osho International Foundation; www.osho.com/trademarks

Все права защищены.

Публикуется на основе Соглашения с Osho International Foundation, Banhofstr/52, 8001 Zurich, Switzerland, www.osho.com

Этот сумасшедший, сладкий, требующий полной отдачи, изматывающий и восхитительный марафон под названием материнство… С тех пор как этот метеор пришел к нам – вот уже почти два года – ни одной спокойной ночи, ни единого дня отдыха. И кажется, что важнее всего на свете – просто быть рядом и отдавать ему все внимание; и так часто при этом я веду себя неадекватно, чувствую напряжение и усталость.

Как найти в этом смех? ПОМОГИ!


Дать ребенку жизнь – это одно, но быть матерью – это совершенно другое. Родить ребенка может любая женщина; это очень простое явление. Но чтобы быть матерью, необходимо великое искусство, необходимо великое понимание.

Ты создаешь человеческое существо – это величайшее творчество! Художник пишет картину – мы называем это великим искусством. Пикассо… мы считаем его великим художником. Но как же мать, которая сотворила Пикассо? Поэт пишет прекрасные стихи, но как же мать, которая сотворила Шекспира? Мы не задумываемся о том, что матери – это самые творческие люди на земле. Именно поэтому женщины редко становятся великими художниками, великими поэтами – им это не нужно: они могут быть великими матерями. Почему мужчина стремится стать известным ученым, поэтом, художником, тем, этим? Потому что он завидует женщине: он не способен создавать детей. Он чувствует себя бессильным.

Зигмунд Фрейд много говорил о фаллической зависти – о том, что женщины якобы завидуют мужчинам из-за того, что у женщин нет пениса. Это полнейшая чушь, абсурд. Это равносильно тому, что если бы Зигмунд Фрейд родился женщиной, речь пошла бы о мужской зависти к женской груди.

Но одно можно сказать точно: в глубине души мужчина всегда завидует женщине, так как не может стать матерью, не может выносить в себе новую жизнь, не может создать жизнь. Вместо этого он пишет картины, ваяет скульптуры, складывает стихи, сочиняет музыку; он летит на Луну, поднимается на Эверест. Он хочет доказать – по крайней мере, своей женщине: «Я тоже кое-что могу»; иначе ему пришлось бы признать себя бессильным. По сравнению с тем, что может женщина, его участие кажется незначительным, почти случайным: давая жизнь ребенку, мужчина просто запускает процесс. Ту же работу способна выполнить небольшая инъекция, – вот и весь его вклад.

Женщина проживает девять месяцев агонии и экстаза. Но и тогда работа еще не закончена! На самом деле, когда ребенок родился, работа, настоящая работа, только начинается. Ребенок вносит в жизнь новое качество свежести. Каждый ребенок рождается дикарем, варваром; теперь мать должна сделать его цивилизованным. Каждый ребенок – варвар, помни это; он стихийный, дикий. И мать должна привить ему культуру, должна научить его искусству жизни, искусству быть человеческим существом. Это огромный труд.

Будучи матерью, ты должна помнить, что твоя работа не окончена, она только началась. Примись за нее с радостью! Ты создаешь что-то чрезвычайно ценное: формируешь и взращиваешь частицу жизни, защищаешь ее. В таком деле нет жертвы, которая была бы слишком велика – любая жертва может и должна быть принесена. Это первое.

Второе: не становись слишком серьезной, иначе ты повредишь ребенку. Твоя серьезность станет разрушительной. Действуй игриво. Ответственность велика, но ее нужно принимать с легкостью. Играй, как играют на музыкальном инструменте, – пусть твоим инструментом теперь будет ребенок. Играй бережно, но радостно, легко… Если ты станешь серьезной, ребенок почувствует твою серьезность и будет подавлен и искалечен. Не нагружай его, не считай, что ты делаешь для него что-то великое. Когда я говорю, что ты делаешь что-то великое, я имею в виду, что ты делаешь что-то великое для самой себя. Помогая этому ребенку вырастать в прекрасное человеческое существо, в Будду, ты будешь становиться матерью Будды. Ты не обязана ребенку – ты просто наслаждаешься своей собственной жизнью; благодаря этому ребенку твоя жизнь станет ароматом.

Это благоприятная возможность.

А вот и две ловушки: либо ты уделяешь ребенку мало внимания, ощущая постоянную усталость от него; либо становишься слишком серьезной и начинаешь нагружать, обременять его чрезмерной заботой. И то, и другое неправильно. Помогай ребенку – но из чистой радости. И никогда не думай, что он в каком-то долгу перед тобой. Наоборот, будь благодарна ему за то, что он выбрал тебя своей матерью. Пусть твое материнство расцветет через него.

Если тебе удастся расцвести в своем материнстве, ты почувствуешь благодарность к ребенку навеки.

Естественно, будут и жертвы, но они должны быть принесены… радостно. Только тогда это жертва! Если ты приносишь жертву без радости, это не настоящая жертва. Слово «жертва» происходит от слова «священный»{ Sacred – «священный», sacrifice – «жертва» (англ .). – Примеч. перев .}. Когда ты приносишь жертву радостно, она священна. Когда ты делаешь это безрадостно, тогда ты просто исполняешь некую обязанность, а все обязанности безобразны, в них нет ничего священного.

Материнство – это величайшая возможность. Медитируй над этим, иди в это глубже. Нигде больше ты не найдешь такой глубокой сопричастности – более глубокой сопричастности, чем между матерью и ребенком, просто не существует. Даже между мужем и женой, даже между влюбленными она не так глубока, как между матерью и ребенком. Ни с кем больше у тебя не будет такой близости, – потому что ребенок прожил девять месяцев у тебя внутри неотъемлемо, как часть тебя; никто другой не может девять месяцев жить внутри тебя как неотъемлемая часть тебя.

Рано или поздно ребенок становится отдельным существом, но где-то в глубине бессознательного между матерью и ребенком сохраняется связь.

Если твой ребенок сможет стать буддой, если он вырастет в прекрасное человеческое существо, это принесет тебе пользу, потому что ребенок всегда остается связанным с матерью. Прерывается только физическая связь, духовная связь никогда не прерывается.



Это одна из самых фундаментальных проблем, которая стоит сегодня перед человечеством. От того, как мы ее решим, зависит будущее. Раньше мы никогда с ней не сталкивались. Сейчас человечество повзрослело, достигло определенной зрелости, – а по мере взросления приходится сталкиваться с новыми проблемами.

Только недавно на Западе мы осознали, что самое большое рабство – это рабство, в котором находится ребенок. Об этом никогда раньше не думали, об этом не упоминается ни в одном писании мира. Кто мог предположить… ребенок – и раб? Раб своих собственных родителей – тех, кто его любит, кто жертвует собой ради него? Казалось бы, это нелепость, полный абсурд. Но сейчас, когда психология глубже проникла в тайны функционирования человеческого ума, стало совершенно ясно, что ребенок – это самое эксплуатируемое существо; никого не эксплуатируют больше, чем ребенка. И, конечно, это делается под видом любви.

Я не говорю, что родители осознаю т, что они эксплуатируют ребенка, что они порабощают, разрушают его, делают его глупым и неразумным; что все их усилия обусловить ребенка как индуса, мусульманина, христианина, джайна или буддиста – бесчеловечны. Они не осознают этого. Но факт остается фактом.

Родители обусловливают ребенка самыми безобразными способами, и, естественно, ребенок беззащитен: он зависит от родителей. Он не может протестовать, не может бежать, не может защищаться. Он предельно уязвим, поэтому его легко эксплуатировать.

Родительское обусловливание – это величайшее в мире рабство. Его нужно полностью искоренить, только тогда человек сможет, наконец, по-настоящему стать свободным, истинно свободным, потому что ребенок – это будущий родитель. Если ребенок воспитывается неправильно, тогда страдает все человечество. Ребенок – это семя: если отравлено и разрушено само семя – пусть даже с лучшими намерениями, из лучших побуждений – тогда нет надежды, что человек когда-нибудь станет свободной индивидуальностью, эта идея останется лишь мечтой.

То, что вы считаете своей индивидуальностью, на самом деле не индивидуальность. Это только личность – нечто искусственно выращенное в вас родителями, обществом, священниками, политиками, воспитателями. Воспитатели, начиная с детского сада и заканчивая университетом, состоят на службе у интересов власти, интересов общественной системы. Их единственная цель – так разрушить и искалечить каждого ребенка, чтобы он наилучшим образом соответствовал требованиям существующего общества.

Возникает страх. Страх, что, если ребенку с самого начала позволить быть необусловленным, он станет настолько умным, бдительным и осознанным, что вся его жизнь превратится в мятеж. А мятежники никому не нужны, общество любит послушных людей.

Родителям нравятся послушные дети. Но учтите: послушный ребенок – это почти всегда самый глупый ребенок. Непослушный ребенок умен, но он не приветствуется, он никому не нравится. Его не любят учителя, не признает общество; его постоянно осуждают. И тогда ему остается либо пойти на компромисс с обществом, либо жить в своего рода самообвинении. Это естественно – ведь он чувствует, что не оправдал ожиданий своих родителей, что они недовольны им.

Вспомните: родители Иисуса не были довольны Иисусом, родители Гаутамы Будды не были довольны Гаутамой Буддой. Эти люди в детстве были настолько смышленые, настолько непослушные – как родители могли быть ими довольны?

Каждый ребенок рождается с огромными возможностями, с огромным потенциалом, и если мы позволим ему беспрепятственно развить собственную индивидуальность и поможем ему в этом, мы получим прекрасный мир, мы получим множество будд, множество сократов, множество иисусов – у нас будет невероятное количество гениев. Гениальность – это редкое явление не потому, что гении редко рождаются, – нет! Это редкое явление, потому что очень трудно избежать процесса обусловливания обществом. Лишь изредка ребенку удается вырваться из этих когтей.

Каждый ребенок окутывается во множество слоев обусловленности – обществом, родителями, учителями, священниками, государственными интересами. Ему внушают определенную религиозную идеологию: его принуждают стать иудеем, христианином, индуистом или мусульманином. Но это не его решение. А когда вы принуждаете человека к чему-то против его воли, вы калечите его, разрушаете его разум; вы не даете ему возможности выбирать, не позволяете ему действовать разумно. Вы ставите его в такое положение, что он вынужден действовать механически. Он станет христианином, но христианином не по своей воле. А что значит быть христианином не по своей воле?

Те немногие, кто последовал за Иисусом, кто пошел за ним, были храбрыми людьми. Они были единственными христианами: они рисковали жизнью, они двигались против потока, они подвергались опасности; они были готовы умереть, но не желали идти на компромисс.

Те немногие, кто последовал за Гаутамой Буддой, были истинными буддистами, но сейчас во всем мире миллионы христиан и буддистов, и все они ненастоящие, фальшивые. Они не могут не быть фальшивыми – вера навязана им силой. Они опутаны паутиной определенной религиозной идеологии, определенной политической идеологии – им говорят, что они индусы, что они иранцы, что они китайцы, что они немцы, – им навязывают определенную национальность. А человечество едино, Земля едина. Но политики не хотят, чтобы Земля была единой, потому что, если Земля будет единой, тогда они со всей своей политикой должны будут исчезнуть. Что произойдет со всеми этими президентами и премьер-министрами? Они могут существовать, только если мир остается разделенным.

Религия едина – но что тогда будет с Папой, со всеми шанкарачарья , со всеми имамами ? Что будет со всеми этими людьми? Они могут существовать, только если в мире много религий, много церквей, много культов, много вероучений.

На земле существует триста религий и по меньшей мере три тысячи ответвлений этих религий. Естественно, это дает возможность существовать множеству священников, епископов, архиепископов, кардиналов, шанкарачарья. Эта возможность исчезнет.

И я говорю вам: есть только одна религия! Она не имеет никакого отношения ни к Библии, ни к Ведам, ни к Гите. Она появляется в сердце, полном любви, она появляется в разумном существе. Она рождается из осознанности, медитативности. Но если люди будут такими, это повредит интересам общественной системы.

Поэтому родители, принадлежащие к определенному государственному режиму, к определенной нации, к определенной церкви, к определенному вероисповеданию, не могут не навязывать детям свои идеи. Но, что самое удивительное, дети всегда умнее своих родителей, потому что родители принадлежат прошлому, а дети – будущему. Родители уже обусловлены, закрыты, закутаны в оболочку. На их зеркалах скопилось столько пыли, что они уже ничего не отражают; они слепы.

Всевозможные боги, всевозможные суеверия и предрассудки: все это родители стремятся сохранить и увековечить. Когда ребенок рождается, он как tabula rasa { Tabula rasa (лат.) – чистая доска. – Примеч. перев .}, чистый лист, на котором еще ничего не написано. В этом его красота: на зеркале нет пыли. Он может видеть ясно.

Мама: «Как, Джимми! ты свалился в грязь в новых штанах?»

Джимми: «Да, мам, не было времени их снять».


В первом классе идет урок природоведения. Учительница обращается к маленькой Элен, сидящей за первой партой:

– А теперь, Элен, скажи всему классу, ты овощ, животное или минерал?

– Никто из них, – проворно отвечает Элен. – Я настоящая живая девочка!


Большое семейство получило наконец возможность переехать в более просторный дом. Через некоторое время дядя спрашивает своего племянника:

– Ну и как тебе живется в новом доме?

– Просто замечательно, – отвечает мальчик. – Теперь у нас с братом есть по отдельной комнате, и у сестер тоже. Только бедная мама по-прежнему ютится в одной комнате с отцом!


Потеряв голову от волнения, женщина звонит своей старой подруге. Подруга принимает ванну, и к телефону подходит ее маленькая дочь.

– О, дорогая, – говорит женщина, – мне нужно хоть с кем-нибудь поговорить! Я только что нашла на кухне записку. Мой муж сбежал с другой женщиной. Ушел, ушел, ушел навсегда! Меня разрывают эмоции, я не знаю, что делать. Мне кажется, в любой момент я могу отпустить все к чертям.

– Как раз это тебе и нужно, – отвечает девочка. – Просто отдайся своим эмоциям. Отпусти себя. Самое лучшее, что ты можешь сделать, это от души посмеяться!


Каждый ребенок рождается умным, ясным, чистым, но мы начинаем заваливать его мусором.

Ты спрашиваешь:

Имеет ли ребенок такие же права на личное пространство и свободу, что и его родители?


Он имеет даже бо льшие права, потому что он только начинает жить. Родители уже отягощены, уже искалечены, уже зависимы. У ребенка больше прав быть самим собой. Он нуждается в уединении, но родители не позволяют этого; они очень боятся оставить ребенка в одиночестве. Они постоянно суют свой нос в его дела, им необходимо высказаться по любому поводу.

Ребенок нуждается в личном пространстве, потому что все прекрасное вырастает в уединении. Помните: это один из фундаментальных законов жизни. Корни растут под землей. Если их выдернуть, они начнут умирать. Им необходимо уединение, абсолютное уединение. Ребенок растет во чреве матери в темноте, в одиночестве. Если извлечь его на свет, в окружение людей, он умрет. В течение девяти месяцев ему нужно абсолютное уединение. Все, что нуждается в росте, требует уединения. Взрослый человек не нуждается в нем так сильно, потому что он уже вырос, но ребенку необходимо гораздо больше личного пространства. Однако его никогда не оставляют в покое.

Родители всегда тревожатся, когда видят, что ребенка нет или что он один; они сразу же начинают паниковать. Родители боятся, потому что, когда ребенок один, в нем начинает развиваться индивидуальность. Ребенка всегда нужно держать в определенных рамках, чтобы сохранялась возможность его контролировать, – этот контроль не позволяет индивидуальности расти; этот контроль закутывает, заворачивает ребенка в личность.

Личность есть не что иное, как просто обертка. Слово «личность» происходит от прекрасного слова «персона»{ Personality – «личность» (англ .). – Примеч. перев .}, что означает «маска». В греческих драмах актеры выступали в масках. Sona значит «звук», per значит «сквозь». Актеры говорили «сквозь» маски; лиц было не видно, слышны были только голоса. Поэтому маску стали называть persona – сквозь нее слышался звук. И от слова persona произошло слово «личность».

Ребенок должен постоянно быть начеку, потому что за ним следят. Посмотрите сами: принимая ванну, вы становитесь совершенно другим человеком – в ванной комнате вы можете снять свою маску. Даже взрослые, очень серьезные люди начинают напевать, насвистывать, начинают строить рожицы перед зеркалом! Вас никто не видит, – вы точно знаете, что дверь закрыта, – но стоит вам только заметить, что кто-то подсматривает в замочную скважину, и все немедленно меняется. Вы снова становитесь серьезным, пение прекращается, вы перестаете строить рожицы; вы начинаете вести себя как положено. Это и есть личность – вы вернулись в оболочку.

Ребенку необходимо чрезвычайно много личного пространства – так много, как это только возможно, – чтобы его индивидуальность развивалась без вторжения посторонних влияний. Но мы вторгаемся в личное пространство ребенка, постоянно вторгаемся. Родители постоянно спрашивают: «Что ты делаешь? О чем ты думаешь?» Даже думаешь! Нужно заглянуть даже в его мысли!

На Дальнем Востоке есть некоторые поселения, где каждое утро ребенок должен рассказывать своим родителям, что ему снилось, – потому что даже во сне его нельзя оставить без надзора. Вдруг ему приснится неправильный сон, вдруг он подумает о чем-то неподобающем!.. Ребенок должен отчитаться перед родителями.

Этот ежедневный утренний ритуал – первое, что ребенок должен сделать еще до завтрака: проснувшись, он рассказывает родителям, что видел ночью.

Психоанализ был разработан на Западе совсем недавно, но на Востоке, в этих дальневосточных племенах, он практикуется родителями на протяжении тысячелетий. И, конечно, бедный ребенок не владеет языком символов, поэтому просто рассказывает все как есть. Он не знает, что обозначает его сон; знают только родители. Но это уже чересчур. Это нарушение границ ребенка, это бесчеловечно; это вторжение в личное пространство.

Вы думаете, что только из-за того, что ребенок от вас зависит, получает от вас еду, одежду и крышу над головой, вы имеете право так поступать?.. – Если ребенок скажет, что он во сне летал, родители сразу поймут, что это сексуальный сон. Теперь они начнут строже контролировать его поведение, начнут его дисциплинировать. Они заставят его принимать по утрам холодную ванну! Они начнут беседовать с ним о целомудрии, они станут ему говорить: «Если ты не будешь воздерживаться, твои дела плохи. Если ты будешь думать о сексе, то станешь глупым или ослепнешь», – и будут нести прочую чушь.

Ребенку необходимо огромное личное пространство. Родителям следует вступать в него только для того, чтобы помочь, но не для того, чтобы вмешиваться. Пусть ребенок сам решает, что ему делать, а что нет. Взрослые должны просто следить, чтобы он не причинил вреда себе или другим, – этого вполне достаточно. Большее уже безобразно.


Проезжая небольшой городок, турист остановил машину у почты. На скамейке напротив сидел мальчик, и мужчина разговорился с ним:

– Ты давно здесь живешь?

– Около двенадцати лет, – ответил мальчик.

– Захолустное местечко, не так ли?

– Верно, – ответил мальчик.

– Здесь даже некуда сходить, – сказал турист. – Кажется, тебе тут совершенно нечем заняться.

– Это точно, – ответил мальчик. – Именно поэтому мне здесь и нравится.


Дети очень любят, когда их оставляют в покое; простор необходим для их роста. Да, родители должны быть внимательны и осторожны, заботиться, чтобы с ребенком не случилось ничего плохого, но чаще всего они вмешиваются без причины. Родители должны заразить ребенка огромной жаждой исследования, жаждой истины, но не должны давать ему готовой идеологии. Не нужно учить ребенка истине, нужно учить его узнавать истину. Нужно учить познавать, нужно учить исследовать, нужно учить рисковать.

Детям можно помогать следующим образом: когда они задают вопросы, родители не должны отвечать, если не уверены в ответе. Но даже когда они уверены, отвечать нужно так, как отвечал своим ученикам Будда: «Не верьте моим словам! Это мой опыт, но как только я говорю о нем вам, он становится ложью, потому что этот опыт – не ваш. Слушайте меня, но не верьте. Экспериментируйте, исследуйте, ищите. Пока вы не узнаете сами, всякое знание бесполезно, даже опасно. Заимствованное знание только мешает».

Но что делают родители?.. – они продолжают обусловливать ребенка.

Ребенку нужно уединение, ребенку нужна свобода – свобода, чтобы быть. Но каждый родитель пытается вырастить ребенка кем угодно, только не самим собой. Родители хотят, чтобы ребенок стал Иисусом Христом, Гаутамой Буддой или Святой Терезой. Но это намерение глупо и недостойно, потому что никто не сможет снова стать Буддой, никто не сможет снова стать Христом. Существование настолько творческое, что оно никогда не повторяет само себя. Со времен Иисуса прошло две тысячи лет, – удалось ли кому-нибудь вновь стать Иисусом? Это невыполнимо, невозможно, и хорошо, что невозможно. Со времен Будды прошло двадцать пять столетий, и миллионы людей пытались подражать ему, чтобы самим стать Буддой, но никто не достиг успеха. И хорошо, что никто не достиг успеха, потому что каждый по-своему уникален.

Подражать – значит разрушать себя; это самоубийство! Но все родители в каком-то смысле обучают детей самоубийству: «Стань таким-то и таким-то, стань тем-то и тем-то. Будь кем угодно, только не самим собой». Ребенка всячески осуждают, отвергают; ему говорят, прямо или косвенно: «Кто бы ты ни был, это неправильно, что бы ты ни делал, это неправильно». Ребенок обязан следовать какому-то примеру, подражать какому-то идеалу. «Если ты не ведешь себя как Будда, или Дева Мария, или Конфуций, или Моисей, – то ты плохой», – и ребенок начинает подражать. Этот мир переполнен подражанием, вот почему в нем так много страдания; вот почему в нем так мало творчества и так много бесчувствия, озлобленности.

Попробуйте внушить розам, что они должны стать маргаритками, а маргариткам, что они должны стать лотосами. Но роза не способна стать маргариткой, маргаритка не способна стать лотосом. Возможно только одно: если лотос решит, что должен стать розой, роза решит, что должна стать ноготками, а ноготки – что должны стать лотосом, больше не будет ни лотосов, ни ноготков, ни роз, – потому что вся энергия розы истратится на то, чтобы стать ноготками, которыми роза стать не может, это невыполнимо. И именно потому, что она не может стать ноготками, ее энергия расходуется впустую – та же самая энергия, которая могла бы расцвести в розу.

Детям не нужно никакой обусловленности, им не нужно никакого направления извне. Им нужно помочь стать самими собой; их нужно поддерживать, питать, укреплять. Настоящая мать, настоящий отец, настоящие родители станут благословением для ребенка. Ощущая их поддержку, ребенок будет становиться все более укорененным в своем существе, более заземленным, более центрированным, поэтому он начнет скорее любить себя, нежели чувствовать себя виноватым; он будет уважать себя.

Помните: если человек не любит самого себя, он не может любить никого. Если ребенок не научится уважать самого себя, он не сможет уважать никого. Вот почему вся ваша любовь фальшива, все ваше уважение – ложь, подделка. Вы не уважаете самих себя: как вы можете уважать других? Пока внутри вашего существа не родится любовь к себе, вы не сможете излучать ее на других. Сначала вы должны стать светом для самих себя, тогда он начнет распространяться, начнет обогащать других.


В школе шли экзамены, и учитель со скверным характером проверял познания своего ученика о растениях и цветах. Маленький мальчик не мог ответить правильно ни на один вопрос. Наконец, в раздражении, учитель обернулся к ассистенту и воскликнул:

– Пойдите и принесите мне охапку сена!

– А мне маленькую чашечку кофе, пожалуйста!


Поляк ехал по проселочной дороге, и вдруг машина заглохла. Пока он пытался ее починить, к нему подошел маленький мальчик.

– Что это такое? – спросил он.

– Это домкрат, – ответил поляк.

– У моего папы два таких, – сказал мальчик.

Минуту спустя он спросил снова:

– А это что?

– Это фонарь.

– А у моего папы таких тоже два. А вон там? Манометр?

– Да, – ответил поляк раздраженно.

– У моего папы два таких.

Некоторое время разговор продолжался в том же ключе. Наконец, ремонт был окончен. Поляк поднялся и отошел к обочине дороги пописать. Указав на свой механизм воспроизводства, он спросил:

– У твоего папы таких тоже два?

– Конечно, нет! – ответил мальчик. – У него один, но в два раза больше!


Дети удивительно разумны, стоит только дать им шанс! Им нужны подходящие для роста условия, правильный климат. Каждый ребенок рождается с возможностью просветления, с возможностью стать пробужденным, но мы разрушаем эту возможность.

Это величайшее бедствие в истории человечества. Никакое другое рабство не было настолько ужасным, как рабство ребенка, никакое другое рабство не выпило столько крови из человечества; и освобождение от этого рабства является для людей самой трудной задачей.

Пока мы не перестроим общество самым коренным образом, пока не произойдет радикальных перемен и, уступив место коммунам, не исчезнут семьи, освобождение невозможно. Институт семьи так закостенел в своей структуре, что, если всю эту модель не разрушить и не заменить совершенно новым явлением, которое я называю коммуной…

Коммуна – это место, где люди живут сообща, а не в отдельных семейных ячейках. В коммуне много детей, и этих детей любят все. Эти дети не сосредоточены только на своих родителях, они могут наслаждаться необъятной свободой. Они могут пойти в гости к другим взрослым, могут остаться с ними на несколько дней. У них есть многочисленные дяди и тети.

У ребенка будет множество друзей, начиная от самых маленьких и заканчивая взрослыми и стариками; друзей всех видов, всех возрастов.

В коммуне ребенок не будет являться собственностью своих родителей. У него будет больше свободы, больше текучести. Он будет встречаться со множеством разных людей. Он сможет большему научиться. Он узнает множество измерений; он узнает множество языков. И, что самое главное, этот ребенок не будет никем обусловлен, потому что если его окружает столько людей с такими разными устоями, то в конце концов он поймет: «Религия моей матери или отца не единственная. Страна моей матери не единственная. Язык моей матери не единственный. Языков очень много, и все они прекрасны, религий очень много, и все они прекрасны, стран очень много, и все они прекрасны». У него сформируется более универсальный взгляд на мир. Ребенок сохранит текучесть, подвижность, он не зафиксируется.

Психологи говорят, что каждый ребенок фиксируется: если это мальчик – он фиксируется на личности матери; если девочка – на личности отца. И это одна из самых больших проблем в жизни, потому что, если однажды мальчик зафиксировался на личности своей матери, он всю жизнь будет искать женщину, точно ей соответствующую. Он будет ожидать от возлюбленной проявлений качеств своей матери, а это невозможно. Где он найдет свою мать? Каждая женщина уникальна, и она с ним не для того, чтобы быть его матерью.

И интересно, что женщина тоже будет искать своего отца. Мужчина ищет мать, а женщина ищет отца, – и оба притворяются любовниками! Вот почему все браки терпят поражение, все любовные истории оканчиваются неудачей – из-за этого наваждения. Существует критерий, какой должна быть настоящая женщина и каким должен быть настоящий мужчина.

Если в окружении ребенка будет много людей, он не зафиксируется на личности какой-то конкретной женщины или мужчины. У него не сформируется отпечаток, – так это называют психологи, – и вместо определенного отпечатка в его сознании возникнет просто некий расплывчатый образ. У мальчика это будет скорее образ женственности, чем образ определенной женщины; у девочки – образ мужественности, чем образ определенного мужчины. И тогда жизнь приобретет совершенно иной вкус. Тогда вам не нужно будет искать мать, не нужно будет искать отца. Тогда любовные отношения превратятся в источник необыкновенной радости; сейчас же они приносят только страдания и кошмары.

И если нам удастся сделать детей текучими, струящимися, рано или поздно исчезнут страны. Семья является основной единицей нации, государства, церкви; поэтому и церковь, и государство, и нация выступают в ее защиту. Их не беспокоят страдания человечества.

Я против нации, против церкви, против государства, поэтому я отдаю предпочтение коммуне, а не семье. Если однажды старая модель семьи исчезнет и сформируется более многомерная структура, человечество сможет обрести новое рождение. Нужен новый человек, и новый человек принесет с собой рай, тот самый рай, который в прошлом мы надеялись обрести где-то в другой жизни. Рай возможен здесь-и-сейчас, но мы должны дать миру нового ребенка.

Если вы поможете ребенку прийти к своей собственной уникальности, вы сослужите человечеству величайшую службу. Вы станете предвестниками нового рассвета, нового восхода солнца.


Почему родители так жестоки со своими детьми? Есть ли смысл в том, чтобы заставить родителей ответить за тот вред, который они причинили своей жестокостью? И как самому избежать подобных ошибок?


Родители жестоки со своими детьми, потому что они много вкладывают в детей. У них есть нереализованные ожидания и амбиции, и им хочется, чтобы они осуществились в детях, – вот почему они жестоки. Они пытаются использовать детей. А когда вы пытаетесь кого-то использовать, вы неизбежно становитесь жестокими. В самой идее использовать кого-то как средство присутствует жестокость, присутствует насилие.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Возлюбленный Ошо, почему родители так жестоки к своим детям? Есть ли какой-либо смысл в том, чтобы привлекать их к ответу? Как избежать повторения тех же ошибок?

Родители жестоки со своими детьми, потому что родители сделали вклад в них.
Родители имеют свои амбиции, честолюбивые мечты, которые они хотели бы осуществить через своих детей — вот почему они жестоки. Они хотят использовать своих детей. В тот момент, когда вы хотите использовать кого-то, вы не можете не быть жестоки. Из самой идеи использовать кого-либо как средство, возникает жестокость, приходит насилие. Никогда не используйте другого человека как средство, потому что каждый человек ценен сам по себе. Родители жестоки, потому что у них есть идеалы: они хотят, чтобы дети были тем или этим. Они хотят, чтобы дети были богатыми, знаменитыми, уважаемыми. Они хотят, чтобы дети осуществили их несбывшиеся мечты. Дети должны быть их продолжением. Отец хотел быть богатым, но не преуспел, а теперь приближается смерть; рано или поздно жизнь оборвется. Он чувствует разочарование: он еще не достиг своей цели. Он все еще ищет и ищет — но вот приближается смерть — это кажется таким несправедливым. Он бы хотел, чтобы его сын продолжил его работу, потому что его сын является его продолжением. Он его кровь, он его проект, он его часть — он его бессмертие. Кто знает на счет души? Никто не знает ничего определенного. Люди верят, но вера идет от страха, а глубоко внутри остается сомнение. Каждая вера несет в себе сомнение. Без сомнения не может быть веры. Чтобы подавить сомнения, мы создаем веру, но сомнение гложет сердце подобно червяку в яблоке, оно продолжает поедать вас изнутри. Кто знает о Боге, кто знает о душе? Может быть, их нет.

Единственное бессмертие, известное человеку, идет через ребенка — это реально.

Отец знает: "Я буду жить в моем сыне. Я буду мертв, вскоре я буду под землей, но мой сын будет здесь. А мои желания остались неисполненными. Он навязывает эти желания, насаждает эти желания в сознание своего сына: Тебе придется исполнить их, я буду счастлив, если ты исполнишь их. Если ты исполнишь их, то ты заплатил свои долги отцу. Если ты не исполнишь их — ты предал меня”.

Вот откуда идет жестокость. Отец начинает форсировать своего ребенка в соответствии со своими желаниями. Он забывает, что ребенок имеет свою собственную душу, что ребенок имеет свою собственную индивидуальность, что у него свой собственный внутренний путь к расцвету. Отец навязывает свои идеи. Он начинает разрушать ребенка.

А он думает, что любит. Он любит только свои амбиции. Он любит сына, потому что тот будет инструментом, будет средством. Вот что такое жестокость.

Ты спрашиваешь меня "Почему родители так жестоки к своим детям?" Они не могут ничего сделать с этим, потому что у них есть идеи, амбиции, желания — но они не выполнены. Они хотят исполнить их, они хотят продолжать жить через детей. Естественно они подрезают, они ломают, они деформируют, они навязывают образцы своим детям. И дети разрушаются.

Разрушение непременно должно происходить — если только на земле не появится новое человеческое существо, которое любит просто, чтобы любить; если только новые отношения между родителями и детьми не будут построены: вы любите ребенка просто из чистой радости, вы любите ребенка как дар от Бога. Вы любите ребенка. Вы любите ребенка, потому что Бог был таким благословением для вас. Вы любите ребенка потому, что ребенок жизнь, гость из неизвестного, который свил гнездо в вашем доме, в вашем существе, который выбрал вас как гнездо. Вы благодарны и вы любите ребенка. Если вы действительно любите ребенка, вы не будете навязывать ему свои идеи.

Любовь никогда не дает никаких идей, никогда никакой идеологии. Любовь дает свободу. Вы не будете форсировать, если ребенок хочет быть музыкантом, вы не будете пытаться отвлечь его. Вы очень хорошо знаете что музыкант, это не та работа, которой следует заниматься, что он будет беден, что он не разбогатеет, что он никогда не будет Генри Фордом. Или ребенок хочет быть поэтом, и вы знаете, что он останется нищим. Вы знаете это, но вы принимаете это, потому что вы уважаете ребенка.

Любовь всегда уважительна. Любовь это глубокое уважение. Вы уважаете, потому что если Бог хочет исполнить свое желание через ребенка, то пусть будет так. Вы не вмешиваетесь, вы не становитесь на пути. Вы не говорите, «Это не правильно. Я лучше знаю жизнь, я прожил жизнь — а ты ничего не понимаешь в жизни, у тебя нет опыта. Я знаю, что значат деньги. Поэзия не даст тебе денег. Лучше стань политиком, или, по крайней мере, инженером или врачом". А ребенок хочет стать дровосеком или ребенок хочет стать сапожником или ребенок просто хочет стать бродягой и он хочет наслаждаться жизнью... отдыхать под деревьями, на морском берегу, бродить по миру. Вы не вмешиваетесь, если вы любите; вы говорите, ОК, иди с моим благословением. Иди и находи свою истину. Будь тем, кем ты хочешь быть. Я не встану у тебя на пути. И я не буду мешать своим опытом — потому что мой опыт, это мой опыт. Ты — это не я. Ты, может быть, пришел через меня — но ты не я — ты не моя копия. Ты не должен быть моей копией. Ты не должен имитировать меня. Я прожил свою жизнь — ты проживешь свою жизнь. Я не буду нагружать тебя своими неисполненными желаниями. Я буду хранить твой свет. Я буду помогать тебе. Кем бы ты не хотел быть, будь, со всеми моими благословениями и со всей моей помощью".

Дети приходят через вас, но они принадлежат Богу, они принадлежат всеобщему. Не пытайтесь обладать ими, не думайте, что они принадлежат вам. Как они могут принадлежать вам? И если это видение прорастает в вас, тогда... тогда не будет жестокости.

Христианство нанесло много вреда, создавая идею вины, — теперь психоанализ наносит вред, доходя до другой крайности, создавая идею безответственности. Вам придется запомнить: родители что-то делали, потому что их так учили — их родители учили их. Они воспитывались своими родителями. Они не с неба спустились на землю. Какой смысл сбрасывать ответственность на них? Это не поможет; это не поможет решить никаких проблем. Это лишь поможет вам освободится от чувства вины. Это хорошо, это хорошая часть; полезная часть психоанализа в том, что он снимает с вас чувство вины. И вредная часть в том, что он оставляет вас там, он не пробуждает в вас чувство ответственности.

Чувствовать вину — это одно: чувствовать ответственность это другое. Я учу вас ответственности. Что я имею в виду под ответственностью? Вы не несете ответственности перед вашими родителями, вы не несете ответственности перед каким-то Богом, вы не несете ответственности перед каким-то священником — вы ответственны перед вашим внутренним существом. Ответственность это свобода! Ответственность это идея, что» Я должен взять поводья моей жизни в собственные руки. Достаточно! Мои родители нанесли вред — они сделали все, что могли сделать: хорошее и плохое, они сделали и то и другое. Теперь я стал зрелым человеком. Я должен взять все в свои собственные руки и начать жить так, как я чувствую. Я должен вложить в свою жизнь всю свою энергию". И в тот же миг вы почувствуете огромную силу, нисходящую на вас.

Вина заставляет вас чувствовать слабость: ответственность заставляет вас чувствовать силу. Ответственность возвращает вам мужество, уверенность, доверие.

И помните, лишь встав однажды на собственные ноги — вы сможете идти без ног и летать без крыльев; иначе нет.

И вы спрашиваете: как можно избежать одних и тех же ошибок?

Просто попытайтесь понять эти ошибки. Если вы видите причину, посему они совершены, вы не совершите их снова. Понимание истины трансформирует. Понимание истины освобождает. Просто надо увидеть причину, почему ваши родители разрушали вас. Их намерения были хорошими, но их осознанность не была достаточна, они не были осознанными людьми. Они хотели, чтобы вы были счастливы, конечно, они желали вам счастья. Вот почему они хотели, чтобы вы стали богатыми людьми, уважаемыми людьми; вот почему они сдерживали и ограничивали ваши желания, “лепили” вас, заставляли вас следовать образцам, структурировали вас, наделяли вас характером, многое подавляли, многое форсировали. Они делали все, что могли. Их желания были правильными: они хотели, чтобы вы были счастливы, хотя они не осознавали того, что делали, хотя они сами никогда не знали, что такое счастье. Они были несчастными и неосознанными людьми.

И всегда помните: дети не взрослые, вы не должны ожидать взрослых поступков от детей. Они дети! У них совершенно иное видение, другая перспектива. Не нужно насильственно подходить к ним со взрослой меркой. Позвольте им быть детьми, потому что они никогда не будут ими снова; а когда это потеряно, каждый чувствует ностальгию по детству, каждый чувствует, что те дни были днями рая. Не мешайте им. Иногда вам сложно принять видение детей — потому что вы сами потеряли его! Ребенок пытается залезть на дерево что вы будете делать? Вы немедленно испугаетесь — он может упасть, он может сломать ногу, или что-то еще может случиться. И из-за своего страха вы торопитесь остановить ребенка. Если бы вы знали, какая это радость влезть на дерево, вы бы помогли ребенку научиться лазить по деревьям. Вы бы повели его в школу, где учат лазить по деревьям. Вы бы не останавливали его. Ваш страх хорош — он показывает вашу любовь, вашу тревогу, ведь ребенок может упасть, но остановить ребенка, не дать ребенку лазить по деревьям — это значит остановить его рост.

Есть нечто очень существенное в лазании по деревьям. Если ребенок никогда не делал этого он останется в чем-то обделенным, он упустит некое богатство — на всю жизнь. Вы лишили его чего-то прекрасного, и нет другого способа пережить это! Позже ему будет сложнее лазить по деревьям: это будет выглядеть глупо, по-дурацки, нелепо. Позвольте ему лазить по деревьям сейчас. А если вы боитесь, помогите ему, идите и научите его. И вы лезьте вместе с ним! Помогите ему научиться, так чтоб он не упал. А иногда упасть с дерева тоже не так уж плохо. Лучше, чем быть обделенным навсегда...

Ребенок хочет выйти под дождь и бегать под дождем по улицам, а вы боитесь, что он простудится или схватит воспаление легких или еще что-нибудь — и ваш страх правильный! Так делайте что-нибудь, чтобы он был более устойчив к простудам. Ведите его к врачу; спросите у врача, какие витамины давать ему, чтобы он мог бегать под дождем и наслаждаться и танцевать, и не было бы страха, что он заболеет воспалением легких. Но не останавливайте его. Танцевать на улице когда идет дождь — это такая радость! Упустить это, значит упустить нечто очень ценное.

Если вы знаете счастье, если вы осознаны, вы сможете чувствовать то, что чувствует ребенок.

Ребенок прыгает, танцует, кричит и визжит, а вы читаете газеты, свои глупые газеты. И вы знаете, что там — всегда одно и тоже. Но вы чувствуете, что вам мешают. В этой газете нет ничего, но вы чувствуете, что вам мешают. Вы останавливаете ребенка: "Не кричи! Не мешай папе!" Папа делает нечто великое — читает газету! И вы останавливаете эту бегущую энергию, этот поток — вы останавливаете этот пыл, вы останавливаете жизнь. Вы насильственны. Я не говорю, что ребенку всегда можно позволять мешать вам. Но из сотни раз, девяносто раз вам на самом деле не мешают. И если вы не будете мешать ему эти девяносто раз, ребенок поймет. Ребенок понимает вас — если вы понимаете ребенка, — дети очень, очень отзывчивы. Если ребенок видит, что ему никогда не ставят препятствий, но однажды вы говорите ему "Я занят, пожалуйста..." ребенок поймет, что это говорит не родитель, который постоянно ищет предлог накричать на него это говорит родитель, который позволяет все. У детей другое видение.

У них свое видение, свое понимание, свои привычки. Попытайтесь понять их. Понимающий ум всегда найдет глубокую гармонию, растущую между ним и ребенком. Лишь глупые, бессознательные люди продолжают быть закрытыми в своих идеях и никогда не пытаются понять видение другого.

Дети приносят свежесть в мир.

Дети новое издание сознания.

Дети это свежие побеги божественного в жизни. Будьте уважительными, будьте понимающими. И если вы счастливы и бдительны, нет необходимости волноваться о том, чтобы не повторять тех же ошибок — вы их не повторите. Но тогда вы должны абсолютно отличаться от своих родителей. Сознание принесет это различие.

Качества ребенка

Детский опыт сопровождает мудрых людей всю жизнь. Они жаждут его снова — той же невинности, того же изумления, той же красоты. Сейчас он подобен далекому эху, сладкому сну.

Однако все религии рождаются из неувядающего детского стремления к чуду, правде, красоте, жизни, танцующей повсюду. В пении птиц, в красках радуги, аромате цветов, где-то глубоко внутри себя ребенок вспоминает о потерянном рае.

Не случайно во всех религиях мира есть притча о том, как когда-то человек жил в раю и по какой-то причине был вынужден покинуть его. Это разные истории, разные притчи, но они подчеркивают простую истину: эти истории поэтическим способом рассказывают о том, что человек был рожден в раю, а затем потерял его. Отсталые, глуповатые люди совсем забыли об этом.

Но разумные, чувствительные, творческие люди по-прежнему стремятся ощутить тот рай, который они когда-то знали и о котором у них, к сожалению, остались лишь слабые воспоминания. Они снова начинают искать его.

Поиск рая — это новый поиск детства. Конечно, ваше тело уже никогда не будет детским, однако ваше сознание может быть таким же чистым, как сознание ребенка. В этом весь секрет мистического восхождения: стать опять как ребенок, невинным, незасоренным знанием, ничего не знающим, сознающим все, что происходит вокруг, с огромной любознательностью и чувством таинственного, которое невозможно утратить.

Непоседливость

Никто не позволяет ребенку танцевать, петь, кричать и прыгать. По банальным причинам: что-то может разбиться, намокнет одежда, если он выбежит под дождь, — из-за подобных пустяков уничтожается великое качество души — непоседливость. Послушного ребенка все хвалят — родители, учителя, — а непоседливого все ругают. Его непоседливость может быть абсолютно безвредной, но его ругают из-за потенциальной угрозы непослушания. Если беспрепятственно позволять ребенку так резвиться, то он вырастет в бунтаря. Его будет трудно приструнить, нелегко заставить стрелять в других и уничтожить его самого.

Из ребенка-бунтаря вырастет бунтарь-подросток. Тогда его будет трудно заставить жениться и выбрать какую-то профессию, невозможно будет заставить выполнять невыполнимые желания и устремления родителей. Такой ребенок пойдет своей дорогой. Он будет жить так, как ему подсказывает внутренний голос, а не в соответствии с чужими идеалами. Вот почему с самого детства подавляется непоседливость. Она никогда не могла проявиться в полную силу. Вот вы и начинаете медленно выращивать в себе мертвого ребенка. Этот мертвец убивает в вас чувство юмора — вы не можете от души посмеяться, вы не можете поиграть, вы не можете радоваться мелочам жизни. Вы становитесь таким серьезным, что ваша жизнь, вместо того чтобы расшириться, начинает сужаться.


О том, как воспитывать детей, знают каждые молодые родители в ожидании ребенка. Но стоит только малышу вырасти из пеленок, они хватаются за голову с хрестоматийной фразой: «Ну, что мне с тобой делать?!» Ответ на этот вопрос искал «Первый Липецкий» в высказываниях философа, индийского духовного лидера Бхагавана Шри Раджниша, более известного миру под именем Ошо.



Уважайте детей. Дети заслуживают самого большого уважения, на какое вы только способны, потому что они так свежи, так невинны, так близки к божественному. Пора отдать им уважение, а не заставлять их уважать испорченных и развращённых людей - хитрых, лживых - просто потому, что они старше. Не заставляйте их уважать вас, потому что вы их папочка или мамочка. Дети будут слушать вас более внимательно, если вы уважаете их.

Любите своих детей и наслаждайтесь их свободой. Давайте им совершать ошибки , помогайте им увидеть, где они совершили ошибку. Скажите им: «Ошибайся, в этом нет ничего плохого, делай как можно больше ошибок, потому что только так ты чему-нибудь научишься. Но не повторяй одну и ту же ошибку снова и снова, потому что это оглупляет».

Помните: дети не взрослые, не ожидайте от них взрослых поступков. Они дети! У них совершенно иное видение, другая перспектива. Позвольте им быть детьми, потому что они никогда не будут ими снова. Теряя детство, каждый чувствует ностальгию, каждый чувствует, что те дни были райскими. Не мешайте своим детям.

Сама идея о том, что дети - ваша собственность, неверна. Они рождены через вас, но они не принадлежат вам. У вас есть прошлое, у них есть только будущее. Они не будут жить в соответствии с вами. Они должны жить, следуя самим себе - в свободе, в ответственности, в опасности, в сомнениях.

Родители жестоки, потому что хотят, чтобы дети были богатыми, знаменитыми, уважаемыми. Они хотят, чтобы дети осуществили их несбывшиеся мечты. Дети должны быть их продолжением. Вот откуда идёт жестокость. Отец начинает форсировать развитие ребенка в соответствии со своими желаниями. Он забывает, что ребёнок имеет свою собственную душу, индивидуальность, что у него свой собственный внутренний путь к расцвету. Это разрушает ребёнка.

Иногда вам сложно принять видение детей, потому что вы сами потеряли его. Ребёнок пытается залезть на дерево - что вы будете делать? Вы немедленно испугаетесь - он может упасть, он может сломать ногу, или что-то ещё может случиться. И из-за своего страха вы торопитесь остановить ребёнка. Если бы вы знали, какая это радость влезть на дерево, вы бы помогли ребёнку научиться лазить по деревьям.

Родители любят послушных детей. Знайте, что послушные дети - самые глупые. Непослушный ребенок - самый толковый, но учителя его не любят, общество не дает ему уважения, его проклинают. Ему остается либо пойти на компромисс с обществом, либо жить с чувством какой-то вины. Естественно, он будет чувствовать, что не принес счастья родителям, не принес им радости. Хорошенько запомните, что родители Иисуса не были рады ему, родители Гаутамы Будды не были рады Гаутаме Будде. Эти люди были такими понятливыми, такими независимыми - как таких можно было любить?

Да, родители должны быть начеку, должны быть внимательными, чтобы ребенок не поранил себя, но то вмешательство, о котором мы вели речь - негативно, родителям нельзя во все совать свой нос. Они должны привить ребенку стремление к истине, но не свое трактование этой истины. Нельзя ребенка учить правде, но нужно учить искать ее. Нужно учить поиску, нужно учить стремлению к исследовательству, нужно учить приключениям.

Каждый ребенок рождается с такими великими возможностями и потенциалом , что если не мешать и помогать развивать его индивидуальность без помех, у нас будет прекрасный мир, у нас будет невероятное число гениев. Гениев мало, но не потому, что гении редко рождаются, вовсе нет, а потому, что очень трудно избежать сетей общественного сознания. Лишь один раз в века кому-то удастся избежать его когтей.

Любите ребёнка потому, что он - жизнь, гость из неизвестного, который свил гнездо в вашем доме, в вашем существе. Будьте благодарны. Если вы действительно любите ребёнка, вы не будете навязывать ему свои идеи.

Всевозможные боги, всевозможные суеверия и предрассудки: все это родители стремятся сохранить и увековечить. Когда ребенок рождается, он как tabula rasa, чистый лист, на котором еще ничего не написано. В этом его красота: на зеркале нет пыли. Он может видеть ясно.


ОШО является зарегистрированной торговой маркой и используется с разрешения Osho International Foundation; www.osho.com/trademarks

Все права защищены.

Публикуется на основе Соглашения с Osho International Foundation, Banhofstr/52, 8001 Zurich, Switzerland, www.osho.com

Этот сумасшедший, сладкий, требующий полной отдачи, изматывающий и восхитительный марафон под названием материнство… С тех пор как этот метеор пришел к нам – вот уже почти два года – ни одной спокойной ночи, ни единого дня отдыха. И кажется, что важнее всего на свете – просто быть рядом и отдавать ему все внимание; и так часто при этом я веду себя неадекватно, чувствую напряжение и усталость.

Как найти в этом смех? ПОМОГИ!


Дать ребенку жизнь – это одно, но быть матерью – это совершенно другое. Родить ребенка может любая женщина; это очень простое явление. Но чтобы быть матерью, необходимо великое искусство, необходимо великое понимание.

Ты создаешь человеческое существо – это величайшее творчество! Художник пишет картину – мы называем это великим искусством. Пикассо… мы считаем его великим художником. Но как же мать, которая сотворила Пикассо? Поэт пишет прекрасные стихи, но как же мать, которая сотворила Шекспира? Мы не задумываемся о том, что матери – это самые творческие люди на земле. Именно поэтому женщины редко становятся великими художниками, великими поэтами – им это не нужно: они могут быть великими матерями. Почему мужчина стремится стать известным ученым, поэтом, художником, тем, этим? Потому что он завидует женщине: он не способен создавать детей. Он чувствует себя бессильным.

Зигмунд Фрейд много говорил о фаллической зависти – о том, что женщины якобы завидуют мужчинам из-за того, что у женщин нет пениса. Это полнейшая чушь, абсурд. Это равносильно тому, что если бы Зигмунд Фрейд родился женщиной, речь пошла бы о мужской зависти к женской груди.

Но одно можно сказать точно: в глубине души мужчина всегда завидует женщине, так как не может стать матерью, не может выносить в себе новую жизнь, не может создать жизнь. Вместо этого он пишет картины, ваяет скульптуры, складывает стихи, сочиняет музыку; он летит на Луну, поднимается на Эверест. Он хочет доказать – по крайней мере, своей женщине: «Я тоже кое-что могу»; иначе ему пришлось бы признать себя бессильным. По сравнению с тем, что может женщина, его участие кажется незначительным, почти случайным: давая жизнь ребенку, мужчина просто запускает процесс.

Ту же работу способна выполнить небольшая инъекция, – вот и весь его вклад.

Женщина проживает девять месяцев агонии и экстаза. Но и тогда работа еще не закончена! На самом деле, когда ребенок родился, работа, настоящая работа, только начинается. Ребенок вносит в жизнь новое качество свежести. Каждый ребенок рождается дикарем, варваром; теперь мать должна сделать его цивилизованным. Каждый ребенок – варвар, помни это; он стихийный, дикий. И мать должна привить ему культуру, должна научить его искусству жизни, искусству быть человеческим существом. Это огромный труд.

Будучи матерью, ты должна помнить, что твоя работа не окончена, она только началась. Примись за нее с радостью! Ты создаешь что-то чрезвычайно ценное: формируешь и взращиваешь частицу жизни, защищаешь ее. В таком деле нет жертвы, которая была бы слишком велика – любая жертва может и должна быть принесена. Это первое.

Второе: не становись слишком серьезной, иначе ты повредишь ребенку. Твоя серьезность станет разрушительной. Действуй игриво. Ответственность велика, но ее нужно принимать с легкостью. Играй, как играют на музыкальном инструменте, – пусть твоим инструментом теперь будет ребенок. Играй бережно, но радостно, легко… Если ты станешь серьезной, ребенок почувствует твою серьезность и будет подавлен и искалечен. Не нагружай его, не считай, что ты делаешь для него что-то великое. Когда я говорю, что ты делаешь что-то великое, я имею в виду, что ты делаешь что-то великое для самой себя. Помогая этому ребенку вырастать в прекрасное человеческое существо, в Будду, ты будешь становиться матерью Будды. Ты не обязана ребенку – ты просто наслаждаешься своей собственной жизнью; благодаря этому ребенку твоя жизнь станет ароматом.

Это благоприятная возможность.

А вот и две ловушки: либо ты уделяешь ребенку мало внимания, ощущая постоянную усталость от него; либо становишься слишком серьезной и начинаешь нагружать, обременять его чрезмерной заботой. И то, и другое неправильно. Помогай ребенку – но из чистой радости. И никогда не думай, что он в каком-то долгу перед тобой. Наоборот, будь благодарна ему за то, что он выбрал тебя своей матерью. Пусть твое материнство расцветет через него.

Если тебе удастся расцвести в своем материнстве, ты почувствуешь благодарность к ребенку навеки.

Естественно, будут и жертвы, но они должны быть принесены… радостно. Только тогда это жертва! Если ты приносишь жертву без радости, это не настоящая жертва. Слово «жертва» происходит от слова «священный»{ Sacred – «священный», sacrifice – «жертва» (англ .). – Примеч. перев .}. Когда ты приносишь жертву радостно, она священна. Когда ты делаешь это безрадостно, тогда ты просто исполняешь некую обязанность, а все обязанности безобразны, в них нет ничего священного.

Материнство – это величайшая возможность. Медитируй над этим, иди в это глубже. Нигде больше ты не найдешь такой глубокой сопричастности – более глубокой сопричастности, чем между матерью и ребенком, просто не существует. Даже между мужем и женой, даже между влюбленными она не так глубока, как между матерью и ребенком. Ни с кем больше у тебя не будет такой близости, – потому что ребенок прожил девять месяцев у тебя внутри неотъемлемо, как часть тебя; никто другой не может девять месяцев жить внутри тебя как неотъемлемая часть тебя.

Рано или поздно ребенок становится отдельным существом, но где-то в глубине бессознательного между матерью и ребенком сохраняется связь.

Если твой ребенок сможет стать буддой, если он вырастет в прекрасное человеческое существо, это принесет тебе пользу, потому что ребенок всегда остается связанным с матерью. Прерывается только физическая связь, духовная связь никогда не прерывается.



Это одна из самых фундаментальных проблем, которая стоит сегодня перед человечеством. От того, как мы ее решим, зависит будущее. Раньше мы никогда с ней не сталкивались. Сейчас человечество повзрослело, достигло определенной зрелости, – а по мере взросления приходится сталкиваться с новыми проблемами.

Только недавно на Западе мы осознали, что самое большое рабство – это рабство, в котором находится ребенок. Об этом никогда раньше не думали, об этом не упоминается ни в одном писании мира. Кто мог предположить… ребенок – и раб? Раб своих собственных родителей – тех, кто его любит, кто жертвует собой ради него? Казалось бы, это нелепость, полный абсурд. Но сейчас, когда психология глубже проникла в тайны функционирования человеческого ума, стало совершенно ясно, что ребенок – это самое эксплуатируемое существо; никого не эксплуатируют больше, чем ребенка. И, конечно, это делается под видом любви.

Я не говорю, что родители осознаю т, что они эксплуатируют ребенка, что они порабощают, разрушают его, делают его глупым и неразумным; что все их усилия обусловить ребенка как индуса, мусульманина, христианина, джайна или буддиста – бесчеловечны. Они не осознают этого. Но факт остается фактом.

Родители обусловливают ребенка самыми безобразными способами, и, естественно, ребенок беззащитен: он зависит от родителей. Он не может протестовать, не может бежать, не может защищаться. Он предельно уязвим, поэтому его легко эксплуатировать.

Родительское обусловливание – это величайшее в мире рабство. Его нужно полностью искоренить, только тогда человек сможет, наконец, по-настоящему стать свободным, истинно свободным, потому что ребенок – это будущий родитель. Если ребенок воспитывается неправильно, тогда страдает все человечество. Ребенок – это семя: если отравлено и разрушено само семя – пусть даже с лучшими намерениями, из лучших побуждений – тогда нет надежды, что человек когда-нибудь станет свободной индивидуальностью, эта идея останется лишь мечтой.

То, что вы считаете своей индивидуальностью, на самом деле не индивидуальность. Это только личность – нечто искусственно выращенное в вас родителями, обществом, священниками, политиками, воспитателями. Воспитатели, начиная с детского сада и заканчивая университетом, состоят на службе у интересов власти, интересов общественной системы. Их единственная цель – так разрушить и искалечить каждого ребенка, чтобы он наилучшим образом соответствовал требованиям существующего общества.

Возникает страх. Страх, что, если ребенку с самого начала позволить быть необусловленным, он станет настолько умным, бдительным и осознанным, что вся его жизнь превратится в мятеж. А мятежники никому не нужны, общество любит послушных людей.

Родителям нравятся послушные дети. Но учтите: послушный ребенок – это почти всегда самый глупый ребенок. Непослушный ребенок умен, но он не приветствуется, он никому не нравится. Его не любят учителя, не признает общество; его постоянно осуждают. И тогда ему остается либо пойти на компромисс с обществом, либо жить в своего рода самообвинении. Это естественно – ведь он чувствует, что не оправдал ожиданий своих родителей, что они недовольны им.

Вспомните: родители Иисуса не были довольны Иисусом, родители Гаутамы Будды не были довольны Гаутамой Буддой. Эти люди в детстве были настолько смышленые, настолько непослушные – как родители могли быть ими довольны?

Каждый ребенок рождается с огромными возможностями, с огромным потенциалом, и если мы позволим ему беспрепятственно развить собственную индивидуальность и поможем ему в этом, мы получим прекрасный мир, мы получим множество будд, множество сократов, множество иисусов – у нас будет невероятное количество гениев. Гениальность – это редкое явление не потому, что гении редко рождаются, – нет! Это редкое явление, потому что очень трудно избежать процесса обусловливания обществом. Лишь изредка ребенку удается вырваться из этих когтей.

Каждый ребенок окутывается во множество слоев обусловленности – обществом, родителями, учителями, священниками, государственными интересами. Ему внушают определенную религиозную идеологию: его принуждают стать иудеем, христианином, индуистом или мусульманином. Но это не его решение. А когда вы принуждаете человека к чему-то против его воли, вы калечите его, разрушаете его разум; вы не даете ему возможности выбирать, не позволяете ему действовать разумно. Вы ставите его в такое положение, что он вынужден действовать механически. Он станет христианином, но христианином не по своей воле. А что значит быть христианином не по своей воле?

Те немногие, кто последовал за Иисусом, кто пошел за ним, были храбрыми людьми. Они были единственными христианами: они рисковали жизнью, они двигались против потока, они подвергались опасности; они были готовы умереть, но не желали идти на компромисс.

Те немногие, кто последовал за Гаутамой Буддой, были истинными буддистами, но сейчас во всем мире миллионы христиан и буддистов, и все они ненастоящие, фальшивые. Они не могут не быть фальшивыми – вера навязана им силой. Они опутаны паутиной определенной религиозной идеологии, определенной политической идеологии – им говорят, что они индусы, что они иранцы, что они китайцы, что они немцы, – им навязывают определенную национальность. А человечество едино, Земля едина. Но политики не хотят, чтобы Земля была единой, потому что, если Земля будет единой, тогда они со всей своей политикой должны будут исчезнуть. Что произойдет со всеми этими президентами и премьер-министрами? Они могут существовать, только если мир остается разделенным.

Религия едина – но что тогда будет с Папой, со всеми шанкарачарья , со всеми имамами ? Что будет со всеми этими людьми? Они могут существовать, только если в мире много религий, много церквей, много культов, много вероучений.

На земле существует триста религий и по меньшей мере три тысячи ответвлений этих религий. Естественно, это дает возможность существовать множеству священников, епископов, архиепископов, кардиналов, шанкарачарья. Эта возможность исчезнет.

И я говорю вам: есть только одна религия! Она не имеет никакого отношения ни к Библии, ни к Ведам, ни к Гите. Она появляется в сердце, полном любви, она появляется в разумном существе. Она рождается из осознанности, медитативности. Но если люди будут такими, это повредит интересам общественной системы.

Поэтому родители, принадлежащие к определенному государственному режиму, к определенной нации, к определенной церкви, к определенному вероисповеданию, не могут не навязывать детям свои идеи. Но, что самое удивительное, дети всегда умнее своих родителей, потому что родители принадлежат прошлому, а дети – будущему. Родители уже обусловлены, закрыты, закутаны в оболочку. На их зеркалах скопилось столько пыли, что они уже ничего не отражают; они слепы.

Всевозможные боги, всевозможные суеверия и предрассудки: все это родители стремятся сохранить и увековечить. Когда ребенок рождается, он как tabula rasa { Tabula rasa (лат.) – чистая доска. – Примеч. перев .}, чистый лист, на котором еще ничего не написано. В этом его красота: на зеркале нет пыли. Он может видеть ясно.

Мама: «Как, Джимми! ты свалился в грязь в новых штанах?»

Джимми: «Да, мам, не было времени их снять».


В первом классе идет урок природоведения. Учительница обращается к маленькой Элен, сидящей за первой партой:

– А теперь, Элен, скажи всему классу, ты овощ, животное или минерал?

– Никто из них, – проворно отвечает Элен. – Я настоящая живая девочка!


Большое семейство получило наконец возможность переехать в более просторный дом. Через некоторое время дядя спрашивает своего племянника:

– Ну и как тебе живется в новом доме?

– Просто замечательно, – отвечает мальчик. – Теперь у нас с братом есть по отдельной комнате, и у сестер тоже. Только бедная мама по-прежнему ютится в одной комнате с отцом!


Потеряв голову от волнения, женщина звонит своей старой подруге. Подруга принимает ванну, и к телефону подходит ее маленькая дочь.

– О, дорогая, – говорит женщина, – мне нужно хоть с кем-нибудь поговорить! Я только что нашла на кухне записку. Мой муж сбежал с другой женщиной. Ушел, ушел, ушел навсегда! Меня разрывают эмоции, я не знаю, что делать. Мне кажется, в любой момент я могу отпустить все к чертям.

– Как раз это тебе и нужно, – отвечает девочка. – Просто отдайся своим эмоциям. Отпусти себя. Самое лучшее, что ты можешь сделать, это от души посмеяться!


Каждый ребенок рождается умным, ясным, чистым, но мы начинаем заваливать его мусором.

Ты спрашиваешь:

Имеет ли ребенок такие же права на личное пространство и свободу, что и его родители?


Он имеет даже бо льшие права, потому что он только начинает жить. Родители уже отягощены, уже искалечены, уже зависимы. У ребенка больше прав быть самим собой. Он нуждается в уединении, но родители не позволяют этого; они очень боятся оставить ребенка в одиночестве. Они постоянно суют свой нос в его дела, им необходимо высказаться по любому поводу.

Ребенок нуждается в личном пространстве, потому что все прекрасное вырастает в уединении. Помните: это один из фундаментальных законов жизни. Корни растут под землей. Если их выдернуть, они начнут умирать. Им необходимо уединение, абсолютное уединение. Ребенок растет во чреве матери в темноте, в одиночестве. Если извлечь его на свет, в окружение людей, он умрет. В течение девяти месяцев ему нужно абсолютное уединение. Все, что нуждается в росте, требует уединения. Взрослый человек не нуждается в нем так сильно, потому что он уже вырос, но ребенку необходимо гораздо больше личного пространства. Однако его никогда не оставляют в покое.

Родители всегда тревожатся, когда видят, что ребенка нет или что он один; они сразу же начинают паниковать. Родители боятся, потому что, когда ребенок один, в нем начинает развиваться индивидуальность. Ребенка всегда нужно держать в определенных рамках, чтобы сохранялась возможность его контролировать, – этот контроль не позволяет индивидуальности расти; этот контроль закутывает, заворачивает ребенка в личность.

Личность есть не что иное, как просто обертка. Слово «личность» происходит от прекрасного слова «персона»{ Personality – «личность» (англ .). – Примеч. перев .}, что означает «маска». В греческих драмах актеры выступали в масках. Sona значит «звук», per значит «сквозь». Актеры говорили «сквозь» маски; лиц было не видно, слышны были только голоса. Поэтому маску стали называть persona – сквозь нее слышался звук. И от слова persona произошло слово «личность».

Ребенок должен постоянно быть начеку, потому что за ним следят. Посмотрите сами: принимая ванну, вы становитесь совершенно другим человеком – в ванной комнате вы можете снять свою маску. Даже взрослые, очень серьезные люди начинают напевать, насвистывать, начинают строить рожицы перед зеркалом! Вас никто не видит, – вы точно знаете, что дверь закрыта, – но стоит вам только заметить, что кто-то подсматривает в замочную скважину, и все немедленно меняется. Вы снова становитесь серьезным, пение прекращается, вы перестаете строить рожицы; вы начинаете вести себя как положено. Это и есть личность – вы вернулись в оболочку.

Ребенку необходимо чрезвычайно много личного пространства – так много, как это только возможно, – чтобы его индивидуальность развивалась без вторжения посторонних влияний. Но мы вторгаемся в личное пространство ребенка, постоянно вторгаемся. Родители постоянно спрашивают: «Что ты делаешь? О чем ты думаешь?» Даже думаешь! Нужно заглянуть даже в его мысли!

На Дальнем Востоке есть некоторые поселения, где каждое утро ребенок должен рассказывать своим родителям, что ему снилось, – потому что даже во сне его нельзя оставить без надзора. Вдруг ему приснится неправильный сон, вдруг он подумает о чем-то неподобающем!.. Ребенок должен отчитаться перед родителями.

Этот ежедневный утренний ритуал – первое, что ребенок должен сделать еще до завтрака: проснувшись, он рассказывает родителям, что видел ночью.

Психоанализ был разработан на Западе совсем недавно, но на Востоке, в этих дальневосточных племенах, он практикуется родителями на протяжении тысячелетий. И, конечно, бедный ребенок не владеет языком символов, поэтому просто рассказывает все как есть. Он не знает, что обозначает его сон; знают только родители. Но это уже чересчур. Это нарушение границ ребенка, это бесчеловечно; это вторжение в личное пространство.

Вы думаете, что только из-за того, что ребенок от вас зависит, получает от вас еду, одежду и крышу над головой, вы имеете право так поступать?.. – Если ребенок скажет, что он во сне летал, родители сразу поймут, что это сексуальный сон. Теперь они начнут строже контролировать его поведение, начнут его дисциплинировать. Они заставят его принимать по утрам холодную ванну! Они начнут беседовать с ним о целомудрии, они станут ему говорить: «Если ты не будешь воздерживаться, твои дела плохи. Если ты будешь думать о сексе, то станешь глупым или ослепнешь», – и будут нести прочую чушь.

Ребенку необходимо огромное личное пространство. Родителям следует вступать в него только для того, чтобы помочь, но не для того, чтобы вмешиваться. Пусть ребенок сам решает, что ему делать, а что нет. Взрослые должны просто следить, чтобы он не причинил вреда себе или другим, – этого вполне достаточно. Большее уже безобразно.


Проезжая небольшой городок, турист остановил машину у почты. На скамейке напротив сидел мальчик, и мужчина разговорился с ним:

– Ты давно здесь живешь?

– Около двенадцати лет, – ответил мальчик.

– Захолустное местечко, не так ли?

– Верно, – ответил мальчик.

– Здесь даже некуда сходить, – сказал турист. – Кажется, тебе тут совершенно нечем заняться.

– Это точно, – ответил мальчик. – Именно поэтому мне здесь и нравится.


Дети очень любят, когда их оставляют в покое; простор необходим для их роста. Да, родители должны быть внимательны и осторожны, заботиться, чтобы с ребенком не случилось ничего плохого, но чаще всего они вмешиваются без причины. Родители должны заразить ребенка огромной жаждой исследования, жаждой истины, но не должны давать ему готовой идеологии. Не нужно учить ребенка истине, нужно учить его узнавать истину. Нужно учить познавать, нужно учить исследовать, нужно учить рисковать.

Детям можно помогать следующим образом: когда они задают вопросы, родители не должны отвечать, если не уверены в ответе. Но даже когда они уверены, отвечать нужно так, как отвечал своим ученикам Будда: «Не верьте моим словам! Это мой опыт, но как только я говорю о нем вам, он становится ложью, потому что этот опыт – не ваш. Слушайте меня, но не верьте. Экспериментируйте, исследуйте, ищите. Пока вы не узнаете сами, всякое знание бесполезно, даже опасно. Заимствованное знание только мешает».

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации