Материал на тему: Создание условий для полноценного физического и психического развития ребенка в семье.

С какого возраста лучше всего начинать воспитание ребенка? Большинство современных воспитателей и психологов единодушны во мнении: этот процесс начинается задолго до рождения ребенка. Именно поэтому задача родителей – с самого раннего возраста внимательно следить за ходом его процесса. Психология ребенка от момента рождения до года и будет предметом нашего сегодняшнего изучения.

Ребенок до года проходит грандиозный путь развития

Не является исключением и ранний возраст. Несмотря на то, что согласно распространенному заблуждению, младенцы еще плохо понимают и не осознают происходящие вокруг события, на самом деле они очень активны в познании окружающего мира и адаптации к его условиям.

Уже к первому году жизни он прекрасно различает голоса людей и даже дает понять, кто ему более приятен. Он чувствует настроение своих близких и уже может откликаться и реагировать на него. происходит начальное формирование свойств его характера и индивидуальных личностных качеств. Именно поэтому воспитание ребенка до одного года является задачей не менее важной, чем соблюдение режима питания, соблюдение правил гигиены и т.д.


Календарь развития малыша от 0 до 12 месяцев

Возрастной период от рождения до года психология условно подразделяет на четыре основных периода.

Воспитание ребенка от рождения до трех месяцев

Основную роль в этом периоде играет развитие сенсорного (то есть, чувственного) восприятия ребенком мира, а также заложение у него полезных привычек и предупреждение вредных. Ребенок постепенно начинает привыкать к режиму и распорядку дня.


Новорожденный малыш большую часть времени спит

Развитие коммуникативных навыков детей в период от рождения до года осуществляется ненавязчиво и, главным образом, при помощи включения ребенка в простейшие формы игровой деятельности. Для этого нужно все время разговаривать с ребенком, улыбаться ему, наблюдая за его реакцией. Это не только подготовит ребенка к восприятию речи, но также формирует у него правильную культуру общения. Полезно также сопровождать простейшие, совершаемые ежедневно действия (одевание, умывание и т.д.) детскими песенками и потешками, а также давать ребенку музыку для прослушивания (хорошо для развития ребенка подойдут натуральные звуки природы или классика в специальной аранжировке). Приобщение ребенка к культуре и внимание к раннему эстетическому развитию – вот условие, на котором должно строиться воспитание детей от рождения до года. Психология знает немало примеров того, как именно в этом возрасте у многих раскрывались таланты и склонности.


Ребенок в 3 месяца узнает родных и пробует отвечать

Приучение детей к режимным моментам выражается, главным образом в том, что их приучают спать, просыпаться, принимать пищу в специально отведенное для этого время.

Несмотря на то, что в этот период ребенок все еще очень привязан к родителям, важно чтобы он хотя бы некоторое время мог спать в одиночестве, не нуждаясь в присутствии кого-то из близких.

Не забывая о важной роли игры в этом возрасте, необходимо также уделить внимание правильному выбору игрушек для детей. Желательно, чтобы они имели не только развлекательную функцию, но также эффективно развивали сенсорику и моторику ребенка.

Для развития слуха, зрения, осязания, прекрасно подойдут музыкальные погремушки, яркие мобили, развешиваемые над кроватью, браслеты с колокольчиками.


Игрушки для младенца должны быть безопасными

К числу навыков, необходимых для развития от рождения до трех месяцев, психология относит:

  1. Способность держать головку.
  2. Проводить некоторое время в кровати, не беспокоя окружающих и самостоятельно находя для себя занятие.
  3. Активно реагировать на свет, звук.
  4. Проявлять признаки удовлетворения или недовольства.
  5. Засыпать самостоятельно и без пустышки.

Воспитание ребенка с третьего месяца до полугода

Какова психология развития полугодовалого ребенка? На втором этапе, который продлится с третьего до шестого месяцев, у ребенка также активно продолжится сенсорное развитие, а также он будет готовиться к началу приобретения навыков речи. Он открывает для себя окружающий мир и стремится как можно активнее включаться в его жизнь, познавать его. Задача родителей – поддержать в нем интерес и стимулировать его по мере возможного.


Малыш в 4 месяца активно проявляет эмоции

Например, выводя ребенка на прогулку, нужно акцентировать его внимание на пении птиц, звук журчащего ручья или шелест листьев и трав. А дома – включать ему музыку различных стилей и жанров.

Игровая деятельность детей в этом возрасте также приобретает новые черты. В первую очередь, ребенок уже не играет самостоятельно; все более важную роль в его играх начинают играть родители, а чуть позже и сверстники. Именно общение с ними сыграет решающую роль в интеллектуальном развитии ребенка.

Лучше всего играть с ребенком в те периоды, когда он как следует отдохнул, его ничего не беспокоит и не тревожит.


Приручение к аккуратности надо начинать с младенчества

К уже используемым в этот период игрушкам можно добавить:

  1. Всевозможные игрушки для жевания и сосания (необходимо обращать особое внимание на состав таких игрушек!).
  2. Мягкие кубики и мячики, удобные для захвата.
  3. Фигурки животных, растений и т.д.
  4. Пальчиковые краски, мягкий пластилин.

Воспитание ребенка от полугода до девяти месяцев

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года имеет свои отличительные особенности. Психология этого периода такова, что к этому возрасту ребенок становится особенно любознательным и непоседливым. Дети уже умеют ползать, свободно садятся на пол и даже пробуют вставать. Это дает им возможность обретать все большую независимость и проявлять еще большую активность в познании окружающего мира. В это время, помимо всего прочего, нужно уделить максимум внимания физическому развитию и воспитанию ребенка.


Ребенок в 7 месяцев активно осваивает пространство дома

Когда интерес детей к окружающему миру растет, очень важно сделать все возможное, чтобы познавательная активность не угасала, а лишь возрастала со временем.

Для полноценного развития ему нужно подготовить пространство для активного исследования: на первых порах его роль будет выполнять квартира. Конечно же, все помещения необходимо максимально обезопасить, спрятав провода и убрав подальше все острые и бьющиеся предметы. Но препятствовать свободному перемещению детей по дому все-таки не стоит.


Малыш 8 месяцев интересуется всем кругом

На этом этапе как никогда лучше ввести в повседневную жизнь ребенка массаж, подвижные игры, гимнастику и физические упражнения. В это же время ребенка крайне желательно и другим санитарно-гигиеническим процедурам.

Ребенка приучают к аккуратности во время приема пищи, одевания, засыпания и т.д.

В возрасте от полугода ребенок уже достаточно восприимчив к речи и может запоминать простейшие инструкции, ему можно предлагать простейшие пальчиковые игры. Поскольку к окончанию периода запас представлений ребенка об окружающем мире значительно возрастет, ему уже можно предлагать те игры, которые позволят ему продемонстрировать их на практике. Хорошо также поощрять первые попытки детей говорить, но ни в коем случае не искажая слова и произношение звуков.


В 9-10 месяцев малыш начинает осваивать окружающий мир

Приучение ребенка к ограничениям и запретам – еще один важный воспитательный момент, который предполагает психология этого возраста.

Поощряя правильные поступки, не нужно забывать о порицании негативных. Но при этом ребенок должен четко понимать, что именно он сделал неправильно и за что именно он получил наказание. На замечания и любые ограничивающие его действия слова, ребенок должен реагировать с первого раза.

Для развития слуховой памяти, внимания, а также координации движений как нельзя лучше подходят музыкальные игрушки и развивающие центры. Научившись нажимать на кнопки и запомнив, за что они отвечают, ребенок быстро найдет игрушке применение.


Развивающие игрушки для малышей

Развивающие игровые комплексы позволяют не только как следует развить навыки мелкой моторики, но также позволяют ребенку запомнить, а позднее и применять на практике формы ролевого поведения.

Воспитание ребенка от девяти месяцев до года

Четвертый период развития ребенка от рождения до года психология характеризует наиболее интенсивным развитием всех сторон его психики. Ребенок начинает ходить или, по крайней мере, вставать без поддержки взрослого. Необходимо поощрять эти попытки ни в коем случае не пресекая и, по мере необходимости, оказывать ему поддержку и помощь. Развивать координацию движений также можно при помощи специальных игрушек-качалок.

Ключевым моментом интеллектуального развития ребенка является психология манипуляции с различными видами предметов. Именно тогда ребенок открывает для себя то, что каждый предмет имеет свою форму, текстуру, цвет и размер. А также понимает функцию предметов и учится применять их по назначению.


Малыш 11 месяцев может длительное время играть один

Когда ребенок усваивает даже простейшие функции и свойства предметов, можно приступать к развитию способностей выделять ключевые признаки предметов и классифицировать их по тем или иным свойствам.

В возрасте одного года ребенок уже начинает не только присматриваться к манерам поведения окружающих его людей, но и неосознанно подражать им. Поэтому родителям как никогда важно строго следить за своим поведением, на личном примере показывая пример уважительного, доброжелательного отношения друг к другу и окружающим людям. Атмосфера, царящая в доме, должна быть максимально комфортной и доброжелательной.

Уже к году ребенок должен обладать достаточным уровнем представлением о себе и об окружающем мире. Например, правильно показывать части своего тела, различать чистые цвета, знать назначение игрушек и других предметов.


Ребенок в 12 месяцев уже пробует самостоятельно изучать окружающий мир

Для этих целей ребенка нужно вовлекать во всевозможные игры, направленные на развитие всех видов и аспектов памяти. Большую помощь в этом родителям окажут также чтение стихов, пение песенок, прослушивание сказок.

Для развития мышления, формирования представлений детей о части и целом, можно предложить собирать и разбирать конструкции из кубиков, пирамидки, подбирая элементы по размеру, цвету и форме.

Базовые принципы воспитания ребенка на первом году жизни

Психология эмоционального и умственного развития ребенка от рождения до года довольно проста для понимания. Что же нужно учитывать для эффективного воспитания новорожденного?


Тесный контакт с мамой - главное условие полноценного развития
  1. Тесный контакт с мамой и возможность беспрепятственно общаться с ней через прикосновения, беседы сразу после рождения – залог спокойствия и морального благополучия ребенка. Но нельзя не отметить, что воспитание – дело обоих родителей и роль отца ничуть не менее важна, чем роль матери!
  2. Атмосфера в доме должна быть спокойной и доброжелательной. Родителям недопустимо громко выяснять отношения и повышать друг на друга голос в присутствии ребенка.
  3. Ключевыми аспектами полноценного развития ребенка являются здоровый сон, правильное питание, регулярные прогулки на свежем воздухе.
  4. Решающую роль в формировании и закреплении полезных привычек у детей играет личный пример родителя.
  5. Во время развивающих занятий подсказки со стороны взрослых должны быть сведены к минимуму.

Нервно-психическое развитие детей оценивается по принятым в нашей стране показателям развития, которые отражают оптимальные последовательность и возрастные сроки формирования умения, а также уровень развития, который должен быть достигнут на каждом возрастном этапе. Нервно-психическое развитие оценивается в обстановке, близкой к естественной, с помощью игрушек, пособий, вопросов взрослого, опроса родителей и/или воспитателей. Родители и воспитатели, наблюдая за поведением ребенка, оказывают важную помощь в выявлении его эмоционального состояния, характера и длительности засыпания и сна, аппетита, характера бодрствования, взаимоотношений с детьми и взрослыми, возбудимости нервной системы, утомляемости, наличия патологических привычек.

Если развитие ребенка не соответствует возрасту (ниже или выше), то его проверяют по показателям предыдущего или более старшего возрастного периода.

На первом году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах ± 15 дней от должного срока. Умения, формирующиеся до верхней границы нормы, т.е. раньше на 16 дней и более, свидетельствуют об ускоренном или раннем развитии. Овладение умениями по одному или нескольким показателям с задержкой до одного месяца свидетельствует о замедлении темпа развития, что может быть вызвано индивидуальным ходом развития, заболеванием в период формирования умения, педагогической запущенностью. Выяснив причину отставания ребенка, необходимо применить соответствующие воспитательные и обучающие воздействия. Формирование детей с задержкой от одного до двух месяцев классифицируется как отставание, а более чем на два месяца - как значительное, серьезное отставание, требующее консультации специалистов.

На втором году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах квартала. Раннее развитие - овладение умениями с опережением на один квартал и больше. Овладение умениями по одному или нескольким показателям на один квартал позже установленных сроков свидетельствует о замедлении темпов развития, на два квартала - отставание в развитии, на три квартала и больше - значительное, глубокое отставание.

На третьем году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений в пределах одного полугодия. Раннее развитие - овладение умениями с опережением на полугодие и больше, позднее развитие - овладение умениями после срока, принятого за норму; позже на полугодие - отставание в развитии, позже на год (два полугодия) и более - значительное, или глубокое, отставание. У детей дошкольного возраста допускаются колебания в пределах года.

Дети с отклонениями в нервно-психическом, развитии (отставание в развитии, значительное или глубокое отставание) и нарушениями поведения должны быть обследованы в психолого-медикопедагогической консультации. На основании результатов обследования определяют задачи по коррекции развития. Начинают их с задач, направленных на устранение выявленного отставания (именно с того, что требует наибольшего внимания), а затем указываются задачи воспитания и обучения на следующий возрастной период. Психолого-педагогические воздействия должны быть строго согласованы с лечебными.

Развивающаяся нервная система ребенка функционирует очень интенсивно. В то же время способность ее находиться в деятельном состоянии весьма невысока. Кроме того, в связи со склонностью к иррадиации нервные процессы у детей осуществляются более энергозатратным способом, чем у взрослых. Следствием является быстрое утомление. Причинами его наступления часто бывают чрезмерно длительное бодрствование, недостаточный сон и наличие неблагоприятных физических факторов в среде, где живет ребенок (нарушение воздушного, температурного режима в помещении, плохое освещение, шум), а также непосильная умственная и физическая нагрузка.

Накапливающееся утомление, отсутствие своевременного отдыха приводят к формированию хронической усталости, или переутомления. Принципиальное различие между физиологическим утомлением и переутомлением заключается в том, что при утомлении работоспособность клеток мозга после отдыха восстанавливается до исходного уровня, а при переутомлении этого восстановления не происходит; утомление накладывается на утомление, приводя к серьезным сдвигам в общем состоянии организма. Переутомление является состоянием, пограничным между здоровьем и болезнью, оно становится благоприятным фоном для развития болезненных отклонений и в физической, и в психической сфере. При переутомлении наступают выраженные физиологические сдвиги в функциональном состоянии головного мозга, задерживается его созревание, усиливается эмоциональная неустойчивость, раздражительность и непродуктивная возбужденность, возникают головные боли.

Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения переутомления огромное значение имеет правильная организация режима жизни детей.

Правильный режим - это рациональное и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим должен предусматривать достаточное время (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и пр.) и при этом на протяжении периода бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления. Соблюдение режима дня приводит к возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, и все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

Важным фактором полноценного и своевременного развития нервной системы является рациональное питание, включающее все необходимые ей питательные вещества (белки, витамины, фосфолипиды, достаточное количество глюкозы - основного «энергоносителя» для нервных клеток).

Всего несколько десятилетий назад представления об оптимальных условиях для полноценного развития ребенка ограничивались его физиологическими потребностями. В последние годы накопилось много данных о важности для психического развития ребенка прежде всего «человеческого» фактора: контактов с близкими, значимыми взрослыми, понимания и принятия его индивидуальности со своими специфическими особенностями и потребностями. Без учета этого фактора нельзя говорить об условиях полноценного нервно-психического развития, о становлении ребенка как личности.

Режим-основа полноценного развития детей.

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного его формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.
Организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста. Этот процесс в разные возрастные периоды протекает с различной интенсивностью, морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Это и объясняет особую чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.
Среди многочисленных условий, которые обеспечивают необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональный режим занимает одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обуславливается удовлетворением потребности организма во сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Для каждой возрастной группы предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых.
Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразно чередование различных видов деятельности и отдыха:

1) определенную продолжительность занятий, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;
2) регулярное питание;
3) полноценный сон;
4) достаточное пребывание на свежем воздухе.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.
Дети, привыкшие к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются хорошей дисциплиной, умеют трудиться, общительны, уравновешенны, активны, имеют хороший аппетит.
Режим, отвечающий биологическим и социальным потребностям ребенка, способствует регулированию самих потребностей. Так, правильно организованная трудовая и учебная деятельность в сочетании с отдыхом не только обеспечивают сохранение устойчивой работоспособности, высокую продуктивность занятий, но и воспитывает у детей привычку и потребность трудиться, усидчивость, стремление к знаниям, любознательность. Регулярность питания способствует хорошему аппетиту и усвоению всех ее компонентов. Дневной и ночной сон, организованный в одни и те же часы, формирует у ребенка привычку засыпать быстро, без каких-либо дополнительных воздействий, в процессе которого происходит восстановление сил и последующей активности ребенка. Общая суточная продолжительность сна и его частота в дневное время с возрастом детей уменьшаются, а время бодрствования увеличивается.
Важную рол играют прогулки. Они проводятся в определенное время, их общая продолжительность составляет 4-5 часов. Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий. При небольшом дожде ее можно организовать на веранде, под навесом, в любом другом, защищенном от резкого ветра и осадков месте. Иногда при плохой погоде длительность прогулки можно сократить, но полностью отменять ее не следует.
В дошкольном учреждении двигательный режим складывается из утренней гимнастики, занятий по физической культуре, подвижных спортивный игр, физических упражнений, самостоятельной деятельности. Однако для обеспечения оптимального уровня двигательной активности только формальное проведение всех упомянутых видов деятельности будет недостаточным. Важным является ее содержание, а также рациональная организация всей жизни детей, каждого из режимных процессов. Для того, чтобы обеспечить должный уровень объема движений детей в течение дня, помимо рациональной организации всего режима, в котором один вид двигательной деятельности должен дополнять и обогащать другой, важно правильно организовать занятия по физической культуре, обеспечить их достаточную моторную плотность, разнообразное содержание. Благоприятной моторной плотностью физкультурных занятий считают плотность 65-85%, а тренирующий и развивающий эффект достигается таким построением занятия и подбором упражнений, когда в конце его вводной части частота сердечных сокращений у детей увеличивается по отношению к исходному (до занятий) уровню примерно на 15-20%, в основной части занятий - на 50-60%, в подвижной игре - на 70-80%. Но и в этом случае необходимо учитывать индивидуальные возможности отдельных детей, состояние их здоровья, уровень развития навыков. Организуя двигательную деятельность детей, важно помнить о том, что в группе могут быть воспитанники, перенесшие заболевания, а также отстающие в развитии. Воспитатель должен внимательно относиться к таким детям, согласовывать педагогические приемы и методы с врачом детского сада.
Таким образом, рациональный режим способствует укреплению здоровья и оказывает положительное воздействие на нервную систему ребенка.
Наблюдения показали, что, если режим дня выполняется в соответствии с гигиеническими требованиями и все виды деятельности проводятся на высоком уровне, показатели работоспособности и развития детей высоки. Если отдельные режимные моменты, такие как прогулка, занятия, сон, проводить недостаточно качественно, то у воспитанников к концу дня возникают усталость, эмоциональный спад, что в итоге неблагоприятно влияет на их здоровье и развитие.
Утомление у детей проявляется неодинаково, чаще - это ослабленное внимание, повышение возбудимости, вялости, отрицательные реакции в поведении ребенка, нарушение сна и аппетита, так же снижается работоспособность, нет сосредоточенности и внимания, нет желания и интереса к занятиям.
Если не создать все необходимые условия деятельности, отдыха и объем нагрузок и превышать физиологические возможности, утомление переходит в хроническую форму и это крайне отрицательно сказывается на развитии здоровья ребенка, снижаются защитные функции организма.
Полноценное физическое и нервно-психическое развитие ребенка возможно при обеспечении рационального питания, предусматривающего использование необходимого набора продуктов, содержащих все нужные пищевые компоненты, минеральные соли, витамины в соответствии с возросшими потребностями растущего организма.
Дети должны получать питание четыре раза в сутки с интервалами между приемами пищи не более 4 часов. Завтрак составляет 25% от суточной энергетической ценности рациона, обед - 35%, полдник - 15-20%, ужин - 25%.
Во время еды важно создать спокойную, доброжелательную обстановку и поддерживать хорошее настроение детей, так как состояние нервной системы сказывается на аппетите. Не следует проявлять нетерпение и постоянно делать замечания, если они едят медленно: это отвлекает, нервирует детей и снижает их аппетит.
Если ребенок отказывается от какой-либо пищи, следует постепенно приучать его е ней, давая небольшими порциями. Такого ребенка лучше посадить с детьми, которые едят с удовольствием, и не принуждать его съедать всю порцию, так как рекомендуемые средние нормы не рассчитаны на индивидуальные особенности и потребности организма. Если ребенок систематически съедает меньше нормы и у него плохо нарастает масса тела, его следует показать врачу. Возможно, ребенок нездоров и нуждается в изменении рациона или общего режима дня.
Часто дети не доедают свою порцию, так как устают действовать самостоятельно. Взрослый должен прийти им на помощь и покормить. Второе блюдо ребенку можно разрешить запивать компотом или киселем. Это необходимо прежде всего тем детям, у которых выделяется мало слюны, что затрудняет пережевывание пищи и приводит к длительной задержке ее во рту. Запивать пищу водой не следует: вода разбавляет консистенцию пищеварительных соков. Не надо приучать детей есть много хлеба с первым и тем более со вторым блюдом, особенно с кашами, макаронами. Наевшись хлеба, дети не могут доесть порцию, содержащую полезные продукты.
Взрослый обращает особое внимание на гигиенические навыки приема пищи: учит детей мыть руки перед едой, во время приема пищи правильно сидеть (не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол), пользоваться столовыми приборами, в том числе ножом (резать мясо, огурцы, помидоры). Младшим детям пищу размельчают взрослые. Во время еды дети не должны спешить, отвлекаться, играть столовыми приборами, набивать полный рот и разговаривать при этом и т.п. воспитатель учит их пользоваться салфеткой. Малышам перед приемом пищи надевают нагрудники, для старших на стол ставят стакан с бумажными салфетками.
Для правильного выполнения режима, четкого и последовательного выполнения всех его процессов важно своевременно формировать у детей навыки самообслуживания, воспитывать самостоятельность. Если в ДОУ педагог приучает детей к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, а дома за ребенка все делают родители, то у ребенка не вырабатывается устойчивая привычка, навыки и умения. Такие дети задерживают выполнение режима. Приученный ребенок все это будет выполнять с желанием и настроением, а это залог успеха. Постепенно у ребенка формируются полезные навыки и привычки к четкому распорядку дня.
Правильность выполнения режима, его оздоровительное и воспитательное влияние на детей во многом зависят от постоянно контакта педагогов с медработниками дошкольного учреждения и родителями. Контакт этот должен быть двусторонним: воспитателю необходимо знать результаты проводимых медицинских осмотров детей врачами, специалистами, иметь сведения о том, кому из воспитанников рекомендованы те или иные лечебные и профилактические мероприятия, щадящий режим, уменьшение на некоторый период объема нагрузок. С другой стороны, и воспитатель может первым заметить у ребенка начальные признаки заболевания, недомогание, капризы, плаксивость, отсутствие аппетита или другие виды расстройства, своевременно сообщить о них врачу или медсестре, а также родителям. Ежедневное общение воспитателя с детьми своей группы позволит ему заметить малейшие отклонения в состоянии ребенка. Нужно всегда быть внимательным к детям, знать, как они ведут себя тогда, когда здоровы. Все это необходимо знать для оказания ребенку своевременной помощи и предупреждения инфекционных заболеваний.
Воспитатель полностью отвечает за соблюдение всех режимных моментов, всех санитарно-гигиенических правил, содержание помещений. Воспитатель следит за тем, чтобы в них систематически и качественно осуществлялась влажная уборка, проветривание, а игрушки, книги, пособия содержались в порядке. Важно помнить, что свежий воздух и чистота в группе - залог эффективности всех оздоровительной работы. Если этого нет, то никакие специальные процедуры не будут оказывать благоприятного влияния на организм и их проведение окажется бесполезным.

Внутриутробное развитие – один из важнейших периодов жизни человека. Это своего рода фундамент – основа, на которой зиждется дальнейшее физическое и психологическое здоровье ребенка. Безусловно, внутриутробный период развития плода напрямую зависит от течения беременности и состояния здоровья будущей мамы. Не меньшее влияние на развитие малыша оказывает и образ жизни беременной – питание, физическая активность, культурный досуг и другие важные аспекты повседневного быта. Однако нередко будущие родители переоценивают свою способность влиять на здоровье, таланты и судьбу будущего ребенка; виной тому, как всегда, становятся мифы.

С плодом необходимо разговаривать

Согласно этому мифу, необыкновенно популярному в последнее время, будущие родители прямо-таки обязаны ежедневно беседовать с малышом вслух, поскольку это необходимо крохе для полноценного внутриутробного развития. Авторы этой идеи объясняют, что в процессе такого «внутриутробного» общения кроха учится узнавать маму и папу по голосу, чувствует свою значимость для родителей, а также заочно знакомится с устройством окружающего мира. Для достижения последней цели некоторые будущие мамы начинают комментировать вслух все свои действия, рассказывают «животу» о том, где они находятся и что видят в данный момент.

На самом деле в период внутриутробного развития плод не обладает лингвистическим восприятием, то есть еще не способен понимать смысл услышанных слов. Сама способность воспринимать звуки у малыша существенно отличается от слухового восприятия взрослого. Формирование слухового аппарата завершается к 24 неделе развития; до этого срока плод воспринимает звуки всей поверхностью тела, реагируя в основном на перепады частот. Поэтому в первую очередь он «ощущает» звуки голоса мамы: они проводятся в виде вибраций тканей ее организма и околоплодных вод. При этом слова, обращенные к плоду, мужу, коллегам или еще кому-то, будут ощущаться малышом абсолютно одинаково: законы физики незыблемы, и одинаковые звуки проводятся с равной скоростью, независимо от того, кому они адресованы.

Начиная с шестого месяца внутриутробной жизни кроха уже слышит в обычном для нас понимании этого слова; теперь он обладает способностью различать разницу в интонации – обертоны звука и таким образом может различать звуки маминого голоса и окружающие шумы. Поэтому, родившись, младенец действительно может более активно реагировать на «знакомые» по внутриутробному периоду жизни голоса, окружавшие будущую маму – например, на звуки голоса папы или бабушки. Однако при этом абсолютно не важно, разговаривал ли будущий папа с животом или его нежный голос был обращен к самой беременной или любимой теще – малыш «узнает» этот голос по интонации.

Справедливости ради стоит отметить, что никакого вреда эта идея не несет. Будущая мама и другие близкие люди могут сколько угодно «беседовать с животиком», если им самим этот процесс доставляет удовольствие. Многие женщины рассказывают, что общение с плодом вслух помогло им лучше осознать факт беременности и почувствовать себя матерью. Перинатальные психологи рекомендуют попробовать представить себе малыша и побеседовать с ним тем женщинам, которые в период беременности жалуются на отсутствие материнского инстинкта. Однако при отсутствии желания специально заставлять себя и своих близких разговаривать вслух с собственным животом не стоит – ничего, кроме раздражения и разочарования, это не принесет.

Перинатальное обучение

Существует миф о так называемом перинатальном обучении, который гласит, что период внутриутробного развития можно использовать для эффективного обучения плода различным премудростям – например, языкам, стихам или таблице умножения. Мол, раз в этот период происходит закладка жизненных систем малыша, можно заодно «заложить» и любые базовые знания, будь то лингвистические способности или основы математики. С этой целью будущим родителям рекомендуется читать плоду сказки на иностранных языках и с выражением цитировать примеры по арифметике. Предполагается, что кроха усвоит полученные сведения и в будущем сможет лучше и быстрее осваивать соответствующие науки. Некоторые мамы и папы даже искренне верят, что «чтение животу» сказок Шарля Перро в оригинале поможет их крохе в год сразу заговорить по-французски.

Идея перинатального обучения, несмотря на свою привлекательность и популярность, не имеет никакого научного подтверждения. Малыш воспринимает звуки, постепенно научаясь различать их по силе, частоте и обертонам; однако заставить его усвоить ту или иную информацию, передаваемую звуками, невозможно. В отличие от предыдущего мифа, идею перинатального воспитания нельзя считать совсем безобидной: декламируя плоду стихи или таблицу Менделеева, будущие родители рассчитывают на достижение высоких результатов и, не получив их впоследствии, разочаровываются в способностях своего ребенка. Кстати сказать, заговорить на иностранном языке малыш может и без всякой перинатальной педагогики – для этого нужно, чтобы в период освоения разговорной речи (с 6 месяцев до 1,5 лет) на этом языке общались члены семьи. Однако если затем взрослые вернутся к родному языку, кроха также быстро забудет полученные лингвистические «навыки» и будет копировать основной язык своего окружения.

Будущий талант

Таланты, или повышенные способности ребенка к определенному роду занятий, могут быть унаследованы от родителей и развиты в процессе воспитания. Неталантливых людей не существует: каждый человек имеет склонности к одному или даже нескольким видам деятельности. Просто иногда способности ребенка остаются незамеченными – по вине взрослых, невнимательных к его развитию либо навязывающих ему занятия, руководствуясь исключительно собственными предпочтениями. Поэтому задача родителей и педагогов – чутко прислушиваться к желаниям и интересам ребенка, занимать его разными видами творчества и смотреть, что ему лучше всего удается. Однако заранее «сформировать» талант малыша, специально ради этого занимаясь каким-то видом творчества в период беременности, невозможно. Ведь даже у известных родителей – художников и музыкантов дети далеко не всегда наследуют их таланты; примеров, когда дети великих вопреки надеждам родителей на продолжение династии выбирали себе совсем другой род занятий, в истории гораздо больше, чем случаев прямого повторения талантов из поколения в поколение.

Если уж профессиональная или творческая одаренность не всегда наследуется генетически, обольщаться возможностью перинатального «обучения» танцам или рисованию точно не стоит. А вот для самой будущей мамы освоение таких навыков очень полезно: они пригодятся для занятий с малышом и развития у него творческих наклонностей в процессе реального воспитания. К тому же, любые занятия «для души» доставляют много удовольствия и заметно повышают самооценку будущей мамы.

Только классика

Это распространенное заблуждение, природу которого понять сложно. Возможно, причина в подсознательном стремлении беременной выбирать лучшее – все?таки качество творений Моцарта, Баха и Вивальди очевидно превосходит многие современные произведения. Однако сторонники этого мифа подводят более серьезную базу для его обоснования: они утверждают, что классическая музыка оказывает благотворное влияние на умственное и духовное развитие будущего ребенка. Полностью развенчать этот миф не представляется возможным, поскольку музыка действительно может положительно влиять на развитие плода. С двумя оговорками: это вовсе не обязательно должна быть «классика», и влияет она не на интеллектуальное развитие, а на общее физиологическое состояние развивающегося малыша.

Людей, равнодушных к звукам музыки, практически не существует. Кто-то любит классику, кто-то – джаз, кто-то – кантри или просто популярные песенки, стиль не имеет значения. При звуках любимых мелодий у слушателей всегда поднимается настроение. В этот момент в организме повышается выработка эндорфинов – так называемых «гормонов счастья». Это важнейшие биологически активные вещества, регулирующие скорость обмена веществ.

От скорости обменных процессов, в свою очередь, зависит поставка плоду питательных веществ и кислорода, необходимых для его полноценного развития. Таким образом, получается, что прослушивание любимой музыки, а точнее – связанные с этим положительные эмоции действительно благотворно влияют на течение беременности и развитие малыша. А вот стиль музыки при этом совсем не важен – главное, чтобы он нравился будущей маме. Единственное, на что нужно обратить внимание перед «аудиотерапией», – это уровень громкости: высокие децибелы дискомфортны для плода.

Культурный досуг беременной

Согласно этому утверждению, можно повысить уровень интеллекта будущего ребенка, посещая в период беременности как можно больше культурных мероприятий – концертов, спектаклей, вернисажей. Тогда якобы происходит приобщение к прекрасному с эмбрионального периода.

Сама идея перинатального культурного образования абсурдна: если звуки музыки хотя бы проникают через ткани материнского организма и плодные воды, то картины на стене галереи, равно как и действие на сцене, точно находятся за гранью его зрительного восприятия. Орган зрения у малыша формируется к 26 неделе внутриутробного развития, то есть к концу 2 триместра. До этого момента плод реагирует только на резкую разницу освещения; например, если направить фонарик на живот будущей мамы, у плода на сроке 15–18 недель учащается сердцебиение, а малыш старше 18 недель поворачивает голову в сторону источника яркого света, хотя его глазки еще закрыты. Однако даже после завершения формирования зрительного анализатора кроха не приобретает способность видеть «сквозь стены»: стенка матки, мышцы брюшного пресса и спины, позвоночник, подкожная клетчатка и кожа будущей мамы по-прежнему отделяют его от искусства!

Посещение культурных мероприятий может быть полезно для самой женщины – конечно, при условии, что походы в музеи и на концерты доставляют ей удовольствие. В этом случае можно рассматривать культурный досуг как метод стимуляции выработки эндорфинов, отвечающих за скорость обмена веществ и поступления к плоду кислорода и питания. Беременной в принципе полезны положительнее эмоции; при этом не столь важно, чем они вызваны – посещением выставки концептуального искусства или просмотром незамысловатой комедии. Для малыша посещение выставок и музеев тоже полезно: культурно-познавательная прогулка будущей мамы по залам стимулирует плацентарный кровоток, обеспечивающий дыхание и питание плода.

Расширение области культурного досуга может носить и педагогический характер – опять-таки для самой будущей мамы. В период беременности у многих женщин появляется больше свободного времени, развивается творческий потенциал; перинатальные психологи утверждают, что это лучшее время для самообразования и восприятия искусства. Для плода педагогический аспект приобщения к прекрасному носит скорее отсроченный характер.

Расширяя свой собственный культурный кругозор во время беременности, будущая мама настраивается на приобщение ребенка к культуре и творчеству в процессе его воспитания. Важно только не переборщить с объемом культурной программы: переутомление не пойдет на пользу беременной – даже в том случае, когда причиной стало высокое искусство!

Спорт при беременности

Как ни странно, зачастую именно эта идея заставляет женщин заниматься гимнастикой или записаться в бассейн во время беременности. Соответственно, считать этот миф вредным никак нельзя: ведь при нормально протекающей беременности врачи настоятельно рекомендуют будущим мамам дозированные физические нагрузки. Существуют целые комплексы упражнений, разработанные специально для беременных. Они направлены на нормализацию кровообращения в области малого таза, профилактику варикозного расширения вен, разгрузку позвоночника, укрепление тазовых мышц, растяжку тазовых связок и тканей промежности. Приступать к упражнениям рекомендуется уже с первого триместра беременности и, по возможности, выполнять их каждый день.

Кроме специфической гимнастики для беременных существует целый перечень видов физической нагрузки, допустимой и даже рекомендованной для будущих мам. К наиболее популярным «беременным» видам физической нагрузки относятся плавание, аквааэробика, пилатес, йога, танец живота и пешие прогулки. Безусловно, существуют осложнения беременности и заболевания будущей мамы, при которых отдельные виды спорта могут быть противопоказаны; поэтому, выбирая для себя индивидуальный режим активности, нужно посоветоваться со своим врачом.

И все-таки, занимаясь спортом во время беременности, нельзя напрямую заложить спортивные наклонности у малыша – так же как, рисуя или танцуя, нельзя «запрограммировать» кроху на освоение именно этих занятий. Тем не менее, польза от занятий спортом все?таки присутствует. Во-первых, физическая активность будущей мамы способствует профилактике осложнений беременности; от ее благополучного течения, в свою очередь, зависит полноценное развитие плода и здоровье ребенка в будущем. Хорошие показатели физического здоровья – это прекрасная база для развития у малыша спортивных навыков. Во-вторых, поддерживая себя в хорошей физической форме, будущая мама закладывает фундамент собственного здоровья и активности. Дозированные спортивные нагрузки помогают быстрее и лучше восстановиться после родов, похудеть, хорошо выглядеть и быть спортивным примером для своего ребенка. То есть можно привить малышу любовь к спорту, но не путем перинатального воспитания, а личным примером!

Однако не стоит забывать, что беременность – особое состояние, связанное с повышенной нагрузкой на организм женщины. Поклонницам спорта придется скорректировать уровень допустимых физических нагрузок с учетом «интересного положения». Так, на любом сроке беременности следует полностью исключить упражнения и виды спорта с преимущественной нагрузкой на пресс, например тяжелую атлетику, греблю и занятия на силовых тренажерах. Безусловно, на время беременности придется отказаться от тех видов спорта и просто активного образа жизни, которые связаны с высоким риском получения травмы – падения или удара. К ним относятся все виды борьбы, катание на коньках, лыжах, сноуборде, скейтборде и велосипеде. Беременной нежелательно делать резкие, порывистые движения – они провоцируют повышение тонуса матки и преждевременную отслойку плаценты; соответственно, о теннисе, баскетболе и волейболе на время ожидания малыша придется забыть.

Беременная может влиять на размеры плода

Многие женщины считают, что размеры плода можно скорректировать с помощью правильного питания и физических нагрузок. Как известно, большой вес и размеры плода усложняют роды, повышают риск развития слабой родовой деятельности и разрывов, расширяют показания к кесареву сечению. Большинство женщин полагают, что размеры плода зависят от питания и уровня физических нагрузок – по аналогии с собственным весом. Однако это мнение ошибочно: между организмом мамы и малыша нет прямой пищеварительной трубки. Пища, потребляемая беременной, разлагается в пищеварительном тракте до белков, жиров и углеводов. То, что необходимо организму для энергетического обмена, через стенку кишечника всасывается в кровоток и доставляется по сосудам к малышу.

Излишки пищи извергаются из материнского организма через кишечник, часть откладывается в виде «запасов на черный день» в жировую ткань. Таким образом, излишки питания остаются в организме матери, но не попадают к малышу и не влияют напрямую на размер и вес новорожденного.

Рациональное, то есть своевременное и регулярное употребление здоровой пищи, действительно помогает будущей маме избежать патологической прибавки веса, а также снижает риск развития патологии беременности. А вот соблюдать диету в более популярном смысле этого слова, то есть ограничивать калорийность пищи, голодать, не есть после шести часов вечера, исключать из рациона белки, жиры или углеводы беременной женщине нельзя. Такая «коррекция размеров плода» не только совершенно не эффективна, но и опасна: самовольная диета может привести к самым серьезным последствиям в развитии плода и здоровье самой женщины. Ограничивать те или иные продукты, а также устраивать разгрузочные дни без вреда для течения беременности можно только по рекомендации лечащего врача.

То же самое касается и идеи о коррекции размеров плода с помощью физических нагрузок. Во-первых, изнуряющие ежедневные тренировки для беременной просто недопустимы: избыточная физическая нагрузка может спровоцировать угрозу прерывания беременности. Во-вторых, размер новорожденного совершенно не зависит от спортивных занятий будущей мамы: ведь она нагружает свои мышцы и сжигает свои калории. Конечно, дозированная физическая нагрузка, как и рациональное питание, полезна для беременной: здоровый образ жизни женщины положительно влияет на течение беременности и развитие плода. Однако, выбирая тот или иной вид спорта, следует проконсультироваться с врачом по поводу допустимых физических нагрузок с учетом индивидуальных особенностей течения беременности.

Эмоции мамы и индивидуальные особенности ребенка

Общеизвестно, что будущую маму необходимо оберегать от негативных эмоций. Беременной нельзя нервничать, огорчаться и плакать, ее нельзя пугать. Однако истинную причину, по которой будущей маме «противопоказаны» отрицательные эмоции, понимают далеко не все. О влиянии эмоций мамы на плод сложено невероятное количество мифов. Например, издавна считается, что, если беременную напугать, ребенок родится заикой. Другое поверье гласит: «Если беременная много плачет, у младенца будут больные глазки». Есть и менее радикальные утверждения – например, о том, что если будущая мама грустит, ребенок будет меланхоликом, а позитивное настроение, напротив, способствует вынашиванию коммуникабельного оптимиста. Все эти утверждения, как старые, так и современные, несмотря на кажущиеся различия, объединяет одна общая идея: «Эмоции беременной напрямую влияют на малыша». Это распространенное и, пожалуй, самое устойчивое заблуждение о развитии плода.

Будущую маму нужно защищать от негатива, поскольку отрицательные эмоции, такие как страх, обида, тревога, раздражение и огорчение, приводят к повышению в крови адреналина. Это вещество, именуемое в популярной литературе «гормоном страха», опасно для беременной: избыток адреналина в крови приводит к тахикардии – учащению сердцебиения, повышению артериального давления и тонуса матки. Перечисленные изменения в самочувствии будущей мамы, возникающие на фоне отрицательных эмоций, нередко становятся причиной развития фетоплацентарной недостаточности – ухудшения питания и дыхания плода в связи со снижением плацентарного кровотока. Гипертонус матки, особенно часто возникающий на фоне раздражения или страха беременной, является основным фактором угрозы прерывания беременности и преждевременных родов. Так что ограждать женщину «в интересном положении» от всего, что может ее огорчить или напугать, действительно важно: от состояния нервной системы матери во многом зависит течение беременности, а следовательно, и здоровье плода. Однако напрямую эмоции беременной на характер или способности крохи влиять не могут; это касается как отрицательных, так и положительных переживаний.

Можно смело утверждать, что хорошее настроение полезно беременной – однако вовсе не потому, что гарантирует рождение жизнерадостного ребенка. Когда женщина смеется, испытывает радость или удовольствие, в ее крови преобладают «гормоны счастья» – эндорфины. Эти вещества контролируют скорость обмена веществ, насыщение крови кислородом, а также поставку плоду белков, жиров, углеводов и всего, что необходимо для его полноценного развития. Так что у будущей мамы, пребывающей в хорошем расположении духа, больше шансов на рождение здорового ребенка, чем у женщины, которая во время беременности много нервничает. Но переоценивать роль эмоций матери в развитии плода все?таки не стоит: напрямую на характер и здоровье малыша они не влияют! Для полноценного внутриутробного развития плода, а также для формирования у ребенка в будущем различных замечательных способностей и талантов совсем необязательно посещать высшие математические курсы, покупать девятимесячный абонемент в консерваторию или читать вслух Шекспира в подлиннике. Достаточно вести правильный образ жизни, любить малыша и не забывать доставлять себе маленькие радости!

Анна Сиркина
Презентация: «Значение игры для разностороннего и полноценного развития ребенка»

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка . Игровая деятельность - естественная потребность ребенка , в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.

Игры детей характеризуются следующими особенностями : 1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей. 2. Отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. 3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей. 4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности . 5. Игра есть оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка . 6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. 7. Разносторонне развивая детей , сама игра тоже изменяется и развивается .

Ролевые игры .

Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения . Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том , что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащиеся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Пальчиковые игры .

Пальчиковые игры являются одними из самых важных в развитии ребенка . Благодаря им дети быстрее знакомятся с окружающим миром, учатся писать и рисовать, осваивают азы математики, обучаясь счету, осознают понятия «выше» , «ниже» , «сверху» , «снизу» , «справа» , «слева» . Такой вид игр незаменим для развития мелкой моторики , воображения, тренировки памяти и, конечно, речи. Благодаря пальчиковым играм пальцы и кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Подвижные игры .

У детей огромное количество энергии, им необходимо постоянно двигаться. Малыши развиваются , познавая мир, приобретая двигательные навыки и рефлексы. Для того чтобы выплеснуть накопившуюся энергию, детям дошкольного и младшего школьного возраста необходимы подвижные игры , которые, помимо прочего, стимулируют кровообращение, укрепляют сердечно- сосудистую систему, повышают активность головного мозга, снимают нервное напряжение, повышают способность к концентрации и т. д.

Дидактические игры .

Развивающие (дидактические) игры помогают детям с помощью взрослого или самостоятельно развивать свои интеллектуальные и творческие способности, а также уже имеющиеся коммуникативные навыки.

Игры- конкурсы .

Игры -конкурсы великолепно подходят для проведения детского досуга. Подобные игры дадут ребятам не только радость и смех, но и станут полезными для развития многих способностей , которые пригодятся во взрослой жизни.

Игра развивает и радует ребёнка , делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение , фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.

Похожие публикации