Компенсация за отсутствие детский сад. Кто может претендовать на получение

Время с рождения ребенка проходит очень быстро и некоторые родители не успевают даже опомниться, как их чаду исполняется полтора года. Именно в этом возрасте государство прекращает выплату пособия по уходу за ребенком и у большинства мам появляется необходимость и желание выйти на работу. Куда девать на это время ребенка? Ответ однозначный – в детский сад. На деле все оказывается совершенно не так просто и в нашей стране отправить ребенка в дошкольное учреждение зачастую оказывается очень проблематично, так как во многих регионах мест для детей, как и несколько лет назад, попросту не хватает.

Кто должен платить и какие дети могут считаться льготниками?

Вообще оплата дошкольного учреждения, посещаемого ребенком, ложится на плечи его кровных родителей или опекунов. Исключение может составлять только бесплатное посещение муниципальных и государственных детских садов детьми, которые относятся к числу льготников:

  • инвалидов;
  • сирот;
  • лишенных попечения родителей;
  • страдающих заболеванием туберкулеза.

При условии наличия родителей у ребенка, который относится к числу льготников, они оплачивают только стоимость ухода и присмотра, тогда как все расходы, связанные с образовательными мероприятиями, а также содержание детского сада в качестве имущественного комплекса, оплачиваются из государственного бюджета.

Выплаты компенсаций за непредоставленное место в детском саду – только от региональных властей

Естественно, государство предпринимало попытки не остаться в стороне от данной проблемы и планировало оказывать посильную помощь тем родителям, которые оказались в подобной ситуации и не имеют возможности отправить своего ребенка в детский сад. Еще в июне 2012 года в закон Об образовании планировалось ввести соответствующие поправки, согласно которым родителям тех детей, которым не хватило места в дошкольном образовательном учреждении из-за слишком длинной очереди, выплачивается денежная компенсация. К концу того же года был принят новый закон Об образовании в РФ, в который поправка о необходимости выплат денежных компенсаций тем родителям, детям которым не досталось места в детском саду, также не была внесена в силу определенных обстоятельств.

При этом некоторые региональные власти все-таки решили самостоятельно использовать такую практику на конкретных территориях. И самыми первыми регионами, в которых родители получили право на компенсацию, стали Ярославская, Кировская, Пермская, Самарская, Липецкая, Архангельская области, а также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО.

Что следует делать, если ребенку отказывают в принятии его в дошкольное учреждение?

В первую очередь, необходимо выяснить причины, обратившись непосредственно в тот детский сад, на очередь в который был ранее поставлен ребенок. После получения отказа в письменном виде следует подать прошение о защите прав в региональные органы управления, которые и будут рассматривать этот вопрос далее. Разбирательства такого рода проводятся в течение 30 дней, после чего выдается окончательное решение и если оно будет также отрицательным, его можно оспорить в судебном порядке либо попробовать, при наличии определенных условий, получить компенсацию.

Какие средства выделяются из бюджета на содержание детей?

Как выяснилось, ежемесячно на каждого ребенка из государственного бюджета выделяется примерно 7000 рублей, при этом существует определенный резерв, средства из которого предназначаются для инвестирования в строительство новых детских садов либо осуществление выплат родителям, для детей которых не нашлось места.

Куда будут тратиться вышеобозначенные средства – это решение принимается обычно городской либо областной администрацией, которая закрепляет их, используя местные действующие законы. В результате на каждого ребенка родителям выплачивается примерно 5000 рублей ежемесячно, так как приблизительно именно такая сумма тратится из бюджета на его содержание в дошкольном образовательном учреждении. Данные средства выплачиваются в качестве компенсации семье и строительством новых детских садов при этом заниматься не нужно.

Кто может рассчитывать на получение компенсаций за непредоставленное место в детском саду?

Рассчитывать на получение подобных компенсаций также могут не все. Выплаты полагаются только тем семьям, чей уровень дохода на одного члена семьи составляет меньше, чем сумма установленного прожиточного минимума. А вот оставшиеся средства, которые недополучат родители, имеющие достаточный доход, как раз и будут направляться на строительство дошкольных учреждений. Таким образом, постепенно краевые руководители планируют и вовсе избавиться от существующей проблемы нехватки детских садов и необходимости выплачивать некоторым семьям средства в качестве компенсации.

Также компенсации доступны для следующих категорий семей:

Размер компенсаций по регионам в текущем году

Размер ее может варьироваться в зависимости от региона, при этом сумма выплат ежегодно подвергается индексации. Например, для жителей Красноярска компенсационная выплата составляет 6000 рублей.

Официального списка регионов, в которых предоставляется компенсационная выплата за садик не существует. Актуальную информацию нужно узнавать в отделении соцзащиты своего района.

Куда и как следует обратиться?

Для того чтобы получить право на выплаты за непредоставленное место в дошкольном учреждении, родители ребенка должны обратиться в местные органы социальной защиты населения. При себе, естественно, следует иметь определенный перечень документов:

  • заявление установленного образца;
  • копию свидетельства о рождении ребенка;
  • копию паспорта родителя;
  • копию домовой книги;
  • справки о доходах всех членов семьи за последние три месяца;
  • банковские реквизиты, на которые последствии будут осуществляться выплаты.

Если семья, предоставившая документы, подходит под статус малообеспеченной, документы, предоставленные представителем ребенка, принимаются и остается только ожидать поступления средств на предоставленный лицевой счет. Однако, если процесс получения компенсации уже запущен, и в это время ребенку предоставляется место в детском саду, об этом факте следует обязательно сообщить в органы социальной защиты.

Родителям следует обращаться только в определенное отделение социальной защиты населения, которое находится в районе места прописки ребенка, так как ответственным исполнителей данной программы является Министерство социальной политики.

Полагаются ли выплаты, если мать ребенка работает?

В соответствии с действующим законодательством, после того, как ребенок достигает трехлетнего возраста, компенсационные выплаты прекращаются, независимо от того, появилось ли место в детском саду. Важно также отметить и тот факт, что получать компенсацию при условии непредоставления места в дошкольном учреждении могут одинаково, как неработающие, которые не могут найти работу по причине того, что ребенка некуда деть, так и работающие женщины, которые в свою очередь, не могут вернуться на работу по той же причине, и даже студенты.

Справедливости ради следует отметить, что на сегодняшний день некоторые субъекты РФ все же смогли найти решение проблемы, связанной с устройством детей в детские сады с трехлетнего возраста, так как проблемы в основном существуют именно с ясельными группами.

Многие мамы, вслед за тем как их чаду исполнится 1,5 года и заканчиваются, вынуждены возвращаться к трудовой деятельности. Для многих вернуться на старое место работы нет возможности, а найти новое довольно проблематично. Родители оказываются не только в сложных финансовых условиях, но и в психологических.

Тут же встает задача об оформлении ребенка в , что в настоящее время довольно проблематично: мест в садиках не хватает. Приходится записываться в очередь и ждать пока придет время для зачисления в садик, но порой очереди настолько долгие, что доводится ждать до нескольких лет.

Каждый ребенок имеет право на посещение детсада!

В июне 2012 года Государственная Дума подвергла рассмотрению Закон РФ «Об образовании» и внесла надлежащие поправки, облегчающие многим родителям устройство своего чада в детский садик. В виду огромных очередей, многие родители просто не успевают с решением этой задачи, поэтому в подобных случаях намечалось выдавать .

К сожалению, эту поправку так и не приняли. В декабре того же года приняли Закон «Об образовании РФ», без поправки о надлежащей компенсации. Тем не менее, семья, дети которых зачислены в образовательные организации дошкольного воспитания, все таки имеют финансовую помощь от страны на поддержание учебы и развития ребенка.

Администрация каждого субъекта регионов занимается разделом размера денежной компенсации. Законом был установлен минимум, необходимый к выплате:

  • предполагается финансовое компенсирование за первого ребенка в размере 20% от среднего объема родительской платы в учреждение, если ребенок находится на присмотре государственной дошкольной организации, соответственно для каждого субъекта РФ;
  • за второго ребенка аналогичная помощь составляет 50%;
  • за третьего ребенка — 70%

Данное постановление вошло в силу в начале 2013 года. Таким образом, родители за первого ребенка получают 20% от затрат на дошкольную образовательную организацию, 50% за второго и 70% за третьего соответственно.

За непредоставление места в детском саду положена компенсация

Например, если родители оплачивают воспитание и уход за первым ребенком в дошкольной организации 5000 рублей, то они могут претендовать на выплаты в размере 1000 рублей, 2500 на второго и 3500 соответственно на третьего. От трех детей общая сумма финансового компенсирования составит в общем 7000 рублей.

Нужно заметить, что в некоторых субъектах Российской Федерации, родители все таки имеют финансовую поддержку за не предоставление места в детском садике. Объем такой поддержки различен в зависимости от субъекта РФ. Для уточнения сведений о возможности получения выплаты, требуется обратиться в социальные службы (РУСЗН) находящиеся по месту проживания.

К сожалению, некоторые социальные организации понятия не имеют о подобных выплатах. Данная проблема часто поднималась на форумах в сети. Если родители попали в такую ситуацию, стоит направится в местный Департамент по образованию, где знают о решении местного управления.

Необходимые документы для приобретения финансового компенсирования

К сожалению, на всех желающих местов в садиках не хватает…

После обращения в местные органы по социальной поддержки населению, социальные работники от вас потребуют копии и оригиналы документов:

  • заявителя;
  • о получении желаемой компенсации;
  • банковский счет того, кто заявляет (копия, если требуется);
  • нужно взять справку о составе семьи;
  • , на которых будет выплачиваться компенсирование;
  • справка о том, что ребенок стоит в очереди в детский сад, но места на него нет (ее берут в детском дошкольном образовательном учреждении);
  • матери или приказ о том, что мама находится ;
  • ребенка и мамы

Как правило, сумма денежной поддержки родителям за то, что в садике не хватает места, составляет 5000 рублей и выплачивается каждый месяц, пока не появится свободное место. Общий срок выплаты компенсирования составляет 1,5 года, как только ребенку исполнится три года покрытие

Многие родители годами ожидают, когда смогут отдать малыша в детский садик. Компенсация за непредоставление места в детском саду предоставляется не на всей территории РФ, а только в некоторых регионах страны.

Особенности компенсации за непредоставление места

Многие женщины вынуждены продолжать «сидеть» дома с ребенком , поскольку малыша не принимают в садик. Проблема для некоторых городов стоит очень остро.

На данный момент вопрос о выплате компенсации решается местными властями. Для получения льготы необходимо обратиться с документами к специалистам отделения социальной защиты населения.

Единый правовой акт, регулирующий порядок предоставления льгот, на данный момент отсутствует.

Размеры выплат определяются локальными актами.

На рассмотрение Государственной Думы был внесен законопроект № 556611— 5. Согласно этому законопроекту планировалось внести ст. 53.2 Закона «Об образовании».

Факт! Планировалось, что родители смогут получать на каждого малыша компенсацию размером пять тысяч рублей, если не будет возможности устройства в дошкольное учреждение. Но законопроект, который должен был предоставить льготы родителям, так и не был принят.

Госдума отклонила поправки к Закону «Об образовании».

Скачать для просмотра и печати:

Кто может рассчитывать на получение компенсаций

Вопрос об оплате решается специалистами департамента образования или социальной защиты населения.

Основные регионы, компенсирующие материальный ущерб за нехватку места в ДОУ для дошкольников:

Внимание! Уточнить информацию по льготам можно у специалистов соцзащиты. Обращаться следует в отделение по месту регистрации.

Регион РФ Выплата на детей в возрасте от полутора до трех лет (руб.) Выплата с трех до шести лет (руб.) Нюансы
Киров 2500 отсутствует
Пермь 5295 4490
Красноярск 3709,10 отсутствует
Липецк отсутствует 5000
Самара 1000 отсутствует Размер платежа повышается на 500 р. на следующего ребенка
Томск 4000 4000 Перечисления делаются до 5, 5 лет
Ярославль 591 5000
Ямало-Ненецкий АО 3210 4210 Деньги выплачиваются до пяти лет
Смоленская область 4000 5000
Ханты-Мансийский АО 6826 3000 Платежи делаются до четырех лет
Смоленская область 4000 5000 Право на льготу теряется, когда ребенку исполняется семь лет
Архангельск 2000 2000 До четырех лет
Березники (Пермский край) 4640 4640 До пяти лет

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Необходимые документы для получения компенсации

Каждый регион устанавливает самостоятельно пакет документов, который нужно собрать для получения выплат.

Базовый комплект документации в 2019 году включает в себя:

  1. Удостоверение личности заявителя.
  2. Свидетельство о заключении брачных уз (или о их расторжении - при наличии ).
  3. Информация о банковском счете (куда будут перечисляться средства).
  4. Документы о рождении детей (несовершеннолетних).
  5. Справка из детсада о том, что ребенок стоит в очереди и нет мест.
  6. Справка о семейном составе.
  7. Медицинский полис мамы и малыша.
  8. Документ о том, что мать находится в декретном отпуске (если мать работает) или трудовая книжка ().
Внимание! Выплата компенсации - это добровольная инициатива регионов. Если таких выплат не предусмотрено - требовать их назначение невозможно.

Какие дети считаются льготниками

Иногда можно заметить, что очередь стоит на одном месте или наоборот , вперед ставят других граждан. Иногда такое включение в очередь является вполне законным.

Законом установлены следующие 5 видов льготников:

  1. сироты;
  2. дети судей и работников прокуратуры;
  3. дети сотрудников пожарной службы, ;
  4. дети работников ;
  5. дети, которые воспитываются в неблагополучных семьях.

Среди общего количества поступающих детей в дошкольные заведения есть и те, кто имеет первоочередное право на зачисление. К ним относятся дети инвалидов, а также дети военнослужащих и сотрудников полиции.

Важно! Льготные категории зачисляются быстрее, чем остальные заявители, даже если документы приняты одновременно. Скачать для просмотра и печати:

Что делать, если ребенка отказываются принимать в ДОУ

Могут отказаться принимать документы, если нет свободных мест. Отказы по другим основаниям не являются законными.

Нюанс! Должностные лица могут получить штраф за незаконный отказ. Размер штрафа для физических лиц составляет от 30 до 50 тысяч рублей. Организация может быть оштрафована на сумму от 100 до 200 тысяч рублей.

Если отказывают, следует действовать по алгоритму:

  1. Написать заявление на имя заведующей детского садика. Можно лично оставить заявление у секретаря или отправить почтовой связью. На заявлении проставляется штамп. Один экземпляр отдается заявителю, второй экземпляр остается у секретаря.
  2. Написать жалобу в департамент образования.
    • необходимо претензию обосновать: приложить доказательства, обосновать суть требований;
    • также прикладывается письменное подтверждение обращения к заведующей детского садика;
    • грамотно требуется изложить суть дела. Не следует оскорблять или унижать других лиц;
    • анонимные оскорбления и жалобы не принимаются.

Можно направить онлайн жалобу на электронную почту Департамента образования.

Внимание! Ответ на претензию дается не позднее тридцати дней.

Когда ответ не устроил, остается решать вопрос через суд. Спор рассматривается по месту нахождения ответчика, т.е . департамента образования. Пошлина за рассмотрение спора составляет триста рублей.

Еще одним органом, который осуществляет защиту прав граждан, является прокуратура. Поэтому необходимо также написать жалобу, что ребенка не взяли в дошкольное учреждение.

Какие средства выделяются из бюджета на содержание детей


Зачастую заведующие ДОУ ставят перед родителями вопрос о сборе денежных средств. То кровати нужно купить, то закупить канцелярские принадлежности и тетради для занятий с детьми. Насколько законны такие требования и должны ли родители сдавать деньги?

Важно! Требования заплатить деньги не соответствуют закону. Муниципалитет выделяет денежные средства для дошкольных учреждений.

Обязанность по финансированию устанавливается подп. 4 п. ст. 31 Закона «Об образовании». Средств должно хватить на оплату всех издержек, как текущих, так и капитальных. Если у родителей вымогают деньги, то это можно прекратить. Необходимо написать жалобу на имя руководителя департамента образования.

Чтобы получить точную информацию о финансировании необходимо обратиться в местный орган самоуправления, отвечающий за образование.

Обеспечение деятельность государственных учреждений входит в компетенцию местных органов власти. Выделяются средства как на содержание самого здания, так придомовой территории.

Средств, которые выделяют, не всегда оказывается достаточно. Точные данные по финансированию указываются в бюджетной смете. Поэтому родители могут оказать финансовую помощь, но только по своему желанию.

Совет! Можно оказать добровольную помощь. Для этого создается попечительский совет, разрабатывается устав и иная документация. После этого все желающие могут официально оказывать спонсорскую помощь.

Всеми финансовыми вопросами занимается родительский комитет. Неправильно передавать денежные средства «из рук в руки». Платежи должны осуществляться на расчетный счет учреждения.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

25 сентября 2017, 21:04 Мар 3, 2019 13:46

Место в детском саду не предоставляют из-за отсутствия. С такой проблемой сталкивается большинство семей. Если есть место в детском саду, то как правило в другом районе, за много километров. Выход из такой ситуации родители находят путем обмена места в детский сад. В интернете, есть множество сайтов, на которых размещаются объявления с информацией об обмене путевками в детский сад. Хотя проблема с детскими садами и решается, не во всех регионах родителям удается устроить своих детей в дошкольное учреждение с 1,5 лет даже при наличии определенных льгот.

Некоторые регионы Российской Федерации выплачивают компенсацию семьям, которым не удалось пристроить ребенка в дошкольное учреждение.

Получить место в детском саду по суду тоже возможно. Если вы обратитесь в суд с иском, мотивируя свои требования тем, что с определенной даты ваш ребенок был поставлен на учет в Департаменте образования администрации вашего города, для определения в муниципальное дошкольное образовательное учреждение на получение дошкольного образования. Несмотря на ваши неоднократные обращения, место в детском саду для вашего ребенка предоставлено не будет. Если отказ будет мотивирован отсутствием в МДОУ свободных мест, сроки получения путевки не указаны, в результате чего вы вынуждены находиться с ребенком дома, нести дополнительные расходы, лишены возможности выйти на работу, то смело обращайтесь в суд. Ниже приведены некоторые статьи с пояснениями, которые можно просто скопировать и вставить в ваше исковое заявление на предоставление место в детском саду.

Место в детском саду по закону

Согласно статье 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 г. N 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.

Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

С учетом изложенных норм закона, к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 1).

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (пункт 2).

С учетом характера спора и содержания приведенных выше норм материального и процессуального права, на истце лежит бремя доказывания следующих фактов: достижение ребенком возраста, предусмотренного статьей 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», наличие льгот на получение места в детском дошкольном образовательном учреждении, обращение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Ответчик, в свою очередь, должен представить суду доказательства, подтверждающие наличие лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском саду, отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также принятие мер по обеспечению права ребенка на получение дошкольного образования в других образовательных учреждениях.

При этом данные факты и обстоятельства должны быть подтверждены доказательствами, отвечающими требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.


В данной статье мы разберем какая предоставляется компенсация за отсутствие места в детском саду, кто ее выплачивает, какого размера сумма выплат, какие документы необходимо собрать.

Обзор законодательной базы

Общедоступность дошкольного образования гарантирована статьей 43 Конституции РФ. Однако на практике все гораздо сложнее, ведь в эпоху перестройки многие детские дошкольные учреждения были «отданы» под коммерцию или вообще упразднены. С 2006 года в России существенно увеличилась рождаемость (согласно докладу Владимира Архангельского зав. сектором Центра по изучению проблем народонаселения МГУ им. М.В. Ломоносова ). В результате к 2009-10 гг. остро встал вопрос о нехватке мест в детских садах.

Многие родители, особенно остро нуждающиеся в садике, проводили пикеты и демонстрации, поскольку оказались в безвыходной ситуации: пособие по уходу за ребенком по достижении им 1,5 лет больше не выплачивается, места в садике нет, следовательно мамочка должна смотреть за малышом дома по сути без средств к существованию, так как на выйти на работу она не может или же прибегать к услугам нянь или частных детских садов.

Государство рассматривало несколько путей выхода из сложившейся ситуации. Так в 2011 году в Госдуме на повестку дня был вынесен законопроект за номером 556611-5 «О внесении изменений в закон «Об образовании», который предполагал выплату компенсации в размере 5 000 руб. за не предоставление детямпутевки в детское дошкольное учреждение. Однако, документ не нашел признания среди депутатов и был возвращен авторам-инициаторам законопроекта ввиду отсутствия заключения Правительства РФ (протокол Федерального собрания РФ от 05.09.2011 N 296 ).

В итоге на федеративном уровне данный вопрос не был урегулирован. В мае 2012 года Президентом РФ В.В. Путиным был подписан Указ от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», который гласит: «… обеспечить общедоступность дошкольных учреждений для 100% детей в возрасте от 3 до 7 лет к 2016 году…» (пункт в Указа «О мерах госполитики…» ).

Для реализации данного пункта регионы разработали несколько методик:

  • Наращивание количества мест в детских дошкольных учреждениях путем дооборудованияи перепланировки старых дошкольных учреждений или строительства новых;
  • Выплата компенсаций (субсидий) тем родителям, чьи малыши не посещают детские дошкольные учреждения ввиду отсутствия или нехватки мест.

Кто выплачивает компенсацию за не предоставление места в детском саду. Размер выплат

Сегодня компенсация за отсутствие места в детском саду реализована на уровне нескольких субъектов РФ. И в каждом сумма данной выплаты зависит от ряда факторов, таких как:

  • Количество детей в семье;
  • Возраст ребенка-кандидата в детский сад;
  • Уровня дохода семьи и др.

Например, в Пермском крае с 2008 года действует региональная программа «Мамин выбор», которая помогла сократить очередь в детские дошкольные учреждения на 74%.

Рассмотрим сводную таблицу по регионам, выплачивающим данную дотацию.

Регион

Возраст ребенка Сумма (руб.) Условия выдачи

Документ

Самарская обл. От 1,5 до 3 лет 1 000 – на первого ребенка;

1 500 – на второго;

2 000 – на третьего

Если среднедушевой доход семьи менее прожиточного минимума (далее ПМ), действующего в регионе Гл. 7.5 Закона Самарской области от 16.07.2004 N122-ГД
Ярославская обл. От 1,5 до 7 4 611 Закон Ярославской обл. от 22.11.2011г.
Челябинская обл. От 1,5 до 3 9 243 Выплачивается многодетным и малообеспеченным семьям для ребенка старше 31.12.2012 г
Пермский край От 1,5 до 5 лет 5 300 – от 1,5 до 3 лет;

4 500 – от 3 до 5 лет

Регистрация в регионе не менее 5 лет Программа «Мамин выбор»
Кировская обл. От 1,5 до 3 2 500 на каждого ребенка в семье Если среднедушевой доход семьи менее ПМ, действующего в регионе Постановление администрации г. Кирова от 25 июля 2013 г. N 2782-П
Липецк От 3 до 6 лет 5 000 на каждого ребенка в семье Программа «Мамин выбор» Постановление главы Липецка от 23.09.2011 N 1248
Уфа От 1,5 до 3 лет 3 000 на каждого ребенка в семье Положение от 16.09.2010 N28/20
Красноярский край От 1,5 до 3 3 700 Постановление Правительства Красноярского края от 23.11.2009 N600-П
Архангельская обл. От 1,5 до 6 лет 2 000 Закон Архангельской обл. от 10.11.2004 N 261-33-03 (ред. От 07.2011г).
Ханты-Мансийский АО От 1,5 до 4 лет 6 826 – от 1,5 до 3 лет;

3 413 – от 3 до 4 лет

Закон ХМАО от 07.07.2004 N45-03
Кемеровская обл. От 1,5 до 7 лет 2 000 Выплачивается если: родители-студенты;

Мать-одиночка,

Родители воспитывают двойню, а доход менее прожиточного минимума, действующего в регионе

Закон Кемеровской обл. 10.12.2007 N162-03
Смоленская обл. От3 до 7 лет включительно 5 000 Закон от 09.12.2011 N 127-3

Сводные данные, указанные в таблице, взяты из открытых источников. Поэтому более точную и подробную информацию можно получить в органах социальной защиты Вашего региона.

Документы для получения компенсации

Социальная защита каждого отдельного региона требует свой утвержденный список бумаг -документов для выплаты социальной пособий, назначаемых ввиду отсутствия мест в детских дошкольных учреждениях. Но чаще всего требуются следующие копии:

  1. Паспорта родителей-опекунов;
  2. Свидетельства о рождении всех детей;
  3. Справка из УНО о состоянии очереди;
  4. Справка о составе семьи;
  5. Справки о доходах;
  6. Реквизиты получателя субсидии.

Для получения полного списка бумаг необходимо обратиться в органы социальной защиты города.

Пример #1. Компенсация за отсутствие места в детском саду

Семья Дьяченко Нины Петровны многодетная (4 детей: первому – 6 лет; второму–4 года, третьему –3 года, четвертому – 1,7 года) и проживает в г. Пермь. Двое старших детей посещают детское дошкольное учреждение, а младшие пока только стоят в очереди на получение путевки в детское дошкольное учреждение, в связи с отсутствием мест. Мать ежемесячно получает региональную субсидию в размере 9 800 руб. (5 300 руб. на 4 ребенка и 4 500 руб. на 3). Помимо региональных дотаций Нина Петровна получает компенсацию на оплату части стоимости детского сада, утвержденную на уровне федерации. Рассмотрим данную субсидию и порядок ее получения более подробно.

Какие компенсации предусмотрены за детский сад на уровне РФ?

На территории РФ действует закон «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012 г. N273-ФЗ. Возврат оплаченных за ребенка средств, который посещает образовательные организации, реализующих программу дошкольного образования предусмотрены п.5 ст. 65 данного закона. Сумма такого компенсации от стоимости обучения устанавливается на региональном уровне представлена в таблице ниже в зависимости от количества детей.

Стоимость оплаты садика за месяц устанавливается муниципалитетами на местах. Право получения данной компенсации имеет один из родителей – опекунов, который вносит оплату за садик.

К = О × Ст × Д, где

К – рассчитываемое возмещение (компенсация);

О – среднедневная суммаплаты за дошкольное учреждение;

Ст – процентная ставка, которая выбирается в зависимости от очередности ребенка;

Д – количество дней, которые ребенок посетил садик за рассчитываемый месяц.

При этом возврат осуществляется в следующем месяце. То есть нужно сначала оплатить всю сумму за посещение дошкольного учреждения, а рассчитанную сумму вернут в следующем месяце.

Перечень документов для получения возмещения

Чтобы ежемесячно получать возврат части средств, оплаченных за детский садик необходимо подать копии и оригиналы следующих бумаг (документов):

  1. Паспорта родителей – опекунов;
  2. Банковские реквизиты;
  3. Свидетельства о рождении всех детей.

Данный пакет бумаг подается заведующей детским садиком. Там же нужно заполнить соответствующий бланк заявления на возврат части средств.

Пример # 2. Расчет компенсации на двух детей

Продолжим предыдущий пример. Двое старших малышей Нины Петровны посещают детский сад. Предположим, что плата за посещение дошкольного учреждения в Перми составляет 2 500 руб. То есть ежемесячно Нина Петровна вносит родительскую плату 5 000 руб. за двоих детей. Из этой суммы на ее расчетный счет муниципалитет должен вернуть 20 % за первого и 50 % за второго малыша.

Рассчитаем сумму возмещения за июнь 2016 года. Предположим, что старший малыш Нины Ивановны посещал сад 12 дней из 21 рабочих по причине болезни.Второй малыш ходил в садик в течение всего месяца.

Показатель

Сумма (руб.) Расчет
1 ребенок 2 ребенок 1 ребенок

2 ребенок

Стоимость посещения одного дня 119,05 119,05 2 500 ÷ 21
Сумма возмещения 285,71 1 250 119,05 × 12 × 20% 119,05 × 21 × 50%

Таким образом Нина Ивановна получит компенсацию за оплату части садика в размере 1535,71 руб. (285,71 руб. + 1 250 руб.) за июнь 2016 года.

Ответы на актуальные вопросы читателей

Вопрос №1

Компенсация за отсутствие места в детском саду снимает очередность? То есть если подать бумаги на получение дотации ребенка удалят из списка очередников?

Ответ. Нет. Получение региональных возмещений не может являться основанием для снятия малыша с очереди на предоставление места в саду. То есть родитель будет получать данную дотацию до дня получения путевки в садик.

Вопрос №2

Можно ли отказаться от детского сада, если ребенок уже его посещает, и получать региональные выплаты?

Ответ. Нет. Срок, в течение которого родитель будет получать субсидию напрямую зависит от движения очереди. То есть как только ребенку предоставят место в детском саду, необходимо будет пройти медкомиссиюи начать посещать сад. Если ребенок уже посещает дошкольное учреждение, дотация не выплачивается.

Вопрос №3

Если ребенка поставили в очередь при рождении, но до поступления в него малыш стал инвалидом и физически не может посещать дошкольное учреждение. Положена ли выплата в такой ситуации?

Такой вариант возможен в порядке исключения. При этом необходимо предоставить соответствующие медицинские справки и заключения.

Вопрос №4

Согласно таблицы в некоторых регионах положена выплата компенсации до 6-7 лет. Получается, что если места в садике не будет, субсидию будут выплачивать начала посещения школы?

Ответ. Департамент образования обязан устроить ребенка в подготовительную группу садика за год до начала посещения школы. За данный период малыш сможет адаптироваться к среде сверстников и получить необходимые для учебы знания и навыки.

Вопрос №5

Что делать, если в регионе компенсация за не предоставление места в садике не предусмотрена, а места в саду нет?

Ответ. Общедоступность дошкольного образования закреплена нормами Конституции РФ. Поэтому если место не выделяют долгое время, можно обратиться в суд с заявлением о компенсации стоимости услуг няни или частного детского сада. Судебная практика в данном вопросе неоднозначна. Если ребенок стоит в очереди по всем установленным правилам, то вероятнее всего в иске будет отказано. Однако бывали прецеденты, когда ребенок имел преимущественное право на получение путевки, а место предоставлено не было. Суд высшей инстанции постановил возместить стоимость услуг няни и предоставить место в саду (Апелляционное определение Новосибирского областного суда № 33-5873/2013 от 25 июля 2013 г. по делу № 33-5873/2013 ).

Похожие публикации