Из чего состоит пенсия военнослужащего. Расчет второй пенсии военным пенсионерам на калькуляторе


С 1 января 2012 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 08.11.2011 № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений …" (далее – Федеральный закон от 08.11.2011 № 309-ФЗ).

Статья 2 Федерального закона № 309-ФЗ дополнила статью 43 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" (далее – Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1) частью второй, следующего содержания: "Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2%, до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%".

Федеральными законами от 08.11.2011 № 309-ФЗ и от 19.07.2011 № 247-ФЗ власть, с 01.01.2012 года, повысила военнослужащим размеры окладов за воинское звание и за воинскую должность. Но при этом понизила процентный размер за ежемесячную надбавку за выслугу лет с 70% до 40%, и ввело, для военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, находившихся на пенсии до 01.01.2012 года, понижающий коэффициент 0,54, применяемый при расчёте их пенсий.

То есть, с 1 января 2012 года денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии, было ограничено законодателем посредством введения понижающего коэффициента 0,54.

Вместе с тем был сохранён существующий ранее порядок определения размера военной пенсии, но от уменьшенной базы начисления - 50% за 20 лет выслуги и по 3% за каждый год выслуги свыше 20 лет (но в сумме не более 85%).
Размеры ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания установлены п.13 ст.2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и представлении им отдельных выплат" в следующих размерах:
- при выслуге от 2 до 5 лет – 10%;
- при выслуге от 5 до 10 лет – 15%;
- при выслуге от 10 до 15 лет – 20%;
- при выслуге от 15 до 20 лет – 25%;
- при выслуге от 20 до 25 лет – 30%;
- при выслуге 25 лет и более – 40%.

В соответствии с частью 6 ст.12 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ, понижающий коэффициент 0,54, применённый к военнослужащим и приравненным к ним лицам, не был применён в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей.
Хотя раньше они, как и мы, получали и получают денежное довольствие и пенсии от Министерства обороны РФ.

Кроме того, этот понижающий коэффициент не был применён и сейчас не применяется к федеральным государственным гражданским служащим (аппарат Президента РФ и Правительства РФ; депутаты Госдумы, Совета Федерации, региональные и муниципальные депутаты и т.д.), хотя некоторым из них оклады, в соответствии с Указом Президента РФ от 02.08.2012 № 1100, сравняли с должностными окладами военнослужащих.

До 01.01.2012 г. военные пенсии всегда исчислялись от 100% денежного довольствия с учётом индивидуальной процентной выслуги лет пенсионера. Введение понижающего коэффициента 0,54 повлекло снижение денежного довольствия со 100% до 54% для расчёта военных пенсий (пенсий сотрудникам МВД РФ и другим силовым министерствам и ведомствам) и соответственно занижение размера ее размера.

Эти действия власть объяснила тем, что она по максимуму подняла размеры денежного довольствия, но в настоящих социально-экономических условиях у государства нет денег на полные выплаты пенсий. Поэтому военные пенсионеры и приравненные к ним лица с 1 января 2012 года будут получать не 100% своей заслуженной пенсии, в зависимости от срока выслуги лет, а меньше на 46%.

Таким образом, размер пенсии при её пересмотре с 1 января 2012 года в связи с увеличением должностного оклада и оклада по воинскому званию военнослужащего соответствующей категории оказался на 46% меньше по сравнению с размером, который должен был быть в соответствии с прежней редакцией статьи 43 Закона (100% - 54% = 46%).

Власть, понимая, что она с 01.01.2012 года обокрала военных пенсионеров, приняла решение - "Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%" (ст.2 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ).

В дополнение к этому Президент РФ издал указал, где постановил - "Правительству Российской Федерации обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции" (п.1 пп.г) Указа Президента РФ от 07.05. 2012 N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации")".

Приняв решение о начале с 01.01.2013 года ежегодно увеличивать размер военной пенсии на 2% или более, власть рассчитывала, что она этим самым b>приведёт размер наших пенсий к величине в 100%, предположительно, к 2035 году.

Ну и сколько пенсионеров доживёт к 2035 году до своей, заслуженной ранее 100%-ой пенсии, особенно из тех, кому в 2012 году исполнилось 60 лет? По данным Росстата 2016 года, средняя продолжительность жизни российских мужчин составляет 65,8 года, женщин - 76,6.

На все жалобы, заявления и прочие протесты против применения с 01.01.2012 года понижающего коэффициента 0,54 только к военнослужащим и приравненным к ним лицам, Конституционный Суд РФ ответил своим Определением от 24.09.2012 № 1800-О "По запросам Свердловского районного суда города Костромы о проверке конституционности части второй статьи 43 закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Определение Конституционного Суда РФ констатировало законность применения понижающего коэффициента следующими положениями:

"Само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат – при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан – является прерогативой законодателя (постановления от 19.06.2002 №11-П, от 27.11.2008 №11-П, определения от 11.07.2002 № 191-О, от 16.05.2007 № 375-О-П и др.), при этом изменение законодателем ранее установленных условий пенсионного обеспечения должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (постановления от 24.05.2001 № 8-П, от 29.01.2004 № 2-П и др.).

Снизив размер денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий лицам, уволенным с военной службы, со 100% до 54%, законодатель предусмотрел, что исчисление пенсий осуществляется исходя из нового – более высокого денежного довольствия, обеспечив тем самым увеличение размера получаемых гражданами пенсий.

Таким образом, оспариваемая норма – несмотря на снижение предусмотренного ею процентного размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий лицам, уволенным с военной службы и членам их семей, – направлена на увеличение с 1 января 2012 года абсолютного размера указанных пенсий в денежном выражении".

Однако, ст.2 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ и п.1 пп.г) Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 604, Правительством РФ, не выполняются с 2013 года (уже 5 лет). Эти положения указанных федеральных законов и индексация денежного довольствия военнослужащих, постановлениями Правительства РФ, были заморожены (отменены) до 01.01.2018 года.

При этом заморозка индексации денежного довольствия (окладов) не распространялась до 01.01.2017 года на следующие категории военных пенсионеров, в том числе членов их семей (п.6 ст.12 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ):
- судей Военной коллегии ВС РФ и военных судов;
- прокурорских работников (включая военнослужащих органов военной прокуратуры);
- сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ);
- федеральных государственных гражданских служащих.

Вместо индексации, власть, с 01.01.2013 года, увеличивает нам военные пенсии путём повышения так называемого "понижающего коэффициента", который 1 января 2012 года составлял 54% (с 01.01.2013 г. - 56%, с 01.10.2013 г. - 58,05%, с 01.01.2014 г. - 60,05%, с 01.01.2015 г. - 62,12%, с 01.10.2015 г. - 66,78%, с 01.02.2016 г. - 69,45%, с 01.02.2017 г. - 72,23%).

Ежегодное повышение понижающего коэффициента выдаётся властью, как повышение пенсий на уровень инфляции, но это не есть индексация денежного довольствия военнослужащих или пенсий военных пенсионеров, это есть возвращение украденных у нас процентов от заслуженной нами ранее пенсии по выслуге лет.

Но и тут власть обманывает военных пенсионеров. Чиновники от власти годовое повышение пенсии считают, как сумму величин повышения, произведённых за год. Выглядит это вот так:
2013 год:
с 1 января 2013 года - на 3,7 %;
с 1 октября 2013 года - на 4,5 %;
Итого за 2013 год увеличение "военной пенсии" на 8,2 %.
2014 год:
с 1 января 2014 года - на 2,7%;
с 1 октября 2014 года - на 3,5 %;
Итого за 2014 год увеличение "военной пенсии" на 6,2 %.
2015 год:
с 1 октября 2015 года - на 7,5 %;
Итого за 2015 год увеличение "военной пенсии" на 7,5 %.
2016 год:
с 1 февраля 2016 года - на 4 %;
Итого за 2016 год увеличение "военной пенсии" на 4 %.
С 1 февраля 2017 - на 4 %."

Они полагают, что если в 2013 году "индексация" пенсий произведена с 01.01.2013 г. на 3,7% и с 01.10.2013 г. на 4,5%, то годовая "индексация" (повышение) составляет 8,2%.

Но это совсем не так! Фактически же годовая "индексация" (увеличение) военной пенсии рассчитывается следующим образом и составляет:
- в 2013 г. – (3,7% * 9 мес. + 8,2% * 3 мес.) : 12 мес. = 4,8%;
- в 2014 г. – (2,7%*9 мес. + 6,2%*3 мес.) : 12 мес. = 3,6%;
- в 2015 г. – (3,5%*9 мес. + 11%*4 мес.) :12 мес. = 6,3%;
- в 2016 г. – (4%*12 мес.) : 12 мес. = 4,0%;
- в 2017 г. – (4%*12 мес.) : 12 мес. = 4,0%.
А это значит, что военная пенсия за прошедшие годы увеличилась не на 25,9%, как они считают, а только на 22,7%.

За прошедшие пять лет нормативными правовыми актами РФ с 1 января 2013 года по 1 января 2018 года были приостановлены действия следующих правил пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД, ГПС, в органах наркоконтроля, в учреждениях и органах УИС, в Росгвардии, и их семей:
- индексация денежного довольствия и военных пенсий в соответствии с ростом цен на потребительские товары и услуги;
- денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера (индексация);
- с учетом уровня инфляции (потребительских цен) Законом о федеральном бюджете указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%.

Повышение пенсий только за счёт увеличения размера понижающего коэффициента не покрывало даже официальный уровень инфляции по стране, установленный Росстатом (таблица № 1). Таблица № 1

Из таблицы видно, что с учётом официальной инфляции, установленной Правительством РФ, военные пенсии, ежегодно, повышались ниже уровня инфляции и по состоянию на 01.02.2017 года их недоиндексирование составило 27,4%. А действительности же, исходя из реальной величины инфляции, этот процент недоиндексации (27,4%) нужно увеличивать в 2-3 раза.
В результате приостановления вышеуказанных действий, гарантия государства по защите денежного довольствия военнослужащих и пенсий военных пенсионеров от обесценивания оказывается не выполненной на протяжении вот уже пяти лет (2013-2017гг.). Это привело к тому, что на 1 января 2017 года денежное довольствие военнослужащих и военные пенсии обесценились более чем на 44%. А покупательная способность военной пенсии, за рассматриваемый период, сократилась на 19%
(2,76: 3,42 = 0,81 или 19%).

На 1 января 2012 года средняя военная пенсия составляла 16 953 руб. Прожиточный минимум пенсионера (ПМП) на 1 квартал 2012 г. – 4963 руб. (Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 613). Отношение пенсии к ПМП - 3,42 (16 953: 4963 = 3,42).

На 1 февраля 2017 года средняя пенсия – 23600 руб., ПМП – 8540 руб. (ФЗ от 19.12.2016 № 415-ФЗ). Отношение пенсии к ПМП - 2,76 (23600: 8540 = 2,76).
Таким образом, покупательная способность за период с 01.01.2012 по 01.02.2017 годы, понизилась на: 2,76: 3,41 = 0,81 или в процентах 19%.

По закону пенсии должны ежегодно индексироваться на уровень инфляции предыдущего года. В 2015 году официальная инфляция составила 12,91%. Но из-за нехватки средств в бюджете 2016 года, военные пенсии были проиндексированы только на 4%.
В связи с невозможностью проведения второй (дополнительной) индексации пенсий в октябре 2016 года, правительство решило компенсировать ее единовременной выплатой в 5 тыс. рублей, которую должны были получить и военные пенсионеры.
22 ноября 2016 года Президент РФ подписал соответствующий Федеральный закон № 385-ФЗ. До 15 февраля 2017 года все военные пенсионеры, вместо октябрьской 2016 года индексации пенсии, получили единовременную выплату в размере 5000 рублей.

В замене индексации единовременной выплатой в размере 5000 рублей выгадало Правительство РФ, а военные пенсионеры прогадали, т.к. в последующие месяцы, до следующей индексации в 2017 году, размер военной пенсии остаётся такой же, каким он стал в феврале 2016 года.
Это значит, что такими действиями, власть, пополнила бюджет за счёт пенсионеров, обворовав их на сумму, значительно более чем 5000 рублей. В среднем каждый пенсионер недополучит в год, начиная с 2017 года, около 12 000 рублей.

Посмотрим, как реально эти нововведения отразились на пенсиях военных пенсионеров:

Формула расчета военных пенсий в 2011 году:
(ОВД + ОВЗ + НВЛ) × (50% + 3% (за каждый год службы) + доплата по Указу Президента РФ (1000 руб. доплата к пенсии).

НВЛ – Надбавка за выслугу лет.
Пример расчета: «подполковник» (25 лет службы):
(4750,45 + 3408,37+ 5303,23) × 65% + 1000 = 12 606 руб.

Формула расчета военных пенсий с 01.01.2012 года:
(ОВД + ОВЗ + НВЛ) × (50% + 3%) (за каждый год службы) × 54% (+ 2% ежегодно в случае не индексации денежного довольствия). Доплата к пенсии 1000 руб. была отменена.
(24 000 + 12 000 + 10 800) × 65% × 54% = 16 426.2 руб.
ОВД – Оклад по воинской должности;
ОВЗ – Оклад по воинскому званию;

54% - введённый понижающий коэффициент 0,54.
Размеры окладов зависят от установленного тарифного разряда.

Формула расчета военных пенсий с 01.02.2017 года:
(ОВД + ОВЗ + НВЛ) × (50% + 3%) (за каждый год службы) × 72,23%
Пример расчета: «подполковник» (выслуга 25 лет):
(24 000 + 12 000 + 14 400) × 65% × 72,23% = 23 662.55 руб.
ОВД – Оклад по воинской должности;
ОВЗ – Оклад по воинскому званию;
НВЛ – Надбавка за выслугу лет;
65% - размер пенсии при максимальной выслуге лет 25%;
72,23% - размер введённого понижающего коэффициента с 01.02.2017 года.

Должностные оклады по воинской должности и воинскому званию для формулы расчёта военной пенсии с 01.02.2017 года указаны в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 № 992 " Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту" (с изменениями на 29.12.2016 г.) (ред., действующая с 11.01.2017 г.).

Размеры окладов по нетиповым воинским должностям военнослужащих устанавливаются руководителями федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, применительно к размерам окладов по типовым воинским должностям.

При сравнении представленных формул, можно четко увидеть, что пенсии после 01.01.2012 года стали меньше на 46%.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (с изм. и доп. от 19.12.2016 г.) денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливаются следующие дополнительные выплаты (ст.2 части 13, 15, 17 - 24 и 26):
- ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания;
- ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс) к окладу по воинской должности;
- ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну к окладу по воинской должности (до 65%);
- ежемесячная надбавка за особые условия военной службы к окладу по воинской должности (до 100%);
- и так далее …

Однако все существующие многочисленные надбавки, применяемые к действующим военнослужащим, не учитываются при расчете их пенсии, т.е. в пенсионнообразующую базу для расчёта военной пенсии они не входят.

В соответствии с ч.1 ст.43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-I при расчете величины денежного довольствия, используемого при исчислении военной пенсии, используются только :
- оклад по воинской должности или должностной оклад;
- оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях);
- ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Вместе с тем с 1 января 2017 года, в соответствии с п.2 и п.3 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 № 818 (в ред. от 09.08.2016) "Об утверждении Правил определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих" размер пенсии им за выслугу лет, рассчитывается из их среднемесячного заработка.

Для определения среднемесячного заработка учитывается денежное содержание гражданских служащих, состоящее из следующих выплат:
- месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином федеральной государственной гражданской службы;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе;
- ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы;
- ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
- ежемесячное денежное поощрение;
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
- единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Кроме того, учитываются также другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Иными словами – пенсия за выслугу лет для гражданских служащих рассчитывается со всего их дохода, со всех выплат, получаемых ими при прохождении государственной службы.

Почему военнослужащие и приравненные к ним лица поставлены в этой части законодательства в худшие условия, чем гражданские пенсионеры, нам не понятно.

Если военная служба входит в единую систему федеральной государственной службы, тогда почему для военнослужащих и приравненных к ним лиц, при расчёте пенсий, учитывается только одна ежемесячная надбавка, а для федеральных государственных гражданских служащих учитываются все многочисленные надбавки к заработку?

В данном случае, как мы считаем, законодатели и Правительство РФ нарушили в сфере пенсионного обеспечения принцип равенства, запрещающий вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях)", установленной Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.06.2007 № 12-П. А Решения Конституционного суда РФ обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации, для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Если служба в Вооружённых Силах действительно является особым видом федеральной государственной службы, которая обуславливает не только предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод, но и предопределяет обязанность государства в силу ст.1 (п.1), 2, 7, 15 (п.1), 17 (п.3), 19 (п.2), 37 (п.1 и 3), 39 (п.1 и 2), 45 (п.1), 59 и 71 (пункты "в", "м", "т") Конституции РФ - гарантировать им повышенную социальную защиту (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 № 6-П).
Чего мы, к сожалению, не наблюдаем.

В российском законодательстве и среди государственных чиновников принято сравнивать средний размер военной пенсии со средним размером "гражданской" (трудовой) пенсии. И при этом законодатели и чиновники строго стремятся придерживаться того, чтобы размер военной пенсии составлял не более чем 1,7 от трудовой пенсии.

Вообще же сравнивать трудовую пенсию по старости и военную пенсию за выслугу лет некорректно по ряду причин и, прежде всего, в силу разной социально-экономической природы этих пенсий.
Такая традиция ведётся со времён СССР, когда армия была многомиллионная и военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, также было много. Сейчас же военных пенсионеров стало значительно меньше.

Кроме того, военная служба в соответствии с ст.2 и 6 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ (в ред. от 23.07.2016) "О системе государственной службы Российской Федерации", включена в систему федеральной государственной службы и является видом государственной службы, куда входят и федеральные государственные гражданские служащие.

По данным Росстата на 2016 год число федеральных, региональных и муниципальных государственных гражданских служащих составило около 1,1 мил. человек, что значительно больше, чем их было во всём СССР.

Единственным источником благосостояния в Российской Федерации является труд её граждан, направленный на производство благ, полезных для людей, общества и государства. Народ "содержит" государство, в том числе силовые структуры и чиновников всех уровней.

Но почему-то только военные пенсии по выслуге лет и пенсии приравненных к ним лиц должны соответствовать установленному критерию 1,7 в отношении к трудовым пенсиям по старости. Данный критерий, по неизвестной нам причине, не распространяется на пенсии по выслуге лет для федеральных государственных гражданских служащих.

По нашему мнению, раз нас всех "содержит" народ, значит, критерий 1,7 обязательно должен действовать (применяться) для пенсий по выслуге лет к федеральным государственным гражданским служащим. Почему этого сейчас нет – власть пока ответа на этот вопрос не даёт.

Л.Гришин

Граждане, которые проходят службу в силовых структурах России, при получении определенного стажа имеют право оформить военную пенсию.

Размер и условия получения прописаны законодательством, ежегодно суммы меняются в зависимости от темпов инфляции и экономической ситуации в стране.

Условия назначения

В России военным пенсионером можно стать независимо от возраста. Некоторые граждане получают заслуженный отпуск до достижения 40 лет. Главным условием является наличие стажа в силовых структурах от 20 лет.

К таким учреждениями относятся:

  • противопожарные ведомства;
  • Министерство обороны и все части в его подчинении;
  • полицейские службы;
  • учреждения пенитенциарной службы;
  • федеральные ведомства особого значения.

Пенсионное содержание можно оформить досрочно, если при несении службы человек стал инвалидом. Его родственники получат пенсию в случае смерти военного. С учетом особо опасных условий работы, граждане могут стать пенсионерами в 32-35 лет, на размер выплат это не влияет.

Чтобы военный мог оформить пенсию, он должен подойти в комиссариат, где состоит на учете. Там потребуется предоставить:

  • паспорт;
  • военный билет;
  • личное дело;
  • предписание.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Если сотрудники военкомата одобрили заявку, гражданин должен донести СНИЛС, трудовую книжку, 2 новые цветные фотографии размером 3х4 см., и денежный аттестат. Военному выдадут справку о рассмотрении заявки с датой принятия решения.

В некоторых случаях требуется донести справку о неполучении пенсии, она выдается в Пенсионном фонде.

Чтобы оформить денежный аттестат, нужно подойти в бухгалтерию учреждения, где военный проходил службу. У военкомата есть 3 месяца на принятие решения, при отказе они укажут причины и способы их исправления.

Виды

Военная пенсия бывает 4 видов:

  • за выслугу лет.;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца, если военнослужащий погиб при несении службы или от травмы, полученной на работе;
  • по старости.

Федеральным законом №4468-1 регулируется порядок и условия оформления и получения каждого вида пенсии.

Размер пенсионного обеспечения

Согласно данным Пенсионного фонда, средний размер пенсионного обеспечения бывших военных составляет от 15 до 20 тысяч рублей. Сумма зависит от звания и стажа работы гражданина. В 2019 году планируется рост военных пенсий на 10% (зависит от региона прохождения службы)

У военнослужащих, выходящих в отставку, возникает ряд злободневных вопросов:

В наших дальнейших материалах мы постараемся максимально полно ответить на все эти вопросы.

Кто имеет право на военную пенсию

Военные пенсии отличаются от социальных или страховых пенсий, прежде всего, условиями назначения. Для военнослужащих разработан особый, льготный порядок назначения пенсий до достижения общего пенсионного возраста. Кроме того, военные пенсии выплачиваются не Пенсионным фондом РФ, а непосредственно фондами Министерством обороны, ФСБ, ФСИН, МВД.
Основные правила назначения военных пенсий регулируются ФЗ № 4468-1. В нем перечислены структуры, прохождение службы в которых дает право на военное пенсионное обеспечение:

  • Министерство обороны РФ;
  • Органы внутренних дел РФ;
  • Учреждения и Органы уголовно-исправительной системы;
  • Органы по контролю за оборотом наркотических средств;
  • Органы противопожарной безопасности.

Какие виды военных пенсий предусмотрены государством

Условно военные пенсии можно разделить на 3 вида:

  • Пенсия по выслуге лет назначается военнослужащим, стаж службы которых в перечисленных выше структурах составляет не менее 20 календарных лет. Такая пенсия назначается бессрочно. Выплаты могут быть прекращены только в случае смерти пенсионера.
    Пенсия по смешанному стажу назначается лицам, достигшим 45-летнего возраста, уволенным со службы в результате ОШМ, имеющим общий стаж не менее 25 лет, 12,5 из которых составляет военная служба. Пенсия назначается пожизненно.
  • Пенсия по инвалидности назначается в соответствии со справкой МСЭ инвалидам I, II, III группы на период действия этой справки.
  • По потере кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи: детям и несовершеннолетним лицам, находящимся на иждивении, - до 18 лет; детям (иждивенцам), обучающимся в учебных заведениях на стационарной форме – до 23 лет; супругам, достигшим 55-летнего возраста для женщин и 60-летнего возраста для мужчин – бессрочно.


Вопрос о назначении военной пенсии

Чтобы оформить военную пенсию, лицам, имеющим такое право, необходимо обратиться в пенсионные органы служб и министерств, в которых граждане проходили службу, или в Пенсионный фонд по месту жительства. Орган выбирается в зависимости от обстоятельств, влияющих на пенсионные выплаты.

Нормативные документы, которые учитываются при расчете военной пенсии

На размер военной пенсии влияет оклад по воинскому званию; оклад по занимаемой должности; величина надбавки за выслугу лет; стаж выслуги. Эти данные регламентируются законами:

  • ФЗ № 306 и ФЗ № 309 (2011 г.) В этих законах определяются все виды довольствия для лиц, служащих по призыву (оклад и другие выплаты), и лиц, проходящих службу по контракту (оклад по званию).
  • ФЗ № 4468-1 от 12 февраля 1993 г. определяет максимальный размер пенсионных начислений для военных пенсионеров.
  • ФЗ № 76 от 27 мая 1998 г. определяет права и льготы военных пенсионеров.
  • Постановление Правительства № 992 от 5 декабря 2011 г. определяет порядок установления должностных окладов в соответствии с должностями и званиями военнослужащих, проходящих службу по контракту.


Как рассчитать размер военной пенсии

На размер пенсии влияет множество факторов, но ориентировочную сумму военнослужащие могут рассчитать самостоятельно.
Итак, в основную военную пенсию входит(50% заработной платы (оклад по воинской должности (ОД) + оклад по воинскому званию (ОЗ)), надбавка за выслугу лет (НВЛ), 3% за каждый год сверхсрочной службы (СС), но не более 85%) х понижающий коэффициент (ПК). В 2017 году он составляет 72,23%.
((ОД + ОЗ + НВЛ) х 50 + (ОД + ОЗ + НВЛ)х 3)) х ПК= размер военной пенсии
Покажем расчет на примере. Иванов И.И. вышел в отставку в 2017 г. по выслуге лет, военный стаж составил 21 год. Его оклад по должности командира отделения составлял 15 000 руб., а по званию капитана-лейтенанта – 11 000 руб. Надбавка за стаж составляет 30 % (от 20 до 25 лет). 3 % от совокупного денежного довольствия за 1 год службы свыше 20 лет.
((15000 + 11000+ 7800) х 50 %+ (15000 + 11000 + 78000) х 3%)) х 72,23 = 12 939 руб. 28 коп.
Важно! При начислении пенсии также учитывается районный коэффициент (например, в Чукотском АО он равен 2; в Республике Коми – 1,6; в Кемеровской области – 1.3 и т.д.); наличие иждивенцев; наличие наград и званий; надбавки за квалификационные категории и пр. Не всегда мы можем получить очередное звание и более высокооплачиваемую должность во время работы, однако мы можем повысить денежную выплату существенно за счёт стажа.
В следующей статье мы расскажем, какие категории военных пенсионеров имеют право на вторую пенсию.

Провести расчет пенсии военнослужащего может оказаться очень не просто.

К пенсии за выслугу лет

  • Если получатель имеет иждивенцев, ему будет дополнительно выплачиваться 32% РР за одного, 64% за двоих и 100% за троих и более.
  • Если он участвовал в Великой Отечественной, то положена надбавка в 64% от РР (в дальнейшем все проценты также будут считаться не от пенсии в целом, а именно от РР), то есть в 5 465,60 рублей для 2017 года.
  • Если военный заработал пенсию по выслуге лет, и при этом является инвалидом, то ему положена надбавка в 100%.

К пенсии по инвалидности

Выплаты будут определяться тем, какая группа инвалидности у получателя, а также как она была приобретена – либо это стало следствием исполнения им служебного долга, либо же связь опосредованная, просто инвалидность была приобретена просто во время его нахождения на службе – в первом случае полагается более высокая надбавка.

  • Если инвалид I либо II группы получил инвалидность из-за выполнения долга, то он получает дополнительно 85% от суммы денежного довольствия (обратите внимание – в данном случае не от РР), если он получил её просто во время службы, то 75%. Для инвалида III группы выплаты составят в первом случае 50%, а во втором 40%.
  • А вот при получении инвалидности на срочной службе расчёт будет, как и прежде, вестись в процентах от РР: инвалиду I группы при получении травмы из-за службы положено 300%, при получении её во время, но не вследствие – 250%. Для инвалидов II группы эти величины установлена на уровне 250 и 200%, что до третьей, то они составляют 175 и 150%.
  • При достижении гражданского пенсионного возраста полагается надбавка в 100%.
  • Если инвалид принадлежит к I или II группе, и не работает, ему делается та же надбавка за иждивенцев, что и к пенсии за выслугу лет.
  • Та же надбавка за участие в ВОВ, что и к пенсии за выслугу лет.

К пенсии по потере кормильца

  • При достижении или инвалидности получателя делается надбавка в 100% РР для обеспечения ухода за ним.
  • При потере нескольких кормильцев – 200% РР, за исключением случаев, в которых гибель была вызвана противоправными действиями самого кормильца.
  • Проходящим очное обучение детям младше восемнадцати лет, а также инвалидам с детства первых двух групп, потерявших обоих кормильцев – 200% РР.
  • Детям инвалидам и инвалидам с детства, принадлежащим к I или II группе при потере обоих родителей — 32% РР.

Пример расчета

Проведём расчет военной пенсии, чтобы наглядно проиллюстрировать изложенное ранее. В.Г. Волков отслужил 34 года в войсках и вышел в отставку в звании полковника, будучи командиром танкового полка, имея 23 тарифный разряд и оклад 26 500 рублей. Прибавка за звание полковник составила 13 000. Рассчитаем доплату за выслугу лет:

(34 – 20) x 3 = 42%

(26 500 + 13 000) x 0,42 = 16 590.

Сумма составит (26 500 + 13 000) x 0,5 + 16 590 = 36 340 рублей – 0,5 здесь фигурирует, поскольку берётся лишь 50% довольствия.

Теперь нужно будет применить понижающий коэффициент:

36 340 x 0,7223 = 26 248,38 рубля – именно такой будет базовая выплата для получателя без всяких надбавок, и она очень и очень невелика, учитывая, что он имеет звание полковника – естественно, до такого дослуживаются немногие, в большинстве же пенсия будет ещё ниже, и значительно. Надбавки облегчают положение, но основная часть граждан может рассчитывать разве что получить надбавку за иждивенцев – за каждого прибавляется примерно 2 700 рублей. Ещё одним фактором может стать районный коэффициент, предусмотренный для не самых благоприятных для жизни областей России. К примеру, проживая в Кемском районе Карелии можно рассчитывать на коэффициент 1,4, то есть выплата (с учётом всех надбавок) будет увеличиваться на 40%. Предположим, у гражданина Волкова два иждивенца, и он живёт именно в Кемском районе. Тогда итоговый расчёт будет выглядеть так:

26 248,38 + (8 540 x 0,64) x 1,4 = 44 399,57 рубля – именно такой будет его пенсия.

Вам это будет интересно

Законодательством по пенсионному обеспечению военнослужащих для этой категории граждан установлено три вида пенсий :

  • по выслуге лет;

При этом законом оговорены некоторые нюансы при получении права на пенсионное обеспечение:

  • Пенсия по выслуге лет назначается и выплачивается ее получателю после его увольнения со службы .
  • Назначение пенсии по инвалидности или потери кормильца не зависит от продолжительности службы военнослужащего .
  • Пенсионное пособие по инвалидности устанавливается, если она наступила во время прохождения службы или в течение трех месяцев после увольнения, или еще позже, но возникла по болезни или вследствие травмы, полученной в период службы.

Допускается поступление военного пенсионера вновь на военную службу или службу в органах внутренних дел, либо в другие, предусмотренные законом службы. Правда в таком случае выплата назначенных ему пенсионных пособий на время службы прекращается и сможет возобновиться при следующем его увольнении, когда он заявит о восстановлении обеспечения в пенсионный орган.

Условия назначения военной пенсии за выслугу лет

В соответствии со статьей 13 закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 право на установление пенсии за выслугу лет имеют категории военнослужащих, которые на день увольнения со службы имеют выслугу в размере не меньше 20 лет или уволены со службы по причине достижения максимальных возрастных ограничений по пребыванию на службе, по здоровью или по результатам организационно-штатных изменений.

Пенсионное содержание за выслугу лет для второй категории военнослужащих назначается при условии, что на день увольнения они:

  • достигли возраста 45 лет ;
  • имеют общий трудовой стаж 25 лет и более , из них не меньше 12 лет и шести месяцев стажа составила военная служба и (или) служба в предусмотренных законом органах и учреждениях.

Порядок исчисления выслуги

При исчислении выслуги лет для назначения военной пенсии в расчет принимаются периоды службы:

  • военная, в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе (включая предшествующую назначению работу в этой системе по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий);
  • в органах, контролирующих оборот наркотических средств и психотропных веществ;
  • в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Офицерам и лицам из начальствующего состава в выслугу лет может засчитываться период их учебы до выхода на службу (но не больше 5 лет ) - один год учебы идет за шесть месяцев службы. Служба в особых условиях засчитывается в выслугу лет в льготном исчислении.

В воинский стаж также включается время службы:

  • в Федеральной службе войск национальной гвардии РФ;
  • в отрядах и соединениях партизанских советских;
  • время работы в органах гос. власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с условием оставления на военной службе или в составе вышеуказанных органов и учреждений;
  • время нахождения в плену (если военнослужащий попал в него не добровольно и, находясь там, не совершил преступления против своего государства);
  • период отбывания наказания и содержания под стражей при необоснованном привлечении к ответственности или репрессированных и потом реабилитированных.

Размер пенсионного обеспечения

Каков будет военнослужащего за выслугу лет, зависит от нескольких факторов: военного стажа (выслуги), должности и звания, (ДД), наличия условий для увеличения и надбавок. Пенсионное содержание военнослужащего устанавливается в соответствии со ст. 14 закона от 12.02.1993 N 4468-1:

  • Для лиц с выслугой 20 лет пенсия назначается в размере 50% от сумы ДД.
  • Дополнительно за каждый год, превышающий 20 лет выслуги, добавляется 3%, но не больше 85% .

Для лиц, имеющих 12 лет и 6 месяцев военной службы и (или) службы в других органах, предусмотренных законом, при общем трудовом стаже в 25 лет и больше, пенсионное пособие назначается в размере 50% от ДД за общий стаж 25 лет плюс 1% от суммы ДД за каждый год свыше.

Кроме этого законом определены следующие моменты:

  • Пенсионеру, который проживает в местности, где к ДД устанавливаются коэффициенты , на период его проживания там они применяются при расчете пенсии, надбавок и увеличений.
  • Пенсионерам, отслужившим на Крайнем Севере и приравненных к нему районах не меньше 15 и 20 лет, при их переезде на место жительства за пределы этих районов, пенсия (с учетом надбавок и увеличений) которая была назначена с применением северных коэффициентов, сохраняется . А тем, которые проживают в местностях, где коэффициент не установлен или применяется в меньшем размере, чем по последнему месту службы, пенсия начисляется (включая надбавки и увеличения) с применением коэффициента по последнему месту службы (предельный размер 1,5). При этом не зависит время обращения за назначением пенсии.

Денежное довольствие военных при начислении пенсии

Базовое (ДД), используемое для исчисления его пенсии в соответствии с законодательством складывается из составных частей:

  • воинского должностного оклада;
  • оклада в зависимости от воинского или специального звания (за исключением повышения за службу в особых местностях или условиях);
  • ежемесячной или процентной надбавки за стаж службы (выслугу лет), в том числе выплат по индексированию ДД.

С 1 января 2018 года денежное довольствие было увеличено на 4% , в следствие чего повысились и военные пенсии.

В 2018 году при начислении военной пенсии учитывается ДД в размере 72,23% от суммы базового ДД. Законом планировалось ежегодное увеличение на 2% до достижения 100% размера, однако действие этого положения приостановлено.

Условия повышения суммы выплат

Некоторым категориям пенсионеров суммы выплат за выслугу лет подлежат повышению при условии их отношения к той или иной группе получателей. В процентах от расчетного размера пенсии (РРП) , устанавливаемой в размере социальной пенсии (5240,65 рублей с 1 апреля 2018 года) увеличение производится:

  • инвалидам в результате военной травмы от 175 до 300% от РРП ;
  • инвалидам, участвовавшим в Великой Отечественной войне и лицам, имеющим награду «Жителю блокадного Ленинграда», ставшими инвалидами - от 100 до 250% ;
  • участникам Великой Отечественной войны (ВОВ), ветеранам боевых действий; бывшим узникам (несовершеннолетним) фашистских концлагерей и т.п.; лицам, получившим награду «Жителям блокадного Ленинграда» (если они не получают надбавку за инвалидность); инвалидам с детства, получившим ранения или увечья в результате боевых действий во время ВОВ или их последствий - на 32% от РРП ;
  • тем, кто не меньше полугода был на военной службе или проработал в период ВОВ, не включая работу на временно оккупированных территориях СССР, либо имеют ордена и медали СССР за самоотверженный труд и безупречную военную службу в годы ВОВ, а также необоснованно политически репрессированным, затем реабилитированным - на 16 процентов РРП .

В расчете от размера пенсии на 15-100% пенсии повышаются:

  • Героям Советского Союза, РФ и награжденным орденом Славы трех степеней;
  • Героям Социалистического Труда, Труда РФ;
  • чемпионам Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр;
  • лицам, которые получили орден Трудовой Славы трёх степеней или орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней.

Лицам, которые неоднократно удостоены звания Героя Советского Союза, РФ, Социалистического Труда или Героя Труда РФ, пенсионное содержание повышается соответственно каждому полученному званию .

Надбавка за выслугу лет военнослужащим

К пенсионному пособию за выслугу лет в определенных случаях предусмотрено начисление надбавок . Они определяются в процентах к расчетному размеру пенсии (РРП). Законом установлены надбавки следующим получателям:

  • пенсионерам (на уход за ними), которые имеют инвалидность 1 группы, либо по достижению ими возраста 80 лет - 100% РРП ;
  • пенсионерам, которые не работают и имеют на иждивении членов семьи (нетрудоспособных) при условии, что последним не выплачивается или пенсия:
    • 32% -при одном нетрудоспособном;
    • 64% - при двух нетрудоспособных;
    • 100% - при трех и более.
  • пенсионерам, участвовавшим в Великой Отечественной войне, не являющимся инвалидами: 32% , а при достижении ими возраста 80 лет - 64% . Надбавка не начисляется, если пенсия уже исчислена с применением увеличения.

Право на долю страховой пенсии

Если военный пенсионер, уволенный со службы, продолжает трудиться на гражданских должностях, и работодатель отчисляет за него в пенсионный фонд, либо пенсионер осуществляет деятельность как ИП с уплатой соответствующих взносов в ПФР, он может иметь право на получение второй пенсии - (кроме фиксированной выплаты к ней) при достижении им требуемых законом условий:

  • Возраста 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин. Возможно назначение страховой пенсии по старости за работу в особых тяжелых условиях и местностях.
  • Минимального не меньше 9 лет (если он не был учтен при ). Требование к стажу увеличивается каждый год на 1 год до размера 15 лет.

При расчете страхового стажа из него исключаются периоды службы, которые имелись до назначения пенсии по инвалидности, или время службы и другой деятельности, которые уже учли при подсчете размера пенсии за выслугу лет.

Дополнительные требования , предусмотренные для назначения страховой пенсии:

  • Минимальный размер (ИПК) - 13,8. Требование к нему ежегодно увеличивается на 2,4, пока он не повысится до 30.
  • Наличие военной пенсии за выслугу лет или .

Порядок и сроки обращения за назначением

За назначением военной пенсии по выслуге лет необходимо обращаться в органы тех служб, в которых получатель пенсии служил перед увольнением : пенсионные органы Министерства обороны РФ, МВД РФ, Федеральной службы исполнения наказаний и ФСБ РФ. При обращении военнослужащему требуется подать:

  • заявление на установление пенсии;
  • документы (при необходимости), подтверждающие наличие условий для увеличения выплат или установления надбавок.

Обратиться в пенсионный орган можно лично или переслать заявление и документы по почте. После проверки представленных документов, если с ними все в порядке, в течение десяти дней после подачи заявления (если необходимые документы представлены не позже 3 месяцев со дня, когда их затребовали) проводится назначение пенсионного пособия.

Если обращение за назначением пенсионного содержания поступило несвоевременно, пенсия за прошлый период устанавливается со дня, когда у лица возникло право на него, но не больше чем за 12 месяцев до дня обращения.

Общий порядок выплаты пенсионного обеспечения

Законодательством определен порядок выплаты пенсионного обеспечения и оговорены некоторые иные условия его получения:

  • Выплата военного пенсионного содержания производится через Сберегательный Банк России зачислением на счет получателя, либо перечислением через почтовые услуги связи по месту жительства или пребывания пенсионера. По согласованию с Министерством Финансов РФ решением федерального органа исполнительной власти порядок выплат пенсионных пособий может быть изменен.
  • Получать пенсионное пособие пенсионер может сам лично, либо с помощью доверенного лица, оформленного в соответствие с законодательством.
  • Выплата военной пенсии не зависит от того имеется или нет у ее получателя заработок по трудовому договору или иной доход. В этом случае не выплачиваются надбавки на иждивенцев и по инвалидности.
  • Пенсия, начисленная и не полученная пенсионером своевременно по его вине, подлежит выплате за время, которое прошло, но не больше чем за 3 года до обращения за ней. В случае неполучения пенсии по вине выплачивающего ее органа, выплата производится за все прошлое время.
Похожие публикации