Когда был матриархат в истории. Что такое матриархат? Переход от матриархата к патриархату

Бытует мнение, что общество способно добиться наибольшего научного, технического и культурного прогресса только в том случае, если власть сосредоточена в руках мужчин. Исходя из современной картины мира, можно легко согласиться с тем, что патриархат является более прогрессивной формой социального устройства. Женщины, ставшие культовыми фигурами в мировой истории, на фоне значительно преобладающего числа мужчин выглядят как пришельцы из иного мира. Однако некоторые ученые делают вывод, что матриархат, существовавший в столь далеком прошлом, имеет все шансы вновь наступить и в будущем.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Матриархат:
В переводе с греческого языка слово “матриархат” означает “власть матерей” или “женовластие”, что в буквальном смысле подразумевает форму общества, при которой роль лидера закреплена за женщиной. Матриархат или “гинекократия” – это форма правительства, сформированного исключительно женщинами, которые занимают все доминирующие позиции в обществе.
Не следует, однако, деятельность феминистских организаций определять как проявление матриархата в современном обществе. Гинекократия – это полное доминирование женщин над мужчинами, в то время как феминизм, являясь общественно-политическим движением, стремится к равноправию обоих полов.

Патриархат:
“Патриархат” или “андрократия” (андрархия) в переводе с греческого языка означает “вождь народа” или в буквальном смысле “власть отца”. Являясь формой социальной организации, согласно которой мужчина является основным носителем политической власти, патриархат подразумевает подчиненное положение женщин и наличие у мужчин привилегий в обществе.
Ранее под термином “патриархат” понимали лишь обозначение автократической власти мужчины как главы семьи. В современном же обществе понятие употребляется более широко, обозначая социальные системы, большинство из которых являются патрилинейными (позволяющими собственность и социальный статус наследовать по отцовской линии).

Матриархат:
Ранее историческими науками (археологией, этнографией, антропологией) существование матриархального общества долгое время ставилось под сомнение. Однако исследования, проведенные учеными Льюисом Морганом и Иоганном Баховеном, подтвердили версию о существовании матриархальных отношений на ранних этапах развития культуры земледелия. С возникновением скотоводства власть постепенно перешла в руки мужчин, и социальный статус женщин начал заметно снижаться.

Патриархат:
За многовековую историю человечества андрократия проявлялась в экономической, социальной и политической организации различных культур. Патриархальные правовые структуры появились значительно позже земледелия и одомашнивания (около 6 тысяч лет назад), в эпоху зарождения понятия отцовства. В 3100 году до нашей эры “мужевластие” было обнаружено на Ближнем Востоке, где ограничивалась не только свобода женщины, но и ее социальные права.

К более поздним источникам, свидетельствующим о существовании матриархальных обществ, относятся древнегреческие мифы об амазонках. Долгое время сказания об этих воительницах, строго дисциплинированных и живущих без мужей, считались лишь выдумкой античных авторов. Однако раскопки, проведенные археологами на юге России, подтвердили существование племени, в котором женщины занимались военным ремеслом.
Матриархальный уклад был характерен и для многих тюркских народов. Женщины среднеазиатских племен, саков и массагетов не только воевали наравне с мужчинами, но и играли важную роль в жизни народа в целом. В Казахстане были обнаружены захоронения женщин-воительниц, возглавлявших войска (Зарина и Томирис) и ставших героинями народных преданий.
В народе каракалпаков зародился эпос, повествующий о женщинах, которые в трудный для родины час становятся на ее защиту. Эпический сказ был назван “Карккыз”, что в переводе означает “сорок девушек”. Отголоски этого повествования сегодня можно найти в различных легендах Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, однако эпос существует и самостоятельно, записанный со слов его сказителей. Не так давно отметив свой тысячелетний юбилей, каракалпакская народная поэма является не только историческим памятником, но и неоспоримой ценностью духовной культуры всей Средней Азии.

В знаменитом диалоге “Менон” Платон пишет о господствовавшем в Древней Греции представлении о человеческих качествах: “Для начала возьмем, если хочешь, добродетель мужчины: легко понять, что его добродетель в том, чтобы справляться с государственными делами, благодетельствуя при этом друзьям, а врагам вредя и остерегаясь, чтобы самому от кого не испытать ущерба. А если хочешь взять добродетель женщины – и тут нетрудно рассудить, что она состоит в том, чтобы хорошо распоряжаться домом, блюдя все, что в нем есть, и оставаясь послушной мужу”.
Позже Аристотель в своих сочинениях писал о женщине, как о существе (сравнительно с мужчиной) интеллектуально, морально и физически неполноценном. Он считал господство “сильного” пола над “слабым” добродетельным, единственным из всевозможных. По его мнению, женщина являлась собственностью мужчины и призвана была рожать детей и заниматься домашними делами.
Более лояльным отношением к слабому полу отличался Древний Египет, где женщине позволялось не только заниматься торговлей, но и участвовать в юридических процессах. Однако учения греков, оказавшие огромное влияние на развитие нынешней цивилизации, получили большее распространение благодаря завоеваниям Александра Македонского, учителем которого был Аристотель.

АРИСТОТЕЛЬ В СВОИХ СОЧИНЕНИЯХ ПИСАЛ О ЖЕНЩИНЕ, КАК О СУЩЕСТВЕ (СРАВНИТЕЛЬНО С МУЖЧИНОЙ) ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО, МОРАЛЬНО И ФИЗИЧЕСКИ НЕПОЛНОЦЕННОМ

Матриархат:
В современном мире существование матриархальных семей является редким явлением. Общество предпочитает равноправные браки или жизнь по принципу “мужчина – глава семейства, женщина – хранительница очага”. Примером проявления матриархального уклада сегодня часто называют Израиль, однако в наши дни существуют культуры, где в руках женщины сосредоточено гораздо большее количество власти.
В настоящее время черты матриархата присутствуют в обычаях североафриканской народности туареги, где женщина играет главную роль в социальной жизни всего племени. Здесь “слабый” пол обладает массой привилегий, в частности, “асри” – абсолютной свободой нравов, независимой от того, была ли женщина замужем, вдовствует или разведена. Наиболее диким для нашего менталитета покажется отношение туарегов к женскому целомудрию, ведь согласно обычаям их племени, чем больше у женщины любовников, тем выше ее репутация в обществе.
Не менее интересна жизнь народности мосо, проживающей в китайской провинции Сычуань по старинному матриархальному укладу. Мужчины в племени обязаны заботиться о безопасности семьи, однако заниматься воспитанием детей им запрещено. Зачастую ребенок даже не знает имени своего отца, к тому же привычное для всех народов слово “папа” в лексиконе племени мосо отсутствует.

Патриархат:
Несмотря на то, что в большинстве нынешних семей главой является мужчина, многие древние явления патриархального общества при современном укладе жизни являются недопустимыми. С развитием цивилизации социальная роль женщины стремительно растет, однако в большинстве стран нормой считается наличие у мужчины большего количества социальных прав.
Во всех цивилизованных странах брак подразумевает разделение обязанностей и равноправие обеих сторон, однако в культурах многих современных народов женщина и ныне считается собственностью мужа. Брак представляет собой “покупку” жены: мужчина отдает выкуп (калым) отцу невесты как главе ее нынешней семьи. Так он становится полноправным хозяином как самой женщины, так и ее будущего потомства.
Призванная служить хранительницей домашнего очага, во многих патриархальных странах женщина не должна учиться или работать вне дома. В Венгрии невеста, выходя замуж, берет не только фамилию своего избранника, но и его имя. В Индии вдовы обязаны проследовать в мир иной за своим супругом, потому как повторно выйти замуж после смерти мужа в этой стране не представляется возможным. Аналогичная практика жертвоприношений существовала в Китае, древней Германии и у некоторых славянских народов, однако была отменена в связи с увеличением числа детей-сирот.

Автор эволюционной теории пола, выдающийся ученый Виген Геодакян считает, что в будущем вполне вероятно существование матриархата. Он обосновывает свою точку зрения весьма простым аргументом: женщины более стабильны, чем мужчины. Ныне в западных (и не только) странах уже никого не удивишь выдвижением женщин на различные руководящие посты. Однако женщины-министры и женщины-дипломаты – это, скорее, исключение из правил, нежели установленная и вполне привычная норма.

Как бы ни стремились женщины к равноправию, никакие законы общественного развития не способны изменить явление полового диморфизма. Иными словами, вынашивать и вскармливать потомство (по крайней мере, до тех пор, пока человечество не решится на “выращивание детей в колбах”) в любом случае придется именно женщине. Процесс воспитания ребенка, разумеется, отнимает у матери немалую часть времени и сил, которые мужчина эксплуатирует в других сферах жизни, тем самым “обгоняя” слабый пол.

Полагаясь на данную точку зрения, историки объяснили существование патриархата культурно-историческими причинами. Мужчины гораздо активнее и агрессивнее женщин, отличаются большей физической силой, а потому больше подходят на роль добытчика и властвующего главы. Подобные утверждения явно небезосновательны и позволяют футурологам уверенно говорить о том, что в ближайшем будущем женщинам вряд ли представится возможность лишить мужчин неизменного многовекового господства.

Текст: Евгения Жорабаева

«Мужчина — глава семейства», «Принимать решение — должен мужчина», «За мужем, как за каменной стеной» — привычные для нашего времени высказывания, на протяжении тысяч лет мужчина находится во главе человеческого общества, это — правители государств, строители городов, создатели шедевров искусства, завоеватели, двигатели прогресса.

Но так было не всегда. Десятки тысячелетий тому назад, когда ещё довольно молодое человечество лишь начинало учиться жить на Земле, во главе людских групп, общины, родов и даже племён были женщины. На нашей планете царил матриархат. Так говорят историки….

Поговорим о сущности матриархата, в том числе скрытого, и о роли женщины в современном обществе.

Матриархат…

Страшнейшее в мире слово для многих мужчин. Сказания о наступлении женской эры некоторые воспринимают как бред сумасшедшего, другие же не исключают такой возможности. Наша планета стремительно меняется, всего через пару десятилетий на ней может появиться и освоиться новый «старый» образ жизни. Найдётся ли в нём место для сильного пола?

Начнём почти по Гоголю:

«Читали ли Вы когда-нибудь Семейный кодекс? Нет, Вы не читали Семейный кодекс!»

Немецкий философ Ф.Ницше считал, что

«отрицать глубочайший антагонизм при разрешении основной проблемы «мужчина и женщина», мечтать здесь о равноправии, равенстве воспитания, равенстве притязаний и обязанностей — это типичный признак плоскоумия».

В данном контексте можно охарактеризовать Семейный кодекс (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_8982/), как «образец плоскоумия». Сказать, что Семейный кодекс является «плоскоумным», значит не сказать ничего. Дело в том, что перед нами закон, который проповедует строй, который называется — матриархат, при этом — скрытый матриархат.

Вспоминается забавная сценка из советской кинокомедии «Девчата». Помните, там одна маленькая, но очень шустрая повариха, досадовала своим подругам:

«Эх! Выпустили доисторические женщины своих мужей! Вот они где раньше при матриархате были!»

И показывала своим соседкам по общежитию маленький, но крепкий кулачок.

Что такое матриархат?


Советская энциклопедия даёт такое определение:


  • Матриархат (от лат. mater — мать, и греч. arche — начало, власть, буквально власть матери) — форма общественного устройства, в основном в ранний период первобытнообщинного строя, предшествовавшая патриархату. Матриархат характеризовался доминирующей ролью женщины, матрилинейностью наследования имущества, матрилокальностью брачных поселений. Матрилинейностъ — это счёт происхождения и наследования определяется по материнской линии. Матрилокальность — обычай проживания супругов в общине жены.

B переводе на русский язык, женщина при матриархате имеет преимущественные, по сравнению с мужчиной, права на имущество и детей.

Большую роль в исследовании природы матриархата сыграли труды «Материнское право» (1861 г.) швейцарца И. Я. Бахофена и «Древнее общество» (1877 г.) американца Л. Г. Моргана. Первый, основываясь главным образом на материалах античной мифологии, показывал, что в древнейшей истории патриархальным порядкам предшествовали материнский счёт родства и наследование по материнской линии. Второй, опираясь на данные этнологии, выдвинул тезис о коллективистском роде, как форме организации первобытного общества и материнском роде, как его начальной, допатриархальной стадии. Оба сделали вывод, что господству мужчин предшествовало господство женщин, патриархату — матриархат.

К тому времени этнографы открыли достаточно много примитивных человеческих сообществ, которых можно причислить к матриархальным: материнско-родовые общества меланезийцев Тробрианских островов, микронезийцев острова Трук в Океании, малайцев-минангкабау Суматры, наси Южного Китая, каст наяров и тийяров в Индии, ашанти, яо из Тропической Африки, ирокезов, тлинкитов и индейцев пуэбло в Северной Америке.

Теория матриархата


В чём же суть теория матриархата Бахофена? Каковы её принципы и законы? Ответить на эти вопросы не так-то просто. И не только потому, что сама работа весьма объёмна, но и потому, что некоторые специалисты рассматривают её как некий «мистический» текст, местами поэтический, местами научный, «неприступный», трудный для чтения. Действительно, книга полна противоречий, повторов и отступлений. Подобно «Происхождению видов» Дарвина и «Капиталу» Маркса, «Матриархат» в большей степени прославляется, нежели читается.

Не углубляясь в «романтическую прозу» Бахофена, попробуем вычленить главный контур его схемы, чья цель состоит не просто в том, чтобы привести какие-либо исторические факты, а в том, чтобы «объяснить происхождение, развитие и конец всего».


  1. Итак, и отдельные индивиды, и все народы являются органическими системами.

  2. Для того, чтобы «прорасти» и достичь зрелости, они нуждаются в твёрдой «направляющей» руке, которая может быть лишь рукой Матери.

  3. Происхождение человечества находится под эгидой одной верховной силы — Женщины, или (скорее) Материнского тела, которое даёт жизнь подобно подлинной Матери — Земле.

  4. Эпоха торжествующего материнства — это время, в котором главенствующее положение занимала «материя» и «физические законы» существования.

  5. Со времен Платона и Аристотеля, говорит Бахофен, женщина отождествлялась с hyle, или грубой материей, которая по-разному характеризовалась: «мать», «кормилица», «место» и «положение» поколения.

Главный вывод теории: в древнейшей истории человечества главенствующую роль играло родство по материнской линии, по матери передавалось и право наследования.

Этой же точки зрения придерживался и Энгельс в своей книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Цитируем И. А. Крылова («Петух и Жемчужное зерно):

Навозну кучу разрывая
Петух нашёл Жемчужное зерно!…

В отсутствии классов и частной собственности Энгельс усмотрел зачатки «первобытного коммунистического общего хозяйства». Главенство материнского права представлялось желанной альтернативой патриархату. По Энгельсу

«Ниспровержение материнского права было всемирно-историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления, а жена была лишена своего почётного положения, закабалена, превращена в орудие деторождения».

Вывод Энгельса: необходимо вернуть женщине её приоритетную роль, устранить

«порабощение женского пола мужским, которое совпадает с первым классовым угнетением», разрушить «невыносимо скучное семейное сожительство, которое называют семейным счастьем».

Современные направления как феминизм, утрата института семьи культурологически можно определить как возврат к матриархату, к нормам промискуитета (беспорядочные половые связи с непрерывной сменой половых партнёров — наше прим.) первобытнообщинного строя. Возврат к тому обществу

«когда существовали очень непрочные брачные отношения, которые могли быть прерваны во всякое время по произволу любой из сторон, с сильно выраженной половой разнузданностью» (проф. Т.Axeлис «Культурная история брака»).

Как тут не вспомнить пророческие слова феминиста Ф.Энгельса:

«Положение мужчин изменится. В положении женщин, всех женщин, произойдут значительные перемены. С переходом средств производства в общественную собственность, индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. Уход за детьми и их воспитание станут общественным делом. Общество будет одинаково заботиться обо всех детях, будут они брачными или внебрачными».

К настоящему времени матриархальная теория почти не имеет приверженцев: этнографические данные не подтверждают существования матриархата ни как совокупности общественных порядков, ни как этапа в развитии первобытности. Более того, на всех стадиях первобытности наблюдалось сравнительное равенство социальных ролей женщин и мужчин.

К середине XX века проблема матриархата сузилась до вопроса об исторической последовательности материнской и отцовской филиации (матрилинейного и патрилинейного вариантов счёта родства) и первичности/вторичности или однопорядковости матрилинейной и патрилинейной форм родовой организации, в связи с чем матриархат иногда отождествляли с т. н. позднематрилинейными обществами (ашанти, бауле, яо и др. в Африке, наяры и др. касты у малаяли, кхаси в Индии, наси в Китае, минангкабау в Индонезии, натчи, тлинкиты, ирокезы в Северной Америке, тробрианцы и др.).

В современной социальной антропологии и истории первобытного общества термин «матриархат» не используется и фигурирует только в историографическом контексте. В широком значении матриархатом называют всякое доминирующее положение (господство) женщин в хозяйственной, общественной и семейной жизни, а также его отражение в духовной культуре и мировоззрении.

История матриархата


Как возникла теория и мифы о матриархате? Что стало её основой?

В доисторические, первобытные времена, средней продолжительностью жизни мужчин было, по оценкам экспертов, не больше 23 лет. То есть на Земле практически не было стариков, носителей и хранителей опыта, знаний, традиций. А вот старухи были, и это они, сидели у родовых костров, нянчились с детьми, выполняя мелкую работу по хозяйству, ожидая мужчин с охоты.

Женщины в те далекие времена составляли стабильное ядро человечества, и собственно говоря, численность того или другого племени первобытных людей измерялась количеством женщин. Мужчины же погибали до такой степени часто, что принимать их во внимание не было никакого смысла: на сегодняшний день он — могучий охотник, а на завтра — обед саблезубого тигра.

Отголоски древнего матриархата дошли до нас в мифах и легендах различных народов, к ним можно отнести легенды об амазонках, сказания о воинственных валькириях, сказки о Бабе Яге…А также надо вспомнить древние поклонения различным женским божествам. Одной из таких богинь была Афина Паллада, которая была не только воинственной, но и олицетворяла мудрость.

Последними от концепции матриархата в мировой науке отказались именно советские ученые: если научный мейнстрим перестал заниматься проблемой матриархата примерно в 1920-е годы, когда начавшиеся серьёзные полевые исследования не дали никаких признаков его существования ни в настоящем, ни в прошлом разных народов мира, то в Советском Союзе от этой идеи отказались только в 1980-е годы.

Мифологические отражения матриархата


Такой смысл имел на заре греческой истории культ женского божества. Его изображения открыты почти повсюду, и их отождествляют с образом «матери земли».

Этнографические исследования показали, что верование в великую богиню, господствующую над мужскими божествами, распространено на одной из ступеней развития первобытного общества, когда женщине поручались основные сельскохозяйственные работы, что тем самым способствовало её социальному и экономическому превосходству над мужчиной, занятым охотой и рыболовством.

Мы рассматривали некоторые особенности древних культов женщины и делали предположение о том, что все культы в своей основе имеют единый допотопный культ богини-матери в статье «Неизвестная статуя Свободы» (http://inance.ru/2016/10/statuya/).



Для того, чтобы объяснить матриархальный строй, недостаточно сказать, что у ряда народов дети принадлежат матери и должны принадлежать клану своей семьи, где они должны расти и получить воспитание. Все это возможно в древней общине и без того, чтобы женщина стояла у власти.

Дело в том, что первобытному человеку неизвестна роль мужчины в зачатии. Когда этнографы Спенсер и Джиллен жили в Австралии, они обнаружили полнейшее неведение этого членами племени арунта (Е. Durkheim. Les formes elementaires de la vie religieuse. Paris, 1912, p. 343 и ел. Обитатели острова Понапа знают пять слов, означающих «брат» и ни одного в значении «отец». Они знают свою мать — и этого достаточно. Греческое слово «адельфос» — «брат» буквально означает «рожденный тем же лоном» (см. G. Thomson. The prehistoric Aegean. London, Lawrence and Wishart, 1950).

Арунта считали, что женщина может зачать, если она ест или особые коренья, или фрукты, или почки растений, или, наконец, благодаря прикосновению к определённым камням. И в наших народных традициях сохранилась вера в так называемые чудотворные камни и множество специальных кушаний, рекомендуемых супруге. Не исключено, что лишь наблюдение за жизнью домашних животных в период развития животноводства облегчило скотоводам понимание отцовства.




Первые примитивные изваяния женщины эпохи верхнего палеолита и более поздних времён у народов элама, у ханаан, египтян, вавилонян и эгейцев, вплоть до более искусно сделанных статуэток долины Инда — словом, все древнейшие изображения являются прежде всего воздаянием матери, живым воплощением плодородия ( J. Przylaski. La grande deesse. Introduction a l’etude comparative des religions. Paris, Payot, 1950, p, 48 и ел., табл. I).

Источник влияния и престижа — материнство, казалось, таило в себе могущественные магические свойства, что, впрочем, её не вело к гражданской власти. Божество изображалось нагим, с необычно развитыми формами, руки богини обычно скрещены или простерты ввысь в знак благословения; так изображают богоматерь в часовнях для простого люда; голубки садятся на её голову, змеи обвивают тело — все это следы пройденной тотемической фазы.

И лишь когда богиня-мать превращается также в великую богиню, главенствующую над всем сущим, одновременно и покровительницу и владычицу, то тогда делается вывод о преобладающем влиянии женщины, так как только оно может породить представление о подобном божестве.

Это могущественное божество носит различные имена у народов Средиземноморья и Южной Азии: Анаит в Иране и Армении, Атаргат в Сирии, Атхтар в Аравии, Ма в Каппадокии, Кибела во Фригии (та, что римляне перенесли на запад в период Второй Пунической войны и прямо именовали «великой матерью богов»), Танаис в Анатолии, Нанаи и Астарта в Палестине, Танит в Карфагене, Артемида в Эфесе, Исида в Египте, Туран у этрусков, вероятно, Тети у первых греческих мореходов, Адити в Древней Индии.



Вот как Ригведа характеризует индийскую великую богиню:

Адити — это небо, Адити — это атмосфера.
Адити есть мать, отец и сын.
Адити — это все боги, это сущность в пяти формах.
Адити есть всё, что рождено и чему суждено родиться.

Источник жизни и плодородия, божества матриархальных народов отождествлялись в те времена с водой, с родниками, с реками. В древности скифы называли реку Дон Танаис, по имени великой богини западной части Малой Азии. Примерно так же кельты избрали имя для верхнего течения Дуная. Ещё и поныне в народной русской поэзии Волга взволнованно именуется матушкой. Есть также этимологическая связь имени Танаис с именем Данаид, 50 девушек, о которых доэллинский миф рассказывает, что они явились из далекого Египта в Аргос, чтобы научить его обитателей египетским секретам орошения. Все они, кроме одной, умертвили своих мужей — возможный отголосок жестокого пережитка матриархальной эпохи.

В самом деле, великая богиня любит кровь — символ плодовитости и жизненного начала. Позже она превращается в воинственное божество, повелительницу войны и кровавой сечи. Вплоть до позднеклассической эпохи ей приносили в жертву людей, и лишь впоследствии эти жертвы были заменены членовредительством и бичеванием. Жрецы Кибелы, богини-матери Фригии, в день её праздника — 24 марта предавались диким ритуальным истязаниям под звуки флейт и тамбуринов. В римском календаре это число получило название «сангвис» («sanguis»), «день крови». Обряды этого праздника напоминают многие характерные признаки пасхального жертвоприношения, связанного с весенним равноденствием. Не потому ли мартовские иды стали временем умервщления многих правителей в разные эпохи?

Жрецы Кибелы и Аттис называли себя «метрагуртай», что означает «нищие матери». Они возили на осле из селения в селение изображение богини и собирали подаяние.

В минойскую эпоху жреческие обязанности отправляли сами женщины.



Не исключено, что пережитки матриархата скрыты в мифе об амазонках, гордых воительницах, которые отсекали себе левую грудь, чтобы лучше сражаться, — хотя уже в самой этой детали чувствуется преобладающая роль мужчины.

Богиня Афина первоначально была великим матриархальным божеством, покровительницей сельских работ. С переходом к родовому обществу она превратилась в покровительницу жизни горожан, стала символом девственной чистоты и заняла по значению второе место, вслед за Зевсом. Так, афинский храм Парфенон был посвящён ей преимущественно уже как дань уважения девственнице.



На иранском языке великая богиня называлась Анаит, то есть «Пречистая». С Иранского плоскогорья культ её распространился на другие страны; особенно укоренился он в Армении, где Анаит были посвящены многочисленные капища. Праздник её приходился на 15 навасарда (августа), как раз на тот же день, что и праздник христианской богородицы. И тут мы наблюдаем некоторую корреляцию древних культов и периодических катастрофических событий августа разных лет, за что его даже называют «месяцем катастроф».

Эфесская Артемида, богиня земледелия, лесов и луны, — римляне отождествляли её с Дианой — также оставила глубокий след в истории раннего христианства. Ведь, согласно преданию, дева Мария провела последние годы своей жизни именно в Эфесе. Первые проявления её культа связаны с распространением во всем этом районе почитания великого женского божества, — и это уже после того, как в сознании народа изгладилось всякое воспоминание о матриархате.

Эта форма общественной организации исчезает, когда примитивное земледелие и мелкое скотоводство — основные источники богатства древней земледельческой общины — уступают место более развитой технике труда. С изобретением бороны и сохи культура обработки земли изменяется, женщину сменяет в поле мужчина, способный управлять тягловым скотом. Использование волов преображает все виды обработки земли. Коневодство способствует развитию воинского искусства. Применение верблюдов и мулов делает возможной перевозку товаров по караванным дорогам на большие расстояния в ранее недоступные края, огражденные пустынями и горами. Появляются землепашец и воин, появляется и торговец.

Зарождение металлургии способствует этому процессу — мужчина плавит и обрабатывает золото, медь, бронзу, железо. Каждое открытие, каждое техническое новшество ведёт общество к социально более сложному патриархальному обществу. Инициатива переходит от жрицы плодородия к жрецу-магу. На небе, как и на земле, великий бог постепенно в результате противоречивого и медленно совершавшегося процесса берёт верх над великой богиней.

Грозная глава древнейшей греческой религии, владычица всего сущего, повелительница диких зверей, окружённая всеобщим почитанием, эта богиня изменила свои атрибуты, когда изменились общественные условия и мужчина выдвинулся на первый план в производстве.

Афродита, богиня плодородия, самопроизвольно рождённая из морской пены, как свидетельствует поэтическое предание, донесенное до нас Гесиодом, из урании, «небесной», превратилась в пандемос, «народную», и была принуждена охранять супружеский союз, суровые законы новой, патриархальной семьи. Первое время она является нам совместно с мужским божеством, которое пока ещё занимает подчинённое положение, — это её сын или супруг. Затем бог — сын или супруг — становится независимым, утверждает своё первенство, и начинается новая систематизация олимпийских богов.



В общественной жизни женщина оказывается в подчинении у мужчины. Подобное же превращение совершается и в религиозной надстройке. Богиня-мать уступает в мифологии место богу-отцу. Это Зевс-патер у греков, Юпитер у римлян.

Такова хронология согласно мифов и истории перехода от матриархата к патриархату.

Особенности современного матриархата

Следует отметить: в современном мире матриархат в чистом виде не существует. Есть лишь некоторые народности, у которых присутствуют отдельные характерные черты матрицентрического общества:


  • матрилинейность — наследование по материнской линии. Так наследуют родство по линии матери иудеи. Также такой обычай существует у одной из народностей, проживающих на территории Китая. Она называется мосо. Её представительницы живут родами, в которых нет места мужчинам: управление делами семьи, воспитание детей и обеспечение пропитания взяли на себя женщины.


Имущество передается от матери к дочери, муж правом наследования не обладает. Более того, он не является членом семьи, не живёт с женой, а лишь приходит к ней по ночам. Да и мужем его назвать нельзя: такое понятие народу мосо не знакомо. Мужчина для них — всего лишь партнёр на ночь, правда, смена партнёра в обществе порицается;


  • матрилокальность — супруг переходит в род жены и берет её родовое имя. Эта особенность характерна народу кхаси, проживающему на территории Индии. Мужчины кхаси не только не имеют собственного жилья, но также не могут становиться наследниками и давать своё имя детям.


В семье жен они находятся в угнетённом положении, зато в семье сестры брат может занять почётное место её советника. В 1990 году мужчины кхаси попытались поднять бунт, но из 80 тысяч представителей сильного пола против женского самоуправства восстала всего тысяча. Выходит, большинство из них устраивает существующее положение вещей;


  • групповой брак или полиандрия . Групповой брак предполагает такое устройство общины, при котором женщины одного рода могут иметь сексуальные связи со всеми мужчинами рода.

Полиандрия означает многомужество. Обычай иметь нескольких мужей сохранился у некоторых народностей Тибета, правда, связан он не с любвеобильностью местных женщин и не с их желанием доминировать в семье.



Всё гораздо проще: согласно традициям, за невесту необходимо платить выкуп, но в бедных семьях, где воспитывают нескольких сыновей, денег на это нет. Поэтому был найден выход: платится один выкуп, на девушке женится старший сын, а женой она становится всем.

В связи с этим следует рассмотреть современные концепции о роли женщины в обществе и почему имеет место скрытый матриархат.

Мировоззренческий путь к созиданию



Попробуем нарисовать в образах ошибочность культурных стереотипов, применяемых мужчиной и женщиной при формирования брака и тандема.

Скрытый матриархат. Иерархия целей женщины в отношении общей судьбы первична, т.е. это как раз то, о чём говорилось ранее: сначала она, брак, а потом всё остальное; только это становится правилом и для мужчины (проявление деспотизма у женщины). Библейский мир индивидуализма родом именно из матриархального мировоззрения, а ведический — из патриархального (хотя для общества «хрен редьки не слаще»).

Мужчина жертвует своим вектором целей, которые направлены на реализацию возможностей, предоставленных его душе Свыше. Происходит это ради вектора целей женщины. Жертвует он своим счастьем ради счастья женщины, ради интересов брака, воспринимая этот процесс как целесообразный. Но он не реализуется как управленец общественного уровня. Если в этой парадигме он и входит в управление общественными процессами, то управляет ими не он, а жена (не всегда открыто, также как и мужчиной), которая заняла для него «место Бога». Проблемы и кризисы в обществе при таком управлении нарастают (Наглядный пример скрытого матриархата в среде «элитариев» и последствия этого в управлении — голливудский фильм «Беглец» (http://www.kinopoisk.ru/film/840572/ ).

Причина такого положения лежит в браке: у мужчины подавлена воля к свободе мысли и реализации возможностей души, причём чаще всего с детства воспитанием другой женщины — матери:

«Русские женщины мастерицы влюбляться и нравиться, но не умеют ни любить, ни воспитывать,» — Василий Осипович Ключевский.



«Вектора предназначения» (цветные стрелки в стороны) строятся строго по иерархии:

Она — «бог» и «предиктор» в одном лице. Вопрос — чему поклоняется этот «бог»?

Он (мужчина) — корректор, занят сугубо выполнением функций обслуживающего персонала.

Патриархат. При патриархате для женщины обязательным является вектор целей мужчины, а её функции в обществе идут через мужское «можно-нельзя», и по сути она виснет камнем на шее, как и при матриархате, только право воли или безволия в одержимости не имеет. Вектора предназначения строятся строго по иерархии: он — «бог» и предиктор в одном лице, она жертвует возможностями реализации потенциала души. В целом при таком устройстве брака всё скатывается к целям, поставленным для жены мужем: «рожай, принеси, подай и не мешай».

Идеальный . Два белых параллельных вектора сверху — это единый замысел для каждого мужчины и женщины в цивилизации: «они не смотрят друг на друга, они смотрят в одну сторону». Вектора, направленные в стороны («вектора предназначения») — это функции каждого в процессе движения за белыми векторами — общий замысел для суженых в наилучшем варианте судьбы. Вектора целей строятся так:

общий замысел Свыше → общий замысел для цивилизации → общий замысел тандема → общий замысел для каждого.

В данном случае для тандема главное — это определиться концептуально, т. е. осознать выше описанный идеальный образ единения в тандеме и место каждого в нём.



Основа взаимоотношений — это общий путь в Любви в одном направлении, осознанным сообща на основе адекватной методологии познания .

Встретившиеся ради постройки тандема используют время бурных чувств для формирования матрицы будущего и формирования целей и средств достижения этого будущего , т.е. рождается адекватный, оправданный образ. В процессе рождения образа Совесть вам неоднократно укажет, перед вами суженая(-ый) или просто хапуга. Мало того, Бог на языке жизненных обстоятельств всё время будет напоминать суженным об их общем пути.

Молодёжная аналитическая группа

Конечно. А все эти дрязги и споры, взаимные оскорбления и упрёки - это средство. Разрушение через это общества(и народов) изнутри- цель. Ведь даже в той библии сказано" Царство, разделившееся в себе самом, - не устоит..." ПОнятно, для чего это? Подмена понятий и ценностей, подмена религии.....

матриархат - это китч, желающий управлять искусством...
Патриархат - это желание управлять физическим совершенством...
патриархат: яйцо курицу учит...
Матриархат: курица яйцо не учит...
И так, про между прочим: эволюционирование головного мозга несомненно преимущество, но не дающее гарантии дальнейшего существования вида...
И про между прочим, так: у "звериной доли" организмов этап развития мужской особи является конечным...

From Wikimedia Commons, the free media repository
мини Матриархат и Патриархат это до сегодня были теоретическими не преодоленными пониманиями в языковой конструкции феномены,ибо с производства первых творческих относительных метоналожении и исторического происхождения в иллюстративном,книжном образовании не были даны четкие конкретные разъяснения этих образовании и их влияний,то есть небыли даны знания по последовательной сборке френии(души),внутренней артикультуры безотносительного феномена и относительного.С возникновения процесса внутренней артикуляции языкового становления при членении продольных звуковых волн происходило творение феноментальных первых звуковых отношении как позывные,где приславливании этих звуков у славливающих происходило первичное условное обозначение,которое внутренне при восприятии появляло дивное состояние этого внутреннего содержания, где первичные возгласы конечно были без образа ибо эти возгласы были матом,не цензурным восприятием(не формальным),то первые мето наложения которые сегодня называют "КОРНЯМИ"(от сюда "корешки","корефаны").Славливающие звуки будут названы "славяне".По первым источникам метоопределении всего, на тот период,безобразного,конечно были такие метоформулы как "ухо"от сюда "ухоловники"то есть славливающие ухом.Как мы знаем по метоопределению ухо не одно а два от сюда происходит двоиственность "ДУШИ","ДУ-АЛИЧНОСТЬ ".Мат как звуковое отправление не имело понятии,и сопровождалось конечно жестикуляцией,мимикой и всеми первичными метоналожениями,которые обрисовывали и создавали постепенно картину мысленного понимания.Так начинался мир (начинать =наполнять)метоопредилениями языкового отношения(верно "АЗЫКОВОГО"ибо знак -Я- символизировал первого нарисованного гомосапиенса чертой мертвой статики и звуком не являлся,но предтечей этого рисунка сотворенного творцами искусственного мира(искусственный =фашисткий)конечно были эти два рисунка -О-и -V-.Так создавалась иллюстрация книжного мира черт мертвои статики,которая имела функции памятного начертания умерших,которые в своем мире мертвой статики содержали описательные картины былого,и которые по ходу прогресса искусства больше имели характер прославления мертвых, и в этом плане конечно происходило искажения в разных стилестических формах писменности и разговорной передачи. ,основанное на иллюстрации(от сюда иллюзия).Жизнь прогрессировала в искусственных продвижениях,где мат (начальная языковая материализация)языкового без образного взаимоотношения конечно приобрел путем артикуляции состояние АУРЫ форм образности,при том что появился литературный язык,или литераурный,от процесса влияния уже букв и знаков,метоопределении,где именно литературный (цензурный)язык форм и стал нам мат образным наложением от чего вознила мания величия (величие гомосапиенса существа искусства),так определились НЕСУЩИЙ ФОРМЫ ОБРАЗОВ=ТВОРЕЦ и сущий=мертвый,формальный,или образный.То есть мы теперь подошли к раскрытию вопросов о простом происхождений мира форм как токового,где в нем главные определения тех кто этот мир формально формирует.Как мы выяснели есть БЕЗ ОБРАЗНЫЙ и ОБРАЗНЫЙ,есть НЕ ФОРМАЛЬНЫЙ и ФОРМАЛЬНЫЙ,есть НЕ ТВАРНЫЕ и ТВАРНЫЕ,НЕ ТЛЕННЫЕ И ТЛЕННЫЕ,НЕ МЕРТВЫЕ И МЕРТВЫЕ.Разбираясь с тем как складывался язык чисел(слогов) мы конечно должны определить до языковое отправление сигнала в протяжных звуковых волнах где мы сразу узнаем какие голосовые отправления принодлежат женщинам а какие мыжчинам (хотя раньше этих метоопределении на было и раз мы говорим о начальном значит говорим о простом,о вульгарном(ЖАРГОНИЗМЫ=ШАРГОНИЗМЫ,ВУЛЬГАРИЗМЫ),к простому определению относится БОГИ и БОГИНИ,которые производили звуки,метоопределения,к метоопределению относятся такие формулы как "СЛАВАНЕ","УХОМСЛОВЫ"это первые детища культурного отношения (ДЕТИ БОГОВ).Кстати от "ЖАРГОНА" появилась "ЖАР ПТАХА"(ЖАР,ПТИЦА)первые можно сказать крылатая фраза формы....Искусство прогрессировало много создали филологических философий,которые образную появляли картину и в произношении крылатых фраз творцы этих фраз в своей ориентации (орнитология)при разборе и изучении фенометального состояния конечно не понимают сам предмет того что изучают,находясь в образном (информационном мире),предварительно проидя программу образования не имеют знании об образовании.От не знании они составляют разные теории о Матриархате и Патриархате(РТА ПАРХАТЬ= ПТА ХА РАТЬ)и фантазируют формах правительства, сформированного исключительно из женщин или в котором доминируют женщины.Не понимая что доминирование происходит благодаря патриархату,ибо их ведут мысли процесс появления которых они,в ком это происходит не ощущают,а это конкретно процесс шизофрении,ибо акт творения и отношения форм образования речью есть процесс шизофрении или по другому одушивление живого в мертво-формально образное. Появление же гипотезы об эпохе власти женщин связано с именами таких исследователей XVIII века, как Ж.-Ф. Лафито, И. Я. Бахофен и Л. Г. Морган. В советской исторической науке, археологии(эти науки должны заниматься совсем другим) этнографии и антропологии существование матриархата долгое время ставилось под сомнение, однако поздние исследования подтвердили версию о существовании матрицентрированного общества на ранних этапах эры земледелия на Древнем Востоке. Проф. В. Н. Дьяков доказывал существование матриархата у всех древних народов.Матрицентрированное развитие ведет к работе двух полушарий мозга благодаря чему происходит четкое адекватное понимание,ориентация в среде обитания.и появляются знания о происхожении время,жизни,смерти,бытия и небытия,в патриархальном состоянии этих знаний ни когда не будет ибо это состояние аутического выбывания в образный мир,книжный мир.От чего совсем другие ценности и другие взаимоотношения,всегда воина и распри,не уважение к друг другу,матери к отцу,в прочем об этом учит патриархальная библия.(начало было с лова "ЛОВИТЬ","С,ЛОВИТЬ УХОМ".Уральский философ фундаменалитета Барашев Фарит,основатель официальной системы ВСЕМИРНОГО МАТРИАРХАТА,автор книги ГЕНЕЗИС МАТРИАРХАТА,которая является синтезом всех областей наук.
Согласно трудам многих специалистов, в истории не существовало ни одного достоверно известного по каким-либо надежным источникам матриархального общества.
Однако даже противники теории существования матриархата как этапа развития социума, признают, что в реальности некоторый рост женского статуса всё-таки нередко наблюдался на начальном этапе развития культуры земледелия, они, однако, считают что неправомерно идентифицировать такой рост со «становлением матриархата». По мнению некоторых исследователей, мотыжное, «огородническое» земледелие произошло от собирательства - типично женского занятия в отличие от мужской охоты. С увеличением роли земледелия в хозяйственной жизни людей увеличилась и роль женщин в обществе. Впоследствии, с переходом от мотыжного земледелия к пахотному земледелию и скотоводству, социальная роль женщин упала.
Матрицентрические общества Современной науке известны общества, содержащие в себе многие признаки матрицентричного порядка.
Общества могут быть признаны матрицентричными по некоторым признакам, таким как: матрилинейность, матрилокальность и авункулизм (такое устройство семейной иерархии, при котором роль главы семейства берет на себя дядя по материнской линии). Иногда в качестве признаков матрилинейных обществ рассматриваются групповой брак, гостевой брак и даже полиандрия. Неоспоримым признаком матриархата также является материнское право (неоспоримое право матери на детей, которое вступает в силу после распада брака - дети остаются в семье матери), и порядок распределения и наследования собственности, передается по женской линии. Мужчины живут в семье матери вместе со своими сестрами по материнской линии и их детьми. Родственниками считаются только единоутробные братья и сестры, собственность семейная. Примечательно, что в матриархальных обществах мужчины, не имея никаких прав и привилегий, тем не менее имеют точно такие же обязательства перед обществом, что и в патриархальных: обеспечивают защиту, содержат свои семьи, решают прочие племенные вопросы, занимаются воспитанием детей (детей сестер). При этом семья формируется вокруг матери, а не вокруг отца.
Основой типичного матриархального общества обычно являлась матрилокальная община численностью иногда приблизительно в 200-300 человек близких родственников по женской линии. Её возглавляет старшая женщина - матриарх, - иногда её брат. Внутри семейно-родовой группы существуют много мелких семей, состоящих из женщины-матери и её детей и внуков. Из этих семей и складывался материнский род, который коллективно владеет общинной землей. Прочее же имущество является собственностью женщин, и передается от матери дочерям. Обычно в своем роду запрещалось заключать браки, во избежание кровосмешения. И потому обычно такой материнский род состоял в тесных связях с другим родом, с которым обменивался женихами и невестами (так называемая дуальная экзогамия). Иногда дуальная экзогамия перерастает во фратриальный порядок (родовой общности нескольких племен).
Есть и другой вариант матриархального порядка: племя делится на две половины, в одной живут мужчины, а в другой женщины, каждая половина живет автономно и относительно далеко друг от друга и имеет своего лидера. В матриархальных обществах, где религиозную картину мира формирует матрицентричная религия, отмечается наличие развитого пантеона женских божеств, а также наличие во главе пантеона богов верховного женского божества, олицетворяющего великую Богиню-мать. Примером может служить одно из древнейших направлений индуизма шактизм. По мере вытеснения матриархата патриархатом, женский пантеон богов заменяется мужским. Богини утрачивают свою культово-религиозное значение, они становятся второстепенными персонажами религиозной мифологии. А трон верховного божества вместо Богини-матери занимает Бог-отец. Матриархальные социумы повсеместно встречались в разное время в разных частях света, у различных народов, населяющих Азию, Африку, Европу, Северную и Южную Америку.
В настоящее время матриархальные общества с относительным доминированием женщин-матерей в некоторых сферах общественной жизни сохранились лишь в некоторых районах Тибета, Южной и Юго-Восточной Азии (например, народ ранатхари, проживающий в Индии и Непале, минангкабау, кхаси и гаро) и Африки (ашанти, йоруба и другие), где наряду с относительно высоким женским статусом типична также и полиандрия, а также матриархальный уклад сохранился у некоторых народов Микронезии.
Некоторые черты матриархата сохранились в обычаях североафриканской народности туареги, где по-прежнему присутствует матрилинейность и часто матрилокальность, а также наличествует высокая роль женщины в социальной жизни племени. У туарегов в настоящее время также существует различие между мужски

В верхнем палеолите значительно усложняется образ жизни людей, развивается строй первобытной общины. Отдельные группы неандертальцев были, по всей вероятности, чужды и даже враждебны друг другу. Огромное значение для сближения разных групп должно было иметь возникновение экзогамии, т. е. запрета брачных отношений внутри рода и установление постоянной брачной связи между представителями различных родов. Установление экзогамии как общественного института, свидетельствующего о возрастающем развитии и усложнении общественных связей, можно отнести к верхнепалеолитическому времени.

Матриархат (Подопригора, 2013)

МАТРИАРХАТ [от лат. mater- мать и греч. …- начало, власть] - термин, обычно применяемый для обозначения эпохи материнского рода, основного этапа в истории первобытного общества, времени его расцвета. В этом значении Матриархат характеризуется ведущей ролью женщины в хозяйстве и ее равноправным с мужчиной положением в обществе. Кроме того, этим же термином обозначается специфическая и неуниверсальная форма разложения первобытнообщинного строя, при котором женщины приобретают господствующее положение в обществе и материнский счет родства сменяется отцовским уже после образования раннеклассового государства.

Матриархат (Фролов, 1991)

МАТРИАРХАТ (лат. mater - мать, греч. arche - власть) - форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся первенствующей ролью женщины в общественном производстве (воспитание потомства, ведение общественного хозяйства, поддержание очага и др. жизненно важные функции) и в социальной жизни родовой общины (управление ее делами, регулирование отношений ее членов, отправление религиозных обрядов и т. д.). В области семейных отношений М. характеризовался матрилокальностью (приходом мужчин в семьи родовой общины) и матрилинейностью (счетом родства по матери).

Матриархат (НиРМ, 2000)

МАТРИАРХАТ (от лат. mater - мать и греч. arche - власть), гинекократия, материнское право, гипотетически реконструировавшаяся этнологами-эволюционистами стадия социальной эволюции, характеризующаяся доминированием женщин в семье и обществе. Представление о матриархате как об универсальном явлении, у всех народов исторически предшествовавшем , было введено в научный оборот во 2-й пол. 19 в. Й. Бахофеном, одобрительно воспринято классиками марксизма и до середины 50-х гг. 20 в. занимало господствующие позиции в советской теории первобытности. Однако уже на рубеже прошлого и нашего столетий рядом отечественных и зарубежных исследователей было убедительно показано, что наука не только не располагает данными для реконструкции подобной эпохи, но и не знает ни одного исторически или этнографически описанного общества, где бы властные функции систематически осуществлялись женщинами или нормативно закреплялось их социальное преобладание. Даже в обществах с доминирующими матрилинейными родственными институтами (см. ) управление находилось в руках мужчин...

Похожие публикации