Лучшие методики раннего развития. Какие существуют развивающие методики для работы с детьми в раннем возрасте

Этап жизни от 0 до 3-х лет это уникальный период для развития мозга детей. Более половины своего потенциала мозг осваивает в течение 1-го года жизни (точнее 6-ти месяцев), к 3 годам формирование его структуры достигает свыше 70%, к 7-ми годам рост мозговых структур практически завершен.

Ускоренное (раннее) развитие – польза или вред

Можно спорить о том, полезно развивать детей или это отнимает их детство. Есть педагоги и родители, которые считают, что ребенок научится познавать мир самостоятельно. Безусловно, формирование мозга ребенка, становление речи, мышления, самосознания будет происходить с вашим участием или без.

До трех лет ребенок – это «впитывающая губка», его «поглощающий ум» усваивает информацию окружающей среды. И эта информация носит либо обучающий, либо случайный характер.

Если вы смотрите телевизор в присутствии детей, их мозг усваивает данные, поступающие с экрана, а будет ли это «ужастик» или развивающий мультфильм – решать вам.

Современные методы в большинстве своем используют технологии тотального чтения, количественной математики, музыку, как катализатор формирования речи и мышления, и «подстройку» обучающих программ под периоды развития детей.

К сожалению, любой метод предоставляет выбор: или сенсорное развитие в сенситивные периоды («метод Монтессори»), или тренинг логического аппарата («Блоки Дьенеша»), или «грудничковое рисование», направленное на выработку творческого начала или метод доктора Г. Домана – призванный стимулировать накопление энциклопедических знаний ребенком.

Потому выбирая программу раннего обучения, которую детский ум будет осваивать в домашних условиях, придется использовать несколько схем.

Учить ребенка нужно тотально, равноценно тренируя правое и левое полушарие, и помогая малышу научаться выполнять действия самостоятельно.

Правое полушарие – тренируется методом быстрой смены изображений.

Левое полушарие – совершенствуется методом медленного многократного повторения обучающего материала.

Основные задачи ускоренного развития детей

  1. Не дать угаснуть имеющимся у ребенка до года рефлекторным навыкам (хватание, плаванье, ползание).
  2. Развивать задатки, которые имеются у детей.
  3. Максимально использовать нестандартные виды деятельности (одевание с закрытыми глазами), для формирования дополнительных связей в мозгу, улучшения мнемических и познавательных его функций, формированию навыков речи. А также технологии чтения слова целиком (не по слогам) и количественной математики, музыкальное сопровождение обучающего материала. Эта работа должна быть начата до года.

Схема раннего развития ребенка должна быть всесторонней и охватывать сенсорную, моторную, эмоциональную сферы.

Принципы любой разевающей методики:

  1. Заниматься нужно начинать с самого раннего возраста , с момента, когда детский организм готов к определенной схеме научения.
  2. Малыш — это личность, индивидуальность, ее нужно уважать, ценить и доверять ей.
  3. Перед началом обучения следует подготовить все необходимые материалы, в том числе пакеты стимульных материалов, которые можно заменять друг другом.
  4. Начинать обучение лучше в комфортной и знакомой обстановке, малыш должен быть здоров, сыт, находиться в хорошем эмоциональном состоянии.
  5. Новые материалы нужно вводить с достаточной регулярностью.

Обзор основных методик ускоренного развития

Методика М. Гмошинской «Грудничковое рисование» – рассчитана на детей от 6 мес. Малыши более раннего возраста физически не готовы к рисованию. Занятия проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня. Материал: краски для пальчикового рисования, бумага.

Выбор времени суток обусловлен желанием уберечь детей от эмоциональной перегрузки. Первые занятия длятся от 1 минуты. По достижении малышом возраста одного года время занятий увеличивается на порядок.

Маленький человечек трогает краски, мнет в кулачке, размазывает по бумаге пальчиками, ладошками и ножками.

Как дополнение к этой системе после достижения ребенком возраста одного года ему можно предложить, рисовать с помощью нестандартных средств: крышки от пластиковых бутылок, фасоль, пуговицы, тряпочки.

Плюсы этой техники: прекрасный способ для дополнения к логическим программам, не требует больших финансовых вливаний и посещения специальных обучающих центров.

К минусам можно отнести узкую направленность метода на развитие творческого потенциала.

«Блоки Дьенеша» рассчитаны на тренировку аналитического и логического аппарата, способствуют тренингу речи, формируют мыслительные навыки, умение выявлять и удерживать в памяти несколько свойств предмета одновременно, манипулировать предметами в зависимости от выявленных свойств. (Пример, найти такие\не такие фигуры по размеру\цвету\форме).

Плюсы этого способа обучения заключаются в большом возрастном диапазоне, его легко можно предлагать детям от 1-го года до 7-ми лет. Сами блоки можно приобрести в магазине или изготовить самостоятельно. Это позволяет использовать данный метод в домашних условиях, без дополнительных затрат.

Методика А.А. Сабурской «Интеллектуальная музыка» , основана на способности музыки влиять на психофизиологию человека. Музыка способствует научению вербальной речи и формированию образного мышления. Улучшает арифметические способности, стимулирует проявление эмоций. Детьми самого раннего возраста информация, преподнесенная с музыкальным сопровождением (потешки, развивающие песенки) воспринимается и усваивается в значительно более высокой степени.

Метод М. Монтессори – основан на использование сенситивных периодов развития детей, «подстройке» обучающих программ под эти периоды. Например, период становления вербальной речи от 0 до 6 лет.

Игровые программы по Монтессори используют дидактический материал, направленный на все сферы жизни: сенсорную активность, становление речи письменной и устной, практику бытовых, когнитивных и мыслительных навыков, мелкую моторику. Ребенок научается на глаз отличать размер предметов, оценивать их объем и количество.

Достоинства: многофункциональная методика, способствующая развития речи, индивидуальности и самостоятельность ребенка.

Недостатки: не развивает творческий потенциал малыша.

Работа доктора Г. Домана – основана на блочном восприятии информации.

Обучающий материал представляет собой карточки с изображением животных и их название, цифры изображаются точками, количество точек соответствует цифре (это и есть принцип количественной математики). Изображения предъявляются в 2 секунд.

Достоинства: требует мало времени, один этап занятия составляет от 10 до 30 секунд, затем до 60 секунд.

Ребенок быстро накапливает большой объем информации.

Недостатки: ребенок запоминает названия животных целым словом в именительном падеже. При изменении падежа слово перестает быть узнаваемым. Ребенок усваивает знания, но не учится думать. Готовый дидактический материал отсутствует.

Это далеко не полный обзор существующих методик. Но если выбрать две или три приведенные методики, развитие ребенка будет полноценным, всесторонним и быстрым.

Как показывают исследования, чем раньше начать работу с ребенком по формированию определенных навыков, тем легче будет малышу адаптироваться к окружающему миру, получить необходимые для полноценной жизни знания и способности. Именно на этом принципе и основаны методики раннего развития детей, предложенные такими известными учеными, как Монтессори, Доман, Маниченко, Желенова. Техник сотрудничества с грудничками множество, вводятся они в возрасте от нескольких месяцев до нескольких лет. Учитывая разнообразие подходов, можно подобрать оптимальный вариант обучения малыша и не упустить драгоценного времени. Большинство популярных систем прошли испытание временем, получили положительные отзывы от родителей и зарекомендовали себя с лучшей стороны.

Назначение методик индивидуального развития ребенка

Согласно с данными, доказанными опытным путем, существует множество вещей, которые в младенчестве даются очень легко. По мере взросления ребенка подобные навыки вырабатывать уже сложнее. При достижении определенного возраста, создается риск полного непонимания того или иного действия. Методики раннего развития позволяют не упустить тот важный момент в детстве, который уже будет невозможно восстановить. Даже если малыш и не станет гением, подобный подход позволит по максимуму использовать его стартовый потенциал.

Помимо этого, современные системы воспитания и развития позволяют рассчитывать на следующие результаты:

  • Происходит постепенное формирование уверенной в себе личности. Если с раннего детства научить ребенка преодолевать трудности и использовать сильные стороны натуры, со временем это войдет в привычку.
  • В развитии человека одну из важнейших ролей играют гены. Но они могут оказаться совершенно беспомощными без необходимого стимулирования умственной деятельности. Исследования военного врача Гленна Домана, педагога-новатора Зайцева, практика Масару Ибуки и других выдающихся ученых доказали эффективность развивающих методик при воспитании одаренных детей.
  • Статистика доказывает, что своевременное введение развивающих методик действительно способно обеспечить малышу счастливую, полную и обеспеченную жизнь. Это своеобразная возможность для родителей выбрать для ребенка судьбу, которую они считают оптимальной.

Для того чтобы подобрать оптимальную методику или систему не обязательно обращаться к специалистам. Техники настолько просты и доступны, что с ними очень легко разобраться самостоятельно.

Основное назначение методик — всестороннее развитие ребенка

Важность раннего введения специальных навыков

Все развивающие системы подразумевают начало работы с самого раннего возраста, чем меньше ребенок, тем лучше будет усваиваться материал. Учеными уже давно доказан тот факт, что в первые два года жизни малыша формирование мозга происходит на 50%, а в первые три года – на все 80%. Именно в этот период необходимо заложить базу для программирования личности ребенка. Это же время становится определяющим для социальной адаптивности малыша. Без необходимых навыков уже взрослый человек не сможет легко общаться с людьми, решать проблемы и бытовые вопросы, отличать энтузиазм от реактивности и реалистичность от фантазий.

Приступая к введению определенных методик и техник, необходимо руководствоваться следующими общими правилами:

  1. Ребенка необходимо знакомить с новыми интересными занятиями как можно раньше. Досуг малыша должен быть максимально разнообразным. Музыкальные инструменты, спорт, рисование, чтение, прослушивание музыки – пусть это не будет получаться на первых порах, но интерес маленькой личности к этим видам активности будет постоянно развиваться. Опыт, полученный в первые годы или месяцы жизни, становится основополагающим для дальнейшего развития.
  2. Необходимо правильно стимулировать кроху. Тусклая, скучная комната, невыразительные детали и однотипные игрушки сформируют угрюмую и замкнутую личность. Помещение, в котором растет младенец должно напоминать яркий сказочный мир, в котором много интересного. В этом случае, развитие человечка будет происходить и без воздействия родителей.
  3. Уже с раннего возраста дети должны обладать достаточной свободой передвижения и личным пространством.
  4. Для развития коммуникативных навыков малыш должен быть обеспечен возможностью общаться с разными людьми, в том числе и детьми.

Ну и не стоит забывать о том, что поведение родителей – это основная ролевая модель для малыша. Прежде чем заняться воспитанием своего чада, необходимо оценить особенности собственного характера.

Основы системы Домана-Маниченко

Методика Домана-Маниченко – это вариант интенсивного развития интеллекта малыша с момента рождения. За счет обучения младенца количественному счету и чтению целыми словами, происходит интенсивное развитие памяти, скорости мышления, закладывается интерес к обучению.

У методики раннего развития Домана, адаптированной Маниченко, существует ряд преимуществ:

  • Занятия, проводимые с рождения, способствую развитию слуха, внимания, зрения.
  • Длительность одного занятия не превышает пары минут, даже грудничок не успевает устать и потерять интерес к мероприятию.
  • Техника создана именно для домашнего внедрения. Она осуществляется родителями, что позволяет существенно повысить их авторитет.

Отличия техники от оригинального подхода Глена Домана:

  1. В отличие от методики Глена Домана, в которой использовались только обучающие карточки, здесь вводятся особые книжки-прятки, вертушки и листалки. Это заметно повышает эффективность обучения.
  2. За счет использования игрового подхода малыш любого возраста ведет себя достаточно активно, что позволяет открыть весь его потенциал.
  3. Изначально карточки Глена Домана были предназначены для англоязычных учеников. В адаптированной системе эти слова не просто переведены на русский, запас слов подобран с учетом российского менталитета.

Среди минусов подхода выделяют тот факт, что, несмотря на заметное опережение малышом сверстников, навыки свободного чтения и счета будут заметны не ранее, чем через 6-12 месяцев.

Развивать ребенка по методике Монтессори можно как дома так и специализированных садах

Особенности исследований Марии Монтессори

Мария Монтессори – итальянский доктор медицины, разработавший уникальный подход к обучению, как ослабленных, так и абсолютно здоровых малышей. Основа системы Монтессори очень проста – для ребенка должны быть созданы идеальные условия, которые помогут ему развиваться и обучаться самостоятельно. Такой подход обеспечивает раннее приобретение важного жизненного опыта, формирует необходимые для определенного возраста сенсорные и моторные навыки.

Используя в качестве отправных точек впитывающее мышление и повышенную возрастную чувствительность, Мария Монтессори построила схему воспитания, ориентированную на развитие индивидуальности и личности маленького человечка собственными силами.

  1. Построение обучения вокруг игровой практики.
  2. Введение занятий по развитию письма, чтения, правильной речи, повседневных навыков, сенсорных показателей.
  3. Провоцирование подключения собственного мышления ребенка, а не механическое выполнение заданий.
  4. Мария Монтессори предложила использовать игрушки с большим количеством мелких деталей, что положительно влияет на мелкую моторику детей.

Согласно системе Монтессори, можно выделить следующие закономерности формирования навыков:

  • До шестилетнего возраста происходит сенсорное развитие детей.
  • До 3 лет формируется восприятие порядка.
  • В 1-4 года закладываются движения и действия.
  • До 6 лет формируются основы речи.
  • После 2,5 и до 6 лет закладываются социальные навыки.

Как утверждает учение Монтессори, потерянное время невосполнимо. Если в один из указанных периодов с малышом не проводить соответствующую работу, то возможность развить важную способность уйдет навсегда.

Техника развития ребенка по Железновым

Еще одна интересная универсальная методика, основанная на зарядке, развивающих песнях, пальчиковых и жестовых играх. Подразумевается активизация общего развития личности, а не отдельных навыков. Наряду с интеллектуальным становлением детей проводится укрепление их физического здоровья. Система довольно обширна, но проста и доступна для домашнего внедрения.

Воспитание человека начинается с самого его появления на свет, как гласит наиболее распространенная научная теория. Есть гипотезы, признающие, что мы уже рождаемся с определенным набором знаний и эмоциональных направленностей. Это опыт, накопленный либо в прошлых жизнях, либо в процессе внутриутробного развития.

Так или иначе, каждая мама хочет, чтобы ее малыш был всестороннее одаренным, много знал и умел, хорошо учился, рос личностью не только приспособленной к жизни, но и знакомой с творчеством, спортом. По этой причине, особенно сейчас, родители нередко начинают развивать способности малыша задолго до достижения им садиковского и школьного возраста. Уроки английского языка и математики для грудных детей, прослушивание музыкальных произведений Моцарта и Вивальди, экскурсии по музеям живописи – чего только не встретишь сейчас в родительской практике.

Родители больше всего хотят чтобы ребенок вырос умным и талантливым, поэтому развивать его начинают с раннего возраста

Попробуем разобраться в сути раннего развития ребенка. Так ли оно полезно? Каковы методики активного раннего развития ребенка? Что за программы пользуются наибольшей популярностью? Что лучше – заниматься с малышом самой или доверить уроки по развитию профессионалам?

Развитие и его виды

«Активное воспитание ребенка в возрасте от 0 до 2-3» - вот такое определение дает интересующему нас термину Анна Раппопорт. При видимой безобидности и пользе данного явления, в обществе оно нередко вызывает негативные эмоции и насмешки. Все дело в том, что трактовок и форм его воплощения в жизнь существует множество.

Воспитание детей от 1 до 3 воспринимается в качестве антагониста традиционному обучению, которое начинается по канонам европейской культуры с 6-7-летнего возраста ребенка. Под ранним развитием ребенка подразумевают иногда не только уроки с грудничками, но и работу с детками младшего и среднего дошкольного возраста, то есть с ребятами 3-4 и 4-5 лет.

Традиционная возрастная психология сконструировала деление раннего развития детей на три вида по его адекватности возрастной категории. Это:

  • Преждевременное. Малыш не может воспринимать в силу физиологических, психических и психологических причин ту информацию, которой хотят его напичкать, либо те навыки, которые хотят ему привить. Ясно, что учить младенца сидеть невозможно.
  • Позднее. Ситуация, когда человеку хотят привить знания и умения, которые уже должны были быть в его арсенале в силу физиологической, психической и психологической готовности. К примеру, учить ребенка читать после 8 – поздно. Он, разумеется, научится, но процесс будет менее продуктивным и рациональным. Другая ситуация – учиться балету ребенку в 10 уже точно поздно.
  • Своевременное. Соответствие возраста и параметров развития ребенка тем навыкам и знаниям, которые пытаются ему привить.

Для успешного обучения нужно четко понимать, в каком возрасте ребенок готов воспринять определенную информацию

Объективному большинству кажется наиболее адекватным своевременная разновидность. Она соответствует возрастным показателям и индивидуальным особенностям человека. Однако и первый, и второй вариант тоже имеют право на существование. Главное – поставить цель и не действовать вопреки желанию ребенка, здравому смыслу и физическому состоянию.

В чем суть?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Воспитание крох от рождения – это создание условий, настраивающих на знакомство с произведениями музыкального искусства и живописи, чтение книг малышу, прокручивание аудиосказок. Также это создание уголков, наполненных объектами, развивающими органы чувств ребенка и его двигательную активность. Активное общение с крохой со стороны не только матери, но и остальных родственников играет большую роль. Разговоры с ребенком не о том, как хорошо звучит его мобайл на кроватке и какое вкусное пюре он будет сейчас кушать, а о том, что сейчас начнется дождь и вообще - откуда берется эта вода с неба. Другой пример – играя с ребенком, используйте сортеры и деревянные развивающие игрушки, выполняйте задания вместе с ним и объясняйте, почему нужно делать так, а не иначе: «круг – круглый, его нельзя вставить в прорезь с прямыми линиями и углами; деревянная бусинка не пройдет по этому лабиринту, потому что здесь дорогу загораживает другая бусинка» и т.д.

Итак, воспитание вашего крохи – это не только подготовка к школе или детскому саду, но и создание информационной среды, в которой малыш будет гармонично и активно развиваться, тренировать свою память, внимание и фантазию, логическое мышление, умение анализировать и синтезировать информацию. Это не должна быть ориентация на воспитание вундеркинда, но направленность на развитие гармоничной личности. Данная статья поможет вам разобраться в методиках воспитания, которые наиболее часто используются родителями самостоятельно либо в группах развития детей. Проанализируем их преимущества и недостатки, рассмотрим особенности их реализации и то, на что направлена каждая методика.


Родителям следует обращать внимание не только на физиологические потребности ребенка, но и взаимодействовать с ним интеллектуально, стимулировать интерес и любознательность

Методика Гленна Домана

Гленна Доман – один из самых знаменитых врачей конца XX столетия, американский физиотерапевт, разработавший целую теорию по воспитанию малышей. Первоначально его методика касалась только деток с нарушением работы ЦНС, затем ее адаптировали и к здоровым малышам. Согласно Доману, до 6 лет человек занимается только познанием, поэтому заставить его по-настоящему выучить что-либо невозможно. Настоящее обучение – только со школьной скамьи, в чем Доман созвучен классическим европейским традициям воспитания.

Ученый предлагает показывать с 1-4-месячного возраста карточки, на которых написаны разные слова. Это поможет малышу как можно быстрее научиться читать и писать в будущем, ведь в его памяти уже отложатся буквы. К примеру, показывайте крохе карточку со словом «апельсин», причем карточка большая, буквы достаточно крупные. При этом четко и в меру громко произносите это слово. Повторяют такую процедуру с каждым словом на протяжении многих дней. Постепенно малыш станет ассоциировать звучание и написание слова, и, как считает Доман, запомнит написание и произношение. Можно, кроме того, показывать к карточке настоящий апельсин. Такая визуальная проработка понятий поможет ребенку быстрее адаптироваться к окружающей среде. Не ждите, что он в 3 года прочитает «Войну и мир». Как показывает практика, впоследствии такие ребята действительно начинают быстрее читать и писать, активнее адаптируются к внешним условиям.

В чем недостаток методики? В самой ее сути. Немногие малыши, особенно после годовалого возраста, согласны просидеть спокойно столько времени, сколько требует хотя бы один курс занятий. Непоседливые несмышленыши предпочитают побегать, поиграть, посмотреть мультфильм. Три-четыре карточки – и внимание крохи переключается. Нередко методику Домана используют, прибегая к помощи профессионалов, либо со спокойными медлительными малышами по достижению ребенком годовалого возраста.


Карточки Домана больше всего подходят для спокойных детишек старше одного года или в качестве вспомогательной методики для малышей

Методика Монессори

Мария Монтессори - педагог, философ и активный политический деятель начала прошлого столетия, оказалась более дальновидной, чем Доман. Она учла, что малыши зачастую предпочитают более активные формы времяпровождения, чем разглядывание карточек. Монтессори предлагает устраивать в комнате несколько рабочих зон и предоставлять малышу свободу действий. Он сам выбирает, чем хочет заняться в тот или иной момент. Задача педагога или родителя – заинтересовать кроху, направить его действия и объяснить, как лучше использовать предметы. Все предметы в комнатах Монтессори должны быть соразмерны малышу. Маленькая мебель, книги и игрушки, которые кроха сам может достать с полок, игрушечная посуда. Бывает, что используются даже фарфоровые сервизы, которые приучают детей к аккуратности и концентрации внимания.

В основе методики Монтессори лежит уверенность в том, что каждому возрасту соответствуют свои особенности обучения. Так, малыши узнают о порядке и дисциплине к 2,5-летнему возрасту. В 2,5-5 лет – учатся общению. Сенсорные навыки и речь лучше развивать до 5-6 лет.

Главное преимущество концепции – она учит ребенка не только словам, действиям и знакомит с окружающим миром, но и адаптирует к социуму. Методика Монтессори учит общаться, поэтому чаще всего малышей отправляют в группы от «3 до 6» лет.

Вальдорфская система

Вальдорфская концепция направлена, прежде всего, на физическое воспитание малыша и привитие творческого начала. На первом месте стоят активные игры, танцы, занятия музыкой и творчество. Чтение, математика, совершенствование речи и внимания отходят на второй план. Главное правило – воспитание качеств и навыков должно идти без опережения, термин «преждевременное» к нему не вполне подходит, скорее оно гармоничное. Направлено на согласие эмоциональной, умственной, физической и духовной составляющих в личности малыша.

Вальдорфская концепция особенная, она не входит даже в качестве элементов в программу обучения в обычных школах и детских садах. Обычно Вальдорфские школы и детские сады существуют сами по себе, обособленно. Детки не пользуются игрушками из искусственных материалов. Признается только дерево, глина, камень. Малышей призывают по минимуму сидеть перед телевизором и компьютером, больше гулять и читать книги (рекомендуем прочитать: ). С первого класса в этих школах изучают иностранные языки, активно рисуют, занимаются скульптурой. Вальдорфская концепция направлена на воспитание культуры в человеке.


Вальдорфская методика направлена в первую очередь на формирование творческого начала в ребенке, развитие его эстетического восприятия

Система Зайцева

Единственная отечественная концепция воспитания деток, которая приобрела популярность на всем постсоветском пространстве. Педагог-новатор из Санкт-Петербурга написал пособие «Кубики Зайцева», в котором изложил свой метод обучения малышей грамоте. Он ориентирован преимущественно на малышей 3-4 лет.

Зайцев разработал целый комплекс карточек, кубиков, таблиц и веселых коротеньких песенок – так называемых «попевок Зайцева». Все это направлено на усвоение грамоты в игровой форме. В процессе обучения ребята могут переходить от таблицы к таблице, играть кубиками, петь и пританцовывать. На кубиках Зайцев расположил «склады» - слоги, произносить и зрительно узнавать которые педагог предлагает малышам, вместо того чтобы учить их азбуке. Кубики, в зависимости от мягкости или твердости слога, разнятся по цветам. При помощи кубиков можно выстраивать слова и небольшие словосочетания, после того как ребята уже хорошо усвоят слоги.

Кроме грамматики, Зайцев предусмотрел и обучение арифметике. «Стосчет» - карточки с изображением числовой ленты. Концепция Зайцева удачна тем, что позволяет в качестве игры привить малышу первоначальные знания о грамоте и математике. Крохи обычно с удовольствием включаются в методику, поэтому метод Зайцева достаточно популярен. Он позволяет нивелировать несовершенства современной отечественной концепции школьного и дошкольного образования.

Другие методики

Помимо вышеперечисленных существует множество методов воспитания, которые позволяют ребенку впоследствии мягче влиться в образовательную систему, стать гармоничной и разносторонне развитой личностью. Популярностью пользуются следующие авторские методы:

  • теория Сесиль Лупан (создание малышом карточек и книжек о самом себе, направленность на эмоции и крепкую душевную связь с родителями, адаптация в социуме, музыка);
  • концепция Железновых (активное общение с малыша с матерью, занятия музыкой, массаж);
  • игры Никитина (интеллектуальные игры);
  • спортивно-игровая концепция Данилиной;
  • игры Воскобовича (совершенствование памяти, внимания, фантазии).

Каждая из этих методик по-своему интересна. В их создании авторы основывались на собственном педагогическом опыте, наследии учителей и врачей прошлых лет. Нередко на практике используются элементы разных методик - к примеру, часто с детьми занимаются при помощи игр Никитина и Воскобовича вместе.


Методика Сесиль Лупан призвана сформировать прочную связь между родителями и ребенком

Плюсы систем: мнения сторонников

Каждый родитель сам решает, как воспитывать своего малыша - так кажется на первый взгляд. Мнение общества и стереотипы в той или иной степени влияют на любого человека. В отношении раннего воспитания это правило действует особенно сильно. Обычно родители делятся на его ярых приверженцев и противников. Все дело в неправильном понимании ситуации и излишней фанатичности. Нет ничего плохого в том, чтобы развивать своих детей. Главное – не перегибать палку.

Доводы, приводящиеся в защиту:

  1. Малыши, занимающиеся в соответствии с такими концепциями, обычно более развиты, чем остальные. Они начинают раньше читать, писать и считать. Умеют лепить из пластилина и петь, хорошо танцуют и знают минимальные основы иностранных языков, в зависимости от того, по какой системе ребенок занимается.
  2. Группы раннего развития детей приучают кроху с первых месяцев жизни к занятиям, дисциплинируют его.

Тем не менее, у каждого малыша есть свои внутренние возрастные нормы - как физические, так и умственные. Вы не сделаете из малыша вундеркинда, если он внутренне не готов им становиться. Методы воспитания дают возможность выявить внутренний потенциал и раскрыть его. Второе утверждение верно, если не перегибать палку и не прерывать занятия. Дети очень быстро отвыкают и забывают. Стандартный детский сад гораздо быстрее и эффективнее приучает ребенка к дисциплине и режиму.

Все родители хотят, чтобы их детки были развитыми, хорошо учились и в будущем стали образованными людьми. И вы не исключение!

Именно поэтому вы задумываетесь о развитии ребенка уже на первом году его жизни. И правильно делаете! Ведь первые три года жизни малыша самые продуктивные в плане обучения и запоминания.

Вы очень хотите развивать своего малыша, но не знаете, как это делать? У вас возникает множество вопросов: с чего начать, на что стоит обращать особое внимание, к каким специалистам обращаться, какие есть , в чем их особенности?

Сегодня мы постараемся найти ответы на самые важные вопросы о раннем развитии малышей.

Раннее развитие: каким оно бывает

Раннее развитие - это обучение малыша от рождения и до 6 лет. Каждый ребенок рождается с огромным потенциалом, мозг малыша активно работает, в первые годы жизни в головном мозге малыша устанавлияваются и укрепляются связи между нервными клетками. Именно в первые годы кроха наиболее восприимчив к информации, он отлично все запоминает, умеет копировать и обладает высокой степенью любопытства. Ребенку буквально все интересно, он открыт к любым знаниям. Эти сообенности малышей безусловно стоит использовать для их обучения уже с первых месяцев жизни.

Методика Зайцева

Метод Тюленева

Вальдорфская педагогика

В контексте ребенок рассматривается как гармоничная личность. Согласно этой педагогике сначала ребенка нужно научить осознавать всое место в мире, стать яркой и свободной личностью, а уже потом учиться пистаь и читать. На первое место выступают личные отношения с родителями, другими детьми, воспитателями.

Ирина Колпакова, : «Считается, что 80% информации обо всём, знаний и навыков, которыми владеет взрослый человек, он получает в возрасте до 3х лет. Потому вполне понятно, что современные родители хотят максимально заполнить голову своего малыша всевозможными знаниями. Сейчас существует масса возможностей для этого: группы раннего развития, частные детские сады, индивидуальные занятия с преподавателями, компьютерные программы, дидактические материалы, развивающие игры и мультфильмы. Это замечательно, когда родители занимаются и развивают своего ребёнка. Но, должна заметить, что всё хорошо в меру. Перегружать ребёнка обилием информации намного хуже, чем не заниматься вовсе. Не может малыш в 2-3 года заниматься 2мя-3мя языками, один из которых японский, например. А ежедневные походы на пару-тройку развивающих занятий изматывают и маму, и ребёнка. Перегруженный занятиями малыш плохо спит, капризен, беспокоен без причины, может стать гиперактивным и непослушным. И сложно его в этом винить, он выражает свой протест, как умеет. Следует знать ещё об одном последствии избыточных занятий в раннем детстве. Напичканные знаниями дети, придя в первый класс, либо скучают, т.к. уже многое знают, либо отказываются учиться, так как к этому возрасту уже устали учиться».

Совершенно не важно, какую методику для развития своего малыша вы выберете, главное, окружить его заботой, любовью, проявлять к нему терпение и внимание, реагируя на его способности и предпочтения. а также не переусердствовать с учебой.

Как развивать малыша

Школа или домашние занятия?

Сейчас есть множество ц ентров раннего развития деток . Большинство таких центров принимает деток после годика, но есть и такие центры, которые берутся за обучение и деток помладше. В основном в таких центрах дети занимаются вместе с родителями.

Безусловно, развивать малыша можно и дома, если вы овладеете нужными знаниями, посоветуетесь со специалистами и разработаете свою собственную программу развития ребенка.

Ирина Колпакова, врач-педиатр, гомеопат - Гомеопатический центр им. Демьяна Попова : «Выбирайте школу раннего развития недалеко от дома или занимайтесь на дому, занятия должны быть непродолжительными. Чередуйте интеллектуальные и физические нагрузки. Помните, что здоровый своевременный сон, режим питания и прогулки на свежем воздухе намного важнее для Вашего ребёнка, чем владение иностранными языками и умение читать в 3 года».

Выбор между домашними занятиями и обучением необходимо делать, исходя из многих факторов: финансового, фактора желания, наличия свободного времени и так далее. Помните, эффективность обучения не зависит от того, учились вы дома или в специальном центре, все зависит от вашей старательности и усердности.

О раннем развитии младенцев очень «любят» рассуждать педагоги, психологи и сами родители. Правда, последние, как правило, плохо себе представляют - в чем заключается ранее развитие ребенка, действительно ли оно полезно, можно ли его стимулировать не опасаясь негативных последствий, и что о раннем развитии думают детские врачи.

Самый соблазнительный в представлении большинства родителей нюанс любой методики раннего развития детей состоит в том, что она, якобы, обещает вырастить из вашего малыша истинного гения. Но в действительности ни одна из существующих систем раннего развития не дает подобных гарантий.

Методики раннего развития: говорим ли мы об одном и том же?

Когда речь заходит о раннем развитии, то чаще всего мы имеем в виду некие неординарные спортивные, творческие или интеллектуальные навыки, которыми по нашему мнению, ребенок может и должен овладеть в самом раннем возрасте, насколько это вообще возможно.

Желательно, чтобы он вообще на свет рождался уже с дипломом о среднем образовании и биркой, указывающей в какой именно области сей ребенок - будущий гений...

Но поскольку испокон времен и по сей день подобный багаж к рождению ребенка, увы, так и не прилагается, разные толковые и талантливые педагоги придумали всевозможные методики для раннего развития детей.

Важно, чтобы вы понимали: методики раннего развития (и мы не устанем это повторять) - это не «открывашки», которые «раскрывают» личность вашего малыша, словно консервную банку, обнажая перед вами все его одаренности, способности и таланты. Нет, отнюдь!

Прежде всего, все без исключения методики раннего развития нацелены на то, чтобы помочь вашему малышу как можно быстрее и органичнее «влиться» в структуру окружающего его мира, понять ее, «подружиться» с ней, научиться извлекать из нее пользу для себя. Одним словом, они учат детей быстро и легко адаптироваться в постоянно меняющихся условиях окружающего мира, да еще так, чтобы самим детям при этом было познавательно, весело и нескучно.

И лишь некоторые из методик сообщают, что на общем фоне гармоничного развития детской личности начинают проявляться его неординарные способности в той или иной области: искусств, точных наук, некоего прикладного мастерства и т.д.

Самые известные методики раннего развития:

  • Школа Монтессори. Согласно , учитель, ребенок и среда обучения формируют так называемый «треугольник обучения». Учитель должен создать для ребенка естественную среду, подготовив учебные помещения таким образом, чтобы обстановка поощряла независимость, свободу с умеренными ограничениями, а также способствовала ощущению порядка. Группы с детьми разных возрастов - важная отличительная черта методики Монтессори. Младшие дети учатся у детей старшего возраста, взрослыми детьми могут укреплять свои знания, обучая младших детей вещам, которые они уже освоили. Такая взаимосвязь отражает реальный мир, в котором люди работают и общаются с людьми всех возрастов и способностей.
  • Метод Береславского. Система обучения детей по довольно популярна в наши дни как система самостоятельного раннего развития (нет нужды обучаться при каком-то специализированном центре или детском саде). Методика позволяет даже совсем крошечных детей (начиная аж с полутора-двух лет) обучить чтению и письму, а также логическому мышлению и принятию решений.
  • Методика Домана. Изначально была разработана для того, чтобы помогать развивать возможности детей с повреждениями мозга посредством программы интенсивной умственной и физической стимуляции. Но начиная с 1960-х годов эта методика начала активно применяться и при воспитании обычных, здоровых детей. Согласно методике Домана, период от рождения до 6 лет является для детей решающим в плане обучения и развития внутреннего потенциала.
  • Методика Зайцева. Самое знаменитое учебное пособие - это одноименные кубики. Кубики Зайцева можно успешно применять как дома, так и в любом детском саду. Пособие представляет собой разные по размерам и цветам кубики, на которых изображены сразу все склады русского языка. Занятия с кубиками позволяют детям постарше (от 3 лет) очень быстро научится бегло читать, а малышам (от 1 года) помогают начать активно говорить а, спустя пару лет, беспроблемно читать.
  • Методика Ибука. Одна из самых известных методик раннего развития. По мнению автора, она отнюдь не стремиться воспитывать из ребенка гения. Все люди, при условии отсутствия физических недостатков, рождаются с одинаковым потенциалом. То, как они потом делятся на умных или глупых, вежливых или агрессивных – зависит целиком от воспитания. По сути своей - это некий свод наблюдений и правил, которые нацелены на то, чтобы ребенок рос в первую очередь счастливым.

Все вышеперечисленные методики раннего развития за тот или иной период истории своего существования доказали свою эффективность и полезность - выбирайте любую на ваш вкус, или сочетайте сразу несколько. Они все, чуть разными способами, но примерно с одинаковой степенью успеха, действительно помогают личности маленького ребенка «найти свое место» в окружающем мире, наладить с ним взаимовыгодное общение, научиться быстро адаптироваться к образу той социальной группы, в которой ребенок существует.

Многие родители самостоятельно изучают основы и принципы той или иной авторитетной методики раннего развития, и применяют этот опыт в повседневном общении со своим малышом...

При этом обучение в рамках раннего развития обычно построено таким образом, чтобы максимально стимулировать в малыше любознательность, коммуникативность, умение приобретать и использовать свой опыт и другие полезные качества.

Что развивать в маленьком ребенке?

Чтобы приобщить малыша к раннему развитию, совсем необязательно отдавать его в руки специалистов и специальные учреждения. Не обделенные интеллектом и культурно подкованные родители могут и сами заниматься со своими детьми. Другое дело - чем именно заниматься?

Увлекаясь теорией раннего развития ребенка, очень важно не поддаться соблазну и не превратить собственного малыша в «звезду бродячего цирка».

А именно: двухгодовалого малыша вполне можно заставить запомнить флаги всех европейских государств и безошибочно их узнавать. И у вас всегда будет эффектный «козырь» в рукаве, чтобы «заткнуть за пояс» других родителей, которые время от времени любят похвастаться талантами и достижениями своих детей.

Ваш Петя научился считать до пяти? А Ваша Сонечка отличает красный от синего? Что ж, неплохо. Но мой-то, глядите, уже эксперт по европейским стягам! Безусловно, вы сорвете шквал аплодисментов. Правда, эта ваша семейная гордость в данном случае не имеет никакого отношения к раннему развитию.

Если вы не будете повторять с ребенком названия государств и присущие им флажки ежедневно - то к пяти годам у него от этого умения не останется и следа. Более того - он как не имел представления о заученных государствах, так и будет оставаться в неведении относительно их.

Это мнимые знания, бестолковые и непрактичные. Балласт, от которого детская память рано или поздно избавится. Так стоит ли тратить усилия на приобщение ребенка к бесполезным и бессмысленным знаниям?

Если речь идет о младенце или малыше до 2 лет, то развивать в нем следует в первую очередь те навыки, которые явно пригодятся ему сейчас, пригодятся в будущем, а также станут первой ступенькой к освоению более сложных умений.

Иногда врачи называют эти навыки «инстинктивными» - они не относятся к разряду высокоинтеллектуальных достижений и талантов, но они резко повышают активность ребенка в области социальной и природной адаптации. Причем, эта активность будет присуща этому ребенку и в будущем. На практике все выглядит гораздо проще и веселее, чем в теории. Например, малыша в возрасте 1,5-2 лет уже вполне можно обучить:

Различать несколько цветов. И лучше всего - на конкретных прикладных вещах и предметах. «Желтый банан - это спелый и вкусный фрукт. А зеленый банан - неспелый и совсем не вкусный. Красная или синяя ягода - спелая и вкусная. А вот эта зеленая ягода (обязательно показывайте оговариваемые предметы на картинках или «вживую» ) - не зрелая и может быть даже ядовита, это есть нельзя». И тому подобное...

Чему бы вы ни пытались обучить вашего ребенка - всегда приводите примеры. Десятки, сотни примеров! Только через наглядные примеры малыш способен воспринять знание. Никакие абстрактные объяснялки ему в возрасте до 6-7 лет в принципе недоступны - имейте это ввиду.

Как только ваш карапуз сообразит, что вкус и спелость бананов можно узнать по цвету - его конкурентноспособность в социуме и способность к самосохранению сильно возрастут. Судите сами: в следующий раз, когда перед детишками поставят блюдо с бананами, лучше всех себя будет чувствовать именно ваш ребенок - он сможет быстро и точно выбрать из всей кучи бананов самый спелый и вкусный фрукт.

А если в свои 2 года ваш карапуз сможет не только добыть себе самый вкусный и «выгодный» плод, но и по своей инициативе поделится своей «добычей» с кем-то другим (с вами или с ребятишками на площадке) - вы можете смело похвалить себя за то, что вы действительно талантливый, потрясающий педагог. Ведь способность к проявлению эмпатии, сочувствия, щедрости и тому подобных качеств - это тоже признак зрелой личности.

Различать запахи. Особенно полезно научить ребенка распознавать приятные запахи (например, аромат цветов, фруктов, горячего хлеба, свежескошенной травы и т.п.), а также «тревожные и опасные» запахи: например, запах дыма, гари, бензина и т.п. На этом можно придумать множество интересных, веселых, обучающих игр.

Различать форму похожих предметов. Куда уж проще - набрать охапку осенних листьев во дворе, а потом для каждого листочка найти «родное» дерево. «Это кленовый листик, клен выглядит вот так (и покажите малышу само дерево ). А это дубовый листочек, а вон и сам дуб...».

А через пару дней пусть ваш малыш уже сам покажет вам деревья, от которых собранные листики «сбежали»... Подобные игры быстро прививают ребенку навык идентифицировать похожие предметы. Каким бы простецким ни показалось вам подобное занятие, оно может реально обучить вашего кроху способности быстро адаптироваться в условиях выбора. Вы замечали, как нередко, например, перед прилавком с кефирами-йогуртами стоят люди в глубокой задумчивости? Им реально тяжело выбрать из массы похожих товаров что-то для себя. Чаще всего, они берут либо то, что уже пробовали недавно, либо то, что берет в свою корзинку рядом стоящий человек.

Вам подтвердят многие психологи - современные люди часто страдают от того, что теряются перед множеством однотипных форм (будь то выбор одежды, продуктов и т.п.). Хотя этот навык - уверенного и осознанного выбора - легко можно привить еще в самом раннем детстве.

О чем бы вы ни говорили с вашим малышом, всегда старайтесь снабдить ваше повествование яркой простой иллюстрацией или демонстрацией предмета "вживую".

Говорить на нескольких языках. Натура маленького ребенка очень податлива и способна воспринимать объем информации гораздо больший, чем вы можете себе представляете. И билингвы (дети, которые воспитываются сразу на двух языках) в наше время не редкость.

Иногда причиной тому становятся международные браки, а порой родители специально начинают обучать кроху языкам еще с младенчества. Но тут очень важно соблюдать правило: если вы хотите, чтобы ваш ребенок свободно говорил на нескольких языках, он должен практиковать эти языки каждый день.

Кстати, билигвами называются люди, которые владеют лишь двумя зыками. Если вы или ваш ребенок разговаривает на трех, четырех или пяти языках, то имя вам - полилингв. А если вы тот редкий тип людей, что владеет шестью и более языковыми культурами - то вы определенно полиглот.

Знания - ничто без практики!

Под ранним развитием можно понимать множество прекрасных навыков. Для детей от 2-3 лет, это как правило: освоение иностранных языков (параллельно с родным), способность читать и писать в раннем возрасте, спортивный, или, например, музыкальный таланты и т.д. У совсем крошечных малюток до года раннее развитие - это поступательное освоение рефлексов (например, хватательного или шагающего) на ранних сроках и т.п.

Однако, помните - то, что вы в этом малыше развиваете (или только пытаетесь развить), должно быть частью его повседневной жизни. Например, если вы с 6 месяцев приучаете вашего сына или дочь к иностранным языкам, то на протяжении многих лет он должен слышать эти языки и пользоваться ими ежедневно - только тогда в этом будет смысл, прогресс и толк.

Вы можете на пальцах объяснить трехгодовалому мальчишке основные принципы термодинамики - и он вас, вероятно, даже поймет. И даже будет повторять эти тезисы в кругу своих сверстников на глазах их изумленных родителей. Но если это не будет иметь никакого продолжения, регулярности и практического подкрепления, то к десяти годам этот ребенок в плане знаний по термодинамике будет таким же «нулем», каким он был и в два года. Не тратьте время на пустые, «тупиковые» познания! Занимайтесь с малышом тем, что:

  • имеет развитие. (Умение распознавать простые цвета можно усложнять знакомством с многообразием цветовых оттенков, с навыками рисунка и т.п.)
  • имеет практическую пользу. (Вы помните - умение распознавать цвета дает малышу возможность выбрать для себя самый вкусный и «выгодный» банан).
  • нравится вашему ребенку. (Любое занятие в рамках раннего развития должно приносить ребенку неподдельное удовольствие, удовлетворять его любопытство, смешить и веселить его, одним словом - доставлять ребенку положительные эмоции).

Как узнать, не перегружен ли малыш тем или иным занятием?

Нагрузка для малышей совсем нежного возраста (до 2-3 лет) определяется исключительно индивидуальными особенностями ребенка, его личным режимом дня, его интересами и желаниями.

Если малыша завораживает музыка, что мешает вам слушать ее постоянно, пока малыш бодрствует? Да ничего! Или почему бы не позволять ребенку вдоволь «изучать» книжки, если он действительно ими увлечен? Существует немало детей, которые в младенчестве, едва научившись сидеть и стоять, часами могли разглядывать яркие книжные иллюстрации или страницы глянцевых журналов - как правило, такие ребятишки в будущем очень рано, легко и быстро учатся читать.

Чем бы ни занимался ваш ребенок, которому еще нет 3-х лет, критерий «перегруженности» будет всегда один - у малыша пропадет желание этим заниматься. Он начнет капризничать или плакать, переключать свое внимание или проситься спать. В этот момент очень важно мгновенно переключить ребенка но что-то другое.

Но если ребенок не демонстрирует признаков усталости или скуки, а явно наслаждается каким-либо занятием (собирает кубики в пирамидку, слушает музыку из проигрывателя, разглядывает красочные иллюстрации в журналах) - он может делать это сколько угодно долго.

Раннее развитие не должно мешать здоровью!

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы в погоне за музыкальными, или, скажем, интеллектуальными достижениями вы забыли о том, что для ребенка 1-3 лет крайне важна физическая активность и свежий воздух. Если в угоду развивающим занятиям, малыш станет меньше и реже гулять, меньше двигаться и уставать физически - это может нанести ущерб его здоровью.

Физическая активность столько же важна для успешного созревания гармоничной личности ребенка, как и интеллектуальные (а также эмоциональные и прочие) навыки...

Не забывайте, что физические нагрузки - плавание, ползание, длительные прогулки и любое активное движение - очень важны для малыша. Напомним, что множество органов и систем в организме ребенка продолжают формироваться спустя несколько лет после его рождения.

Например, свод стопы приобретает правильную форму только лишь к 7-12 годам. Причем благодаря именно тому, что по природе своей ребенок до этого возраста - особенно физически активен: прыгает, скачет, носится и т.п.

Кстати, именно поэтому официального диагноза в медицине не существует, хотя сама по себе эта проблема существует, и довольно остро: многие маленькие дети в наше время отчасти лишаются физической активности в пользу так называемого интеллектуального раннего развития. И вместо того, чтобы играть в догонялки и «классики», они сидят сиднем, осваивая азы шахматной игры или иностранные языки. Что в результате приводит к «пробелам» в формировании скелетно-мышечной системы ребенка...

Не лишайте малыша прогулок - он должен «пропрыгать» и «пробегать» свое детство ради собственного здоровья, это заложено в человеческого детеныша природой.

А если вы хотите, чтобы при этом его интеллект тоже не скучал и развивался - ищите компромисс! Например: наймите ему молодую няню со знанием французского языка: пусть вместе прыгают на свежем воздухе и при этом разговаривают по-французски. Разумный компромисс всегда найдется!

Грамотный подход

Толковые, благоразумные родители понимают: методики раннего развития - это не способ вырастить из своего ребенка будущего Моцарта, Паваротти, Хокинга или Эйнштейна. Подобные амбиции провальны уже по сути своей.

Все существующие курсы и школы раннего развития малышей - это лишь прекрасная возможность поддерживать и удовлетворять потребность любого ребенка в познании окружающего мира. Через спорт, через музыку, через визуальное восприятие, через математику, через языки - способов познавать окружающий нас мир десятки, сотни. Ваша задача лишь определить - какой именно из этих способов «по сердцу» вашему малышу более, чем другие...

Никакая методика раннего развития не способна сама по себе сделать вашего ребенка счастливым. Более того, даже если ваш малыш освоит все существующие методики раннего развития еще до своего пятилетия - это отнюдь не гарантия того, что в 25 он станет преуспевающим и довольным жизнью человеком.

Итак, любящие, благоразумные и ответственные родители, решившие «подвергнуть» своего малыша той или иной методике раннего развития, должны твердо помнить:

  • Раннее развитие заключается не в том, чтобы вырастить из ребенка гения. А в том, чтобы научить ребенка некоторым навыкам взаимовыгодного коммуницирования с окружающим миром. Отсутствие страха и недоверия, любознательность, стремление к общению, способность с состраданию и щедрости, доброта.
  • Знания, которые дают методики раннего развития, должны быть практичными и полезными для повседневной жизни ребенка.
  • Методика раннего развития, какой бы эффективной и авангардной она ни была, не должна препятствовать естественному развитию всего организма или угрожать физическому здоровью ребенка.
Похожие публикации