Конспект занятия по экологическому занятию. Теоретические аспекты экологического воспитания в ДОУ

Тема: «Учитесь жалеть и беречь».

Цель : пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду; учить детей отличать истинную жалость от ложной; развивать наблюдательность, логическое мышление, воображение.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям, что сегодня у них замечательная выставка рисунков «Мы - друзья природы». Это рисунки, выполненные детьми и их родителями.

Ребята, расскажите, что вы хотели показать на этих рисунках. (Птичка в клетке - птичка на дереве; звери в лесу - звери в зоопарке; лягушонок в банке - лягушонок у реки; жук в коробке — жук на цветке; ящерица в ящике - ящерица на камушке и т. д.)

Дети высказывают мнение о своих рисунках и рисунках друзей.

Где чувствуют себя лучше живые существа: на воле или в неволе?

А есть ли у вас дома какие-нибудь животные или птицы? (Дети рассказывают о животных, которые живут или когда-то жили в доме, как они попали в дом и т.д.)

Послушайте рассказ Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок».

Под кочкой, в сыром болотце заметил Жалейкин маленького слабенького лягушонка.

- Бедный, несчастный малыш! - воскликнул Жалейкин. - Как же плохо тебе, бедняжка, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно.

Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, постает шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости.

- Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то что в твоем грязном болоте!

А лягушонок не радуется. А лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате.

Как увидел его Жалейкин, так и заревел. Всего лягушонка облил слезами, и вовремя: еще немножко - и лягушонок бы околел. Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где сыро, грязно и холодно, но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.

Вот такую историю написал Н. Сладков. Как вы думаете, почему лягушонок чуть не погиб? Какие условия создал для него Жалейкин? В каких условиях живут лягушки в своем доме - в природе? (Воспитатель демонстрирует картину с изображением болота или пруда.)

Да, здесь сыро, много мошек, комаров, растительности. Приволье для лягушонка! Это и есть его дом. Весной, наверное, вы все слышали «лягушачьи хоры». Лягушки настолько распространены и привычны, что трудно представить без них влажный лес, луг или пруд. А, между тем, во многих странах лягушки уже стали редкостью. Это является для людей предостережением: лягушек надо беречь! И уж во всяком случае не брать их из природного дома к себе домой как будто из жалости. На самом деле человек губит живое безобидное существо. Все, что есть в природе, должно быть сохранено, независимо от нашего отношения к тем или иным животным и растениям. Нет в природе животных полезных и вредных, важен каждый вид, у каждого свои роль и место обитания. «Где родился, там и пригодился».

Подвижная игра «Лягушки и цапля».

Ребята, как узнать истинных друзей природы? Как правильно заботиться о «братьях наших меньших»?

Послушайте еще один рассказ Н. Сладкова «Жалейкин и дятел».

Пришел Жалейкин в березовую рощу. Слышит: стучит кто-то, как топором. Подкрался Жалейкин и видит: сидит на березе дятел и долбит ее изо всех сил. Только щепки летят. Жалко стало березу.

- Кыш, вредная птица! - закричал Жалейкин. - Носищем своим все березы попортишь!

И запустил в дятла палкой. Дятла прогнал, а не разглядел, что дятел сухую березу долбил, очищал ее от жуков, личинок и гусениц.

Расплодились жуки-короеды, древоеды, древоточцы. Стали березы в роще болеть и сохнуть. А Жалейкин, знай, охраняет рощу от дятлов. То палкой в дятла, то из рогатки. Была живая, веселая роща, а стала -мертвый сухостой да валежник.

Ребята, почему писатель назвал мальчика Жалейкиным? Как вы думаете, почему Жалейкин прогнал дятла? Правильно ли он сделал? Почему? О чем Жалейкин не знал? Что же произошло с деревом после того, как Жалейкин прогнал дятла? Почему на березе не стало листьев? Кто их съел? Чему удивился Жалейкин, когда пришел в лес во второй раз? Как вы думаете, расстроился ли он? Из-за чего? Жаль ли вам Жалейкина? А кого жаль? Как вы думаете, понял ли Жалейкин свою ошибку? А всегда ли вы поступали в природе правильно?

Таких жалостливых Жалейкиных немало. Есть они и среди вас, ребята.

Вспомните случаи из своей жизни, когда вы «жалели» маленьких детенышей зверей и птенцов и чем все это оборачивалось для них.

Как надо жалеть растения и животных, чтобы не повредить им?

Итак, жалеть природных обитателей надо, но жалеть умеючи, не так, как это делал Жалейкин. Что значит жалеть правильно? (Ответы детей).

Жалеть - значит не вредить, не губить, не разорять, не лишать животных своего дома, а помогать, подкармливать, оказывать помощь раненым, покалеченным и попавшим в беду животным. Например, жалеть так, как жалел зайцев дед Мазай, спасая зайцев от половодья.

- Послушайте отрывок из поэмы Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы».

Я раз за дровами

В лодке поехал - их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет -

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой -

Зайцы на нем собралися гурьбой.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, - ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой.

Мимо бревно суковатое плыло,

Сидя, и стоя, и лежа пластом,

Зайцев с десяток спасалось на нем.

Я зацепился багром за сучок

И за собою бревно поволок...

К берегу плотно бревно я пригнал,

Лодку причалил - и: «с Богом!» сказал...

И во весь дух

Побежали зайчишки,

А я им: «у-ух!»

Живей, зверишки!

Ребята, как вы думаете, пожалел зайцев дед Мазай?

Похож ли дед Мазай на Жалейкина? Чем похож? А чем не похож?

Как поступил дед Мазай с зайцами, когда им грозила вода?

Откуда видно, что дед Мазай - добрый человек? Знаете ли вы таких людей, как дед Мазай? Хотелось бы вам быть такими? Что нужно для этого делать друзьям природы?

Воспитатель предлагает детям вспомнить случаи из личного опыта, как они помогали природе, и сделать рисунки.

Отдел образования

Администрации Центрального района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

города Новосибирска «Центр развития ребенка –

детский сад № 000 «Дельфиненок

Занятие по экологическому

воспитанию в старшей группе

Тема: "Лесное чудо"

Составитель:

воспитатель

квалификационной

Новосибирск

2009. Информационная карта занятия МДОУ ЦРР д./с № 000 «Дельфиненок»

Воспитатель :

Дошкольная группа: старшая

Дата проведения : 20.11.09.

Цель: формировать у детей понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

Задачи:

1. Дидактическая:

· Способствовать формированию представления о том, что пень - место обитания разнообразных живых существ (животных и растений).

· Развивать познавательную активность, творческое воображение, коммуникативные навыки.

2. Коррекционная:

· Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.

3. Воспитательная:

· Воспитывать гуманное отношение к лесу и его обитателям.

· Закреплять знания о правилах поведения в природе

Оборудование: ширма с изображением леса; искусственные растения леса; пень; игрушки: насекомые, звери, костюм Лесовика; экологические знаки «Правила поведения в лесу»; лупа - на каждого ребёнка; опрыскиватель с водой, пригласительный билет.

Формы организации деятельности:

· Совместная деятельность с взрослым с элементами игровой деятельности.

Структура занятия:

1. Появление сказочного героя - Лесовика

2. Дидактическая игра «Правила поведения в лесу».

3. Беседа-опрос «Что вы знаете о строении дерева (пня)?)

4. Рассказ Лесовика о Пне Корнеевиче

5. Опытническая деятельность детей

6. Игра-драматизация «Пенек-теремок»

7. Дидактическое упражнение «Подбери соседей»

8. Подведение итогов

9. Сюрпризный момент

Характеристика группы дети шестого года жизни

Предполагаемый результат : сформировать обобщенные представления у детей шестого года жизни о необходимости бережного и заботливого отношения к природе.

Ход занятия:

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

В руки к детям попадает письмо от Лесовика, в котором он приглашает их посетить сказочный лес, в котором царит вечное лето.

На пороге группы их встречает Лесовик

Лесовик . Здравствуйте дети! (Дети здороваются) Меня зовут Лесовик. Хотите отправиться со мной в сказочный лес, в котором никогда не бывает зимы, весны или осени. (Ответы детей). Как вы думаете, а почему этот лас называется сказочным? (Если дети затрудняются с ответом, то Лесовик подводит с помощью наводящих вопросов к выводу о том, что в природе всегда происходит смена времен года)

Лесовик . А у меня в корзинке есть волшебные карточки. И я хочу проверить, знаете ли вы правила поведения в лесу.

Дети описывают изображения и объясняют их смысл .

Лесовик . Да, я вижу, что вы знаете правила поведения в лесу. И поэтому лесные жители всегда рады таким гостям.

После этого дети вместе с Лесовиком проходят в группу и подходят к ширме с изображением леса.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Лесовик спрашивает у детей . Вам нравится гулять по лесу? (Да .) А что вы знаете о его обитателях? Назовите животных наших лесов. (Ответы детей ) Какие лесные растения вы знаете? (Ответы детей .) Да, богат наш лес и красив. (Звучит аудиозапись «Шум леса» .) Слышите? Птицы поют, прославляют лесные красоты.

Лесовик подводит детей к пню .

Лесовик . Мы вышли на лесную поляну. А вы знаете, что это за чудо лесное? (Указывает на пень ).

Ответы детей

Лесовик . Это не просто пень, это - Пень Корнеевич - самый старый житель моего леса. Давайте познакомимся с Пнём Корнеевичем. (Подходит к пню и пожимает его корень ). Здравствуйте, Пень Корнеевич! Вы меня узнали, это я, ваш друг - Лесовик.

Дети поочерёдно знакомятся с пнём , называют свои имена..

Лесовик . Какие вы вежливые ! А что вы пожимали Пню Корнеевичу, когда с ним знакомились? (Корни .)

Лесовик . Какие они, корни? (Прямые и изогнутые , толстые и тонкие , ветвистые , запутанные , твёрдые и гибкие , длинные и короткие , гладкие .) Какого они цвета? (Тёмно - коричневые , светло - коричневые , бурые , белые .) Зачем корни нужны дереву? (Корни удерживают дерево в земле . Через корни дерево получает питательные вещества , воду .) Чем покрыт пень? (Корой .) Потрогайте кору и скажите, какая она на ощупь? (Шероховатая , грубая , твёрдая , с трещинами .) Понюхайте, чем пахнет пень? (Пень пахнет деревом , лесом , землёй .). Хотите, я расск ажу вам о Пне Корнеевиче?

Ответы детей

Лесовик . Многое я знаю обо всех лесных жителях. А с Пнём Корнеевичем мы старые друзья. Его я помню ещё с тех пор, когда был он жёлудем. Появился из жёлудя росток и превратился потом в молодой дубок. Рос он долго и много добрых дел делал. Лесных жителей желудями угощал, на своих ветвях птенцов в гнёздах укачивал. В его дуплах и белка жила, и филин, и дятел. Летели годы. Постарел дуб, стал болеть да сохнуть. Вот и спилили его на дрова. А на месте могучего дуба остался этот пень. Лесные обитатели не забыли доброту старого дуба и стали его пень уважительно звать Пень Корнеевич. А сколько лет прошло с тех пор, я уже и не припомню. Но есть способ узнать, сколько лет было дубу, и определить возраст любого спиленного дерева. Подойдите поближе к пню. Видите эти кольца? (Показывает .) Каждое кольцо - прожитый деревом год. Давайте посчитаем, сколько было дубу лет.

Дети вместе с Лесовиком считают годичные кольца на спиле пня .

Лесовик . По расстоянию между годичными кольцами можно определить, как жилось дереву в разные годы. Если два кольца расположены близко друг к другу, значит, в этот год дереву не хватало влаги и питания.

Посмотрите внимательно и скажите, как расположены годичные кольца на нашем пне.

Вместе с Лесовиком дети рассматривают годичные кольца в разных местах спила и делают вывод о погодных условиях в тот или иной период роста дерева .

Лесовик . А у меня в запасе есть несколько других спилов, давайте их рассмотрим. (Достает из корзинки лупу) . А вы знаете что это такое? (Ответы детей .) . А для чего она? (Ответы детей .) . Давайте разделимся на группы и рассмотрим спилы различных деревьев, а потом вы расскажете, что вы увидели.

Дети рассматривают спилы деревьев через лупы .

Лесовик . Как интересно! Через лупу видно то, что не рассмотришь даже на близком расстоянии. Расскажите, что вы увидели? (Дети рассказывают о том как росло каждое из деревьев, пока его не спилили )

Звучит аудиозапись «Речь Пня Корнеевича» .

Пень Корнеевич . Ох, ох, ох! Скучно мне, грустно мне! Был я деревом зелёным, ветвистым, птицы гнездились на моих ветках, белки резвились. Люди отдыхали в моей тени, а сейчас я стал пнём и стою на поляне один-одинёшенек. А так хотелось бы найти друзей, быть кому-нибудь полезным!

Лесовик . Интересно, о каких друзьях говорит Пень Корнеевич? А вы дети не знаете, что это за друзья?

Ответы детей

Лесовик . Мне вспомнилась история осинового пня. Сломалась большая осина, остался на её месте пень. Первыми об этом узнали жуки. Есть, говорят, дом свободный, никем не занятый, вот мы и станем его жильцами. И пищу для личинок наших прожорливых искать не нужно, вон древесины в пенёчке сколько. Стали жуки-древоточцы, жуки-короеды для своих личинок квартиры строить, ходы в пне прогрызать. Живут-жуют, горя не знают.

В течение лета ветер бросал на пень и вокруг него семена разных растений, а тёплые дожди щедро поливали его. Прошло некоторое время, и выросли из семян растения. С одной стороны вырос на коре лишайник, а с другой появился зелёный мох. Кто под такой мягкой тёплой крышей жить откажется? Вот и наползла под мох мелочь лесная, жучки-червячки всякие. Так превратился осиновый пень в настоящий дом.

Лесовик . Теперь вы поняли, о каких друзьях Пень Корнеевич говорил? Поможем, ребята, пню обрести друзей? Подойдите поближе к столу. Посмотрите, как много здесь фигурок лесных животных. Как вы думаете, какие из них могут жить в пне, под ним и около него?

Дети выбирают фигурки животных , которые , по их мнению , могут жить в условиях данной экосистемы .

Лесовик предлагает каждому ребёнку превратиться в какого - нибудь обитателя леса : стать бронзовкой , короедом , многоножкой , муравьем , мышкой , лягушкой , кротом и т . д . Например , говорит : «Коля , ты хочешь быть жуком - оленем ? Как ты думаешь , почему его так назвали ? »

Лесовик . Сядем вокруг пня. Перед тем как заселить в пень нового обитателя, спросим: «Кто-кто в пенёчке-теремочке живёт?»

Послушайте, как я жука-короеда буду в пень заселять.

Подходит к пню и спрашивает : «Кто - кто в пенёчке - теремочке живёт ? » Никто не отвечает . «Тогда я буду жить под этим крепким толстым корнем . Здесь я найду не только кров , но и пищу - опилки» . Теперь ты (обращается к ребёнку ), жук - олень , заселяйся в пень .

Таким образом, дети поочерёдно заселяют выбранные фигурки животных в пенёк - теремок .

Лесовик . Посмотрите, чёрная туча приближается к нашей поляне. Сейчас пойдёт дождь. (Опрыскивает пень водой .) Каким бывает дождь? (Тёплым , сильным , тихим , холодным, моросящим , проливным .) Намочил дождь всё вокруг. Теперь вырастут на пне и вокруг него растения. Подойдите к столу, выберите и назовите растения, которые могут расти на пне и около него. (Дети выполняют задание .)

Лесовик . А роза (кактус, редис) может расти в лесу на пне? (Нет .) Почему? (Ответы детей .) Подойдём к Пню Корнеевичу и посадим растения на пень и вокруг него. (Дети выполняют задание .)

Лесовик . Посмотрите, как повеселел наш Пень Корнеевич. Был он один-одинёшенек, а сейчас превратился в настоящий дом, где живут растения и различные животные.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Лесовик . Пора нам прощаться с Пнем Корнеевичем его друзьями. А хотите, чтобы я еще пришел к вам и рассказал о других лесных обитателях?

Ответы детей

Лесовик . Тогда расскажите мне что нового, интересного вы узнали сегодня на занятии, а я подарит вам пригласительные билеты на мою следующую встречу.

Дети рассказывают о том , что им запомнилось , и получают пригласительные билеты .

Управление образования администрации города Тулы

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 57»

«Вода-чудесница»

(конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе)

Разработала и провела:

Короткова Э.И.

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе - «Вода-чудесница» .

Область: Познание.

Интеграция областей : «Коммуникация», «Социализация».

Цель: Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Задачи:

Образовательные:

    Познакомить детей со свойствами воды, с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.

    Формировать у детей навыки проведения лабораторных опытов.

    Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Воспитательные:

    Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

    Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.

    Формировать умение отгадывать загадки.

    Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Предварительная работа:

1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

3.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».

4.Чтение художественной литературы по теме «Вода».

5.Наблюдение за водой на прогулке.

Оборудование:

Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками.
Глобус.
Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.
Ведро. Кувшин.
Ножницы.
Термос с кипятком. Зеркальца.
Картинки: «пароход», «гидроэлектростанция», «рыболовецкое судно».
Емкости с водой, емкости с песком и почвой.
Краски, кисти, неразливайки с водой.
Стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, сахар, соль.

Ручеек, заготовки рыбки.

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Наша группа превратилась в лабораторию. А мы исследователи. А что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Нас ждут интересные опыты и открытия. А как надо вести себя в лаборатории? Вы готовы? Но, чтобы узнать предмет нашего исследования нам надо угадать загадку :

Если на нос села клякса, кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама, ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба, чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели. Чтобы не было беды. Жить нельзя нам без… (воды ) . Верно!

В наших исследованиях и экспериментах помогут капельки. Которые принесли нам подсказки.

1. Капелька бережливая

Капелька первая - капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус - так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.

Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета - покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.

Пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».

Эксперимент «Берегите воду»

Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.

Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.

2. Капелька труженица

Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу.
Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. (Показ картинки)
Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. (Показ картинки).

Гидроэлектростанции работают на воде – вертит большие турбины и помогает добывает электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы.
(Показ картинки).

Игра «Какая бывает вода? (холодная, горячая, морская, речная и т. д.)

3. Капелька любопытная

А эта капелька любит экспериментировать. Давайте вспомним с вами свойство воды: вода - это жидкость, ее можно наливать, переливать; вода не имеет запаха; вода без вкуса; вода бесцветна и т. д.

Опыт №1 «Вода может принимать вкус».

Воспитатель: - Ребята, вы сказали, что вода не имеет вкуса, она безвкусная. Тише, тише, ребята, Капелька что-то мне хочет сказать!

Воспитатель прислушивается, приближаясь к капельке.

Воспитатель: - Капелька говорит, будто знает, что вода может менять вкус. Давайте проверим!

Воспитатель: - Посмотрите, у нас на столе стоят тарелочки с солью и сахаром, давайте добавим их в наши стаканчики с водой и посмотрим, что будет!

Дети ложечками добавляют соль и сахар в стаканчики и размешивают.

Воспитатель: - Ребята, а куда же делись соль и сахар, которые мы добавили в воду?

Ответы детей.

Воспитатель: - Они исчезли, растворились! А теперь, давайте снова попробуем воду. Какая она стала на вкус?

Ответы детей (сладкая, соленая)

Вывод: Вода может растворять некоторые вещества и приобретать вкус, растворенного в ней вещества.

4. Капелька художница

Опыт №2 Вода может менять цвет».

Воспитатель: - Ребята, мне стало интересно, если вода может менять вкус, а может ли она менять свой цвет? Ведь мы с вами знаем, что чистая вода -прозрачная! Давайте проверим! Возьмем кисточки и добавим краску в воду.

Действия детей.

Воспитатель: - Что же случилось с водой? Она поменяла свой цвет.

Вывод: Вода приобретает цвет, растворенного в ней вещества.

Капелька художница попросила разукрасить рыбку, лежащая у вас на столе в любой цвет. Кто выполнил работу отложите рыбку пусть высыхает.

5. Капелька ученая

Капелька пятая- ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.

Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.

Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку. Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.

Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.

Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.

Термос закрывается.

Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.

На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо - с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.

Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается - круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».

Динамическая пауза «Тучка и капельки»

Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.

6. Капелька чистюля

Наблюдение за фильтрами

К сожалению в трубах, которые несут нам воду из рек, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. С помощью фильтров. А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра) Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.

Капелька просит очистить речную воду, в грязной воде не могут жить рыбки!

Опыт № 3.«Фильтрование воды»

Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.

В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра - тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

Теперь вода в речке стала чистой и прозрачной. Давайте выпустим своих рыбок в воду. Молодцы!

7. Капелька живительная

Есть такая поговорка: «Где вода - там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.

Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить, то не сможет прожить без воды больше трех дней.

Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной группе

на тему: «Прогулка на природу»

Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человекчасть природы). Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о первоцветах; продолжать знакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями. Развивать умение рисовать ватными полочками. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Предварительная работа : знакомство с Красной книгой, рассматривание картинок, знакомство с первоцветами, знакомство со способами нетрадиционного рисования.

Оборудование: предметные картинки, рисунки первоцветов, цифровые карточки, Красная книга, мяч, краски акварельные, альбомные листы, кисточки, ватные палочки.

Ход заняти я.

Ребята, мы сегодня мы с вами отправимся на природу. Вам знакома слово «природа».

А что она означает? (растения, птицы, животные)

А что нельзя назвать природой? (то что сделано руками человека)

Всю природу Земли можно делить на 2 огромных мира: мир живой и мир неживой природы.

А мы сейчас поговорим о природе и о не природе.

На столе лежат картинки помогите их разделить на доске, прикрепите на левую сторону природу, на правую не природу. (дети по очереди выходят и прикрепляют, проверяем)

Игра «Природа и не природа»

Ребята, давайте поиграем, я сейчас буду вам бросать мяч и называть предмет, а вы внимательно послушайте, если я назову предмет природы, вы ловите мяч, если не природы то отталкиваете. (играем)

Ребята, посмотрите здесь на поляне много цветов, перечислите какие это цветы?(ромашка, ландыши, подснежники, мати- мачеха, лилии, гвоздика, одуванчик)

Как их называют?(весенние)

Посмотрите внимательнее все ли тут цветы весенние?(нет, есть летние)

А как еще называют весенних цветов? (первоцветы)

Сколько у нас первоцветов? (3)

А сколько летних цветов? (4)

А каких больше? (3 4)

А сколько у нас вообще цветов? (3+4=7) (все рения делаем на доске с цифровыми карточками)

Ребята, какие из этих цветов на природе редкие? (ландыши, подснежники)

А куда они занесены?(в Красную книгу)

Как вы думаете почему?(потому, что они на грани исчезновения)

В нашей группе есть своя Красная книга, где занесены редкие растения и животные, но тут нет ландыши. Давайте мы с вами нарисуем их, и занесем в нашу книгу.

Показываю технику рисования.

Листья рисуем кисточками, вам это знакомо. Цветочки рисуем ватными полочками. Берем палочку макаем в воду, потом в краску. Рисуем так, как будто ставим точки.

Дети рисуют.

Выставка рисунков.

Ребята, скажите мне пожалуйста где мы сегодня побывали?

Что такое природа?

Что такое не природа?

Что мы сегодня рисовали?

Ребята, на этом занятие окончено, спасибо.

К онспект организованной образовательной деятельности

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ВЕСЕННИЙ ЛЕС» (2-ая младшая группа)

Образовательные области :

Познание, художественное творчество, чтение, физическая культура, безопасность, коммуникация.

Программное содержание:

Обобщить знания детей по теме «Весна». Уточнить знания детей о времени года, изменениях в природе, происходящих весной.

Закрепить знания детей о животных - обитателях леса (заяц, медведь) и птицах (грач, дикая утка, скворец). Учить отгадывать загадки о животных.

Развивать речь детей, расширять словарный запас. Активировать внимание и слух детей.

Развивать элементарные математические представления детей: обозначать количество предметов словами «много» и «один».

Закреплять умение рисовать поролоновыми тычками. Воспитывать аккуратность при работе с гуашью.

Оборудование:

1. Группа оформлена: лесная поляна зимой.

3. Мнемотаблицы «Весенние изменения в природе».

4. Материалы для рисования на каждого ребёнка: серая краска, тычки, салфетки.

5. Знаки «Правила поведения в лесу».

6. Игрушка папье-маше зайчик.

Ход занятия:

Дети заходят в группу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам в группу пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Дети здороваются с гостями.

За дверью слышится плач.

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то плачет. Кто бы это мог быть? Пойду, посмотрю. Воспитатель берёт из-за двери фигурку зайчика. Глядите, да это же зайчик. Заинька, что с тобой, почему ты плачешь?

Зайчик: Беда у нас. Весна в наш лес не приходит.

Воспитатель: Как же помочь вам, зайчик.

Зайчик: Нужно солнышко весеннее позвать.

Воспитатель: Ну, это не беда, мы знаем, как солнышко звать. Ребята поможем лесным жителям?

Воспитатель:

Ну, что ж, ребятки:

Собирайтесь скорее

В необычный поход.

Прыгай зайка в корзинку,

В лес тропинка зовёт.

А чтоб прогулку запомнить

И родным рассказать,

Предлагаю увиденное зарисовать.

Воспитатель: Вот и лес показался, но прежде чем мы туда зайдём, давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу. (Демонстрация знаков). Дети рассказывают как нужно вести себя в лесу.

Воспитатель: Зайчик, правильно ли дети всё назвали?

Зайчик: Да, ребята хорошо знают правила поведения в лесу, идём скорее на лесную поляну.

На полу лежат сугробы, под ними зелёная трава и первоцветы (мать-и-мачеха, подснежники), стоят елки и дерево укрытое «снегом».

Зайчик: А вот и наша поляна.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как здесь много снега. Сюда действительно весна не дошла. Давайте скорее солнышко звать, да весну приглашать.

Звучит музыка, дети водят хоровод.

Выпал вешний денек,

На бугре солнцепек.

Собирайся, народ,

В хоровод! В хоровод!

Станем кругом мы ходить

Да весну веселить,

Хоровод заведем,

И весне пропоём.

Солнце, солнце выходи

Белый снег ты растопи

Улыбнись, озари

И цветами одари!

На экране засияло солнышко, заиграла музыка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот и солнышко выглянуло. Как стало светло и тепло. Давайте поднимем руки вверх к солнышку, закроем глазки и почувствуем, как солнечные лучики нас согревают.

В это время убираю сугробы, под которыми спрятаны трава с цветами (много подснежников и одна мать-и-мачеха), дерево с листочками.

Смотрите, дети. Солнышко растопило снег и на полянке появились травка и первые цветы. Кто знает, как они называются? Какого они цвета?

Ответы детей.

Да, ребятки, это подснежники и мать-и-мачеха. Давайте на них полюбуемся, они очень красивы. Сколько вы видите подснежников? (много) А сколько мать-и-мачехи? (один).

А что же с нашим деревом произошло? Ответы детей.

Воспитатель обращается к зайчику: Зайчик, смотри вот и в твой лес весна пришла.

Зайчик: Да я и сам уже догадался по признакам наступления весны, которые я зарисовал для вас на бумаге: солнце светит ярче и теплее. Тает снег. Появляется травка и первые цветы. Распускаются на деревьях листочки. (показ мнемотаблиц)

На экране изображение прилетающих птиц, звучат голоса птиц.

Воспитатель: Правильно зайчик, но это не все весенние изменения в природе. Ребята, послушайте, чьи голоса мы слышим? (Ответы детей)

Да, это птицы обрадовались весеннему солнышку и вернулись из теплых стран. Давайте присядем на травку и посмотрим, кто к нам прилетел?

На экране птицы в лесу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за птица?

Дети: Грач.

Воспитатель: Правильно, это грач. А как же он кричит? Кто знает? (ответ детей).

Воспитатель: Правильно, «кра». Грачи каркают. Давайте вместе повторим. Грачи каркают. (После правильного ответа птица на экране издаёт звуки.)

Воспитатель: Посмотрите, а это что птица?

Дети: Утка.

Воспитатель: Правильно, утка. А как она кричит? Кто скажет? (ответ детей).

Воспитатель: Правильно, «кря-кря». Утки крякают. Давайте, все вместе скажем: что делают утки? Ответы детей.

Воспитатель: Ребята посмотрите, а какая ещё птичка есть? (Дети рассматривают картинку).

Дети: Скворец.

Воспитатель: А какие звуки издают скворцы? Никто не знает? Давайте мы с вами послушаем (слушают аудио-запись). Голос скворца похож на свист. Скворцы свистят. Давайте скажем вместе: скворцы свистят. Молодцы!

Воспитатель: Зайчик, не забудь нарисовать ещё один признак наступления весны – прилёт птиц.

Зайчик: Я уже нарисовал, вот смотрите!

Воспитатель: Давайте пройдём дальше в чащу леса. Ребята, мы пойдём по лесу тихонько, чтобы не спугнуть зверей и птиц, будем перешагивать через пни. Вот один пень (поднимают ноги выше), вот второй, третий. Идём, раздвигаем ветки руками осторожно, чтобы не поломать. А вот здесь ветки деревьев наклонились низко, и нам придётся наклониться. Ну вот мы пришли. Кто-то здесь живёт. Я вам загадку загадаю, а вы отгадаете кто.

На экране берлога зверя.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге -

От мороза прячет нос. (Медведь).

Посмотрите, и медведь проснулся, весну почувствовал. Ребятки, а какую игру мы знаем про медведя? Действительно, давайте в неё поиграем.

Игра «У медведя во бору».

Воспитатель: Молодцы ребята, ловко вы убежали от медведя..

Зайчик: А я пока вы играли, медведя в берлоге нарисовал.

Воспитатель: Какой ты зайчишка шустрый, все весенние признаки зарисовать успел. Мы возьмем их с собой в детский сад. Посмотри весна в твоём лесу наступила, и нам пора возвращаться в детский сад.

Зайчик: Спасибо вам ребятки, что помогли позвать солнышко. В нашем лесу наступила настоящая весна: птицы прилетели, появились травка и цветы, распустились листики на деревьях, проснулись звери после зимней спячки. Только, что же мне теперь делать? Я родился зимой весь белый, и меня на снегу не было видно. А теперь меня лисица с волком легко заметят!

Ребятки, а что происходит с мехом зайчиков весной?

(Он становится серым)

А давайте и нашему зайчику поможем. Покрасим его шубку в серый цвет.

Дети подходят к столу, на котором лежат тычки из губки и серая краска.

Показ и объяснение воспитателя, совместная работа детей.

Зайчик Спасибо, вам, большое! Теперь меня ни один хищник не заметит. Ну, мне пора. Очень мне хочется побегать по зелёной травке.

Сажаем зайца на траву.

Воспитатель: И нам пора! Только выходить из леса мы будем также тихонько, чтоб не спугнуть зверей и птиц.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали. Поворачивают голову вправо, влево.

Зайку увидали, Прыгают на двух ногах.

Медведя повстречали. Идут, как медведи

Птички летали, Машут руками, руки прямые; вверх

Крылышками махали.– вниз, вверх – вниз.

Дружно хлопнем: раз, два, Хлопают по счёту.

Три, четыре, пять,

Нам домой пора шагать. Идут обычным шагом.


Ребята, вот мы с вами и погуляли по лесу. А что же мы увидели в лесу?

Какие изменения произошли в лесу с приходом весны?

Демонстрируем мнемотаблицы, и дети рассказывают.

Воспитатель: Правильно, ребятки:

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла….

Дети: Весна!

Воспитатель: Мы сегодня с вами побывали в лесу, а сейчас пойдём гулять и посмотрим, какие изменения произошли в природе с приходом весны возле детского сада.

Идём одеваться гулять.

«ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Викторина для детей 2-ой младшей группы «А» «Бабочки».

Задачи: способствовать формированию представлений о законах жизни и развития живой природы; развивает логическое мышление, быстроту реакций, умение работать в команде; воспитывает любовь ко всему живому, желание и способность бережного отношения к окружающему миру.

Оборудование для викторины: игровой барабан; конверты с вопросами, медальки за правильные ответы. Ход игры

1. Вступительная часть.

Ведущий: Под одною голубою

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный, и большой.

Дом кружится возле солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не пугаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

Ведущий. Мы друзья и знатоки природы. Так давайте подтвердим это на нашей викторине.

2. Основная часть.

1. С прилетом каких птиц считаем мы начало весны? (Грачи.)

2. От чего птицы страдают больше: от холода или голода? (От голода.) Как помочь птицам зимой?

3. Какое дерево является символом нашей Родины? (Береза.) Что нужно сделать, чтобы наша Родина была красивой лесной страной?

4. Какое дерево, кроме прочего, еще дает нам сок? (Береза.) Как правильно собирать сок?

5. Назовите признаки начала осени в живой природе.

Подвижная игра «Летает – не летает».

6. Какие животные спят зимой? (Медведь, барсук, еж.) Почему их нельзя будить?

7. Какая ягода бывает красной, белой, черной? (Смородина.)

8. Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)

9. На какой планете мы живем? (Земля.)

10. У какого дерева ствол белый? (Береза.)

Подвижная игра «Небо, земля, вода».

11. Для чего птице хвост? (Держаться на деревьях, управлять полетом.)

12. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? Можно ли из-за этого плохо относиться к этой птице? (Кукушка.)

13. Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая - для лета,

Для зимы - другого цвета. (Заяц.)

14. У этой попрыгушки

Не рот, а ловушка,

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Как зовут ее? (Лягушка.)

15. Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка.)

Физкультурная минутка:

Дети по лесу гуляли за природой наблюдали.

Зайку увидали, медведя повстречали.

Дружно хлопнем раз, два, три, четыре, пять,

Нам за стол пора шагать.

3. Подведение итогов. Заключение.

Подсчёт медалек, награждение команд.

Ведущий: Как хочется, чтобы сегодняшний праздник оставил в вашей душе, ребята, хотя бы маленький след. След Любви. След Заботы. След Ответственности за всё живое на Земле.

Экологическая викторина «Путешествие в природу» для детей 2-ой младшей группы.

Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности.

Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.

Упражнять в умении различать насекомых, деревья ближайшего окружения.

Узнавать и называть птиц, животных по их изображению.

Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.

Воспитывать любовь к природе, формировать заботливое отношение к ней.

Предшествующая работа:

Беседы о лесе и его обитателях, об охране и бережном отношении к природе; рассматривание иллюстраций природоведческого характера; дидактические и развивающие игры; чтение художественной литературы.

Материал:

Аудиозапись пения птиц, рисунки с графическим изображением правил поведения в лесу, «загадочные объявления», наглядно-дидактическое пособие: «Мир в картинках: «Птицы средней полосы», «Животные средней полосы» «Грибы», корзина с шишками, призы.

Ход викторины: (звучит запись пения птиц)

Воспитатель: Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду нас окружают загадки и таинства. Ребята, мы с вами оказались на лесной поляне. Посмотрите, какая красота вокруг. Как красиво поют птицы. Сейчас я вас, ребята, познакомлю с лесными правилами: «Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, что в лесу нельзя шуметь. Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай! Никогда не забывай: мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать. Из рогатки не стрелять. В лес приходят отдыхать. Бабочки пускай летают, ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить…»

Мы сегодня с вами проведём викторину: «Путешествие в природу».

1 задание. Дидактическая игра «Угадай правило».

Воспитатель. Ребята, вы должны описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия по рисункам с графическим изображением правил. Если мы не будем выполнять эти правила, то можем нанести вред окружающей природе.

Рис. 1. Береги муравейники. Помни: муравьи – санитары леса!

Рис. 2. Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнёзд!

Рис. 3. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!

Рис. 4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву. От этого погибают насекомые и растения!

Рис. 5. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе!

Рис. 6. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!

Рис. 7. Не лови бабочек, кузнечиков и других насекомых!

Рис. 8. Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников!

Рис. 9. Не разжигай костёр. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые!

Рис. 10. Не лови и не уноси с собой птиц и детёнышей зверей!

Задание 2. «Угадай дерево».

Воспитатель. Ребята, вы должны на слух, по описанию узнать и назвать деревья, которые растут в лесу, они растут и на участке нашего детского сада. Слушайте внимательно.

Это дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы: снегири, свиристели. (Рябина).

Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано. Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, ещё у неё имеются серёжки с семенами. (Берёза).

Каждый, кто проходит весной, мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет! » Оно усыпано пушистыми кистями белых, душистых цветов. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен, воздух очищает от микробов. (Черёмуха).

Это дерево легко узнать по стволу почти чёрного цвета. В начале лета зацветает оно душистыми жёлтыми цветками. Из них заваривают лечебный чай. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчёлы делают из ароматного сока вкусный целебный мёд. (Липа).

Задание 3.Вам нужно отгадать загадку и выложить из кубиков с буквами отгадку.

Рыжая плутовка с пушистым хвостом, живёт под кустом. (Лиса).

Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (Волк).

Физкультминутка

Воспитатель:

Мы идём во лесок, будь внимателен дружок. (Ходьба).

Впереди – ручеёк, перейти - вот мосток. (Ходьба на носочках).

Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки).

Как услышим в небе гром – спрячемся мы под кустом. (Приседания).

Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег).

Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба).

Задание 4. «В мире природы» (ответы на вопросы).

Какое растение может вас обжечь? (Крапива). Вы натёрли ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник).

Время года, когда просыпается природа? (Весна). В какое время года бывает гололёд? (Зимой).

Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел). Кто является санитаром леса из животных? (Волк).

Домашний родственник зайца? (Кролик). Дикий родственник свиньи. (Кабан).

Готовят ли запасы еды зайцы? (Нет). Готовят ли запасы еды белки? (Да).

Зимняя квартира медведя? (Берлога). Где живет белка? (Дупло).

Верхняя сторона листьев этих растений холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – нежная и теплая, как родная мама (Мать-и-мачеха). Гирлянды маленьких, беленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветков – красная ядовитая ягода. Что за растение? (Ландыши).

Какие грибы растут под берёзой? (Подберёзовики). Какие грибы растут под осиной? (Подосиновики).

Музыкальная пауза: песня «Грибочки»

Задание 5. Загадки о птицах.

Воспитатель. Ребята, нужно разгадать загадки о птицах, найти нужную картинку - отгадку на столе и вывесить на мольберте.

Я в берете ярко-красном, в серой курточке атласной,

Я деревьям всем приятель, а зовут меня все (Дятел).

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока).

Эта птица никогда для птенцов не вьёт гнезда,

Сядет где-то на суку и кричит ку-ку, ку-ку. (Кукушка).

Маленький певец лесной, лучше всех поёт весной. (Соловей).

Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло – спать летит в дупло. (Сова).

Озорной мальчишка в сером армячишке, по двору шныряет, крохи собирает. (Воробей).

Воспитатель: Послушайте стихотворение об одном очень трудолюбивом насекомом:

Вот в лесочке, на пенёчке выросла большая кочка:

Муравьиный это дом и жильцов без счёту в нём;

Муравьи спешат, снуют по дорожкам там и тут.

То травинку, то личинку вместе тащат по тропинке.

Этот город муравьиный, охранять должны мы с вами.

Музыкальная пауза «песня «Не обижайте муравья».

Задание 7. «Сказочные объявления»

Вы должны догадаться, какое животное написало это объявление, и изобразить его.

- «Друзья, кому нужны иголки, обращайтесь ко мне». (Ёж)

- «Что-то очень скучно одному, скучно одному, выть на луну. (Волк).

- «Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу!» (Лиса).

- «Кто любит погрызть орешки, приходите ко мне в гости. Я живу в лесу на дереве». (Белка).

- «Я очень люблю мед. Угостите меня, ребята, медом». (Медведь).

- «Кто хочет со мной попрыгать наперегонки? Победителя я угощу морковкой».

Воспитатель подводит итоги викторины. Награждение детей.

Воспитатель:

Мы любим все лес в любое время года,

Мы слышим ручеек медлительную речь.

Все это называется природа,

Давайте же, всегда ее беречь!

В лучах ромашки солнечного света,

Такие, что светлей, на свете нет.

Природой называется все это,

Дружить с ней будем много лет.

Музыкальная пауза песня «В траве сидел кузнечик».

Воспитатель: Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в свою группу, но мы с вами еще раз обязательно придем в гости на эту лесную поляну.

Конспект организованной деятельности «Посадка семян кресс-салата»

Образовательные области: труд, познание, коммуникация.

Программное содержание:

Воспитывать умение трудиться в коллективе, обучение простейшим трудовым умениям, познакомить с кресс-салатом. Учить использовать в речи слова, ориентируясь на род слова при определении предмета по его признакам, на цвет, форму предмета.

Предшествующая работа:

работа в уголке природы по уходу за растениями, дидактические игры по ознакомлению с овощами.

Оборудование:

ящик с землёй, лейка с водой, семена, игрушка зайчик, муляжи: морковь, помидоры, огурец, яблоко, чудесный мешочек, презентация «Кресс-салат».

Ход занятия:

Дети у меня что-то есть под салфеткой. А что?

Посмотрите-ка сколько семян! Какие они? (мелкие)

Мы сегодня будем сажать семена в землю. А вот, что вырастет из семян, мы сейчас посмотрим?

Демонстрация презентации.

Какого цвета кресс-салат? У него маленькие листики, стебель и корешки.

А для чего он нужен? Какая от него польза? (В нем есть витамины).

Чтобы кресс-салат рос, семена сажают в землю, вот так. (Показ посева семян)

А теперь вы сами будете сажать.

Дети подходят к столу и самостоятельно сеют семена.

А что надо еще, чтобы растение росло? (тепло и воду) Я покажу, как надо поливать. А вы по необходимости будете поливать и наблюдать, как он растет.

Кто-то пришел к нам. Да это зайка с чудесным мешочком.

Заяц: Детки я слышал, что вы говорили о витаминах. Я еще принес овощи, где их много. Смотрите-ка, что это? (морковка) Какая она? (длинная, красная).А это что? (помидор). Какой помидор? (Он круглый, красный) А это? (яблоко) Оно какое? (красивое, круглое, большое).

Зайка хочет поиграть с вами. Все предметы он кладет в мешок. Он будет рассказывать, что взял в лапку, а вы должны отгадать, про что он говорил.

Он длинный, зеленый? (огурец)

Он круглый, красный? (помидор)

Она длинная, красная? (морковь)

А теперь вы сами попробуйте отгадать, что достаёте.

Дети достают овощ или фрукт и не глядя называют его

Умницы, вы все отгадали. Я очень рад, что вы посадили кресс-салат, значит будете

здоровы. До свидания!

Тема: «Сажаем репку»

Образовательные области: познание, труд, чтение, физическая культура.

Программное содержание:

1. Учить сажать семена репки, ухаживать за ними; продолжать учить, понимать содержание произведения; познакомить с новым овощем – репкой.

2. Закрепить знания о внешнем виде овощей (помидора, огурца, моркови, капусты и лука)

3. Развивать эмоциональность ребенка, воспитывать интерес к сказке. Продолжать развивать у детей желание трудиться. Проявлять в работе старание аккуратность, наблюдательность, эстетическую активность.

Предшествующая работа:

Чтение и обыгрывание сказки репка, настольно - печатная игра «Овощи», труд в природном уголке.

Развивающая среда:

Корзина с муляжами овощей, сказка в картинках «Репка», горшки с землей по количеству детей, лейка, семена репки.

Методы и приемы:

Художественное слово, сюрпризный момент, применение выразительных средств речи.

Форма работы с детьми:

Игровая, фронтальная.

Технология:

Игровая, трудовая деятельность

Ход занятия.

Бабушка радостно встречает детей словами:

Здравствует, мои милые!

Здравствуйте, мои хорошие,

Здравствуйте, мои пригожие!

А мальчики у нас, как ясные соколы!

А девочки, как аленькие цветочки!

Расселись удобно?

Вот и хорошо.

Бабушка. Ребята я принесла вам корзину с овощами.

(ставлю перед детьми корзину и с детьми закрепляю название овощей).

Дидактическая игра «Что в мешочке»?

Бабушка. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы запомнили мои овощи?

Для этого нужно вынуть из мешочка овощ, показать его детям и назвать его.

Рассказ сказки по картинкам «Репка»

Физминутка:

Мы сидим, как репка.

Топаем ногами, как детка.

Руки на пояс, как бабка.

Заплетаем косы, как внучка.

Ручками хлопаем, как жучка.

Глазки умываем, как кошка.

Хвостиком машем, как мышка.

Обучающая игра «Сажаем репку».

Предлагаю детям, посадит семена репки.

Подходим с детьми к столам, где стоят горшочки с землей.

Бабушка. Землю в горшочках я разрыхлила, сделала небольшие ямочки, их называют лунками.

Теперь нам необходимо положить одно семечко в лунку, слегка засыпать пальчиками землей и полить водой.(землю поливает взрослый, дает детям понаблюдать, как это нужно делать).

Когда дети управятся с работой, можно всем вместе сказать

Репка, репонька,

Расти крепонька,

Ни мала, ни велика,

До мышиного хвоста,

Да! (Топнуть нагой).

Итог занятия:

Бабушка. Ребята, какие мы с вами молодцы. Вместе дружно сделали хорошее и полезное дело, посадили репку. (угощаю детей сладостями)

Целевая прогулка по теме «Наши друзья – деревья»

Программные задачи:

Образовательные:

1. Продолжать учить детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада.

2. Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях сосны и ели. Познакомить с семенами хвойных деревьев.

3. Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева.

Развивающие:

1. Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами.

2. Развивать воображение и логическое мышление.

3. Развивать умение «входить» в образ растения (эмпатия).

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.

2. Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке.

3. Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.

Материалы и оборудование:

Письмо детям от хозяина тропинки старичка – Лесовичка

Шишки и хвоинки сосны и ели для каждого ребенка в корзинке.

Семена сосны в коробочке

Воронки из пластиковых бутылок на каждого ребенка для игры

Ход прогулки:

Дети с воспитателем выходят на улицу.

Воспитатель:

Ребята, нам пришло письмо от старичка – Лесовичка.

«Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте. Я очень рад, что вы не забываете меня. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей экологической тропинке, в конце которого вас ждет сюрприз. Вы сможете полюбоваться красотой летней природы, увидеть старых знакомых, узнать что-то новое и интересное. А я спрячусь и буду за вами наблюдать. Если вы все сделаете правильно, то я выйду и побеседую с вами. Желаю вам удачи!

Ваш друг – старичок – Лесовичок.

Ну что, ребята, отправимся в путешествие? (Да)

Начнём наше путешествие.

(Дети с воспитателем находят послание в траве от старичка – Лесовичка.)

- «Отгадайте загадку:

Весной – веселит,

Летом – холодит,

Осенью – питает,

Зимой – согревает.

Сегодня мы пообщаемся с деревьями на территории детского сада.

Русская красавица

Стоит на поляне

В желтой кофточке

В белом сарафане.

Где растет береза на нашем участке?

Давайте к ней подойдем.

Ребята, с березкой нужно поздороваться. Как можно поздороваться с березкой? (Сказать: «Здравствуй березка», погладить, обнять)

Давайте обнимем её.

Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Очень давно, когда не было ещё ваших прабабушек и прадедушек, вошла в нашу жизнь березка. Любим мы нашу зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины.

Как в любое время года мы можем узнать берёзу (Белый ствол только у берёзы)

Посмотрите, какая береза? (Большая?)

Кто хочет померяться с ней силой? Попробуйте вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее?

Что её так крепко удерживает в земле? (Корни)

Для чего дереву нужны корни? (Корни - это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются)

Какие части дерева вы еще знаете? (Ствол, ветви, листья).

Давайте поиграем

Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья».

Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.

«ствол» - опустили вниз руки

«листья» - шевелим пальчиками

«корни» - топаем ногами

«ветви» - поднимаем руки вверх.

Ребята, послушайте стихотворение оберёзе:

Гордая берёза

Спокойна и стройна,

Тянет ветки к солнцу,

Ждёт весной тепла.

Летом нарядилась

В платье шелестя,

В сережках распустилась,

Как невеста вся!

Осень подарила,

Золото листве,

Грустно говорила, -

Время уж к зиме.

Гордая берёза

Спокойна и стройна,

Спит зимой, ей снится,

Что опять весна.

Какие деревья не изменяются в любое время года? (Ель, сосна)

Где ель и сосна растут?

Добраться до них нам будет нелегко.

Игра «Тропинка»

Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.

1) Спокойно идем по тропинке. Вокруг - кусты, деревья. На тропинке впереди - большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами)

2) Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.

3) Снова идем спокойно. Перед нами - овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец перешли!

4) Идем спокойно. Что это? Глубокий, нерастаявший мокрый снег. Идём с трудом по глубокому снегу, высоко поднимая ноги.

5) Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.

6) Идём спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!

Вот наши ель и сосна. Ребята, давайте с ними поздороваемся (Гладят и здороваются).

(Под деревьями стоит корзинка.)

Вот еще один привет от старичка – Лесовичка. Посмотрите, что лежит в корзинке? (Шишки)

Они одинаковые? (Нет, разные)

Как вы думаете, почему? (Они с разных деревьев)

А с каких они деревьев?

Мальчики, вы возьмите шишки еловые, а девочки – сосновые.

Потрогайте шишки, рассмотрите их, расскажите какие они.

(Сначала мальчики, затем девочки рассказывают о еловых и сосновых шишках: у ели шишки длинные, узкие, а у сосны – округлые, короткие, твердые)

А теперь я предлагаю поиграть с шишками.

Игра «Кто быстрее передаст шишку»

Дети делятся на две команды: девочки и мальчики, встают в две шеренги. В руках у каждого ребенка воронка из пластиковой бутылки. Нужно как можно быстрее передать шишку из воронки в воронку, стоя в шеренге.

Молодцы, быстро вы умеете передавать шишки.

А чем еще, кроме шишек отличаются ель и сосна? (Иголками)

Мальчики, найдите на снегу под деревьями иголки еловые, а девочки – сосновые. Рассмотрите их.

По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется… ХВОЙНЫМ.

Какие хвоинки у сосны? (Длинные, мягкие, светлые).

А у ели? (Короткие, колючие, темные).

Кто из вас заметил, чем еще отличаются хвоинки? (Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной).

Вспомните, как расположены ветви у ели и у сосны?

(Сосна выше ели, ветви на верху, ствол прямой и голый).

Ствол у ели прямой, крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли.

Подойдите ближе к дереву, потрогайте кору.

Какая она? Теплая или холодная? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая? Мокрая или сухая? (Ответы детей)

Ребята, а для чего дереву кора? (Кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает).

Я увидела еще один привет от старичка – Лесовичка. Что же это? Ребята, а вы видели лес на ладони? Хотите посмотреть?

(Воспитатель вытряхивает из шишки сосны семена себе на ладонь и показывает всем детям.)

Что это? (Семена)

Посмотрите внимательно, что есть у семян? (Крылышко)

Как вы думаете, зачем им крылышко? (Чтобы летать)

Семечко выпадает из шишки, медленно падает, ветер кружит его и оно улетает далеко от дерева.

Семена сосны так и называются – « крылатки».

Игра – инсценировка:

Давайте представим, что я – сосна, а вы крошечные семена.

Я – дерево – мама, а вы мои детки,

Качала я вас в колыбели на ветке,

Но время пришло, вам пора улетать,

Пора вам большими деревьями стать.

Но вот подул ветерок, и закружились, полетели мои детки - семена. Упали на землю и заснули под теплым пушистым одеялом, ожидая прихода весны. Пригрело солнышко, растаял снежок, пошел теплый дождик. И из семян стали прорастать сначала корешки, а затем появился тоненький стебелек с маленькими хрупкими веточками. Маленькие деревца, руками – веточками тянутся к солнцу, вырастают. Много времени пройдет прежде, чем вы станете настоящими деревьями.

Вот мы и представили себя деревьями. Понравилось вам быть деревьями?

Дети читают стихи.

Что грустишь ты, сосенка,

На высоком склоне?

Что иголки сыплешь

Прямо мне в ладони?

Ничего, что лето быстро пролетело,

Золотая осень свою песню спела.

Улыбнись, не надо

Так грустить об этом?

Ты всегда красива

И зимой и летом.

Ели на опушке.

Ели на опушке –

До небес макушки -

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата-ёлочки -

Тонкие иголочки

У лесных ворот

Водят хоровод.

Воспитатель: Вот мы с вами рассмотрели деревья на территории детского сада. Давайте вспомним какие. (Берёза, ель, сосна.) Чем деревья помогают людям? (Очищают воздух, создают тень, украшают природу.) Как люди могут помочь деревьям? (Охранять их, поливать.) Давайте попрощаемся с деревьями и пойдём в детский сад.

Конспект проведения организованной деятельности

«Чистый воздух»

Вторая младшая группа

Программное содержание:

1. Дать представления о том, какую роль играют растения в нашей жизни, как они влияют на чистоту воздуха и состояние здоровья человека.

2. Продолжать развивать психические процессы.

3. Воспитывать отрицательное отношение к факторам загрязняющим воздух.

4. Показать взаимосвязь объектов неживой природы и объектов живой природы.

Словарная работа: Загрязненный фильтр, загрязняющие вещества, кислород, очищенный воздух. Растения: пищевые, лекарственные, ароматические.

Материал и оборудование: 2 картинки: на одной изображен город, на другой изображена красивая природа, иллюстрации с природой.

Ход занятия.

1. Вводная часть.

Перед началом занятия читаю детям стихотворение:

На одной планете

Дружно жили дети.

Не разоряли гнезда птиц,

Ради нескольких яиц.

Все старательно с умом,

Берегли свой общий дом.

Под названием «Земля»,

Где живем и ты и я!

Дети сидят на стульчиках. Раздается стук в дверь.

В: Дети к нам пришло письмо от художника. Посмотрим, что в нем.

Достаю две картинки, показываю, объясняю.

Летом художник отдыхал в городе и в лесу. То, что художник увидел он нарисовал в своих картинах.

2. Основная часть.

Дети, а как вы думаете, можно ли по картинам догадаться где художнику лучше было отдыхать?

А где воздух чище и легче дышится?

Почему в городе воздух загрязненный? (Газуют машины, дымят трубы заводов)

Действительно в городе труднее дышать, так как, воздух загрязняют выхлопные газы автомобилей.

Что же надо делать, что бы воздух города был чище? Что бы дышать было легче людям?

Можно закрыть заводы, фабрики, и тогда и воздух станет чище, но заводы закрыть нельзя, на них делают то, что необходимо людям: мебель, продукты, игрушки и т.д. На трубы фабрик и заводов необходимо ставит фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.

Почему на природе, в лесу, на лугу дышится легко? (Там чистый воздух, нет веществ, которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)

Как же можно назвать растения? (Наши помощники, спасатели).

Догадайтесь, что можно сделать, чтобы помочь городу, очистить воздух? (Посадить деревья, кустарники) А еще? (не ломать, не губить деревья).

Когда человек долго не бывает на свежем воздухе, что с ним бывает? (Он плохо себя чувствует, болит голова). Когда люди гуляют на воздухе, укрепляется здоровье человека и улучшается настроение. Правда воздух на улице не везде одинаково чист. Лучше гулять там, где много деревьев, в парке, в лесу, подальше от больших дорог, гаражей, заводов.

3. Практическая часть.

Провожу с детьми опыт: На линейку кладу ключи, смотрим с детьми, как они упадут, потом бумагу, смотрим как она упадет, а после сравниваем, что упало плавнее и быстрее.

4. Заключительная часть.

Подводим итог. Что нового узнали про экологию и растения. Закрепляем новые слова.

План-конспект досуга по окружающему миру

Тема : «Как все живое растет?»

Цель: познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что мы - люди - являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии маленьких детей.

Кто изображен на этих фотографиях?

А вы сейчас похожи на этих детей?

Как вы изменились? (Мы стали большие, теперь у нас одежда и обувь большего размера, у девочек теперь длинные волосы. Сейчас мы носим вместо ползунков колготки, джинсы. Раньше не умели ходить, а теперь бегаем, прыгаем, катаемся на велосипеде и т.д.)

А чему вы научились еще? (Разные ответы детей).

Ребята, пока вы росли, кто заботился о вас? (Мама, папа, дедушка, бабушка).

А что еще вам было нужно, кроме любви и ласки взрослых? (Надо было детей кормить, поить...)

А чем вас кормили? (Кашей, кефиром, молоком, мясом, супом, соками, фруктами и т. д.)

А что еще необходимо ребенку, чтобы он рос здоровым? (Гулять на воздухе, греться на солнышке, купать ребенка, закаливать и т. д.)

Кто это все делал? (Мама, папа...)

Правильно, ребята, самое главное - это любовь ваших близких, она очень необходима всем маленьким детям.

Вывод (на ковролине выкладывается схема):

грудной ребенок ⇒ ребенок-дошкольник ⇒ юноша ⇒ мужчина

Ребята, оказывается, для роста человека и его развития необходимо (выкладывается схема):

Так развивается и растет человек.

Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими вы будете.

Ребята, а у кого дома живет кошка?

Какая кошка, большая или маленькая?

А что необходимо, чтобы котенок вырос и превратился в большую кошку? (Кормить молоком, мясом, рыбой. Гулять с кошкой на улице, чтобы грелась на солнышке. Не обижать кошку, не дразнить ее. Любить кошку, заботиться о ней. Купать ее, причесывать шерсть и т. д.)

Давайте посмотрим, выложим схему (выкладывается схема):

слепой котенок ⇒ маленький котенок ⇒ подрастающий котенок ⇒ большая кошка

Ребята, оказывается, что кошке для роста и развития нужно то же самое, что и человеку:

тепло + питание + вода + воздух + любовь близких

(Возвращаются к выложенной схеме).

А теперь отгадайте загадку.

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это? (Петушок.)

Ребята, а как вы думаете, петушок всегда был таким большим и красивым?

Кто знает, каким петушок был раньше? (Маленьким цыпленком.)

Правильно, цыпленок вылупился из яйца и был вот таким. (Выкладывается схема.) Потом он немного подрос.

Что надо было для роста цыпленка? (Надо было кормить зерном, гулять на улице, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под крылом своей мамы и т.д.)

Все правильно. Цыпленок постепенно рос и превратился в большого красивого петуха.

Вывод:

Ребята, оказывается, для роста и развития цыпленка необходимо то же самое, что и человеку, и животному:

тепло + питание + вода + воздух + любовь близких

(Возвращаются к выложенной схеме.)

А кто же заботится о маленьком цыпленке? Чья любовь из близких нужна ему больше всех? (Любовь и забота мамы-курицы. Она греет его под своим крылом, оберегает от врагов и т. д.)

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Наседка и цыплята». Вы будете моими маленькими цыплятами, а я - мамой-курицей. Я вас очень люблю и буду учить добывать себе корм - ловить бабочку. Надо прыгать высоко, быть ловким, помогать крыльями и хвостиком.

(Дети под музыку подпрыгивают, бегают, ловят бабочку, закрепленную на палочке.)

Вот какие молодцы мои цыплята! Были маленькие, а на свежем воздухе погуляли, на солнышке погрелись, в лужице водицы попили, кормом подкрепились - вот уже и подросли... и превратились в больших и красивых курочек и петушков. (Дети имитируют походку курочек и петушков.)

Ребята, посмотрите вокруг, что и кто еще у нас в группе растет вместе с нами? (Черепаха, попугай, рыбки, комнатные растения...)

Да, ребята, и люди, и животные, и птицы, и рыбы, и растения - все мы - жители Земли. И всем нам необходимо одно и то же для роста и развития: чистый воздух, прозрачная вода, тепло, питание, любовь окружающих.

А теперь отгадайте, что у меня гремит в коробке. Определите по звуку. (В коробке фасоль.)

Что это? (Дети высказывают предположения.)

Как вы думаете, что лежит в коробке: живое или неживое?

А теперь закройте глаза и попробуйте руками. Что это? (Воспитатель раздает в руки фасолинки.)

Гладкие, овальные, маленькие. Что это?

А теперь откройте глаза и посмотрите. Что это? (Фасолинки.)

Что надо сделать, чтобы твердая фасолинка стала живой? (Посадить в землю, полить, поставить на окно к солнцу.)

Правильно, если мы хотим, чтобы это зернышко росло, мы его оживим. Росток проростает и растет.

А вы хотите быть зернышком?

Психогимнастика «Зернышко»

Представь, что ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Вдруг ты почувствовал, что стало теплее. Ты потянулся вверх, земля расступилась, и твой росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло тебя вверх. Теплые лучи коснулись твоего стебелька, ветерок качнул тебя в одну и в другую сторону. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко нежно подхватило тебя за верхушку своими лучами и потянуло вверх. Ты стал расти все выше и выше. И вдруг брызнул дождик, ты стал пить дождевую воду, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И ты был счастлив, что живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах золотого солнца...

Ребята, вам понравилось быть живым зернышком?

Спросите у своей фасолинки, хочет ли она стать живой и расти.

(Дети разговаривают со своей фасолинкой.)

Ребята, давайте посадим наши фасолинки в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.

(Дети сажают фасолинки.)

Похожие публикации