Общие психологические принципы детского психоанализа.

Психоанализ был и остается для нас самым противоречивым и таинственным методом психологии. Слово это знает каждый, даже самый далекий от психологии человек. Ну кто не слышал о Зигмунде Фрейде?
С другой стороны, психоанализ является мало распространенным и доступным, поскольку в России еще не сформирована практика психоанализа.
Получит ли этот метод у нас такую же широкую популярность, как на Западе, - покажет время. Но, как считает известный французский психоаналитик, профессор Элизабет РУДИНЕСКО (мы уже писали о ее приезде в Россию в № 48, 2000), у психоанализа в России большое будущее. О возможностях и преимуществе психоаналитической работы, в том числе и с детьми, с Элизабет беседует наш корреспондент Ольга РЕШЕТНИКОВА.

Психоанализ неотделим от имени Зигмунда Фрейда. Соответствует ли то, чем вы занимаетесь сейчас, классическому образцу, или это уже что-то другое?

Зигмунд Фрейд остается отцом-основателем психоанализа. Знание его теории необходимо для человека, который интересуется психоанализом. Сейчас возникло много разных направлений, которые называют себя фрейдистскими, но они развивают какую-нибудь одну из идей фрейдизма.
Психоаналитикам хорошо известно имя Мелани Кляйн. Она, если можно так сказать, является изобретателем психоанализа для детей. В Англии, например, возникли целые течения, которые основаны последователями М. Кляйн.
Фрейд в 1905 году создал учение о детском психоанализе. Это учение базировалось на его воспоминаниях и на поведении его отца. А Мелани Кляйн, вопреки существовавшему мнению, что на маленького ребенка можно воздействовать только через родителей, стала практиковать общение с ребенком в русле психоанализа. Для этого она использовала массу предметов и игрушек. Ими наполнялась комната, они помогали устанавливать контакт с маленьким человечком.
Хотя английская школа детского психоанализа продолжала называться фрейдистской, она пошла по собственному пути. Акцент, в частности, был сделан на взаимотношениях ребенка с матерью, а не только с отцом. Особое внимание обращалось на отношения человека (ребенка или взрослого) с его окружением.
Во Франции крупнейшим последователем Фрейда был Жак Лакан, который внес свое понимание в психоанализ. Для Лакана основным фактором является речь человека, которая и отражает подсознательное. При этом Лакан считал себя учеником Зигмунда Фрейда.
Учение Фрейда сохранилось, и ему верны очень многие, но возникло как минимум шесть-семь разных направлений в психоанализе. я думаю, что сам Зигмунд Фрейд был бы удивлен, если бы узнал, во что сегодня превратилось его учение.

Насколько широки возможности психоанализа при работе с детьми и какие проблемы можно решать с его помощью наиболее успешно?

Работа с детьми остается приоритетной для психоанализа, поскольку чем раньше начинаешь заниматься с ребенком психоанализом, тем больше вероятность того, что он избежит каких-либо проблем в будущем.
Моя мама - Женни Обри (Genny Aubry) - одна из основательниц детского психоанализа во Франции. Она родилась в 1903 году и была современником и другом Франсуазы Дольто и Жака Лакана. Начинала она свою карьеру как педиатр и нейропсихолог. После Второй мировой войны заведовала одним из отделений в детской больнице. Тогда она и увлеклась психоанализом: ездила в США и познакомилась там с Анной Фрейд.
Вернувшись во Францию, Ж. Обри начала заниматься детским психоанализом. Она работала с теми детьми, которые не имели родителей и находились в учреждениях, сравнимых с вашими детскими домами. У этих детей были проблемы, связанные с недостатком родительской любви, поэтому у них возникали различные психологические комплексы.
В пятидесятые годы Женни Обри работала в медицинском центре, занимающемся школьными проблемами детей. Этот центр находился в 18-м округе Парижа, где жили очень бедные семьи. Здесь были возможны грубость и насилие по отношению к детям.
Работа была направлена на то, чтобы оградить детей от пагубного влияния таких семей. При возможности шла работа со всей семьей или с матерью. Женни пыталась доказать, что длительный психоанализ может вывести ребенка из негативного психического состояния. Накопленный ею опыт до сих пор служит основным базовым материалом для тех, кто занимается подобными проблемами. Все они ссылаются на Дольто и Женни Обри.
Выдающиеся английские детские психоаналитики Джеймс Винникотт и Джон Боулби занимались трудными детьми. Вообще английская школа внесла весомый вклад в развитие психоанализа и стоит того, чтобы труды ее представителей были переведены на русский язык. Английские психоаналитики изучали ребенка в его окружении, занимались предупреждением умственных нарушений и болезней, связанных с расстройством психики.
Я думаю, что у детского психоанализа большое будущее, в том числе и в России, поскольку большинство проблем ребенка лежат к области подсознательного и имеют своей исходной точкой взаимоотношения с родителями.

В чем преимущество психоанализа по сравнению с другими методами при работе с детьми?

В процессе психоанализа могут произойти какие-то прояснения (изменения) в отношениях между родителями и родителей с детьми. Причем не только осмысленные, осознанные, но и неосознанные. Наряду с этим открывается возможность увидеть глубинный источник проблем. Понять истинные переживания детей можно через игру, через рисунки. Психоанализ дает возможность найти причины насилия в семье, в том числе и сексуального, поскольку эти причины лежат в области бессознательного. Через психоанализ также можно понять детскую сексуальность, ее выражение у детей.
Психоанализ в свое время дал возможность женщине выговориться, точно так же и ребенок получил право говорить не через родителей, а самостоятельно. Даже если родители не исключаются из этого контакта. При этом психоаналитик никогда не будет говорить что-то матери за спиной у ребенка. Проговаривая свои проблемы, ребенок уже начинает их разрешать. Мы считаем, что ребенок - полноценный человек и он имеет право на собственный мир.

Где во Франции ребенок или семья могут получить помощь психоаналитика?

Существует немало специализированных центров. Возьмем конкретного ребенка из парижского пригорода. Там живет много семей эмигрантов, и, как правило, почти у всех детей есть проблемы. Обычно на них обращают внимание школьные учителя, родители, а иногда и сам ребенок. Эта информация поступает к социальному работнику, который есть в каждой школе. Он и приводит ребенка в медико-психиатрический центр. Такие центры расположены повсюду. В них работают психоаналитики или психотерапевты. В эти центры приглашаются и другие члены семьи.
Иногда работают отдельно с ребенком, иногда сразу со всей семьей. При необходимости ребенок может быть изолирован от семьи. В случае, если у ребенка диагностируется тяжелое психическое расстройство, его помещают в специальную школу, где он получает образование.
При этом все расходы берет на себя служба социального обеспечения. Есть и психоаналитики, которые работают с детьми частным образом.

Каких специалистов во Франции больше: психоаналитиков или психотерапевтов?

Большинство психиатров и психотерапевтов, которые работают с детьми, используют психоанализ. Возможно, что они сами проходили курс психоанализа и знают, что это такое. Это очень важно. Сейчас пациентами психоаналитиков нередко являются преподаватели школ или социальные работники, то есть те люди, которые потом используют этот опыт для работы с детьми. Это помогает им.

Какова продолжительность терапевтической работы с одним ребенком?

Отдельный сеанс длится от 45 минут до одного часа. Что касается всего курса, то он может продолжаться бесконечно долго в зависимости от ситуации. Задача такого курса: помочь ребенку адаптироваться или вернуться в нормальную (в том числе школьную) среду.
Если это происходит, то, значит, работа может быть закончена. Но если семья не хочет продолжения работы, тогда она прекращается.

С какого возраста можно применять психоанализ?

Психоаналитики убеждены, что именно слово является главным средством для выявления подсознательных мотивов.
Правда, во Франции уже стал развиваться психоанализ детей, которые еще не начали говорить. Психоаналитическая работа в этих случаях проводится вместе с матерью. Никаких чудес здесь нет.
Подобные методы дают хороший эффект даже при работе с новорожденными детьми, не имеющими органических нарушений. Замечено, что соматические нарушения связаны с тем, что родители недостаточно говорят с ребенком, мало общаются с ним, не смотрят на него. Психоаналитик начинает говорить с ребенком в присутствии матери, и это дает потрясающие результаты. Ребенка как бы «опускают в ванночку речи». И он «купается» в окружении этих слов, этой речи, получая то лечение, которое ему необходимо.
Психоанализ в раннем возрасте особенно ценен тем, что его последователи стараются как можно меньше прибегать к лекарственным препаратам. Понятно, что опасно прописать совсем маленькому ребенку в качестве успокоительного химический препарат. Конечно, и это применяется, особенно в США. Но единственное безопасное лекарство - это слово.

В ПРОШЛОМ И СЕЙЧАС

Во время нашей беседы Элизабет поинтересовалась, как в России сейчас лечат детей с психическими расстройствами. В 1974 году она, Женни Обри и еще ряд французских психотерапевтов посетили Россию и были приглашены в интернат для детей с умственными нарушениями. Исследователи были шокированы тем, что им удалось увидеть: дети ходили по струнке, одинаково одетые. Им даже брили головы, чтобы они не дергали друг друга за волосы.

Я ответила, что сейчас, к счастью, ситуация изменилась. В специализированных школах и интернатах есть психологи, психотерапевты. С детьми проводятся развивающие и коррекционные занятия. Элизабет спросила, не бреют ли сейчас детей и как они одеты? Больше всего в 1974 году Элизабет потрясло, что русские специалисты показывали все это с гордостью, считая, что так и надо обращаться с умственно отсталыми. В интернате было действительно чисто, дети были ухоженные, накормленные. Но, увидев совершенно безликих детей, французы стали возмущаться, доказывая, что у всех детей должны быть права, в том числе и право пачкаться.

Теперь даже трудно представить себе такое «передовое» учреждение. А тогда мы все так жили. Мне оставалось сожалеть, что в этот приезд в Россию Элизабет не имела возможности посетить интернат или спецшколу, где увидела бы все своими глазами.

Но французская коллега никак не могла забыть обритых наголо детей и продолжала выражать несогласие с теми взрослыми, которые считают одинаковость детей своим достижением.

Ольга РЕШЕТНИКОВА

Редакция выражает искреннюю признательность Французскому
культурному центру в Москве за содействие в подготовке материала.

“Что? У тебя в анализе маленькие дети? Дети до 6 лет? Возможно ли это? И не опасно ли это для детей?”
Это очень даже возможно. Трудно представить, что происходит в ребенке 4-х-5-ти лет. У детей в этот период очень живой ум; этот ранний сексуальный период также является временем интеллектуального расцвета. …. Первый ребенок, с которым был впервые предпринят этот эксперимент, почти двадцать лет назад, с тех пор вырос в здорового и одаренного молодого человека, который безукоризненно прошел пубертат, несмотря на серьезные психические травмы. Можно надеяться, что не хуже будет обстоять дело и с другими «жертвами» раннего психоанализа. Много интересного связано с этими детскими анализами; возможно, в будущем они станут еще более важными. С точки зрения теории их ценность бесспорна.

(З.Фрейд “К вопросу о неврачебном анализе”, 1926)

Открытие З. Фрейдом того, что детский опыт влияет на всю последующую жизнь человека, вызвало живой интерес к эмоциональному развитию ребенка. Многие участники знаменитых встреч по средам в доме Фрейда были в то время молодыми родителями, которые обсуждали друг с другом развитие и сны своих детей. Предполагается, что знаменитый случай Маленького Ганса начинался именно так.
Одной из первых, кто стал применять психоаналитическую теорию к анализу детей стала Гермина Хаг-Хельмут. Впоследствии детский анализ развивали Анна Фрейд и Мелани Кляйн.

Проблемы, с которыми столкнулись детские психоаналитики

Личность ребенка находится в процессе созревания, многие психические структуры еще не сформированы, ему трудно противостоять давлению импульсов Ид. Взаимодействие с первичными объектами (родителями, сиблингами и т.д.) происходит в настоящем, а не стало частью прошлого. Можно ли в работе с детьми использовать условия классической психоаналитической техники – кушетку, метод свободных ассоциаций, нейтральность аналитика? Решение проходить психоанализ в большинстве случаев исходит не от ребенка, так как он часто не осознает своих проблем. В работу с ребенком неизбежно включены родители. Как с этим быть?

Анна Фрейд

Анна Фрейд считала, что в связи с этими проблемами невозможно анализировать ребенка младше семи лет. Она подчеркивала различия в детском и взрослом психоанализе, важность установления терапевтического альянса, приоритет анализа защит, а также необходимость сочетания анализа и педагогического воздействия на ребенка.

Мелани Кляйн

Мелани Кляйн , в свою очередь, предположила, что свободная игра ребенка играет роль свободных ассоциаций взрослого, и, значит, можно анализировать ребенка так же, как и взрослого, интерпретируя смысл его игры, перенос и бессознательные фантазии. Она считала, что можно анализировать ребенка, начиная с двух лет.

Различия, которые вначале касались техники, затем распространились и на область теории, дав начало двум школам психоанализа – эго-психологии и кляйнианской психоаналитической школе. Дискуссия между ними была чрезвычайно плодотворной и оказала большое влияние на развитие современного психоанализа.

Дональд Вудс Винникотт

В попытке выйти за рамки противоречий между этими подходами в Лондоне сформировалась Независимая группа, одним из представителей которой был Дональд Вудс Винникотт . Его представления о «достаточно хорошей» матери, единстве матери и младенца, переходном объекте, «использовании» объекта, роли холдинга и регрессии оказали большое влияние на психоанализ как детей, так и взрослых.

Психоаналитик не только интерпретирует внутренний конфликт и бессознательные фантазии ребенка, но и способствует развитию его психических структур – благодаря пониманию и «контейнированию», помощи в наименовании, модуляции и переработке аффектов. Он становится для ребенка и объектом переноса, и новым «развитийным» объектом.

Детский психоанализ является очень интересной и благодарной практикой. В работе с детьми и подростками изменения происходят гораздо быстрее, чем при работе со взрослыми, поэтому времени на психоанализ детей, как правило, требуется меньше.

Детская игра

Ребенку часто бывает сложно выразить свои чувства в словах, но он многое сообщает в процессе игры – как чувства, о которых он хорошо знает, так и те, которые он не осознает. Ребенок может использовать комнату, игровой материал и самого аналитика, чтобы воспроизвести различные роли: например, аналитик может стать непослушным ребенком, а сам ребенок занять роль строгого учителя.

Вместо кушетки и свободных ассоциаций ребенку предлагается коробка (символизирующая его внутренний мир) с простым игровым материалом, который позволяет наделить его множеством проекций. Ребенок сам выбирает, чем он хочет заниматься в ходе сеанса – разговаривать, играть или рисовать. Психоаналитик не направляет его деятельность, что позволяет спонтанно появляться бессознательному материалу, подобно тому, как это происходит в свободных ассоциациях взрослого.

Игрушки, которые использовала М. Кляйн

Аналитик играет и разговаривает с ребенком, помогая ему выразить свои переживания, раскрыть лежащие за внешними проявлениями внутренние конфликты. Чем старше становится ребенок, тем большее место в его анализе занимает разговор и меньшее – игра. Хотя, если воспринимать слова как действия и игру, а действия в игре как коммуникацию, то различия становятся не столь уж очевидными.

С чем обращаются к детскому аналитику?

Часто эмоциональные проблемы ребенка выражаются на поведенческом и соматическом уровне – возникают проблемы в отношениях в детском саду/школе, дома, ребенок начинает плохо успевать или болеть чаще обычного. Ребенок может как осознавать свое страдание и просить о помощи, так и не отдавать себе в нём отчет. Однако, внимательные родители могут заметить подавленность, страхи, трудности в общении, повышенную тревожность и агрессивность ребенка, или понимать, что ему требуется помощь в преодолении трудной жизненной ситуации (развод родителей, потеря близких и т.д.). Форма психоаналитической работы варьирует от классической психоаналитической техники до совместной работы с матерями и младенцами и работы с ребенком через родителей (начало которой было положено случаем Маленького Ганса).

Цели детского психоанализа

Психоаналитик помогает ребенку и родителям сделать понятными их собственные чувства и поведение и восстановить ход нормального развития ребенка. Целью лечения является не только облегчение эмоционального страдания, но и интеграция его личности, развитие внутренних структур регуляции и переработки эмоций. Психоанализ позволяет устранить задержки и торможения и создать более прочный базис для прохождения ребенком последующих кризисов развития.

Встречи с родителями

Детский психоаналитик работает в тесном сотрудничестве с родителями ребенка, периодически с ними встречаясь. С детьми более старшего и подросткового возраста эти контакты становятся менее интенсивными.

Родителям помогают лучше понять эмоциональные проблемы ребенка и прервать патологический круг реагирования.

Часто родителям бывает сложно обратиться к детскому психоаналитику, потому что они чувствуют беспомощность, стыд, вину и ощущение неудачи. Эти чувства мешают развитию их контакта с ребенком. Психоаналитик помогает восстановить любящие и взаимно удовлетворяющие отношения между родителями и ребенком.

Обучение детскому психоанализу

Для обучения и получения квалификации детского психоаналитика Международной психоаналитической ассоциации необходимо сначала пройти тренинг по взрослому психоанализу и получить квалификацию психоаналитика Международной психоаналитической ассоциации (работающего со взрослыми). С 2014 года стало возможным обучение детскому психоанализу параллельно с обучением психоанализу взрослых (“интегрированное обучение”).

В 2009 году Психоаналитическим институтом для Восточной Европы им. Хан-Гроен-Праккен (PIEE) впервые была организована программа по детскому и подростковому психоанализу для членов и кандидатов IPA из Восточной Европы. В ней стали учиться психоаналитики из Болгарии, Венгрии, Латвии, России и Украины.

В 2017 году члены МПО Элина Рафаэлевна Зимина и Маргарита Александровна Нестеренко получили квалификацию детского и подросткового психоаналитика IPA. Кандидат МПО Галина Павловна Гусева продолжает обучение детскому психоанализу в PIEE.

Тренинг по детскому психоанализу включает в себя следующие компоненты:

  • Личный психоанализ (обычно его проходят в рамках обучения психоанализу взрослых).
  • Наблюдение за младенцем по методу Эстер Бик. В течение двух лет кандидат программы по детскому психоанализу раз в неделю посещает семью, в которой появился малыш, и наблюдает за развитием здорового младенца, установлением его взаимодействия с окружением, а также своим откликом на его интенсивные аффекты. Кандидат учится наблюдению и эмпатии, способности опознавать проективную идентификацию и переносить собственные переживания без их отыгрывания. Наблюдения и чувства наблюдателя обсуждаются на семинаре.
  • Теоретические семинары по психоаналитическим теориям развития и технике детского психоанализа.
  • Клинические семинары – обсуждение в группе случаев детского/подросткового психоанализа под руководством супервизора – квалифицированного детского психоаналитика.
  • Проведение двух случаев психоанализа детей/подростков под супервизией тренинг-аналитика Международной психоаналитической ассоциации, имеющего квалификацию детского психоаналитика.
  • Описание двух случаев детского психоанализа и сдача квалификационного экзамена

Здравствуйте!

Этот разговор посвящен детскому психоанализу.

Я психоаналитик, клинический психолог. Работаю с детьми и взрослыми. Прием веду в центре психологической помощи детям и подросткам.


1. Немного теории детского психоанализа

Появление и развитие детского психоанализа связано с именами Анны Фрейд и Мелани Кляйн. Это две фигуры в психоанализе, чьи взгляды не всегда совпадали, но их вклад в понимание детской психики и психотерапевтическую работу с детьми весьма значительный.

Как известно, все мы родом из детства. Неврозы взрослых уходят корнями в их детские переживания. В детстве происходит не только закладка невротических расстройств, но и сами симптомы неврозов могут отчетливо присутствовать в поведении ребенка.

Неврозы у детей проявляются по-разному и имеют связь с Эдиповым комплексом. Возникающий приблизительно к трем с половиной годам особый интерес к родителю противоположного пола заставляет ревновать его к родителю одного с собой пола. У каждого ребенка эти переживания проявляются с разной интенсивностью в зависимости от многих факторов, таких как: эмоциональный климат в семье, отношения между родителями, состав семьи, врожденные особенности темперамента.

Ревность проявляется в фантазиях исчезновения соперника и завоевания объекта любви. Мальчик может прямо заявлять, что женится на маме, когда вырастет. Девочки к определенному возрасту проявляют признаки соперничества с матерью за внимание отца.

Любовь к обоим родителям и соперничество с одним из них приводит к психическому конфликту, в результате у детей могут возникать неврозы.

В случае, если родители демонстрируют ребенку, что они любят друг друга и любят его, эмоционально открыты и доступны, искренни и последовательны в воспитании, тактично, но решительно прививают сыну или дочери нормы поведения будущего мужчины или женщины, тогда родитель одного с ребенком пола из соперника превращается в объект для идентификаций, а родитель противоположного пола может заложить черты будущей влюбленности.

Но случается, что собственная печальная история родителей, отношения между супругами, жизненные сложности, проблемы со здоровьем ребенка, различные потери, утрата близких и даже рождение брата или сестры могут становиться для детей психотравмирующими ситуациями.

Если длительность и интенсивность психотравмирующего воздействия чрезмерна, а психические ресурсы в силу различных обстоятельств недостаточны, то это приводит к развитию невроза у детей, и даже к более тяжелым – психотическим расстройствам.

2. Симптомы неврозов у детей

Симптомы неврозов у детей проявляются в виде чувства вины, связанного с непреодоленным Эдиповым комплексом, что неосознанно толкает их искать наказания. Примером этому могут служить постоянные падения или ушибы, или потребность провоцировать родителей на наказание. Ранние инстинктивные побуждения ощущаются как опасные и на их проявление накладывается чрезмерный запрет. Излишне строгая, даже жестокая совесть приводит к скованности, низкой самооценке, торможению во многих сферах.

У невротичных детей повышена эмоциональная ранимость, им сложно выносить психическое напряжение. Общая скованность проявляется в игре, проблемах в учебе, любой деятельности. Чрезмерное переживание стыда при любых промахах может проявляться уже в два года.

Вина приводит к ночным страхам, нарушению сна, формированию фобий, общей нервозности, раздражительности.

Невротическая боязнь темноты, страх не представляющих опасность животных и другие фобии у детей являются признаком невроза.

Страхи, повышенная тревожность, частые травмы у детей могут быть связанны не только с чувством вины, но и с нехваткой базовой уверенности в безопасности и доверия к миру.

Частые соматические заболевания, особенно, если они позволяют не расставаться с любимым родителем, пропуская занятия в образовательных учреждениях, являются психосоматическими расстройствами и имеют корни в душевной области ребенка.

Когда привязанность к родителю начинает походить на зависимость или, напротив, ребенок демонстрирует псевдонезависимость, якобы безразличие к присутствию родителя и даже отвергает его – все это говорит о нарушенной форме привязанности.

Отмечается особое отношение к праздникам и подаркам. Вместо радости ребенок может реагировать капризами, упадком духа, испорченным настроением на организованное веселье и с обидой отказываться от неожиданных подарков. С другой стороны, требования дополнительных игрушек может носить навязчивый характер, а отказы и запреты приводят к истерикам.

Отношения с близкими бывают крайне амбивалентными. Сильная привязанность к родителю сменяется вспышками гнева в его адрес, а ссоры и соперничество с братьями и сестрами приобретают отчаянно драматичный характер.

Торможения в социальной сфере отражаются не только на учебе и прочих достижениях, но и на способности строить отношения в обществе, что может выражаться в конфликтах с воспитателями, учителями, отсутствии друзей.

Невротическое торможение становится основой психической незрелости. Дети долго не могут приобрести навыки опрятности, например, в возрасте старше 4 лет страдают непроизвольной дефекацией в штаны, а ночной энурез может иметь место и у подростков. Неряшливость и неопрятность, выходящие за культурные традиции семьи, являются проявлением депрессии у детей.

Помимо скованности, неврозы у детей проявляются в расторможенном поведении, импульсивности, возбудимости, дефиците внимания и гиперреактивности, а также ранних интенсивных аутоэротических проявлениях. Мастурбация может встречаться и у младенцев. Эпизодические проявления не должны беспокоить родителей. Как правило, им удается отвлечь ребенка от этого занятия, успокоить его. Однако чрезмерное психическое напряжение может приводить детей к навязчивой потребности в самоудовлетворении.

Навязчивости, грызение ногтей, вырывание волос, заострение определённых черт характера, упрямство или чрезмерная уступчивость, агрессивность у детей, сложности в поведении и антисоциальные поступки, особые, избирательные и крайне фиксированные пристрастия в еде или явное отсутствие аппетита, склонность ко лжи и навязчивому фантазированию, эмоциональная незрелость, плаксивость, зависимость – все эти проявления связанны с развитием невротических черт. Спектр симптомов, связанных с неврозами у детей, весьма обширен. Их суть заключается в том, что психика не может справиться с нервным напряжением и прибегает к патологической форме разрядки. Такие дети нуждаются в психологической помощи, а их родители в консультации детского психолога.

3. Методы психологической помощи детям и их родителям в психоанализе

Психоанализ ведет юного пациента к успешной адаптации к реальности, в результате которой облегчаются процессы взросления. У детей увеличивается способность выдерживать реальные фрустрации.

Работа со взрослыми пациентами в рамках классического психоанализа предполагает, что те должны говорить абсолютно все, что приходит им на ум без всякой цензуры. Такой метод носит название «правила свободных ассоциаций». Именно свободное ассоциирование помогает найти дорогу к бессознательным мыслям.

В работе с детьми это правило применить сложно, если вообще возможно. Поэтому Мелани Кляйн предложила рассматривать детскую игру как эквивалент свободных ассоциаций взрослых.

Называние наблюдаемых переживаний в детском психоанализе именуется интерпретацией. Можно наблюдать, как действует интерпретация по обогащению игры, ослаблению тревоги, снижению невротической заторможенности. Ребенок становится менее подавленным невротическими симптомами и начинает лучше справляться с требованиями действительности. Он становится более психологически зрелым и выносливым, появляется интерес к многим новым сферам деятельности.

Снижается бессознательное чувство вины, появляется контроль над импульсами, развивается более разумное отношение к своим переживаниям и к тому, что он делает, увеличивается творческая спонтанность.

Постепенно в процессе психоанализа происходит понимание ребенком собственного внутреннего мира и, как следствие, улучшаются эмоциональные отношения с родителями.

Эффективность оказываемой психологической помощи детям во многом зависит от того, насколько их родители включены в психоаналитический процесс. Семья – это система, в которой все её участники ответственны за погоду в доме.

Очень важно, чтобы родители научились чувствовать ребенка, понимать его страдания. Иногда нужно, чтобы родитель смог понять истоки собственных страданий, тогда его отношения с ребенком станут более близкими и искренними. Если родитель сам находится в анализе, либо посещает родительские группы возрастает чуткость, родительская интуиция, понимание того, какие переживания стоят за поведением сына или дочери. Иногда достаточно периодических консультаций психолога, работающего с ребенком.

Наш центр психологической помощи детям и подросткам является одним из ведущих в Москве, так как находится при Московском институте психоанализа. Специалисты высокого уровня создают команду, готовую оказать качественную психологическую помощь детям и их родителям.

Если Вы ищете в Москве детского психолога, психоаналитика, я буду рад помочь.

Спасибо за внимание и душевного Вам равновесия!

Мартынов Ю.С.

Детский психоанализ считается одной из наиболее действенных форм работы с несовершеннолетними. В этой статье мы расскажем, как работает психоаналитик с детьми и к чему это приводит.

Истоки детского психоанализа

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что его доктрина не в состоянии помочь детям и старикам. С этим убеждением было воспитано целое поколение специалистов. Но дочь Фрейда - Анна была твердо уверена, что отец ошибается. Проведя с ним все его последние годы, она начала практиковать с несовершеннолетними. Благо от клиентов отбоя не было.

Ее практика показала, что психоаналитическая работа с детьми приводит к очень хорошим результатам. Так начали развиваться психоаналитические направления коррекционной работы с детьми.

Как выглядит психоанализ для ребенка?


Детские психоаналитики охотно работают с арт-терапией, элементами символдрамы, а также в рамках сказкотерапии. Однако, несмотря на то, что они используют, эти специалисты никогда не выходят за рамки учения о бессознательном.

Соответственно психоаналитическая терапия с ребенком будет сводиться к посещению им специалиста и некоторым совместным занятиям, в которых психоаналитик чаще будет занимать роль наблюдателя. Результат наблюдения будет им анализироваться. Рекомендации специалист будет доносить до ребенка в рамках игровой деятельности. Также возможны отдельные консультации с родителями, информационного характера.

Какие результаты психоанализа с детьми?

Детский психоанализ может очень кардинально изменить жизнь вашего чада. Благодаря этой технике реально избавиться от многих неврозов: бессонницы, нарушений поведения, трудной адаптации в детском саду и пр. Но есть и ограничения: психоанализ не помогает при наличии реальных проблем в семье, органических заболеваниях и ряде других ситуаций. Однако, этот метод считается одним из наиболее старых и проверенных, в контексте работы с детьми.

Психоанализ - это один из методов психотерапии, который также является и методом исследования личности.

Существует мнение, что сильная личность может сама справиться со всеми своими психологическими проблемами. Но, когда у нас проблемы с соматическим здоровьем - мы обращаемся к кардиологу, лору, гастроэнтерологу и вряд ли придет в голову мысль, самому себе поставить пломбу. Мы обращаемся к врачу-специалисту. Давно уже известно, что стрессы, душевный дискомфорт приводят к нарушению работы внутренних органов. Анализы и аппаратная диагностика могут даже не показать вначале никаких изменений.

Что же так влияет на наше состояние? Сознание - это еще не вся наша психика. Есть еще нечто за его пределами. Именно в бессознательном хранится то, что мы когда-то пережили, чего не хочется помнить, там скрыты стереотипы наших чувств и поведения, оттуда приходят наши сны и страхи, хранятся навязчивые мысли. Все это вызывает душевную боль, с которой мы пытаемся справиться самостоятельно. Если не справляемся - исповедуемся друзьям, расслабляемся алкоголем, используем другие проверенные способы. Но боль не проходит. Значит, нужен специалист. Людей без психологических проблем нет, поэтому помощь психотерапевта нужна периодически каждому. И не надо надеяться, что «время все лечит», оно только притупляет боль души, которая станет болью тела. Все знают про психосоматические заболевания. Чем позже вы обратитесь, тем более длительным будет процесс восстановления. Психоаналитик - не волшебник, который сможет за несколько встреч избавить вас от головной боли, которая мучила вас много лет. Цель психоанализа не «убрать» симптом (через какое-то время он может проявиться снова, или трансформироваться в другой симптом), а выявить его источник и понять динамику его развития. С помощью развития самосознания можно преодолеть тревогу и страх. Но мы не можем увидеть себя без зеркала. Таким «зеркалом» и является психоаналитик, который отражает наши эмоции и значимые образы. С его помощью можно понять сущность своих чувств, переживаний и желаний, интерпретировать смысл сновидений. Во время сеанса психоанализа создается определенная атмосфера, которая позволяет вспомнить вам многие события своего детства, оказавшие влияние на всю дальнейшую жизнь. Это может быть болезненно, но поможет разобраться в закономерностях, происходящих с вами событий, отношений с окружающими, спрогнозировать будущее. При тесном сотрудничестве лечащего врача и психолога можно достичь прекрасных результатов и в лечении многих, в т.ч. хронических, заболеваний. И если вы действительно хотите изменить свою жизнь и почувствовать душевный покой и гармонию, научиться лучше понимать себя и других, психоанализ - это лучший для этого способ.

Зачем обращаются к психоаналитику здоровые люди.

Разобраться в своих проблемах, в своих отношениях с другими

Избавиться от сомнений

Избавиться от тяжелых воспоминаний

Пережить потерю любимого

Что-то изменить в себе, в своей карьере, в своей жизни, в жизни своей семьи

Понять, почему в жизни повторяются одни и те же неудачные ситуации

Найти смысл в жизни

Избавиться от депрессии

При наличии психосоматического заболевания

Если вы все-таки дошли до специалиста, значит, осознаете свои проблемы, понимаете их сложность, хотите что-то изменить.

Психоанализ - это метод для тех, кто знает, что такое печаль и раскаяние, ищет смысл своей жизни и нуждается в понимании и принятии.

Психоанализ может помочь людям, испытывающим:

  1. Панические атаки
  2. Навязчивости
  3. Страхи, фобии
  4. Депрессию
  5. Кризисные состояния
  6. Проблемы в личной жизни
  7. Проблемы соматического характера
  8. Проблемы в отношениях
  9. Проблемы протекания беременности, послеродовые депрессии
  10. Проблемы личностного порядка (низкая самооценка, неуверенность в себе, одиночество, невозможность построить отношения)
  11. Проблемы с усыновленными детьми
  12. Проблемы с детьми подросткового возраста
  13. Разочарования в семейной жизни

Как проходит сеанс психоанализа.

  1. Классический сеанс - пациент лежит на кушетке. Аналитик сидит вне зоны видимости пациента. Так человеку легче говорить обо всем, что приходит в голову (принцип свободных ассоциаций).
  2. Но пациент по своему желанию может не ложиться на кушетку, а сесть на стул. Это его личное решение.
  3. Все сказанное в кабинете, хранится в тайне. В том числе и записи, сделанные аналитиком для более глубокой проработки ситуации после сеанса.
  4. Психоаналитическая встреча длится 45-50 минут. И будет прервана по окончании этого времени, вне зависимости от желания пациента продолжить беседу.
  5. Регулярность сессий определяет сам пациент по своему усмотрению, обычно это 2-3 раза в неделю. Продолжительность терапии - тоже.
  6. Аналитик не интересуется результатами ваших медицинских анализов или психологических тестов, это для терапии не имеет значения.
  7. Аналитик не будет встречаться с вашими родными, чтобы обсудить вашу терапию или навести о вас справки. Для него важна только ваша личность.
  8. Самое главное в работе аналитика - это именно встречаться с вами и помогать вам столько, сколько будет нужно.
  9. Клиент в психоанализе одновременно и исследователь, и объект исследования. Именно вам отведена ведущая роль, и предлагается взять ответственность за свое лечение, активно сотрудничая с аналитиком-партнером.
  10. Вы будете переходить к новым более или менее болезненным темам в комфортном для вас темпе, только когда будете готовы погрузиться в них. Всегда сможете остановиться и посмотреть, что скрывается за вашей тревогой.
  11. Вам обязательно предложат рассказать о тех чувствах, которые вызывают у вас сам аналитик и терапия. Они имеют огромное значение, т.к. могут быть перенесены на аналитика из ранних привязанностей или враждебности в отношении родителей и других ваших близких.
  12. Анализируя старые конфликты, работая с ними, вы будете расти как личность.

Что такое детский психоанализ.

Детский психоанализ очень отличается от взрослого.

Ребенок не приходит добровольно, его проблема беспокоит родителей, которые его и приводят. По собственному желанию или по рекомендации педагогов или психологов.

Детский психоаналитик может работать с детьми любого возраста, даже грудного. Если вы заметили симптом (бессонница, сосание пальца, энурез, энкапрез, запоры, расчесы, агрессивность, фобии и др.), значит, у вашего ребенка много причин, которые не позволяют ему справиться с проблемой. И, значит, он не может гармонически развиваться и расти.

На первую встречу с аналитиком лучше прийти всей семьей, тогда она пройдет намного эффективнее. В дальнейшем в терапии остается только ребенок. Но очень важна обратная связь и наблюдения родителей за изменениями его поведения, поэтому будут обязательные консультации (по их желанию), не чаще 1-2 раз в месяц.

Во время терапевтического сеанса родители в кабинете не присутствуют. В другом формате психоаналитическая работа невозможна. Возможны только разовые психологические консультации.

Детский психоанализ проводится в форме игры в оборудованном помещении с игрушками, принадлежностями для рисования, конструирования, творчества.

Психоаналитик устанавливает доверительные отношения с ребенком. Иногда для этого требуется несколько первых сессий. Форму общения с аналитиком выбирает сам ребенок. Аналитик следует за его желанием. Любое поведение ребенка аналитиком принимается и анализируется.

Коррекция психопатологии или отклоняющегося поведения ребенка требует длительной и кропотливой работы. Иногда психоаналитик может порекомендовать вам параллельно с вашим ребенком самим пройти курс психотерапии.

С какими проблемами работает детский психоаналитик.

  1. Проблемы адаптации в коллективе: непринятие сверстниками, замкнутость, агрессивность, отсутствие друзей, нежелание посещать детский сад или школу.
  2. Сложности в обучении.
  3. Психофизиологические и неврологические нарушения: нарушения сна, отказ от еды, энурез, энкапрез, дисфункция пищеварительной системы, анорексия, булимия, снижение активности, тонуса, рассеянность, тики, гиперактивность.
  4. Психологические симптомы: страхи, ночные кошмары, частая смена настроения, тревога, навязчивые действия и ритуалы.
  5. Компьютерная зависимость, игромания.
  6. Несоответствие поведения ребенка его полу.
  7. Проблемы семьи: развод, конфликты.
  8. Травмы: потеря близких, насилие, экстремальные ситуации.
  9. Психосоматические проблемы: частые простудные заболевания, недомогания неясного генеза, обострение хронических заболеваний.
  10. Пренатальные проблемы: бесплодие, невынашиваемость плода, родовые и послеродовые депрессии матери, сопровождение беременности.
  11. Речевые проблемы: задержка и отсутствие речи, эхолалия.
  12. Детский аутизм.

Педагог-психолог Дианова Э.В.

Похожие публикации